См. прим. Деян. 2:431.
См. прим. Деян. 2:431.
Отсюда видно, что в Иерусалиме был ряд синагог, состоявших из тех или иных возвратившихся иудеев в зависимости от того, какой язык они усвоили в своём рассеянии (ср. Деян. 2:9-11). См. прим. Иак. 2:21.
Т. е. вольноотпущенников; тех, кто перестал быть рабом, будучи отпущен на свободу.
Объективная вера, т. е. то, во что верующие верят относительно Христа (см. прим. 1 Тим. 1:11, абз. 2). Всё откровение Нового Завета о личности Христа и Его искупительной работе представляет собой веру Божьего новозаветного домостроительства (Рим. 16:26).
Слово «росло» указывает на рост в жизни; это означает, что слово Божье связано с жизнью и растёт как семя, посеянное в сердце человека (Мк. 4:14).
Поскольку их избрали обслуживать столы, их можно считать диаконами, подобно тем, которых Павел и его соработники назначали позже в церквях (Рим. 16:1; Флп. 1:1; 1 Тим. 3:8).
Деян. 8:17; 9:17; 13:3; 19:6; 2 Тим. 1:6
См. прим. 1 Тим. 4:144в.
См. прим. Деян. 2:101.
Молиться — значит не только умолять Господа сделать что-то для Его движения, но также заставить наш дух упражняться и укрепляться. Поэтому служению слова должна предшествовать молитва, как это было принято у апостолов. Без такой молитвы служение слова не станет живым и сильным.
Это доказывает, что быть полным Духа нужно для жизни, так же как в Лк. 2:52.
Греч. «пле́рес», прилагательное, образованное от «плеро́о», в соответствии с употреблением данного слова в этой книге здесь и в ст. 5; 7:55; 11:24 и Лк. 4:1. Человек становится полон Духа после того, как наполняется Духом внутренне и сущностно, как показано в Деян. 13:52. Это связано с жизнью, а не с работой.
Или: «угодно».
Иудеи, которые говорили по-еврейски.
Иудеи, которые говорили по-гречески. В самом начале практики церковной жизни возникли трудности из-за языковых различий; для устранения этих трудностей была проявлена необходимая забота.
ср. 3 Цар. 21:10, 13
См. прим. Деян. 4:51.
Деян. 21:28; ср. Деян. 25:8
Храм (Мф. 24:15 и прим. Мф. 24:154).
Отсюда видно, что среди верующих, судя по всему, ходили разговоры о том, что храм будет разрушен, согласно пророчеству Господа в Мф. 23:37-39 и Мф. 24:2, и что устроение закона закончилось, согласно словам Господа в Мф. 11:13. Противники из числа иудеев исказили слова верующих, так же как в Мф. 27:40 они, распяв Господа, искажали слова, сказанные Господом в Ин. 2:19. Нападки со стороны иудеев, несомненно, были вызваны подстрекательством Сатаны, который хотел таким образом помешать Божьему новозаветному домостроительству. Но основанием, на которое опирался Сатана в своём подстрекательстве, была смена устроения, противоречившая иудейским традициям. Божье новозаветное домостроительство предусматривает полное отделение нового устроения от иудаизма. Это оскорбляло иудеев, так как затрагивало традиции, которые передавались ими по наследству на протяжении поколений, и побуждало их к нападкам, начавшимся во время служения Господа в Евангелиях и ставшим ещё более яростными во время служения апостолов в этой книге, когда Господне новозаветное движение переживало переходный период. Судя по тому, что рассказывает Лука в Деяниях, церковь среди иудеев, включая ранних апостолов, не смогла успешно совершить этот переход из-за продолжавшегося влияния со стороны их иудаистского прошлого и сдерживающих нападок со стороны их иудейских сородичей. В этой книге показано, как эта проблема вновь и вновь беспокоила их (Деян. 11:1-3; 15:1-5; 21:18-26). Даже апостол Павел был на грани возвращения к иудейским обычаям во время своего последнего посещения Иерусалима (Деян. 21:20-26). См. прим. Иак. 2:101 и прим. Иак. 1:111.
Имеется в виду небесный облик. Стефан был человеком на земле, но во время гонения у него был небесный облик.