К ст. 1-12 см. прим. в Мф. 13:1-15.
К ст. 1-12 см. прим. в Мф. 13:1-15.
См. прим. Мк. 1:212. То же относится к слову «учил» в следующем стихе.
Сеятель обозначает Спасителя-Раба (Мф. 13:37), т. е. Сына Божьего, который пришёл сеять Себя как семя жизни (см. прим. Мк. 4:263б) в Своём слове (ст. 14) в сердца людей, чтобы расти и жить в них и выражаться из них.
Под сеянием понимается то, что Спаситель-Раб проповедовал благовестие Божье, благодаря чему появилось царство Божье (Мк. 1:14-15). При этом, как сказано в ст. 26, сеялось семя жизни в слове (ст. 14), которое говорил Спаситель-Раб; отсюда видно, что Его благовестнический труд состоял в том, чтобы сеять божественную жизнь в людей, которым Он служил. Рост этой жизни зависит от состояния тех, кому Он служит, и результат бывает разным в соответствии с различными состояниями, как изображено в этой притче.
Домостроительство Бога в отношении Его царства было скрытой тайной, которая была открыта ученикам Спасителя-Раба. Однако, поскольку по природе и характеру царство Божье является полностью божественным, а элементами, посредством которых оно производится, служат божественная жизнь и божественный свет (см. прим. Мк. 4:31а, прим. Мк. 4:261а и прим. Мк. 4:211а), царство Божье, особенно царство в его действительности как подлинная церковь в этом веке (Рим. 14:17), по-прежнему остаётся полной тайной для природного человека. Чтобы понять её, требуется божественное откровение.
Или: «происходит», «становится».
Слово, переведённое здесь как «знаете», обозначает внутреннее, субъективное понимание, а слово, переведённое как «узнаете», обозначает внешнее, объективное знание.
Светильник излучает свет. То, что здесь говорится о светильнике, показывает, что благовестнический труд Спасителя-Раба не только сеет жизнь в людей, которым Он служит, но и приносит им свет. Поэтому результатом такого божественного труда являются верующие как светила (Флп. 2:15) и церкви как светильники (Отк. 1:20), которые сияют как Его свидетельство в этом тёмном веке и обретают завершённость в Новом Иерусалиме, отличительными чертами которого являются жизнь и свет (Отк. 22:1-2; Отк. 21:11, 23-24).
См. прим. Мф. 5:151.
См. прим. Мф. 5:152б.
Как и в Мф. 13:10-13 и Лк. 8:18, сказанное здесь описывает то, как мы слышим слово Господа.
Мк. 1:15; 4:30; Ин. 3:3, 5; Деян. 1:3; 14:22; 28:31; Рим. 14:17; 1 Кор. 6:9-10
Царство Божье — это действительность церкви, которую Христова жизнь воскресения порождает через благовестие (1 Кор. 4:15). Возрождение — это вход в царство (Ин. 3:5), а рост божественной жизни в верующих — это развитие царства (2 Пет. 1:3-11). См. прим. Мк. 1:151б.
Спаситель-Раб как сеятель. См. прим. Мк. 4:31а.
ст. 26-29; ср. Мф. 13:24-26, 30
Имеется в виду семя божественной жизни (1 Ин. 3:9; 1 Пет. 1:23), посеянное в верующих Спасителя-Раба; отсюда видно, что царство Божье, которое является итогом и целью благовестия Спасителя-Раба, и церковь в этом веке (Рим. 14:17) основаны на жизни, Божьей жизни, которая прорастает, растёт, плодоносит, созревает и даёт урожай, а не на безжизненной организации, созданной с помощью человеческой мудрости и способности. Это подтверждают слова апостолов в 1 Кор. 3:6-9 и Отк. 14:4, 15-16.
Слова «спит и встаёт ночью и днём» и «как — он не знает» не следует применять к Спасителю-Рабу. Этот стих наглядно показывает естественность роста семени (ср. ст. 28).
Т. е. растёт.
Т. е. хорошая земля (ст. 8), обозначающая хорошее сердце, которое сотворил Бог (Быт. 1:31), чтобы Его божественная жизнь могла расти в человеке. Такое хорошее сердце работает вместе с посеянным в него семенем божественной жизни, позволяя семени естественно расти и приносить плод для выражения Бога. Сказанное здесь даёт нам веру в эту естественность. Поэтому здесь, в отличие от Мф. 13:24-30, не упоминаются плевелы — отрицательная сторона.
Или: «естественно».
Серп обозначает ангелов, которых Господь посылает пожать жатву (Отк. 14:16; Мф. 13:39).
К ст. 30-32 см. прим. в Мф. 13:31-32.
Букв. «как».
В некоторых рукописях: «сравним».
Показанное с помощью семени в ст. 3, 26 и светильника в ст. 21 раскрывает природу и внутреннюю действительность царства Божьего, а показанное с помощью того, что горчичное зерно становится большим вопреки своему роду и что под его тенью гнездятся птицы, говорит о растлении и внешней видимости царства Божьего.
В этих притчах проявляются божественные мудрость и знание Спасителя-Раба (Мф. 13:34-35).
ср. Ин. 16:12; 1 Кор. 3:2; Евр. 5:12
К ст. 36-41 см. прим. в Мф. 8:23-27.
Спаситель-Раб спал и находился в покое в лодке, которую било вихрем, а ученики были напуганы бурей. Отсюда видно, что Он был выше пугающего вихря и не был встревожен им. Пока Он был с учениками в лодке, им следовало верой в Него (ст. 40) разделять Его покой и наслаждаться Его миром.
Пока ученики следовали за Спасителем-Рабом, Он как человек, наделённый божественной властью, сдерживал напугавшую их бурю.
Это было не только проявлением божественной власти Спасителя-Раба, но и свидетельством того, что Он является Самим Творцом вселенной (Быт. 1:9; Иов. 38:8-11). Он является Творцом, Тем, кто имеет власть!