Показать шапку
Скрыть шапку
  • В Вефиле Иаков дал Богу обет, пообещав, что если Бог сохранит его и позаботится о нём, то камень, который он поставил как столп, будет домом Божьим (Быт. 28:20-22). Здесь Бог напомнил Иакову, что тот должен выполнить свою часть этого обета (ср. Быт. 31:13). По возвращении из Паддан-Арама Иаков пришёл в Шехем, в Ханаанской земле, и поселился там (Быт. 33:18-20). Однако это ещё не соответствовало Божьей цели. Замысел Бога, основанный на Его сердечном желании, состоит в том, чтобы обрести Вефиль, Свой дом на земле. Поэтому было необходимо, чтобы Иаков пошёл дальше и переселился из Шехема в Вефиль. Все печальные события в Быт. 34 были использованы Богом в Его всевластии для того, чтобы Иаков не мог больше оставаться в Шехеме, и для того, чтобы подготовить Иакова к принятию Божьего повеления идти в Вефиль. То, что Иаков прошёл через Шехем и пошёл в Вефиль, обозначает то, как мы проходим через индивидуальную христианскую жизнь и идём к совокупной церковной жизни для созидания Божьего вечного жилища, которым сегодня является церковь, а в вечности — Новый Иерусалим.

    Вефиль — это очень важное семя в Библии, семя дома Божьего. Когда Израиль, преобразованный Иаков, умножился и стал домом Израиля, в Божьих глазах дом Израиля был домом Божьим (см. прим. Евр. 3:6). В итоге были построены скиния и позже храм в качестве символов дома Израиля как Божьего жилища на земле в ветхозаветное время. В начале Нового Завета Господь Иисус пришёл посредством воплощения и стал действительностью скинии и храма (Ин. 1:14; Ин. 2:18-21). Затем в Мф. 16:18 Господь произнёс пророчество о том, что Он построит церковь как Божье жилище, Божий храм (Эф. 2:22; 1 Кор. 3:16-17), на Себе как скале и из Своих верующих как камней (1 Кор. 3:11; 1 Пет. 2:5). Это Вефиль, дом Божий (1 Тим. 3:15). В конечном итоге этот Вефиль будет расширен и обретёт завершённость в Новом Иерусалиме, Божьей вечной скинии, в котором Сам Бог и Агнец будут храмом (Отк. 21:3, 22). См. прим. Быт. 28:12.

  • Идолом является всё, что заменяет подлинного и истинного Бога (ср. 1 Ин. 5:20-21). Ради Вефиля, Божьего дома, необходимо избавиться от идолов (2 Кор. 6:16). Кроме того, необходимо очиститься от всего нечистого, грязного и осквернённого (2 Кор. 7:1). Чтобы Вефиль стал действительностью, необходимо также снять с себя старого человека с его старым образом жизни, которого обозначает старая одежда (Ис. 64:6), и облечься в нового человека с его новым образом жизни, церковной жизнью (Эф. 4:22-24).

  • Серьги служат для самоукрашения. Иаков закопал их вместе с чужими богами, идолами; это означает, что в понимании Иакова и его дома серьги были такой же мерзостью, как и идолы (ср. Исх. 32:2-4 и прим. Исх. 32:21).

  • Жертвенник предназначен для посвящения. Когда Иаков поставил жертвенник в Шехеме (Быт. 33:20), его посвящение было посвящением ради него самого как отдельного человека; когда он построил жертвенник в Вефиле, его посвящение было посвящением ради Божьего дома, для того чтобы осуществить Божий вечный замысел и исполнить Божье сердечное желание.

  • Название «Эль-Бетэль» означает «Бог Вефиля». В Вефиле Бог является уже не просто Богом отдельных людей, а Богом совокупного целого, дома Божьего.

  • Название «Аллон-Бахут» означает «дуб плача».

  • ср. Быт. 17:5, 15

  • В Пениэле Бог переименовал Иакова в Израиля (Быт. 32:28), но там у Иакова было не очень много переживаний этого нового имени. Только в Вефиле Иаков пережил настоящее обновление и стал новым человеком, преобразованным человеком (ср. Рим. 12:2). Подобную перемену можно пережить только в Вефиле, т. е. в надлежащей церковной жизни. Церковь — это целиком и полностью новый человек (Эф. 2:15), и церковная жизнь — это новая жизнь преобразованного Израиля (Гал. 6:16), которой является Бог в Христе.

