См. прим. Евр. 4:91 .
См. прим. Евр. 4:91 .
Или: «подумал кто-нибудь из вас, что опоздал к нему».
См. прим. Евр. 4:111 .
Такой перевод допустим только согласно Синайскому кодексу. Во всех других древних рукописях: «они [т. е. те, кто услышал слово] не смешались верой с теми, кто услышал [т. е. с Халевом и Иисусом Навиным]».
Или: «упрямства», «бунта», «упорства», «неверия».
«Иисус» — это греческое имя, соответствующее еврейскому «Иегошу́а», что означает «Иегова Спаситель» или «спасение Иеговы» (Числ. 13:16). Иисус Навин, в силу своего имени, был прообразом Господа Иисуса, который ввёл народ Божий в покой.
Этим субботним покоем является Христос как наш покой, прообразом которого служит добрая Ханаанская земля (Втор. 12:9; Евр. 4:8). Христос является покоем для святых на трёх стадиях:
1) в веке церкви Он, будучи небесным Христом, Тем, кто покоится от Своей работы и сидит по правую руку Бога на небесах, является для нас покоем в нашем духе (Мф. 11:28-29);
2) в тысячелетнем царстве, после того как Сатана будет удалён с земли (Отк. 20:1-3), Христос с царством будут покоем в более полной степени для побеждающих святых, которые будут царями вместе с Ним (Отк. 20:4, 6), разделяющими Его покой и наслаждающимися им;
3) в новом небе и новой земле, после того как все враги, в том числе смерть, последний враг, будут подчинены Ему (1 Кор. 15:24-27), всепобеждающий Христос вовеки будет покоем в самой полной степени для всех Божьих искупленных.
Однако тот субботний покой, о котором говорится здесь и прообразом которого служит покой доброй Ханаанской земли, охватывает только первые две стадии Христа как нашего покоя; он не включает в себя третью стадию. Покой на первых двух стадиях — это награда для тех, кто старательно ищет Его, для тех, кто не только искуплен, но и наслаждается Им в полной мере, становясь благодаря этому победителем; покой на третьей стадии — это не награда, а полная доля, которую получают все искупленные. Поэтому тем субботним покоем, о котором говорится здесь и который остаётся для нас, чтобы мы старательно искали его и входили в него, является Христос как наш покой на первых двух стадиях, и особенно на второй. На второй стадии Христа как нашего покоя Он овладеет всей землёй как Своим наследием (Пс. 2:8; Евр. 2:5-6) и сделает её Своим царством на тысячу лет (Отк. 11:15). Все Его побеждающие последователи, которые ищут Его как свой покой и наслаждаются Им как своим покоем на первой стадии, будут участвовать в Его царствовании в тысячелетии (Отк. 20:4, 6; 2 Тим. 2:12). Более того, они унаследуют землю (Мф. 5:5; Пс. 37:11): одни получат власть над десятью городами, другие — над пятью (Лк. 19:17, 19), и они причастятся радости своего Господа (Мф. 25:21, 23). Это будет покой царства, прообразом которого служит покой вхождения в добрую Ханаанскую землю. Покой доброй земли был целью всех детей Израиля, которые были искуплены и выведены из Египта; подобным образом покой грядущего царства — это цель новозаветных верующих, которые искуплены и спасены из мира. Сейчас мы все на пути к этой цели.
Божье полное спасение, которое Бог приготовил для детей Израиля, включало в себя искупление посредством пасхального ягнёнка, исход из Египта, питание небесной манной, утоление жажды живой водой из рассечённой скалы и причащение доброй Ханаанской земли. Все дети Израиля разделяли пасхального ягнёнка, небесную манну и живую воду, но из тех, кто разделял исход из Египта, только Иисус Навин и Халев вошли в добрую землю и причастились её; все остальные пали в пустыне (Числ. 14:30; 1 Кор. 10:1-11). Хотя искуплены были все, добрую землю в награду получили только два победителя: Иисус Навин и Халев.
Пасхальный ягнёнок, небесная манна, живая вода и добрая Ханаанская земля — всё это прообразы различных аспектов Христа. Согласно тому, что изображено при помощи переживаний детей Израиля, не все верующие, искупленные посредством Христа, причастятся Христа как награды, как своего покоя, своего удовлетворения, и в веке церкви, и в грядущем царстве; только те, кто, будучи искуплен, старательно ищет Христа, причастятся Его таким образом. Вот почему апостол Павел, хотя и был полностью искуплен, продолжал стремиться к цели, чтобы приобрести Христа как награду (Флп. 3:10-14). В Флп. 3 Павел сказал, что он был в иудаизме, но ради Христа отказался от него (Флп. 3:4-9). Здесь, в этой книге, автор придерживался той же идеи, призывая еврейских верующих оставить иудаизм и стремиться к Христу, чтобы не упустить награду.
