См. прим. Ин. 10:91а; то же в последующих стихах.
См. прим. Ин. 10:91а; то же в последующих стихах.
Овечий загон обозначает закон, или иудаизм как религию закона, в котором Божий избранный народ содержался и охранялся под опекой, пока не пришёл Христос.
Воры и грабители (ст. 8) обозначают тех, кто пришёл в иудаизм, но не через Христа.
Такой овцой был прозревший слепой в предыдущей главе. Он был выведен Господом из загона иудаизма. Таким образом, эта глава является продолжением гл. 9.
Христос — это дверь не только для того, чтобы Божьи избранники вошли под опеку закона, как это сделали Моисей, Давид, Исайя и Иеремия в ветхозаветные времена, до того как пришёл Христос, но и для того, чтобы Божьи избранные люди, такие как Пётр, Иоанн, Иаков и Павел, вышли из загона закона теперь, когда пришёл Христос. Поэтому Господь сказал здесь, что Он дверь, через которую не только могут войти Божьи избранники, но и выйти Божьи избранные люди.
Пастбище здесь обозначает Христа как место, где овцы кормятся. Когда пастбище недоступно (например зимой или ночью), овец нужно держать в загоне. Когда пастбище готово, овцам больше незачем оставаться в загоне. Содержание в загоне — это нечто переходное и временное. Пребывание на пастбище, наслаждение его богатством, — это нечто окончательное и постоянное. До того как пришёл Христос, закон был укрытием и пребывание под законом было чем-то переходным. Теперь, когда Христос пришёл, все Божьи избранные люди должны выйти из закона и войти в Христа, чтобы наслаждаться Им как своим пастбищем (Гал. 3:23-25; 4:3-5). Это должно быть чем-то окончательным и постоянным. Поскольку у вождей иудаизма не было такого откровения, они рассматривали закон, на котором был основан иудаизм, как нечто постоянное. Из-за этого они упустили Христа и не смогли участвовать в Нём как своём пастбище.
Греч. «зоэ́». В Новом Завете это слово употребляется для обозначения вечной, божественной жизни.
Греч. «псюхе́», душа; т. е. душа-жизнь. То же в последующих стихах. Будучи человеком, Господь имеет жизнь «псюхе», человеческую жизнь; будучи Богом, Он имеет жизнь «зоэ», божественную жизнь. Положив Свою душу, Свою жизнь «псюхе», Свою человеческую жизнь, Он совершил для Своих овец искупление (ст. 15, 17-18), чтобы они разделяли Его жизнь «зоэ», Его божественную жизнь (ст. 10), вечную жизнь (ст. 28), благодаря которой из них образуется одно стадо под началом одного Пастыря — Его Самого. Именно таким образом и именно для этой цели Он, будучи хорошим Пастырем, кормит Своих овец божественной жизнью.
Другие овцы — это верующие из язычников (Деян. 11:18).
Одно стадо обозначает одну церковь, одно Тело Христово (Эф. 2:14-16; 3:6), порождённое вечной, божественной жизнью Господа, которую Он вложил в Своих членов посредством Своей смерти (ст. 10-18). Загон — это иудаизм, основанный на букве и предписании, а стадо — это церковь, основанная на жизни и духе.
В 170—168 гг. до Р. X. сирийский царь Антиох Эпифан захватил Иерусалим и разграбил храм. Более того, 25 декабря 168 г. до Р. X. он принёс в жертву на жертвеннике свинью и установил в храме изображение, тем самым осквернив храм и нанеся ему урон. Три года спустя, в 165 г. до Р. X., Иуда Маккавей, иудейский герой, очистил и восстановил жертвенник и храм. Он назначил 25 декабря — день, в который произошло осквернение жертвенника и храма, — началом священного праздника, во время которого иудеи на протяжении восьми дней радовались, отмечая великое событие — очищение и восстановление жертвенника и храма. Этот священный праздник и есть тот праздник Обновления, о котором здесь говорится.
См. прим. Ин. 5:431а.
Вечная жизнь (см. прим. Ин. 3:151) предназначена для жития верующих. Рука Отца, которой Он избирает в Своей любви согласно Своему замыслу (Ин. 17:23; Ин. 6:38-39), и рука Сына, которой Он спасает согласно Своей благодати для исполнения замысла Отца (Ин. 1:14; 6:37), обладают хранящей силой и предназначены для защиты верующих. Вечная жизнь никогда не закончится, а руки Отца и Сына никогда не ослабнут. Поэтому верующие навеки в безопасности и никогда не погибнут.
См. прим. Ин. 10:281.
См. прим. Ин. 1:61.
В этот момент Господь покинул храм и пошёл на то самое место, где Иоанн Креститель произнёс своё новозаветное свидетельство о Нём. Это означает, что Он оставил иудаизм и перешёл на новую территорию, где многие уверовали в Него.