Раздел этой книги, включающий в себя Лев. 11 - Лев. 27, посвящён житию Божьего народа — святому, чистому и полному радости. См. прим. Лев. 1:11.
Раздел этой книги, включающий в себя Лев. 11 - Лев. 27, посвящён житию Божьего народа — святому, чистому и полному радости. См. прим. Лев. 1:11.
ст. 2-20; Втор. 14:3-19; ср. Мф. 15:11; Мк. 7:15, 18; Деян. 10:12-15; Деян. 11:6-9; Рим. 14:14; 1 Кор. 8:8; Кол. 2:16; Евр. 9:10
Есть — значит соприкасаться с какими-то вещами, которые находятся вне нас, и принимать их в себя, так что в итоге они становятся нашим внутренним составом. В этой главе все животные обозначают различные виды людей, а употребление животных в пищу обозначает наши контакты с людьми (ср. Деян. 10:9-15, 27-29). Чтобы жить святой жизнью, как того требует святой Бог, Божьи люди должны проявлять осторожность в том, с какими людьми они соприкасаются (ср. ст. 46-47; 1 Кор. 15:33; 2 Кор. 6:14-18).
Букв. «раздваивающее копыто, то есть рассекающее рассечение копыт» (ср. ст. 7, 26). Животные, у которых раздвоенное копыто и которые жуют жвачку (ст. 3; ср. ст. 4-8, 26-28), обозначают людей, которые проницательны в своих действиях (Флп. 1:9-10) и которые принимают Божье слово, снова и снова размышляя над ним (см. прим. Пс. 119:151).
ср. Мф. 3:4
Море в Библии обозначает падший, растлённый мир (Дан. 7:3, 17; Отк. 17:15). Плавники помогают рыбам двигаться, действовать, в воде согласно их желаниям, а чешуя защищает рыб и предохраняет рыб, живущих в море, от просаливания. Поэтому обитающие в воде животные с плавниками и чешуёй (ст. 9-12) обозначают людей, которые могут свободно двигаться и действовать в мире и в то же время не поддаваться его влиянию.
Птицы, у которых есть крылья, чтобы летать, и которые едят семена жизни в качестве своего снабжения пищей, обозначают людей, способных жить и двигаться в жизни, которая удалена от мира и находится выше мира, и принимающих в качестве жизненного снабжения то, что содержит в себе жизнь. Упоминаемые в ст. 13-19 нечистые птицы, которые питаются не семенами, а трупами, обозначают людей, которые питаются тем, что содержит в себе смерть. См. прим. Быт. 8:71.
Или: «ползающих существ, которые ползают». То же в ст. 41-43 (ср. ст. 31, 44, 46). Все твари, ползающие на земле, были нечистыми (ст. 41-44). Твари, которые ползают на брюхе, или ходят на четырёх ногах, или имеют много ног (ст. 42), обозначают Сатану со всеми злыми духами и бесами, людей, которые наполнены Сатаной, которые соприкасаются со злыми духами и бесами, и людей, которые живут в мире и держатся за мир, будучи не в состоянии оторваться от мира (ср. Быт. 3:14; Отк. 12:9; Лк. 10:19 и прим. 2).
В этой главе тринадцать раз используется слово «труп» (или «трупы») и три раза — слово «мёртвый» (или «умрёт»). Всё мёртвое является нечистым (ст. 8, 11, 24, 27, 31-40). Таким образом, нечистота — это синоним смерти. То, что в связи с рационом говорится о смерти, показывает, что наш рацион, наша еда, — это вопрос жизни и смерти. Жизнь исходит от дерева жизни, а смерть — от дерева познания добра и зла (Быт. 2:9, 17 и прим.). Для Бога смерть — это мерзость. Поэтому, чтобы жить святой жизнью, мы должны хранить себя от смерти (имеется в виду духовная смерть).
Согласно Библии, смерть — это нечто более оскверняющее и мерзкое, чем грех. При помощи жертвы за проступок можно было сразу же получить прощение за любой грех (Лев. 5), но человек, который прикоснулся к трупу любого животного, оставался нечистым до вечера (ст. 24-25, 27-28, 31-32, 39-40). Мы получаем от Господа прощение своих грехов, как только мы исповедаем их Ему (1 Ин. 1:9), но, чтобы мы очистились от осквернения духовной смерти, должно пройти некоторое время. Человек, который прикоснулся к человеческому трупу, оставался нечистым семь дней (Числ. 19:11, 13); это показывает, что в Божьих глазах самым оскверняющим элементом являются падшие люди (ср. Мф. 15:17-20).
Всё, на что упал труп любого животного, становилось нечистым, и это следовало положить в воду; это означает, что осквернение смерти должно быть смыто очищением Духа жизни (которого здесь обозначает вода - Ин. 7:38-39).
Букв. «его». Глиняный сосуд обозначает природного, сотворённого человека (Рим. 9:21, 23; 2 Кор. 4:7). Если труп любого животного падал внутрь глиняного сосуда, или на печь, или на жаровню, этот сосуд, или печь, или жаровня становились нечистыми и их следовало разбить (ст. 33, 35). Это означает, что наш природный человек, наше существо, наше «я», которое было осквернено в нашей повседневной жизни, должно быть сокрушено крестом Христа (ср. Лк. 9:23).
Всякая пища, на которую попала вода из осквернённого трупом сосуда, и всякое питьё, находившееся в таком сосуде, становились нечистыми; это означает, что человек (его обозначает пища или питьё), которого коснулось земное (мирское) течение или который смешался с ним в своей повседневной жизни, легко подвергается осквернению смерти.
Родник или водоём, накапливающий воду, оставались чистыми; это означает, что всё, в чём есть течение живой воды, которая в любое время может смыть осквернение смерти, остаётся чистым. Родник живой воды обозначает Духа (Ин. 4:14, Ин. 7:38-39), а водоём живой воды обозначает Христа, который содержит в Себе живую воду (Ин. 4:10; Ин. 7:37). Если в нашей повседневной жизни есть родник и водоём, Дух и Христос, мы будем оставаться чистыми.
Семя для посева оставалось чистым; это означает, что всё, что является живым и обладает жизнью, способной сопротивляться осквернению, остаётся чистым. Семя здесь является прообразом Христа как семени жизни (см. прим. Мк. 4:31а).
ср. Евр. 12:10
В питании требуется чистота, а её действительностью является Христос как наше содержание, жизненное снабжение и духовная пища (Ин. 6:35, 57). Все чистые животные являются прообразами Христа. Только Христос способен сохранить нас святыми, как Бог свят (ст. 45). Только Христос и то, что исходит от Христа, является чистым и может быть нашим снабжением пищей. Только с этим мы должны соприкасаться, только это мы должны есть и принимать.