Поскольку покоем, о котором говорится в этой части слова, является всеобъемлющий Христос, отпасть от него — значит отпасть от Христа, превратиться в ничто, будучи отделёнными от Христа (Гал. 5:4). В Послании к галатам опасность заключалась в том, что галатийские верующие уплывут по течению от свободы благодати в узы закона (Гал. 5:1-4). Павел советовал им твёрдо стоять в свободе благодати, т. е. не превращаться в ничто, будучи отделёнными от Христа. Здесь, в этой книге, опасность заключалась в том, что еврейские верующие не захотят оставить свою старую религию, основанную на законе, и продвигаться вперёд, к наслаждению Христом как своим покоем. Если бы они продолжали колебаться в своей старой религии, т. е. в иудаизме, они не достигли бы Христа, который был их покоем. Автор этой книги ревностно призывал их, сотоварищей Христа, продвигаться вперёд с Христом и войти в покой, чтобы они, Его причастники, наслаждались Христом как своим покоем.
Букв. «в том же».
См. прим. Евр. 4:61а .
Греческое слово обозначает постоянное слово Божье. Здесь оно относится к слову в Евр. 3:7-19, Евр. 4:1-11, процитированному из Ветхого Завета (на что указывает слово «ибо» в начале этого стиха). Это слово живо, действенно и острее обоюдоострого меча.
Согласно Библии, человек — это трёхчастное существо; у него есть дух, душа и тело (1 Фес. 5:23). Здесь, в этом стихе, мы видим суставы и костный мозг, т. е. части тела, а также душу и дух.
В предыдущих стихах дети Израиля описаны как отпадающие от входа в покой доброй земли. С ними связаны три места:
1) Египет, из которого они были выведены;
2) пустыня, по которой они блуждали, и;
3) Ханаан, в который они вошли.
Их история, связанная с этими тремя местами, обозначает три стадии их участия в Божьем полном спасении. Это прообраз того, как мы, новозаветные верующие, участвуем в Божьем полном спасении. На первой стадии мы принимаем Христа; мы искуплены и избавлены от мира. На второй стадии мы становимся блуждающими странниками в следовании за Господом; наше блуждание всегда происходит в нашей душе. На третьей стадии мы причащаемся Христа и наслаждаемся Им в полной мере; мы переживаем это в своём духе. Когда мы ищем удовольствий в материальном и греховном, мы находимся в мире, прообразом которого служит Египет. Когда мы блуждаем в своей душе, мы в пустыне. Когда мы наслаждаемся Христом в своём духе, мы в Ханаане. Когда израильтяне блуждали в пустыне, они всегда роптали, рассуждали и укоряли. Это, разумеется, происходило в их душе, а не в их духе. Но Халев и Иисус Навин поверили в слово Божье, послушались Господа и устремились к цели. Это, разумеется, происходило не в их душе, а в их духе. В то время адресаты этой книги, еврейские верующие, недоумевали относительно того, что им делать со своей старой еврейской религией. Это недоумение в их разуме было блужданием в душе, а не переживанием Христа в духе. Поэтому автор этой книги сказал, что слово Божье, т. е. то, что было процитировано из Ветхого Завета, могло проникнуть в их недоумение как пронзающий обоюдоострый меч и отделить их душу от их духа. Как костный мозг скрыт глубоко внутри суставов, так дух находится глубоко внутри души. Чтобы отделить костный мозг от суставов, необходимо прежде всего сокрушить суставы. Точно так же, чтобы отделить дух от души, необходимо сокрушить душу. Душа еврейских верующих с её недоумевающим разумом, её сомнениями относительно Божьего пути спасения и её вниманием к собственным интересам должна была быть сокрушена живым, действенным и проникающим словом Божьим, чтобы их дух был отделён от души.
Наша душа — это само наше «я» (Мф. 16:25; ср. Лк. 9:25). Следуя за Господом, мы должны отрекаться от своей души, от самого своего «я» (Мф. 16:24; Лк. 9:23). Наш дух — это самая глубокая часть нашего существа, духовный орган, которым мы соприкасаемся с Богом (Ин. 4:24; Рим. 1:9). Именно в духе происходит наше возрождение (Ин. 3:6). Именно в духе обитает и работает Святой Дух (Рим. 8:16). Именно в духе мы наслаждаемся Христом и Его благодатью (2 Тим. 4:22; Гал. 6:18). Поэтому автор этой книги советовал еврейским верующим не колебаться в блуждании своей души, от которой им нужно было отречься, а, продвигаясь дальше, в свой дух, причащаться небесного Христа и наслаждаться Им, чтобы участвовать в покое царства, в Его царствовании в тысячелетии. Если бы они колебались в блуждании своей души, они уклонились бы от Божьей цели и были бы лишены полного наслаждения Христом и покоя царства.
