После крещения в воде и помазания Духом Божьим Иисус как человек двигался согласно водительству Духа. Это говорит о том, что Его царственное служение в Его человечестве осуществлялось согласно Духу.
После крещения в воде и помазания Духом Божьим Иисус как человек двигался согласно водительству Духа. Это говорит о том, что Его царственное служение в Его человечестве осуществлялось согласно Духу.
Сначала Дух повёл помазанного Царя туда, где Его должен был искусить дьявол. Это искушение было испытанием, которое должно было подтвердить, что Он вправе быть Царём для царства небес.
Греческое слово означает «обвинитель», «клеветник» (Отк. 12:9-10). Дьявол, Сатана, обвиняет нас перед Богом и клевещет на нас перед людьми.
Исх. 34:28; 3 Цар. 19:8; ср. Втор. 8:2; 29:5
Сорок дней и сорок ночей — это время испытания и страдания (Втор. 9:9, 18; 3 Цар. 19:8). Дух повёл только что помазанного Царя поститься в течение этого времени, чтобы Он вступил в Своё царственное служение.
Искуситель — это дьявол (Мф. 4:1; 1 Фес. 3:5).
Только что помазанный Царь постился в Своём человечестве, занимая положение человека. При этом Он также был Сыном Божьим, как провозгласил Бог Отец при Его крещении (Мф. 3:17). Чтобы совершить Своё служение для царства небес, Он должен был победить Божьего врага, дьявола, Сатану. Сделать это Он должен был как человек. Поэтому в противостоянии Божьему врагу Он выступал как человек. Дьявол, зная это, искушал Его так, чтобы Он оставил положение человека и выступил с позиции Сына Божьего. За сорок дней до этого Бог Отец провозгласил с небес, что Он возлюбленный Сын Отца. Хитрый искуситель использовал слова, провозглашённые Богом Отцом, как основание для того? чтобы искушать Его. Если бы Он выступил перед врагом с позиции Сына Божьего, Он утратил бы то положение, которое позволяло Ему победить врага (см. прим. Мф. 4:42а).
Заставить камни стать хлебами — это, конечно, было бы чудом. Это предложение дьявола было искушением. Мысль о том, чтобы в определённой обстановке совершилось чудо, часто бывает искушением от дьявола. Первого человека, Адама, дьявол искушал в отношении пищи (Быт. 3:1-6). Теперь он искушал второго человека, Христа, тоже в отношении пищи. Пища — это всегда западня, с помощью которой дьявол ловит человека, подвергая его искушению на личном уровне.
Только что помазанный Царь ответил на искушение врага не собственными словами, а словами Писаний.
Искуситель искушал нового Царя, чтобы Он выступил с позиции Сына Божьего. Но Он ответил словами Писаний: «Не одним хлебом будет жить человек», показав, что занимает положение человека, чтобы победить врага. Бесы обращаются к Иисусу, называя Его Сыном Божьим (Мф. 8:29), однако то, что Иисус пришёл в плоти, злые духи не исповедуют (1 Ин. 4:3), потому что, исповедуя Иисуса человеком, они признают себя побеждёнными. Бесы исповедуют Иисуса Сыном Божьим, но людям дьявол не позволяет поверить в то, что Он Сын Божий, потому что тогда они будут спасены (Ин. 20:31).
Эти слова показывают, что Господь Иисус считал слово Божье в Писаниях Своим хлебом и жил им.
Греч. «рема», мгновенное слово, в отличие от «логос», постоянного слова. В этом искушении все слова, процитированные Господом из Второзакония, были «логос», постоянным словом в Писаниях, но когда Он процитировал их, они стали «рема», мгновенным словом, применённым к Его ситуации.
Всё Писание богодухновенно (2 Тим. 3:16). Поэтому слова Писаний — это слова, исходящие через уста Божьи.
Выступы с левой и правой сторон переднего притвора храма, по форме напоминавшие крылья; эти выступы поднимались выше самого храма.
Первое искушение, которому дьявол подверг нового Царя, было связано с нуждами человеческой жизни. Потерпев неудачу в этом, он в своём втором искушении обратился к религии и стал искушать нового Царя, чтобы Он, бросившись вниз с крыла храма, открыто показал, что Он Сын Божий.
У Господа Иисуса не было необходимости делать это. Это было просто искушение, подталкивавшее Его показать, что Он, будучи Сыном Божьим, способен совершать чудодейственные поступки. Любая мысль о совершении чего-либо чудодейственного в религии является искушением дьявола.
Перед этим Господь Иисус победил искусителя тем, что процитировал Писания; поэтому искуситель стал подражать Ему и искушать Его, цитируя Писания, — правда, прибегая при этом к хитрости.
Если мы цитируем Писания в отношении одного аспекта чего-либо, мы должны учитывать и другие аспекты, чтобы оградить себя от обмана искусителя. Именно так поступил здесь новый Царь в ответ на второе искушение искусителя. Часто нам нужно сказать искусителю: «Ещё написано».
Греческое слово означает «испытывать сверх меры», «проверять тщательно».
Потерпев неудачу с искушением в сфере религии, дьявол подверг нового Царя третьему искушению, на этот раз в области славы этого мира. Он показал Ему все царства мира и их славу. Эта последовательность искушений лукавого (первое было связано с нуждами человеческой жизни, второе — с религией, а третье — с мирской славой) особенно соблазнительна в том, что касается практических забот человеческой жизни.
