Это же греческое слово переведено как «звук» в ст. 7-8. Здесь оно обозначает голоса, т. е. языки, на которых разговаривают люди (то же в ст. 11).
Числ. 10:9; ср. Ис. 58:1; Иер. 4:19; Иез. 33:3-6; Иоил. 2:1
Букв. «безгласного».
Примеры, которые апостол приводит в ст. 7-11, показывают, что коринфские верующие злоупотребляли говорением на языках, занимались им бессмысленно, произнося звуки без различия в тонах (ст. 7) и издавая неясные звуки (ст. 8). Кроме того, они употребляли этот дар сверх меры: они говорили на языках где придётся, как придётся и при любых обстоятельствах. Поэтому апостол поправил и ограничил их, чтобы они не злоупотребляли таким малым и наименее полезным даром и не употребляли его сверх меры, а добивались больших даров и изобиловали в назидании святых и созидании церкви.
Букв. «неодушевлённые».
1 Кор. 14:26; Эф. 1:17; 3:3, 5
Пророчествование, изрекание Господа, созидает не только отдельных святых, но и церковь.
Или: «назидание». Поскольку пророчествование, изрекание Господа, преподносит людям Христа, оно созидает их и приносит им воодушевление и утешение.
Слова апостола в ст. 2-6 ясно и чётко показывают, что говорение на языках гораздо менее важно, чем пророчествование. Говорение на языках, даже если оно подлинное и надлежащее, назидает только самого говорящего, а пророчествование созидает церковь. Если человек пророчествует в откровении или учит в знании, пользуясь ясными, понятными словами, это полезнее для церкви, чем если он говорит на языках, пользуясь неизвестными словами (ст. 19).
1 Кор. 11:4; 12:10; 13:2; 14:3-6, 39
Поскольку пророчествовать — значит говорить за Господа и изрекать Господа, т. е. преподносить людям Христа, что является основным элементом церковного собрания, то для пророчествования необходимо, чтобы его наполняла божественная жизнь как содержание. Любовь — это превосходнейший путь для того, чтобы переживать божественную жизнь и делать её содержанием дара пророчества для созидания церкви. Поэтому мы должны стремиться к любви и ревностно желать этого большего дара.
См. прим. 1 Кор. 12:311 (то же в ст. 39).
Этот призыв основан на откровении в 1 Кор. 12:31; 13:1-13. Стремиться к любви — значит добиваться роста в жизни для развития даров в жизни. Поэтому такое стремление должно сопровождаться ревностным желанием обрести самый полезный дар — дар пророчества.
Букв. «воздействия». Это же греческое слово переводится как «сила».
Греческое слово означает «чужестранец», т. е. не грек, человек, не говорящий по-гречески. «Предполагается, что изначально это слово служило для описания тех, кто говорил на грубом, режущем слух наречии... Позже это слово стало означать „чужеземный“ или „дикий“» (М. Винсент).
Здесь апостол говорит: «Так и вы — поскольку вы ревнители духов...» Это показывает, что в те дни в своих духовных стремлениях коринфские верующие, которые по происхождению были язычниками, из-за своего прошлого путали единого Святого Духа с различными злыми духами; у них не было ни ясного понимания, ни твёрдой позиции в отношении того, что Святой Дух един. Это подтверждают слова «но тот же Дух» в 1 Кор. 12:4. Здесь апостол не одобряет их путаные стремления, а напротив, используя их фактическую путаницу в качестве довода, увещевает их стремиться к тому, чтобы подняться над своей путаницей и тем самым достичь превосходства среди этой путаницы.
Греческое слово означает «достигать полноты», «изобиловать», «переполняться»; оно также означает «достигать превосходства». См. прим. 1 Кор. 8:81. Судя по контексту этого стиха, здесь это слово не означает «изобиловать», «возрастать»; оно означает «достигать превосходства и выделяться среди других». Слова «поскольку вы ревнители духов» в первой части этого стиха уже показывают, что в своём стремлении к духовным дарам коринфские верующие путали Святого Духа со злыми духами. С точки зрения апостола, такие путаные стремления были настолько позорными, что коринфских верующих могли даже счесть за варваров. Поэтому апостол увещевал их стремиться не к каким-то неразборчивым, смешанным духовным вещам ради собственного наслаждения и хвастовства, а к тому, чтобы достигать превосходства, т. е. подниматься выше этих низких стремлений, для созидания церкви.
