Имя «Энох» означает «начатый», «посвящённый», «обученный».
Имя «Энох» означает «начатый», «посвящённый», «обученный».
Уйдя от Божьего присутствия (ст. 16), Каин соорудил город для своей защиты и поддержания своего существования. Внутри этого города он произвёл культуру, в которой не было Бога. В саду Бог был для человека всем — его защитой, обеспечением, снабжением и развлечением. Потеряв Бога, человек потерял всё. Потеряв Бога, человек был вынужден изобрести человеческую культуру, основными элементами которой были города для существования, разведение скота для материального обеспечения, музыка для развлечения и оружие для защиты (ст. 20-22). Изобретённая в Быт. 4 безбожная культура будет развиваться всё дальше, пока не достигнет своей высшей точки в Вавилоне Великом (Отк. 17 — Отк. 18).
Имя «Сиф» означает «назначенный». После того как Авель умер смертью мученика, Бог назначил Сифа, чтобы он вместо Авеля шёл Божьим путём спасения.
Имя «Энос» означает «хрупкий, смертный человек».
Употреблённое здесь еврейское слово означает «звать», «восклицать», т. е. взывать к кому-то вслух. Поняв, что их жизнь — суета (см. прим. Быт. 4:21) и что они хрупкие и смертные (см. прим. Быт. 4:261а), люди естественно начали призывать имя Иеговы — Того, кто вечен (см. прим. Быт. 2:44). Они были суетными и слабыми, но, призывая имя Господа, они становились богатыми и сильными, поскольку причащались богатства и силы Того, кого они призывали (Рим. 10:12-13 и прим. ). См. прим. Деян. 2:211
Название «Нод» означает «скитание».
ср. Числ. 35:33
ср. Быт. 3:17-18
Имя «Каин» означает «приобретённый».
И кровь Авеля, и кровь Иисуса говорят (Евр. 12:24 и прим. Евр. 12:243). Кровь Авеля говорила от земли, а кровь Иисуса говорит с неба.
Эта ложь продемонстрировала надменность Каина по отношению к Богу. Господь Иисус намекает на убийство Каином Авеля и на то, что Каин солгал Богу, в Ин. 8:44, где Он показывает, что в этих двух поступках — в убийстве и лжи — Каин был един с Дьяволом, Сатаной, который был его источником (1 Ин. 3:12). Поскольку Каин отверг Божий путь и Божье предостережение (ст. 7), Сатана, убийца и лжец, завладел им и он стал убийцей и лжецом вместе с Сатаной.
1 Ин. 3:12; Мф. 23:35; ср. Ин. 8:44
Каин убил своего брата из-за гнева, который был вызван его религиозной завистью (ст. 4-5). Во все поколения те, кто поклоняется Богу согласно плоти, критикуют, гонят и даже убивают тех, кто поклоняется согласно Духу (Мф. 23:35; Ин. 16:2; Отк. 17:6; ср. Гал. 4:29). Принося своё приношение Богу и убивая своего брата, Каин находился на линии дерева познания добра и зла. Авель, в отличие от него, находился на линии дерева жизни. См. прим. Быт. 2:93б, абз. 2,
Это предложение присутствует во многих древних переводах, но отсутствует в еврейском тексте.
Грех и Сатана едины (Рим. 7:8 и прим.). Если мы отвергаем Божий путь спасения, то Сатана как грех притаившись лежит у двери, дожидаясь возможности схватить и пожрать нас (ср. Лк. 22:31; 1 Пет. 5:8).
Каин отверг Божий путь, согласно которому человек должен принять Христа как покрывающую его Божью праведность (Быт. 3:21; Флп. 3:9; 1 Кор. 1:30). Подобно религиозным иудеям, он стремился установить собственную праведность, пренебрегая Божьей праведностью и не подчиняясь ей (Рим. 10:3). Поэтому его приношение было оскорблением для Бога, и Бог отверг его.
Согласно Евр. 11:4, приношение Авеля — жертва — было принесено Богу верой. Вера приходит благодаря тому, что человек слышит слово благовестия (Рим. 10:17, Рим. 10:14). Судя по всему, родители Авеля Адам и Ева проповедовали своим детям ту благую весть, которую возвестил им Бог (Быт. 3:15, 21). Авель, подобно отцу и матери, поверил благовестию и принёс Богу своё приношение согласно Божьему откровению, содержавшемуся в том слове, которое проповедовали его родители. Таким образом, первая семья на земле была семьёй благовестия, семьёй верующих.
Авель был первым священником Бога, и в этом качестве он олицетворяет всех верующих в Христа (1 Пет. 2:5, 9). В прообразе Авель принёс Богу Христа. Согласно Числ. 18:17, первородных коровы, или овцы, или козы — прообраз Христа — следовало приносить Богу. Это приношение включало в себя кропление кровью на жертвенник для искупления и сжигание тука в качестве удовлетворяющего благоухания для Бога. Таким образом, приношение Авеля, в точности соответствующее тому, что было впоследствии раскрыто в Моисеевом законе, доказывает, что его путь поклонения Богу соответствовал божественному откровению Бога, а не его собственным представлениям.
Каин не последовал пути Божьего спасения через предвкушаемое искупление посредством принесения жертвы с пролитием крови (Быт. 3:21; Евр. 9:22), а продолжил процесс падения, самонадеянно принеся Богу плоды своего труда. Путь Каина в поклонении Богу состоял в том, что он изобрёл религию, соответствовавшую его человеческим представлениям и мнениям (Иуд. 1:11 и прим. Иуд. 1:111), за которыми стоял Сатана, лукавый (ст. 7 и прим. ; 1 Ин. 3:12). На протяжении всех столетий и поколений у Каина было бесчисленное множество последователей; всегда и везде были люди, которые изобретали собственную религию.
Или: «трудился на земле». Авель в своей работе заботился только о Божьем удовлетворении, а Каин заботился только о том, чтобы обеспечить себя.
ср. Быт. 46:32; 47:3
Или: «кормил овец». До потопа человеку разрешалось есть только фрукты и овощи (Быт. 1:29; Быт. 3:18), а мясо есть не разрешалось (ср. Быт. 9:3). Следовательно, Авель пас овец не для того, чтобы обеспечить себя пищей, а для того, чтобы обеспечить приношения для Божьего удовлетворения. Авель не просто поверил благовестию (см. прим. Быт. 4:41) — он следовал благовестию на практике и жил для него.
Имя «Авель» означает «дыхание» или «суета». В результате первого падения человека всё в человеческой жизни стало суетой (Эккл. 1:2-3)
Или: «с помощью Иеговы»
ср. Быт. 3:15