Или: «Мелита».
Или: «Мелита».
Или: «варвары» (то же в ст. 4); люди, которые не говорили ни по-гречески, ни на латыни, но не обязательно были нецивилизованными.
Букв. «зверя». Этот термин употребляли в трудах по медицине для обозначения ядовитых змей. (То же слово употреблено в ст. 5.)
Греч. «Дике»; возможно, имеется в виду богиня из греческой мифологии, ведавшая свершением правосудия.
Апостол не был богом, хотя любопытные туземцы, будучи суеверны, подумали именно так; однако в своём житии и служении он выражал того истинного Бога, который в Иисусе Христе прошёл процессы воплощения, человеческой жизни, распятия и воскресения и который, будучи всеобъемлющим Духом, теперь жил в нём и через него.
На море во время бури Господь сделал апостола не только владельцем его спутников (Деян. 27:24), но также гарантом их жизни и их утешителем (Деян. 27:22, 25). Теперь на суше в спокойной обстановке Господь сделал его не только человеком, обладавшим в глазах суеверных людей магической привлекательностью (ст. 3-6), но также их целителем и радостью (ст. 8-9). В течение всего этого длительного и неудачного путешествия апостола в узах Господь сохранял его в Своём превосходстве и давал ему способность жить далеко за пределами сферы тревог. Эта жизнь была исполнена достоинства и являла высочайший уровень человеческих добродетелей, в которых выражались превосходнейшие божественные качества; эта жизнь напоминала ту, которой несколькими годами раньше жил на земле Сам Господь. Это был Иисус, который снова жил на земле в Своём божественно обогащённом человечестве! Это был удивительный, прекрасный и таинственный Богочеловек, который жил в Евангелиях и теперь продолжал жить в Деяниях через одного из Своих многих членов! Это был живой свидетель воплотившегося, распятого, воскрешённого и возвышенного Богом Христа! В ходе своего путешествия Павел жил и возвеличивал Христа (Флп. 1:20-21). Неудивительно, что люди почтили его и его спутников многими почестями (ст. 10), т. е. отнеслись к нему с огромнейшим уважением и высочайшим вниманием. К Божьему послу люди должны относиться с подобным уважением и вниманием.
Греч. «Диоскурой», сыновья-близнецы Зевса, Кастор и Полидевк — божества, покровительствовавшие морякам. Их изображение было укреплено на корме.
Т. е. из Рима.
Тёплый приём со стороны братьев из Рима и нежная забота братьев в Путеолах (ст. 13-14) показывают прекрасную жизнь Тела, которая существовала в ранние дни среди церквей и апостолов. Эта жизнь была частью небесной жизни царства на земле — на земле, которая была погружена Сатаной во тьму и населена людьми. На первый взгляд апостол, будучи заключён в узы, вступил в пределы мрачной столицы захваченной Сатаной империи; на самом же деле он, будучи послом Христа, наделённым Его властью (Эф. 6:20; Мф. 28:18-19), перешёл на новый этап участия в жизни Тела, которой Христова церковь живёт в царстве Божьем на земле. Подвергаясь гонению со стороны религии в империи Сатаны, он наслаждался церковной жизнью в царстве Божьем. Это утешало и воодушевляло его.
Место более чем в шестидесяти километрах от Рима.
Место более чем в сорока пяти километрах от Рима.
Отсюда видно, что в апостоле было немало человеческого. Хотя он был ободряем лично Господом (Деян. 23:11) и проявлял большую смелость на протяжении всего путешествия (Деян. 27:22-25, 33-36), его всё равно ободрил тёплый приём со стороны братьев. Именно в его возвышенном человечестве с его человеческими добродетелями во время его путешествия выражался Христос с Его божественными качествами. Он постоянно возвеличивал Христа в своём тяжёлом положении (Флп. 1:20).
Более чинное и торжественное обращение, чем просто «братья».
См. прим. Деян. 1:34.