Апостол был полностью поглощён мыслями о созидании церкви. Он постоянно помнил и думал о церкви, в отличие от коринфян, которые, наоборот, думали о себе. Их проблема, связанная с духовными дарами, возникла из-за их эгоизма, из-за отсутствия у них заботы о созидании церкви. Рассматривая первые шесть проблем, которые относились к сфере человеческой жизни, апостол сделал акцент на Христе как единственной доле, данной нам Богом; рассматривая последние пять проблем, которые относились к сфере божественного управления, он сделал акцент на церкви как единственной цели, поставленной нам Богом. Коринфянам не только не хватало Христа — к тому же они были в неведении относительно церкви. Завершающее служение апостола (Кол. 1:25) включает в себя Христа как тайну Божью (Кол. 2:2) и церковь как тайну Христову (Эф. 3:4). Однако коринфяне, даже имея служение апостола, упустили из виду и то и другое. Они являли жалкое зрелище, будучи поглощены собой, слепы и невежественны.
Если мы используем и упражняем свой дух в молитве, это, разумеется, признак здоровой духовной жизни. Но если наш разум бесплоден и не используется, это совершенно нездоровый признак. Молясь Господу, мы должны упражнять наш возрождённый дух и наш обновлённый разум. Наш разум должен быть обращён к духу (Рим. 8:6) и никогда не должен обосабливаться от него, даже в повседневном хождении, не говоря уже о наших молитвах. Наша молитва должна исходить из духа — из духа, которого касается Бог и который касается Бога, — и проходить через здравый и понимающий разум, облекаясь в чёткие и понятные слова, чтобы наша молитва касалась Бога, питала и укрепляла нас и созидала Других.
Это подразумевает, что апостол призывал тех, кому было адресовано его Послание, молиться не только на неизвестном языке, но также ясными, понятными словами.
Это не означает, что нужно молиться только разумом, совсем не используя при этом дух. В Эф. 6:18 апостол сказал, чтобы мы молились во всякое время в духе. Молитва — это поклонение, а поклонение должно быть в духе (Ин. 4:24). Когда мы молимся духом, не на неизвестном языке, а понятными словами, мы автоматически используем свой разум, чтобы истолковать и выразить мысль духа. Апостол хотел сказать здесь, что на церковном собрании для пользы всех присутствующих нужно молиться разумом, используя понятные слова (ст. 19), чтобы выразить то бремя, которое есть в нашем духе. На церковном собрании наша молитва должна быть не только услышана Господом, чтобы Он ответил на неё, — она также должна быть понятна всем присутствующим, чтобы они получили пользу. Для этого нужно научиться использовать разум при общей молитве точно так же, как мы используем дух; мы должны приучить свой разум взаимодействовать с нашим духом и даже быть единым с нашим духом, чтобы дух стал духом нашего разума (Эф. 4:23).
Греческое слово обозначает человека, который оказывается занят в каком-либо деле, не будучи обучен и подготовлен (то же в ст. 23-24).
1 Пар. 16:36; Неем. 5:13; 8:6; Пс. 106:48; Иер. 28:6; 2 Кор. 1:20; Отк. 5:14; 7:12; 19:4; Втор. 27:15-26
Это показывает, что во времена апостола на церковных собраниях, когда один человек молился, все остальные говорили «аминь», притом с особым ударением (на это указывает артикль перед словом «аминь» в греческом тексте).
Отсюда видно, что мы должны созидать других не только тогда, когда мы пророчествуем и учим на церковных собраниях, но и тогда, когда мы молимся и воздаём благодарения Господу. Это показывает, насколько сильна была забота апостола о созидании церкви и святых.
