В ст. 1-3, 6-8 приведены подробности, связанные с девятой заповедью — заповедью в отношении лжесвидетельства (Исх. 20:16).
ср. Исх. 32:1-2; Мф. 27:24
В ст. 1-3, 6-8 приведены подробности, связанные с девятой заповедью — заповедью в отношении лжесвидетельства (Исх. 20:16).
Т. е. праздник Кущей (Лев. 23:34; Втор. 16:13-15). Завершавший жатву праздник Кущей — это прообраз, во-первых, грядущего тысячелетия как устроительного радостного благословения для Божьих искупленных людей (к которым относятся победители и спасённые израильтяне), которым они будут вместе с Богом наслаждаться тысячу лет на воссозданной земле. В конечном итоге наступит вечный праздник Кущей, когда все Божьи люди будут в новом небе и новой земле наслаждаться Новым Иерусалимом, вечной «кущей» (шатром, скинией) (Отк. 21:2-3), как завершением жатвы их переживания Бога. См. Лев. 23:33-44 и прим.
Исх. 34:22; ср. Лев. 23:9-22
Т. е. праздник Недель (Втор. 16:9-12), или праздник Пятидесятницы. Этот праздник является прообразом наслаждения начатком Духа воскрешённого Христа (Рим. 8:23 и прим. 1). В ветхозаветном прообразе начатки обозначают воскрешённого Христа (прим. 1 Кор. 15:202б; 1 Кор. 15:23 ), принесённого Богу в день Его воскресения (Ин. 20:17). Прообраз этого показан в Лев. 23:10-11: начатки приносили Богу на следующий день после субботы — в день воскресения (Мф. 28:1). День Пятидесятницы наступил ровно через пятьдесят дней после дня Христова воскресения. В день Пятидесятницы Дух как полный итог воскрешённого Христа был излит на церковь (Деян. 2:1-4). Это показывает, что воскрешённый Христос стал Духом, излитым на Его верующих для их полного наслаждения (1 Кор. 15:45; 2 Кор. 3:17). См. прим. Деян. 2:11а и прим. Лев. 23:161а.
Исх. 12:15; ср. 1 Кор. 5:8
Лев. 18:3; ср. Втор. 12:4, 30, 31
Соблюдение праздника Бесквасного хлеба (Втор. 16:1-8) — это прообраз очищения от всего греховного посредством наслаждения Христом как безгрешным жизненным снабжением. См. прим. Исх. 12:82а, прим. Исх. 12:151 и прим. Исх. 12:152а. Этот праздник был продолжением Пасхи.
Первый из начатков — это прообраз наилучшего из лучших переживаний Христа как начатка (1 Кор. 15:20, 23). Его следует приносить в Божье жилище, т. е. на церковные собрания, и отдавать непосредственно Богу для Его удовлетворения (ср. Ин. 20:17 и прим. 1).
Это означает, что, когда мы празднуем Божьи праздники, мы должны наслаждаться туком, самой сладкой частью Христа, вместе с Богом сегодня, а не ждать до завтра.
Кровь жертвы обозначает искупление Христа, а закваска обозначает нашу греховную жизнь. Эти две вещи ни в коем случае нельзя смешивать. Чтобы наслаждаться искуплением Христа, мы должны быть отделены от своей греховной жизни (1 Кор. 5:6-8).
Имя Иеговы — это то же самое, что Его личность; это показывает, что Ангел Иеговы — это Сам Иегова.
То, что голос Ангела был говорением Иеговы, убедительно доказывает, что Ангел и Иегова едины.
Втор. 30:7; ср. Быт. 12:3; Иер. 30:20
Различные языческие племена, занимавшие добрую землю, обозначают различные аспекты нашей природной жизни. Боги (идолы) языческих племён (ст. 24), за которыми стоят бесы (ср. 1 Кор. 10:20), олицетворяют духовные силы зла (Эф. 6:12). За нашей природной жизнью стоят силы зла (ср. Мф. 16:23 и прим. 1), которые используют различные аспекты нашей природной жизни, манипулируют ими и направляют их таким образом, чтобы помешать нам овладеть всеобъемлющим Христом и наслаждаться Его богатством.
История показывает, что языческие племена в доброй земле были причиной того, что Израиль грешил против Бога (ср. ст. 33). Это показывает, что наша природная жизнь является причиной наших грехов. В глазах Бога те, кто живёт согласно природной жизни, постоянно грешат независимо от того, что они делают, — добро или зло. Поскольку природная жизнь мешает нам овладеть Христом и наслаждаться Им, мы должны ненавидеть её (Лк. 14:26), и по мере своего роста в Христе мы должны быть готовы изгнать её. См. прим. Исх. 23:291 и прим. Исх. 23:313.