ср. Дан. 4:27
В Лк. 4:6 сказано, что царства мира и их слава были отданы дьяволу; поэтому он даёт их тому, кому хочет. До того как Сатана пал, Бог назначил его как архангела правителем мира (Иез. 28:13-14). Поэтому он назван «правителем этого мира» (Ин. 12:31) и все царства этого мира и их слава — в его руках. Добиваясь поклонения, он предложил всё это, чтобы искусить только что помазанного Царя. Небесный Царь преодолел это искушение, а грядущий Антихрист не устоит против него (Отк. 13:2, 4).
Слово «Сатана», заимствованное из еврейского языка, означает «противник». Сатана — это не только враг Бога, находящийся вне Божьего царства, но и противник Бога, находящийся внутри Божьего царства, где он бунтует против Бога.
Новый Царь упрекнул дьявола за его предложение и победил его тем, что сохранил положение человека, поклоняясь и служа одному Богу. Поклоняться или служить чему-либо помимо Бога ради выгоды — это всегда искушение от дьявола, с помощью которого он добивается поклонения.
Искушая первого человека, Адама, дьявол добился успеха; искушая второго человека, Христа, он потерпел полный провал. Отсюда видно, что в принадлежащем новому Царю царстве небес дьяволу не будет места.
Ангелы пришли и служили искушаемому Царю, который в данном случае был страдающим человеком (ср. Лк. 22:43).
Иоанн Креститель служил в пустыне, а не в святом храме в святом городе, но его служение, по крайней мере, проходило в Иудее, недалеко от всего «святого». Поскольку люди отвергли Иоанна, Господь Иисус начал Своё служение, удалившись в Галилею, вдали от святого храма и святого города. Это произошло по Божьему всевластию, чтобы исполнилось пророчество в Ис. 9:1-2.
Галилея была местностью со смешанным населением из иудеев и язычников. Поэтому её называли «Галилеей языческой» и ортодоксальные иудеи презирали её (Ин. 7:41, 52). Только что назначенный Царь начал Своё царственное служение для царства небес в таком презираемом месте, вдали от столицы страны, величественного Иерусалима, с её священным храмом, центром ортодоксальной религии. Это подразумевало, что служение только что помазанного Царя предназначалось для небесного царства, отличного от земного царства Давида (Мессианского царства)).
Служение нового Царя для царства небес началось не с земной силы, а с небесного света, которым был Сам Царь как свет жизни, сияющий в тени смерти.
Лк. 1:78-79; Ин. 1:5, 7-9; 8:12; 9:5; Ис. 60:1-2
Новый Царь продолжил проповедь Своего предшественника, Иоанна Крестителя (Мф. 3:2).
Служение нового Царя проходило не в столице, а возле моря. Служение Его предшественника началось на берегу реки и состояло в том, что он погребал религиозных людей и клал конец их религии. Служение нового Царя началось на берегу моря и состояло в том, что Он ловил людей, которые были не очень религиозны, — людей, живших у моря, а не в святом месте, и делал их ловцами людей для основания царства небес.
Когда Пётр и Андрей были призваны Господом, они закидывали сеть в море. Они были сделаны ловцами людей (Мф. 4:19). В конечном итоге Пётр стал первым великим ловцом для основания царства небес в день Пятидесятницы (Деян. 2:37-42; 4:4).
Букв. «куполообразную сеть».
Букв. «рыбаками».
В прошлом Андрей один раз уже приводил Петра к Господу — в том месте, где проповедовал Иоанн (Ин. 1:35-36, 40-42). Андрей был одним из двух учеников, сопровождавших в тот день Иоанна Крестителя. Тогда Андрей и Пётр впервые встретили Господа. Здесь Господь встретил их во второй раз — на этот раз на берегу Галилейского моря. Они были привлечены Господом как великим светом, сияющим во тьме смерти, и последовали за Ним для основания царства небес в свете жизни.
Иаков и Иоанн были призваны Господом в тот момент, когда они, сидя в лодке, латали свои сети. В конечном итоге Иоанн стал настоящим «латальщиком» и своим служением жизни латал прорехи в церкви. (См. его три Послания и гл. 2 и 3 Откровения.)
Одним из двух учеников Иоанна Крестителя в Ин. 1:40 был апостол Иоанн. Таким образом, он, очевидно, уже встречал Господа раньше — там же, где Господа впервые встретил Пётр. Здесь, на берегу Галилейского моря, произошла вторая встреча. Подобно Петру и Андрею, Иоанн и его брат были привлечены Господом и последовали за Ним.
Синагога — это место, где иудеи читают и изучают Писания (Лк. 4:16-17; Деян. 13:14-15).
Или: «благую весть», «радостное известие». В этой книге благовестие называется «благовестием царства». Оно включает в себя не только прощение грехов (ср. Лк. 24:47) и наделение жизнью (ср. Ин. 20:31), но и царство небес (Мф. 24:14) с силой будущего века (Евр. 6:5), силой изгонять бесов и исцелять недуги (Ис. 35:5-6; Мф. 10:1). И прощение грехов, и наделение жизнью предназначены для царства.
Когда новый Царь засиял как великий свет, который светит во тьме, большие толпы были привлечены и последовали за Ним для царства небес.
Область, включавшая в себя десять городов.