ср. 1 Кор. 14:5, 12; 1 Кор. 12:31
Это показывает, насколько необходимо для созидания церкви говорить на церковном собрании понятными словами, а также то, что в говорении на языках нет никакой необходимости.
См. прим. 1 Кор. 14:152.
Коринфские верующие были не только младенцами в жизни (1 Кор. 3:1), но и детьми в понимании. Им нужно было расти и в жизни, и в понимании их разума. Все усилия апостола в разрешении их проблем были направлены к этой цели — чтобы они стали зрелыми во всех отношениях.
Или: «мышлении», «рассуждении», «разуме». Греческое слово отличается от слова, переведённого как «разум» в ст. 15 и в ст. 19, которое «подчёркнуто противопоставляется экстазу» (М. Винсент). Это связано с пониманием и взглядами коринфских верующих в отношении говорения на языках. Занимаясь этой практикой, они приходили в экстаз; поэтому они были подобны детям в своём понимании её, не используя свой разум надлежащим образом, как должен делать зрелый верующий. Апостол советовал им расти и становиться взрослыми в понимании, т. е. в надлежащем использовании их разума, подобно ему самому (ст. 19), в отношении говорения на языках.
Коринфским верующим, которые были подобны детям, нужно было стать взрослыми в их понимании, чтобы они были способны знать то, о чём говорится в ст. 21-25.
Имеется в виду Ветхий Завет. См. прим. 1 Кор. 14:343г.
Эти слова из Ис. 28:9-13 показывают, что говорение на иных языках было наказанием для детей Израиля за то, что они не поверили понятному слову Божьему. Поэтому, цитируя эти слова, апостол имеет в виду, что коринфяне не приняли должным образом то понятное откровение, которое Бог давал им через апостолов.
Союз «так что» в начале этого стиха показывает, что, согласно словам из Ис. 28, приведённым в ст. 21, языки существуют для отрицательного знамения неверующим и знаменуют их жалкое состояние неверия. Подразумевается, что там, где говорят на ином языке, у людей нет веры. Апостол стремился здесь удержать коринфян от чрезмерного говорения на языках. Пророчество же существует для положительного знамения тем, кто верит, и знаменует их надлежащее состояние веры. Это сказано в поддержку практики пророчествования.
1 Кор. 11:17, 18, 20
Если на собрании всей церкви все будут говорить на языках, то сторонний наблюдатель может подумать, что все присутствующие — сумасшедшие. Следовательно, призывать всех говорить на языках на церковном собрании неправильно; это идёт вразрез со словами апостола Павла.
Или: «помешанные», «буйнопомешанные». Этими словами Павел резко осуждает чрезмерное говорение на языках.
Подразумевается, что все присутствующие не только обязаны, но и способны пророчествовать. Если на церковном собрании все будут пророчествовать, люди будут обличаться. Судя по всему, пророчествовать таким образом — значит в основном не предсказывать, а говорить за Господа и изрекать Господа.
Этого не произойдёт в результате пророчества-предсказания, но это произойдёт в результате пророчества в смысле говорения за Господа и изрекания Господа. Для этого второго вида пророчества необходим определённый рост в жизни. Эти слова также сказаны в поддержку практики пророчествования.
Это подразумевает, что пророчествование, говорение за Бога и изрекание Бога, содержанием которого является Бог, преподносит слушающим Бога и приводит их к Богу. Это также показывает, что церковное собрание должно быть наполнено Богом и что всё, чем мы занимаемся на собрании, должно приносить и передавать людям Бога, чтобы они наполнялись Богом.
Отсюда видно, что церковное собрание — это сама церковь.