Бог Отец сказал эти слова упрямым детям Израиля в Ис. 6:9-10. Бог Сын процитировал эти слова отвергнувшим Его иудеям в Мф. 13:14-15. Теперь Бог Дух через апостола повторил эти слова, обращаясь к жестокосердным людям. Отсюда видно, что во всех движениях Божественной Троицы дети Израиля были непокорны Богу благодати. Поэтому Он обратился к язычникам, чтобы осуществлять Своё новозаветное домостроительство, расширяя Своё царство для созидания церквей путём воспроизведения воскрешённого и вознесённого Христа (ст. 28).
Т. е. сделалось бесчувственным.
Во многих рукописях этот стих опущен.
За это время апостол написал Послания к колоссянам (ср. Кол. 4:3, 10, 18), к эфесянам (ср. Эф. 3:1; 4:1; 6:20) и к филиппийцам (ср. Флп. 1:7, 14, 17), а также Послание к Филимону (ср. Флм. 1:1, 9). В Флп. 1:25; 2:24 и Флм. 1:22 он ожидал освобождения из заключения. Вероятно, по прошествии этих двух лет его освободили, и он посетил Эфес и Македонию (1 Тим. 1:3). В дополнение к этому он посетил Крит (Тит. 1:5), Никополь (Тит. 3:12), Троаду и Милет (2 Тим. 4:13, 20). См. прим. 2 Тим. 4:62б.
Т. е. принимал, приветствуя, как в Лк. 8:40.
Так апостол закончил своё четвёртое путешествие служения, начавшееся в Деян. 27:2.
Царство Божье — это одна из тем, на которых делается акцент в этой книге. Лука и начинает (Деян. 1:3), и заканчивает свою книгу царством Божьим.
По сути, эта книга не была закончена — она была оставлена незавершённой, чтобы к ней можно было добавить что-то ещё. Причиной этому, очевидно, послужило то, что работа Святого Духа, состоящая в том, чтобы проповедовать Христа для Его воспроизведения, умножения и распространения через Его верующих, ещё не была завершена и должна была продолжаться ещё длительное время. Такая благовестническая работа для воспроизведения, умножения и распространения Христа находится в соответствии с Божьим новозаветным домостроительством и направлена на произведение многих сыновей для Бога (Рим. 8:29), которые становятся членами Христа, составляющими Его Тело (Рим. 12:5), для осуществления Божьего вечного плана и исполнения Его вечной воли. Это подробно раскрывается в двадцати одном Послании и в Откровении, следующими за этой книгой. Церковь, произведённая благодаря воспроизведению и умножению Христа, является той сферой, в которой Бог выражает Себя и царствует в Христе; поэтому церковь становится царством Божьим. Царство Божье, наряду с воспроизведением и умножением Христа, вырастает из Божьей жизни и распространяется благодаря ей. Деяния — это повествование о распространении Христа; это также повествование о царстве Божьем, потому что царство Божье — это расширение Христа. Благовестие, которое широко проповедуется в этой книге, — это Сам Христос как благовестие (Деян. 5:42), благовестие Христа; это также царство Божье как благовестие (Деян. 8:12), благовестие царства Божьего. Проповедь такого благовестия будет продолжаться и продвигаться, пока вся земля не станет царством Христа (Отк. 11:15).
В четырёх Евангелиях Бог воплотился, прошёл через человеческую жизнь, умер и воскрес, тем самым завершив Христа, воплощение Триединого Бога (Кол. 2:9). В Деяниях это воплощение Бога как животворящий Дух (1 Кор. 15:45), распространяет Христа внутрь Его верующих, т. е. внедряет приготовленного Триединого Бога в Его избранных, искупленных и преобразованных людей, чтобы сделать их составными частями церкви, через которую Бог может выразить Себя. Окончательным итогом церкви будет Новый Иерусалим в вечности в будущем как Божье полное и вечное выражение, который также будет Божьим вечным царством — той сферой, в которой Он царствует в Своей божественной жизни в вечности во веки веков. Это должно быть действительностью и целью всего благовествования сегодня.