Совершение праздников Богу три раза в год — это прообраз полного наслаждения Триединым Богом в Христе. Именно к этому в конечном итоге сводятся все предписания закона. См. прим. к Исх. 23:15-16.
Иис. Н. 23:7; Пс. 16:4; Ос. 2:17; ср. Зах. 13:2
Соблюдение субботнего дня (ст. 12), с тем чтобы скот мог отдохнуть и чтобы сын служанки и пришелец могли освежиться, — это прообраз того, как мы принимаем Христа как свой покой ради блага других. Соблюдение субботнего года, с тем чтобы нуждающиеся люди и полевые животные могли есть, — это прообраз того, как мы принимаем Христа как свой покой в более полной степени, с тем чтобы другие получили пищу.
ср. Прит. 25:21; Мф. 5:44; Лк. 6:27; Рим. 12:20
То, что потерявшегося вола следует отвести к врагу, а упавшего под ношей осла того, кто ненавидит нас, следует освободить от ноши (ст. 5), означает, что Христос приносит падшему человеку нечто связанное с жизнью, потому что он утратил (животное), и помогает ему освободиться от его бремени (Ин. 10:10; Мф. 11:28-29). Кроме того, эти предписания означают, что мы должны, насколько это зависит от нас, посредством жизни Христа примириться со своими врагами и теми, кто ненавидит нас (Мф. 5:23-26, 43-48; Мф. 18:15-35; Рим. 12:17-21).
Это — прообраз того, что молоко Божьего слова, жизненное снабжение Христа, следует использовать для того, чтобы питать новых верующих в Христа (1 Пет. 2:2; Евр. 5:12-13; 1 Кор. 3:2), а не для того, чтобы «убивать» их (2 Кор. 3:6 — «буква убивает»). См. 1 Фес. 2:7-8 и прим.
То, что провозглашение закона завершается словами об Ангеле и о доброй земле, показывает, что цель провозглашения закона состоит в том, чтобы получатели закона вошли в добрую землю. Ангел Иеговы — это прообраз Христа как Того, кто послан Богом хранить Его народ в пути и привести его в добрую землю (Исх. 14:19 и прим.), а добрая земля — это прообраз Христа в Его всеобъятности как удела Божьего народа (см. прим. Втор. 8:71). Таким образом, Христос как Посланец приводит Божий народ в Себя как добрую землю. Цель в Божьем замысле состоит в том, чтобы привести Божий народ к полному наслаждению Христом как всеобъемлющей землёй.
ср. 2 Цар. 7:1
Бог не отсечёт нашу природную жизнь, которую обозначают языческие племена (см. прим. Исх. 23:231а), сразу же, поскольку это оставило бы нас пустыми внутри и мы подверглись бы опасности того, что нас захватят бесы, которых обозначают полевые животные (ср. Мф. 12:43-45). Бог отсекает нашу природную жизнь постепенно, мало-помалу, по мере нашего роста в божественной жизни (ст. 30). Чем больше Христос будет увеличиваться в нас, тем больше Он будет заменять Собой нашу природную жизнь.
Т. е. Средиземного моря. Моря и река здесь обозначают воды смерти, а пустыня обозначает бесплодие. То, что обещанная земля, возвышенность, полная жизни и обилия плодов (Втор. 8:7-8), была окружена водой и пустыней, показывает, что вне Христа, действительности доброй земли (см. прим. Втор. 8:71), нет ничего, кроме смерти и бесплодия.
Т. е. Евфрата.
Духовное значение благословений здесь и в ст. 26 состоит в том, что Бог даст нам хлеб (Слово — Мф. 4:4) для нашего питания и воду (Духа — Ин. 7:37-39) для нашего удовлетворения, сделает так, что мы будем расти и плодиться, и унесёт наши болезни, чтобы мы не умерли преждевременно (ср. 1 Кор. 11:30; 1 Ин. 5:16), а росли в божественной жизни до зрелости, до взрослого состояния (Эф. 4:13; Кол. 1:28), чтобы приобрести всеобъемлющего Христа в своё владение для своего наслаждения (Флп. 3:8).
Бог пообещал изгнать языческие племена (ст. 29-30), но Божий народ должен был содействовать Ему, проявляя инициативу в том, чтобы уничтожить их (ст. 31-33; ср. Рим. 8:13; Гал. 5:24; Кол. 3:5; Флп. 2:12-13). Чем больше Христос будет увеличиваться в нас, тем больше мы будем способны содействовать Богу в изгнании своей природной жизни. См. прим. Исх. 23:291 .
Заключать завет с языческими племенами — значит идти на компромисс со своей природной жизнью, терпеть её.