Имеется в виду сказанное в 1 Пет. 2:18.
Имеется в виду сказанное в 1 Пет. 2:18.
Божье слово (1 Пет. 1:23, 25; Рим. 10:8; Эф. 1:13).
Или: «непорочный»; греческое слово происходит от того же корня, что и слово, переведённое как «святые» в ст. 5 и «святы» в 1 Пет. 1:15. Чистый и непорочный образ жизни — это, несомненно, святой образ жизни (1 Пет. 1:15), превосходный образ жизни (1 Пет. 2:12) и добрый образ жизни (ст. 16).
Слова «в страхе» грамматически связаны со словами «чистый образ жизни».
См. прим. 1 Пет. 1:174г.
Волосы у женщин по замыслу Бога должны служить для их славы и быть знаком их подчинения (1 Кор. 11:15; Песн. П. 4:1; 6:6; 7:6). Но многие женщины, особенно те, что жили в обстановке роскоши и растления в Римской империи в те времена, когда писалось это Послание, использовали их неподобающим образом — с целью придать привлекательности своей похотливой плоти придумывали для них вычурные украшения из золота и других драгоценностей. Жёны-христианки, будучи святыми женщинами, должны полностью воздерживаться от этого осуждаемого Богом обычая.
То, что у скрытого человека сердца есть нетленное украшение кроткого и тихого духа, означает, что кроткий и тихий дух в нас — это скрытый человек нашего сердца. Наше сердце состоит из всех частей нашей души: разума, чувств и воли — и из главной части нашего духа — совести (Евр. 4:12). Среди всех этих частей центральное место занимает наш дух; поэтому наш дух — это скрытый человек нашего сердца. Сёстры в Господе, являясь жёнами, должны иметь в качестве своего украшения перед Богом своё внутреннее существо — скрытого человека своего сердца, украшенного кротким и тихим духом. Это духовное украшение очень дорого в глазах Бога, и оно нетленно в отличие от тленного материального украшения: плетения волос и ношения золота и одежд.
Букв. «испуга»; или: «нервного возбуждения».
Т. е. разумно и осмысленно, будучи управляемы человеческим и духовным знанием, учитывающим природу супружеских отношений и женскую слабость, а не страстями и эмоциями.
Человек, в том числе женщина, был создан как сосуд, который должен содержать в себе Бога (Рим. 9:21, 23); кроме того, верующие в Христа являются сосудами, которые содержат в себе Христа как сокровище (2 Кор. 4:7). Хотя жёны, будучи женскими сосудами, более слабы, они всё равно являются сосудами Господа и могут быть сосудами к чести (2 Тим. 2:21).
Женщины согласно природе в Божьем творении слабее мужчин — физически и психологически.
Греческое слово, переведённое как «уделяя», означает «давать долю», «выделять»; отсюда — значение «уделять». Слово, переведённое как «почёт», означает «большая ценность», «высокое достоинство». Мужья должны осознавать большую ценность и высокое достоинство жён и выделять, т. е. уделять, им эту большую ценность как почёт, должным образом и разумно, как ещё и сонаследницам благодати жизни.
Благодать жизни — это Бог как жизнь и жизненное снабжение для нас в Его Троице: Отец как источник жизни, Сын как русло жизни и Дух как поток жизни, текущий внутри нас вместе с Сыном и Отцом как благодать для нас (1 Ин. 5:11-12; Ин. 7:38-39; Отк. 22:1). Все верующие являются наследниками этой благодати. См. прим. 1 Пет. 1:42а.
Время греческого причастия выражает значение «постоянно благословляя».
Мы призваны к тому, чтобы благословлять других, поэтому мы, будучи благословенными людьми, должны всегда благословлять других, чтобы унаследовать благословение. Мы унаследуем то, чем мы благословляем других (Мф. 10:13).
Добрые дни — это дни добра, т. е. дни чего-либо доброго, получаемого в качестве благословения.
Иер. 44:11; ср. Числ. 6:25
Если мы напуганы и встревожены гонителями (ст. 13-14), то будет казаться, что в наших сердцах нет Господа. Поэтому, когда мы подвергаемся гонению, мы должны показывать другим, что внутри нас есть Христос как Господь. Тем самым мы будем освящать Его, т. е. отделять Его, от других богов, не низводя Его до такого уровня, чтобы Он казался похожим на безжизненных идолов.
Живая надежда на наследие вечной жизни. См. прим. 1 Пет. 1:36 и прим. 1 Пет. 1:42а.
Благоговейный страх. См. прим. 1 Пет. 1:174г.
Добрый образ жизни христианина должен быть образом жизни в Христе. Это житие в Духе, каждодневная жизнь в Духе. Это выше, чем житие, которое является всего лишь этичным и нравственным.
Под грехами здесь и в 1 Пет. 2:24, 1 Кор. 15:3 и Евр. 9:28 понимаются те грехи, которые мы совершаем в своём внешнем поведении, а под грехом во 2 Кор. 5:21 и Евр. 9:26 — тот грех, который от рождения присутствует в нашей природе. Христос умер за наши грехи, вознеся наши грехи на крест, чтобы они были прощены Богом. Вместе с тем Он был сделан грехом и унёс грех мира, чтобы была решена проблема нашего греха. Сначала Пётр обратился не к греху в нашей природе, а к грехам в нашем поведении, в нашем образе жизни (ст. 16). Акцент в этой книге делается на том, что смерть Христа искупила нас от нашего унаследованного суетного образа жизни (1 Пет. 1:18-19).
Отсюда видно, что смерть Христа совершилась для искупления, а не для мученичества. На кресте Он заменил нас Собой и понёс наши грехи; Его, Праведного, судил за нас, неправедных, праведный Бог согласно Своей праведности, чтобы Он устранил препятствие в виде наших грехов и привёл нас к Богу. Тем самым мы были искуплены от своих грехов и возвращены Богу, искуплены от своего неправедного образа жизни и возвращены праведному Богу.
Не Святой Дух, а Дух как сущность Христовой божественности (Рим. 1:4; ср. Ин. 4:24). Распятие умертвило Христа только в Его плоти, полученной Им в результате воплощения (Ин. 1:14), но не в Его Духе как Его божественности. Его Дух как Его божественность не умер на кресте, когда умерла Его плоть; наоборот, Его Дух как Его божественность был оживотворён, оживлён, новой силой жизни, так что в этом усиленном Духе как Своей божественности Он провозгласил весть падшим ангелам после Своей смерти в плоти и до Своего воскресения.
Имеется в виду Дух в ст. 18. Это показывает и доказывает, что Христос, после того как Он умер в Своей плоти, был по-прежнему активен в этом Духе.
На протяжении столетий великие учителя, принадлежавшие к различным школам, предлагали разнообразные толкования относительно выражения «духи в тюрьме». Наиболее приемлемым в соответствии с Писанием является следующее: под духами здесь понимаются не бестелесные духи умерших людей, содержащиеся в аде, а ангелы (ангелы являются духами — Евр. 1:14), которые пали в результате своей непокорности во времена Ноя (ст. 20 и «Жизнеизучение Бытия», сообщение 27, пункт «Сыновья Божьи — падшие ангелы») и заключены теперь в мрачных глубинах в ожидании суда великого дня (2 Пет. 2:4-5; Иуд. 1:6). После Своей смерти в плоти Христос в Своём живом Духе как Своей божественности отправился (вероятно, в бездну — Рим. 10:7) к этим взбунтовавшимся ангелам провозгласить весть, скорее всего, о победе Бога — победе, одержанной посредством Его воплощения в Христе и смерти Христа в плоти, победе над замыслом Сатаны, который собирался расстроить божественный план.
Имеется в виду тартар, мрачные глубины (2 Пет. 2:4 и Иуд. 1:6), где содержатся падшие ангелы.
Не люди, а ангелы; не то же самое, что восемь душ.
Быт. 6:13-14; 7:1, 7, 23; Евр. 11:7; 2 Пет. 2:5
«Греческое слово означает „в целости добраться до безопасного места, пройдя через трудности или опасность“, как в Деян. 27:44» (Дж. Н. Дарби).
Вода была тем средством, при помощи которого совершилось спасение. Ковчег спас Ноя и его семью от Божьего суда, от уничтожения мира потопом. Но вода спасла их от растлённого поколения и отделила их для нового века точно так же, как это сделала вода Красного моря с детьми Израиля (Исх. 14:22, 29; 1 Кор. 10:1-2), а вода крещения — с новозаветными верующими (ст. 21).
Вода крещения является исполнением прообраза воды, о которой говорится в предыдущем стихе. Отсюда видно, что то, что Ной и его семья прошли через потоп внутри ковчега, было прообразом того, что мы проходим через крещение. Вода потопа перенесла их из старого образа жизни в новое окружение; подобным образом вода крещения переносит нас из унаследованного суетного образа жизни в образ жизни воскресения в Христе. Именно на этом делается основной акцент в этой книге. Для этого Христос искупил нас (1 Пет. 1:18-19). Искупление Христа было совершено посредством Христовой смерти и в крещении было принято нами и применено к нам Духом посредством Христова воскресения. Теперь наше повседневное хождение должно происходить в Духе воскрешённого Христа; это должно быть такое хождение, в котором мы живём Христа в воскресении посредством жизненной силы Его Духа (Рим. 6:4-5). Это новый и превосходный образ жизни, прославляющий Бога (1 Пет. 2:12).
Т. е. исполнением прообраза является крещение.
Само по себе крещение не удаляет и не может удалить грязь нашей плоти — нечистоту нашей падшей природы и осквернение плотского вожделения. Здесь опровергается ошибочное учение о спасении крещением, основанное на этом стихе, на Мк. 16:16 и на Деян. 22:16. Крещение — это только символ; его действительностью является Христос в воскресении как животворящий Дух, который применяет к нам всё, через что Христос прошёл в Своём распятии и воскресении, делая всё это действительным в нашей повседневной жизни.
Греческое слово обозначает вопрос, просьбу. По поводу его значения ведётся много споров. Правильное значение, как кажется, даёт Г. Алфорд: «поиск Бога в доброй и чистой совести». Именно это управляет надлежащей христианской жизнью. Такого рода вопрос, заключающий в себе просьбу, может рассматриваться как обращение или запрос. Возможно, Пётр имеет в виду здесь, что крещение — это обращение того, кто крестится, к Богу с просьбой дать ему добрую совесть по отношению к Богу. Крещение как символ, как необходимое дополнение к нашей вере во все свершения Христа, свидетельствует о том, что все проблемы, которые есть у нас перед Богом и в отношении Бога, решены. Поэтому оно также является свидетельством, удостоверяющим, что в нашей совести больше нет обвинения, а вместо этого мы наполнены миром и уверены в том, что крещены в Триединого Бога (Мф. 28:19) и органически соединены с Ним посредством Христова воскресения, т. е. Христом в воскресении как Духом жизни. Без Духа Христа как его действительности крещение водой сразу же становится пустым и мёртвым обрядом.
Это дополнение не только раскрывает нам в качестве следующего шага славный итог страданий Христа — Его возвышение после Его воскресения и то высокое и почётное место, которое Он теперь занимает на небесах по правую руку Бога, — но и показывает, насколько славен и почётен тот органический союз с Ним, в который мы вошли посредством крещения, поскольку мы были крещены в Него (Рим. 6:3; Гал. 3:27).