Согласно 1 Кор. 11:5, женщинам можно пророчествовать (что, разумеется, происходит публично), если их голова покрыта, а в Деян. 2:17-18; 21:9 подтверждается, что женщины действительно пророчествовали. Но в 1 Тим. 2:12 говорится, что женщинам не разрешается учить, т. е. учить с позиции власти (об учении там говорится в контексте использования власти), определяя доктрину. Таким образом, согласно новозаветному принципу, когда говорится, что женщинам не разрешается говорить на церковных собраниях, это означает, что женщинам не разрешается учить с властью в отношении определения доктрины. В этом смысле они должны молчать на церковных собраниях. Им не разрешается говорить, потому что они должны подчиняться мужчинам. Это связано с вопросом о власти, установленной Богом в Его правлении. В силу Божьего правительственного установления женщинам не разрешается говорить, властвуя над мужчинами. Им можно молиться и пророчествовать, т. е. (в основном) говорить за Господа и изрекать Господа. Но и это они должны делать под покрытием братьев, потому что здесь им дано повеление подчиняться.
1 Кор. 12:10; ср. Иов. 12:11; 1 Ин. 4:1
Или: «судят». Букв. «отличают». Имеется в виду, что остальные должны судить, или распознавать, от Бога ли то, что говорится в пророчестве, отличая правильное от неправильного. Отсюда видно, что иногда пророчествование может быть не от Бога.
Бог желает, чтобы каждый из верующих пророчествовал, т. е. говорил за Него и изрекал Его (ст. 1; ср. Числ. 11:29).
Или: «утешались».
Поскольку учения апостола соответствуют Божьему установлению (ст. 34), они являются заповедью Господней.
Фактически вся эта глава посвящена пророчествованию и говорению на языках. Поскольку пророчествование — наиболее полезный дар для созидания и святых, и церкви путём богатого преподнесения Христа, апостол высоко ценил и поощрял его. Говорение на языках не приносит пользы для созидания, поэтому апостол, будучи верен, отмечает его меньшую ценность. И в положительной, и в отрицательной оценке апостол руководствовался заботой об исполнении Божьего замысла в созидании церкви с помощью богатства Христова. В заключение этой главы он по-прежнему призывает нас ревностно желать пророчествовать для Божьего строительства. Однако чтобы сохранить всеобъятность и единство церкви, он также призывает нас не запрещать говорение на языках.
Это означает, что не пророки находятся во власти своих духов, а их духи находятся под их управлением. Поэтому они могут решать, когда им пророчествовать и когда перестать пророчествовать, чтобы поддерживать надлежащий порядок на церковном собрании. Их дух является для них не господином, а средством, позволяющим им функционировать. Им необходимо научиться упражнять и использовать свой дух по своему усмотрению.
ср. Прит. 16:32
Принцип повелений, содержащихся в ст. 26-32 и относящихся главным образом к говорению на языках и пророчествованию, состоит в том, что следует поддерживать мирный и благообразный порядок соответственно тому, каков Сам Бог.
Отсюда видно, что все поместные церкви должны быть одинаковы в своей практике.
В стихах 1 Кор. 1:2 и 1 Кор. 10:32 используется выражение «церковь Божья», но здесь мы видим выражение «церкви святых». Выражение «церковь Божья» показывает элемент, из которого состоит церковь: церковь состоит из элемента Бога. Выражение «церкви святых» показывает части, из которых складываются церкви: церкви складываются из святых.
Т. е. на церковных собраниях. См. прим. 1 Кор. 14:281. То же в ст. 35.
Слово «имеет», встречающееся пять раз в этом стихе, является переводом распространённого греческого слова, имеющего много значений, из которых следующие три являются главными;
1) «держать», «обладать», «хранить»,
2) «иметь для наслаждения»,
3) «иметь средства или силу, чтобы делать что-либо».
Первые два значения следует относить к первым трём из пяти вещей, перечисленных в этом стихе, а третье — к последним двум: языку и толкованию языка. Отсюда видно, что, когда мы приходим на церковное собрание, мы должны иметь нечто от Господа, чем мы могли бы поделиться с другими, будь то псалом, чтобы восхвалять Господа, или учение (учителя), чтобы преподносить богатство Христово для назидания и питания других, или откровение (пророка, 1 Кор. 14:30), чтобы показывать видения Божьего вечного замысла, связанного с Христом как тайной Божьей и с церковью как тайной Христовой, или язык для знамения неверующим (1 Кор. 14:22), чтобы они узнали и приняли Христа, или толкование, чтобы сделать понятным язык, на котором говорилось о Христе и Его Теле. Перед тем как прийти на собрание, мы должны подготовиться к нему, приготовив что-то подобное, что получено и исходит от Господа. Приготовить это мы можем либо переживая Его, либо наслаждаясь Его словом и общаясь с Ним в молитве. Придя на собрание, мы не обязаны и не должны ждать вдохновения; мы должны упражнять свой дух и использовать свой обученный разум, чтобы функционировать, представляя то, что мы приготовили, Господу для Его славы и удовлетворения и всем присутствующим для их пользы: для их озарения, питания и созидания.