  • Евр. «Эль-Шаддай». Эта глава и Быт. 17 перекликаются друг с другом тем, что в них открывается божественный титул «Вседостаточный Бог» (ст. 11; Быт. 17:1), тем, что в них изменяется имя человека, что означает преобразование его существа (ст. 10; Быт. 17:5), и тем, что в них обещается умножение для произведения племён и царей (ст. 11; Быт. 17:4, 6). Эти три момента показывают, что Божья вседостаточность и преобразование Им Своих людей предназначены для того, чтобы они плодились и умножались и чтобы благодаря этому были произведены преобразованные люди как материалы для построения Божьего дома, Вефиля. См. прим. Быт. 17:5 и прим. Быт. 17:152.

  • Это было повторением того, что Иаков сделал в Быт. 28:18. Там Вефиль, дом Божий, был только сном; он ещё не был переживанием Иакова. Здесь Иаков поставил второй столп в Вефиле, чтобы посвятить себя Богу для исполнения этого сна и своего обета Богу в Быт. 28:10-22. Этот столп был второй вехой в переживании Иакова (см. прим. Быт. 31:521).

  • См. прим. Флп. 2:17. Это первое упоминание о возлиянии в Библии (Числ. 15:1-5; Числ. 28:7-10; Флп. 2:17; 2 Тим. 4:6). То, что о нём упоминается здесь в связи со столпом в Вефиле, показывает, что возлияние предназначено для Божьего строения. То, что Иаков возлил на столп возлияние прежде, чем вылить на него масло, означает, что возлияние приводит к излиянию Духа (Деян. 2:33) для освящения Божьего дома (Исх. 40:9).

  • Рахиль была природным выбором Иакова, основанным на желании его сердца (Быт. 29:18-20). Смерть Рахили была утратой природного выбора Иакова. Это было глубокой и личной работой над Иаковом. Иаков потерял Рахиль, но при этом он приобрёл Вениамина, который является прообразом Христа. Чтобы родился «Вениамин», «Рахиль» должна была умереть. Точно так же Бог в итоге отнимет у нас наш природный выбор, чтобы мы произвели Христа для Его выражения. Божья цель состоит не в том, чтобы заставить Его избранных терпеть утрату, а в том, чтобы посредством их производить Христа.

  • Имя «Бен-Они» означает «сын моей скорби».

  • Имя «Вениамин» означает «сын правой руки». Вениамин — это прообраз Христа, который сначала был Бен-Они, Сыном скорби, от Своего рождения и на протяжении всей Своей человеческой жизни на земле (Ис. 53:3), но в итоге стал Вениамином, Сыном по правую руку Бога, и является Им от Своего воскресения и в Своём вознесении (Мф. 26:64). См. прим. Пс. 68:27.

    И Вениамин, и Иосиф — два сына, которых Иакову родила Рахиль, — являются прообразами Христа. Иосиф родился первым, однако с точки зрения прообразов он является продолжением Вениамина, потому что повествование о жизни Иосифа (с Быт. 37 по Быт. 50) расположено после повествования о рождении Вениамина. Иосиф, подобно Вениамину, является прообразом страдающего и возвышенного Христа. В течение первой части своей жизни Иосиф страдал как сын скорби, а в течение второй части он был возвышен и сидел на престоле по правую руку фараона (Быт. 41:40-44).

  • Иаков был переименован в Израиля раньше (Быт. 32:27-28; Быт. 35:10), но именно здесь он в первый раз фактически назван Израилем. Это означает, что после своего переживания в Вефиле и смерти Рахили Иаков стал преобразованным человеком.

  • Рувим, рождённый от Лии, был первородным и должен был унаследовать право первородства. Однако, будучи осквернён своей похотью, он потерял право первородства, и оно было отдано Иосифу, сыну Рахили (1 Пар. 5:1; Быт. 49:3-4; Быт. 48:22). Иосиф получил право первородства благодаря своей чистоте (Быт. 39:7-12). Ср. Евр. 12:16 и прим.

  • Пережив более глубокую и более личную работу Бога над ним, Иаков вошёл в полное общение с Богом в Хевроне (название «Хеврон» означает «общение», «общность»). Авраам пришёл в Шехем (Быт. 12:6), прошёл через Вефиль (Быт. 12:8) и поселился в Хевроне (Быт. 13:18; Быт. 18:1), и Исаак провёл в Хевроне почти всю свою жизнь. Иаков шёл по стопам Авраама: он пришёл в Шехем (Быт. 33:18), прошёл через Вефиль (Быт. 35:6) и поселился в Хевроне. В Хевроне Иаков наслаждался полным покоем, радостью, удовлетворением, близостью и общением с Господом. Именно в Хевроне он начал созревать в жизни.

  • Исаак умер в вере, на что указывает то обстоятельство, что он был похоронен в пещере Махпела (Быт. 49:30-32; ср. Быт. 23:9 и прим.).

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках