В Пс. 118 показано благодарение Бога Его избранниками за Его обильную благость и вечную любовную заботу (ст. 1-21, 27-29), которое ведёт к Христу как краеугольному камню для Божьего строения (ст. 22-26).
Евр. «Ях» — сокращённая форма имени «Иегова». То же часто во всём этом псалме.
Перевод по тексту некоторых древних переводов; в еврейском тексте: «Ты (т. е. враг) сильно толкнул меня».
См. прим. Ис. 12:21.
ср. 2 Кор. 6:9
Или: «главным краеугольным камнем». См. прим. Мф. 21:422в, прим. Эф. 2:203г и прим. 1 Пет. 2:41 и прим. 1 Пет. 2:71. Христос как краеугольный камень предназначен для созидания церкви в новозаветном веке. В Божьем новозаветном домостроительстве Христос как краеугольный камень прежде всего, спасая нас (Деян. 4:11-12), делает нас живыми камнями для созидания Божьего духовного дома (Мф. 16:16-18; Ин. 1:42; 1 Пет. 2:2-6), а затем, преобразовывая нас (Рим. 12:2; 2 Кор. 3:18), созидает нас в жилище Божье (Эф. 2:19-22), чтобы осуществить Божье вечное домостроительство для Божьей отрады (Эф. 1:9; Эф. 3:9-11).
Этот день — день Христова воскресения. Бог сделал Господа Иисуса краеугольным камнем в день Его воскресения. В вечности в прошлом Бог избрал Христа краеугольным камнем для Божьего духовного строения (1 Пет. 1:20; 1 Пет. 2:4). Затем иудейские вожди как строители полностью отвергли Его — отвергли до такой степени, что поместили Его на крест (Мф. 21:38-42). Во второй раз Бог избрал Христа краеугольным камнем в Его воскресении (Деян. 4:10-11), тем самым подтвердив Своё первоначальное избрание Христа в вечности в прошлом. После того как Бог воскресил Христа, Он возвысил Его до небес (Лк. 24:51; Деян. 1:9). Вознесение Христа на Сион на небесах (Отк. 14:1) было дальнейшим подтверждением того, что Бог избрал Его краеугольным камнем (Ис. 28:16; 1 Пет. 2:6). И воскресение Христа, и Его вознесение доказывают и подтверждают, что Он — Тот, кого Бог избрал главой угла для Божьего строения.
Как всеобъемлющий камень, Христос — центральность Божьего движения для созидания Его вечной обители (Мф. 21:42, 44; Зах. 3:9; ср. Отк. 5:5-6; Деян. 4:10-12; Ис. 28:16; Эф. 2:18-22; 1 Пет. 2:4-8; Дан. 2:34-35; Зах. 4:7; Отк. 21:11; ср. Отк. 4:3). Всё, чем Христос является, всё, что Он сделал, и всё, что Он делает, обусловлено тем, что Он — краеугольный камень. Именно благодаря тому что Он краеугольный камень, Он может умереть за нас, мы можем быть распяты с Ним, оживлены с Ним, воскрешены с Ним и посажены с Ним в небесных пределах и Он может спасти нас, преобразовать нас в драгоценные камни и состроить нас в качестве Божьей обители, Божьего уникального храма во вселенной.
Евр. «хошиа́-на»; отсюда — слово «осанна» в Новом Завете (Мф. 21:19; Мк. 11:9-10; Ин. 12:13).
Это прообраз не материального преуспевания, а небесных, духовных и божественных благословений, данных нам Триединым Богом, как описано в Эф. 1:3-14 (см. прим. там), которые достигают нас благодаря тому, что Христос — краеугольный камень (ст. 22).
Пришествие Христа в имени Иеговы происходит дважды. Первый раз упомянут в Мф. 21:5-11. После этого Он был отвергнут евреями. Когда Он придёт во второй раз, евреи снова тепло примут Его этими словами (Мф. 23:39).