Евр. «Эль-Шаддай». См. прим. Быт. 17:12а.
Евр. «Эль-Шаддай». См. прим. Быт. 17:12а.
Иаков сделал двух сыновей родившегося от Рахили Иосифа своими первыми двумя сыновьями взамен родившихся от Лии Рувима и Симеона. Благословив Ефрема и Манассию, Иаков дал Иосифу двойную долю земли (Иис. Н. 16 — Иис. Н. 17). Таким образом, вследствие того что Иаков хотел вспомнить Рахиль (ст. 7), право первородства среди его сыновей перешло от Рувима к Иосифу. Бог почтил совершённое Иаковом и сделал это фактом, распределив землю при вступлении детей Израиля в добрую землю соответствующим образом. См. прим. Мф. 1:23в .
В Бытии есть четыре случая перехода права первородства. Переход первородства от Исава к Иакову (Быт. 25:22-26, 29-34) показывает, что получение первородства зависит не от нашего природного рождения, а от Божьего предопределения (Рим. 9:10-13). Переход первородства от Зары к Фаресу (Быт. 38:27-30) иллюстрирует тот факт, что первородство даётся не на основании человеческих дел, а на основании Божьего избрания. Переход первородства от Рувима к Иосифу (Быт. 49:3-4; 1 Пар. 5:1-2) показывает, что, даже если мы были предопределены к получению первородства, мы можем потерять его, если будем предаваться блуду. Переход первородства от Манассии к Ефрему (ст. 12-20) показывает, что благословение Господа зависит не от природных ухищрений человека, а от Божьего желания и избрания. Последний случай перехода первородства в Писаниях — это переход первородства от Израиля к церкви (см. прим. Мф. 21:311).
Или: «при мне».
Евр. 11:21; ср. Быт. 27:4
ср. Быт. 27:1
Букв. «он».
Или: «скрестив свои руки». Отец Иакова, Исаак, благословлял слепо (Быт. 27:1, 23, 27), но Иаков, благословляя двух своих внуков, был полон проницательности. Хотя физические глаза Иакова притупились (ст. 10), Иаков, будучи зрелым и единым с Богом в жизни, ясно понимал в своём духе, что Бог хочет поставить Ефрема выше Манассии (ст. 17-20).
Троекратное упоминание Бога Иаковом в ст. 15-16 — это указание на Триединого Бога. Бог, перед которым ходили Авраам и Исаак, — это Отец; Бог, который пас Иакова всю его жизнь, — это Дух; а Ангел, который искупил его от всякого зла, — это Сын. Это — Триединый Бог в переживании Иакова. См. прим. 2 Кор. 13:141а.
ср. Числ. 26:34, 37
ср. Числ. 1:33, 35; Числ. 2:19, 21; Втор. 33:17
Или: «полнотой», «изобилием».
ср. Быт. 46:4
Или: «склон».