Это подобно празднику Кущей в древние времена. Дети Израиля приходили на праздник с произведениями доброй земли, которые они пожали после того, как потрудились на земле, и приносили их Господу для Его наслаждения и для своего взаимного участия в общении с Господом и друг с другом. Мы должны трудиться на Христе, нашей доброй земле, чтобы пожать плоды Его богатства, с которыми мы придём на церковное собрание и которые мы принесём Господу. Таким образом, на собрании будет явлен Христос в Его богатстве, и все присутствующие примут участие во взаимном наслаждении Христом перед Богом и вместе с Богом для созидания святых и церкви.
Судя по тому, на чём делается акцент и чему уделяется наибольшее внимание в этом Послании, все пять вещей, перечисленные в этом стихе, должны быть сосредоточены на Христе как Божьем центре, который является нашей долей, и на церкви как Божьей цели, которая является и нашей целью. Псалом должен быть восхвалением Бога за то, что Он дал нам Христа как мудрость и силу для нашей повседневной, а также церковной жизни. Учение, исходящее от учителя, и откровение, исходящее от пророка, должны учить о Христе и о церкви, которая есть Тело Христово, и преподносить Христа и церковь людям. Язык и его толкование также должны иметь в качестве своего центра и содержания Христа и церковь. Если делать акцент на чём-либо помимо Христа и церкви, это принесёт в церковь беспорядок и приведёт к тому, что она отклонится от центральной линии Божьего новозаветного домостроительства, в результате чего она станет подобна церкви в Коринфе.
1 Кор. 12:10; 14:5, 13, 27
Или: «назидания». Всё, что мы делаем на церковном собрании, должно служить для созидания святых и церкви. Наше единственное стремление и цель должны состоять в том, чтобы являть Христа и наслаждаться Им на собраниях для созидания Его Тела.
1 Кор. 14:29; ср. Мф. 18:16
ср. 1 Кор. 14:40
Это тоже показывает, что поместная церковь должна в своей практике следовать примеру других церквей. Все поместные церкви должны быть послушны вселенскому порядку Духа согласно слову апостолов, от которых выходит слово Божье.
Пророк — это тот, кто говорит за Бога, изрекает Бога и получает откровение о тайнах, связанных с Христом и церковью (Эф. 3:5), которое служит основанием для созидания церкви (Эф. 2:20). Духовный человек — это тот, кто живёт согласно своему духу, слитому с Божьим Духом, и способен распознавать всё духовное (1 Кор. 3:1 и примечания; 1 Кор. 2:15 и примечание). Такие духовно сведущие люди должны ясно знать, что учения апостола Павла — это заповедь Господня, и то, что они говорят, должно соответствовать его учениям. По отношению к беспорядочным коринфянам дух Павла был силён, а слово — откровенно.
Кол. 2:5; ср. 1 Кор. 14:33
Заботясь о церкви, апостол стремился к неизменному сохранению и осуществлению Христа как Божьего центра и церкви как Божьей цели и к тому, чтобы всё при этом происходило благообразно и в надлежащем порядке перед людьми и ангелами (1 Кор. 4:9; 11:10). Для достижения такой высокой цели наша природная жизнь непригодна. Для надлежащей церковной жизни необходимо переживать Христа распятого (1 Кор. 1:23; 2:2), чтобы положить конец нашему «я», и переживать Христа в воскресении как наше ежедневное освящение и искупление (1 Кор. 1:30).