Дух — это орган, которым мы соприкасаемся с Богом (Ин. 4:24), а сердце — это орган, которым мы любим Бога (Мк. 12:30). Наш дух соприкасается с Богом, принимает Его, содержит и переживает Его. Однако для этого необходимо, чтобы сначала наше сердце полюбило Бога. Душа состоит из трёх частей: разума, воли и чувств; дух тоже состоит из трёх частей: совести, общения и интуиции. Наше сердце не является чем-то отдельным от души и духа, а состоит из всех частей души и из совести, части духа. Поэтому в сердце входит разум, у которого есть мысли, и воля, у которой есть намерения. Мысли влияют на намерения, а намерения осуществляют мысли. Божье живое слово может распознавать мысли в разуме и намерения в воле. То, что автор процитировал из слова Божьего в предыдущих стихах, могло выявить, что представляли собой и куда были обращены мысли и намерения еврейских верующих, колебавшихся в процессе своего спасения.
Сначала Господь Иисус был послан от Бога к нам посредством воплощения (Евр. 2:14) как наш Апостол (Евр. 3:1), наш Начинатель, наш Вождь (Евр. 2:10), как Тот, кто превосходит Моисея (Евр. 3:3), и как наш действительный Иисус Навин (Евр. 4:8), приводящий нас, Своих сотоварищей (Евр. 1:9; 3:14), в славу и покой (Евр. 2:10; 4:11). Затем Он вернулся от нас к Богу посредством воскресения и вознесения (Евр. 5:5-6) как наш Первосвященник, несущий нас в присутствие Бога и заботящийся обо всех наших нуждах (Евр. 2:17-18; 4:15).
Сбросив начальства и власти (Кол. 2:15), восстав из ада (Деян. 2:24, 27) и пройдя небеса, наш Первосвященник сидит сейчас на престоле по правую руку Бога.
Имеется в виду вера.
Престол, о котором здесь говорится, — это, несомненно, престол Бога, находящийся на небе (Отк. 4:2). Для всей вселенной престол Бога — это престол власти (Дан. 7:9; Отк. 5:1). Но для нас, верующих, он становится престолом благодати, который обозначала крышка заглаживания (престол милости) в Святом Святых (Исх. 25:17, 21). Этот престол является престолом одновременно Бога и Агнца (Отк. 22:1). Как мы можем приходить к престолу Бога и Агнца, Христа, на небе, когда мы ещё живём на земле? Секрет заключается в нашем духе, о котором говорится в ст. 12. Тот самый Христос, который сидит на престоле на небе (Рим. 8:34), теперь также находится в нас (Рим. 8:10), т. е. в нашем духе (2 Тим. 4:22), где находится Божье жилище (Эф. 2:22). В Вефиле, доме Божьем, Божьем жилище, являющемся небесными воротами, Христос — это лестница, которая соединяет землю с небом и приносит небо на землю (Быт. 28:12-17; Ин. 1:51). Поскольку сегодня наш дух является местом Божьего жилища, он представляет собой небесные ворота, где Христос — это лестница, которая соединяет нас, людей на земле, с небом и приносит небо нам. Поэтому каждый раз, когда мы обращаемся к духу, мы входим в небесные ворота и касаемся престола благодати на небе через Христа как небесную лестницу.
И милость Бога, и благодать Бога являются выражением Его любви. Когда мы находимся в жалком состоянии, сначала милость Бога достигает нас и приводит нас в такое положение, в котором Он может одарить нас Своей благодатью. В Лк. 15:20-24 сказано, что отец, увидев возвращающегося блудного сына, сжалился над ним. Это была милость, в которой выразилась любовь отца. Затем отец одел его в лучшую одежду и накормил его откормленным телёнком. Это была благодать, в которой снова проявилась любовь отца. Божья милость простирается дальше и становится «мостом через пропасть» между нами и Божьей благодатью.
Божьи милость и благодать всегда доступны для нас. Но нам нужно получать и находить их, упражняя свой дух и тем самым приходя к престолу благодати и соприкасаясь со своим Первосвященником, который сострадает всем нашим слабостям. Этими словами автор этой книги призывал изнемогших еврейских верующих получить милость и найти благодать для своевременной помощи, чтобы они распрямились (Евр. 12:12).