См. прим. Мф. 3:12 и прим. Мк. 1:41б.
См. прим. Мф. 3:12 и прим. Мк. 1:41б.
См. прим. Мк. 1:42в.
См. прим. Мк. 1:43.
К оставшейся части стиха см. прим. в Мк. 1:3.
«Ущелье», «гора», «изгибы» и «неровные пути» — это образные выражения, описывающие состояние человеческих сердец по отношению к Богу и по отношению друг к другу, а также взаимоотношения между людьми (Лк. 1:16-17), которые было необходимо исправить, чтобы приготовить путь для прихода Спасителя.
Т. е. падшие люди.
Спаситель — это спасение Божье. Когда Он приходит, приходит спасение Божье. Увидеть и принять Его — значит увидеть и принять спасение Божье.
Отродье гадюк — это дети дьявола (1 Ин. 3:10). Дьявол — это древний змей (Отк. 12:9), поэтому его дети становятся змеями, имеющими ту же жизнь и природу, что и он.
Рим. 2:5, 8; 5:9; 1 Фес. 1:10
См. прим. Мф. 3:91.
См. прим. Лк. 3:171в.
Нижняя одежда наподобие рубашки. То же во всей книге.
ср. Лк. 19:8
См. прим. Лк. 19:82.
Ожидая узнать, не является ли Иоанн Христом, Мессией (Ин. 1:19-27).
К ст. 16-17 см. прим. в Мф. 3:11-12 и Мк. 1:7-8.
Огонь в огненном озере (Отк. 20:15).
См. прим. Лк. 4:431а.
К ст. 21-22 см. прим. в Мф. 3:16-17 и Мк. 1:9-11.
Зачатие Иисуса Святым Духом в Лк. 1:35 было сущностным, связанным с божественным существом Иисуса, с Его божественной личностью. Сущность божественного элемента Святого Духа в зачатии Иисуса не могла быть изменена или взята у Него. Однако схождение Святого Духа на Иисуса здесь было домостроительным, связанным со служением Иисуса, с Его работой. Сила Святого Духа для служения Иисуса (Лк. 4:14, 18; Мф. 12:28) могла быть взята у Него в зависимости от того, имел ли Он в ней нужду. Именно в этом домостроительном смысле Бог оставил и покинул Иисуса, когда Он нёс на Себе грех грешников, умирая за них на кресте (Мф. 27:46). Святой Дух как сила сошёл на Него здесь, но Святого Духа как сущность Он имел с рождения; в тот момент, когда Святой Дух в силе сходил на Него, Он существовал, имея Святого Духа в сущности.
Букв. «согласно закону».
См. прим. Мф. 1:11. Повествование в Евангелии Иоанна, Евангелии о Спасителе-Боге, начинается с Бога и переходит к человеку (Ин. 1:1, 14), делая акцент на божественности Христа, чтобы удостоверить Его божественно-человеческий статус. В Евангелии Луки, Евангелии о Спасителе-Человеке, родословие начинается с человека и возвращается к Богу (ст. 23, 38), подчёркивая человечество Христа, чтобы подтвердить Его человеческо-божественный статус. Он родился человеком и тем самым принёс Бога человеку, чтобы совершить искупление и тем самым принести человека к Богу. В Нём Бог и человек соединяются.
См. прим. Мф. 1:161 и прим. Мф. 1:162а.
См. прим. Мф. 1:122б.
См. прим. Мф. 1:63в, абз. 2 и 3.
См. прим. Мф. 1:11, абз. 4.
Это не означает, что Адам родился от Бога и обладал Божьей жизнью, так же как слова «сын Иосифа» не означают, что Иисус родился от Иосифа; люди только думали, что Он сын Иосифа (ст. 23). Адам был сотворён Богом (Быт. 5:1-2), и Бог был его источником. На этом основании он считался сыном Бога, как и всё человечество считалось потомством Бога у языческих поэтов (Деян. 17:28). Человечество было только сотворено Богом, но не было возрождено Им. Верующие в Христа являются сыновьями Бога в совершенно ином смысле — это нечто иное по сути. Они рождены, или возрождены, от Бога и обладают Божьей жизнью и природой (Ин. 1:12-13; 3:16; 2 Пет. 1:4).
От Иисуса (ст. 23) до Бога — семьдесят семь поколений, в которых можно увидеть историю Божьего творения, падения человека, Божьего обещания и спасения человека: человек был сотворён Богом (ст. 38; Быт. 1:26-27; 2:7), человек стал падшим в Адаме (ст. 38; Быт. 3), человек получил Божье обещание через Авраама (ст. 34; Быт. 12:1-3), и человек получает спасение в Иисусе (ст. 23; 2:10-11).