Букв. «её».
Букв. «её».
Букв. «растопили».
Ис. 40:11; Ис. 46:3-4; ср. Исх. 19:4; Деян. 13:18
Втор. 8:15; Втор. 32:10; Иер. 2:6; ср. Числ. 10:12
Или: «совершайте праведность в качестве судей».
Числ. 11:16; ср. Исх. 18:21
ср. Деян. 6:3
Числ. 11:14, 17; ср. Исх. 18:18
Засушливая пустыня в южной части Ханаана.
ср. Числ. 10:11-13
Приводя обзор прошлого, эта книга, с одной стороны, показывает Божье водительство, чтобы человек знал сердце и руку Бога и благодаря этому мог полагаться на Бога и бояться Бога; с другой стороны, она показывает ошибки человека, чтобы он познал себя, осудил плоть и научился отвергать своё «я» и плоть. Обращаясь к будущему, эта книга выражает надежду на то, что человек, с одной стороны, будет знать любовь и правление Бога, а с другой стороны, будет знать своё истинное состояние, чтобы уже не полагаться на себя, а полагаться на Бога, Того, кто верен.
См. прим. Числ. 21:12. Поражение этих двух царей произошло ближе к концу сорока лет (ст. 3) скитания Израиля по пустыне. Оно также открыло ворота в обещанную землю.
ср. Числ. 33:38
См. прим. Исх. 19:112.
Т. е. на равнине, которая простирается от северной оконечности Мёртвого моря на юг до залива Акаба.
Во Второзаконии Моисей, будучи тем, кто говорил за Бога, был подобен престарелому любящему отцу, который с большой любовью и заботой обращался к своим детям. Моисей говорил за Бога сорок лет — с восьмидесяти лет (Исх. 7:7) до ста двадцати (Втор. 34:7). Он был человеком, который был не только пропитан и пронизан мыслью Бога, но и составлен говорением Самого Бога. Поэтому исходившее из его уст слово было словом Бога. См. прим. Втор. 8:31 и прим. Втор. 30:121а.
Второзаконие представляет собой заключительное слово закона и даёт всеобъемлющее заключение к Пятикнижию, первым пяти книгам Библии, написанным Моисеем. Слово «Второзаконие» означает «второй закон» и, следовательно, обозначает повторение, повторное изречение божественного закона. Закон был в первый раз дан через Моисея, когда ему было восемьдесят лет (Исх. 7:7). Спустя сорок лет, после того как всё первое поколение, за исключением Халева и Иисуса Навина, полностью умерло, закон был снова изречён для детей Израиля, на этот раз для второго поколения — поколения, готового войти в добрую землю и овладеть ей. Большая часть этого поколения не слышала лично, как у горы Синай были даны Десять Заповедей, постановления и предписания. Поэтому Бог дал Моисею бремя повторно изречь, повторить, закон. Это повторное изречение было возобновлённым обучением нового поколения детей Израиля после их длительного скитания с целью подготовить их к вхождению в обещанную Богом добрую землю и унаследованию её в качестве их владения.
В этой книге, как и во всей Библии, проявляется Бог, обличается человек и раскрывается Христос. Эта книга говорит о Боге как Боге любви, праведности, верности и благословения, чтобы человек знал Божье сердце и Божье правление, а также любил Бога, полагался на Бога, боялся Бога, подчинялся Божьему правлению, помнил о нежных чувствах Бога и жил в присутствии Бога, благодаря чему он получит право унаследовать обещанную землю. Кроме того, она обличает человека, показывая, что сам по себе человек обречён на неудачу и совершенно не способен исполнить требования святого, праведного и верного Бога; в результате этого обличения человек должен осознать своё истинное состояние и не быть уверенным в себе, а положиться на Бога, Того, кто верен (Втор. 7:9). Наконец, эта книга раскрывает Христа в трёх аспектах:
1) как единственного Пророка Божьего, как Того, кто говорит божественное слово (Втор. 18:15-19);
2) как всеобъемлющую добрую землю, приготовленную для нас Богом цель, место назначения (Втор. 8:7-10; Кол. 1:12; Флп. 3:7-15);
3) как слово Божье (Втор. 8:3; Втор. 30:11-14; Ин. 1:1; 1 Ин. 1:1), с помощью которого мы можем принять Его как нашу жизнь и наше жизненное снабжение и благодаря этому получить силу и способность, чтобы достичь Его как назначенной Богом цели.
См. прим. Втор. 8:31 и прим. Втор. 8:71 и прим. Втор. 30:121а.