Христос — это рассечённая скала, вечная скала, которая была рассечена для нас (см. Исх. 17:6 и прим.). Только в распятом Христе мы можем увидеть Бога (ср. Мф. 5:8; Отк. 22:4).
Божья слава — это Божье выражение, Сам Бог выраженный.
ср. Втор. 20:4; Втор. 31:6
Букв. «лицо». В ст. 12-17 Моисей торговался с Богом, уговаривая Его, чтобы Его присутствие пошло с ним и с народом. Божье присутствие — это Божий путь, «карта», которая показывает Божьим людям, каким путём им идти (ср. Ин. 14:6 и прим. Ин. 14:61; Евр. 11:8 и прим. Евр. 11:81). Дети Израиля имели Божье присутствие в очень ограниченной степени, потому что они были далеки от Божьего сердца (ср. Ис. 29:13). Однако Моисей был человеком, очень близким к Божьему сердцу, человеком согласно Божьему сердцу. Поэтому он имел Божье присутствие в полной мере.
ср. Втор. 9:29; Иоил. 2:17
Букв. «он».
Товарищ — это больше, чем друг; это компаньон, партнёр, с которым связывают общий интерес и общее дело. Авраам был Божьим другом (2 Пар. 20:7; Ис. 41:8; Иак. 2:23), а Моисей был Божьим товарищем, партнёром в Божьем великом деле, предприятии. Только такой человек, как Моисей, — человек, который знает Божье сердце и делает всё согласно Божьему сердцу, — может быть товарищем Бога, у которого с Богом общий интерес и которого Бог использует для осуществления Своего предприятия на земле.
ср. Исх. 31:7; Исх. 36:8-38
Зная Божье сердце, Моисей понимал, что ни он, ни Бог не могут оставаться среди народа, поскольку стан был поражён идолослужением. Поэтому он перенёс свой шатёр за пределы стана. Этот шатёр стал шатром собрания, в котором Бог мог встречаться со Своими ищущими людьми и говорить с ними. Это был прообраз, исполнение которого показано Евр. 13:12-13 (см. прим. там).
Благодаря работе Моисея как посредника между Богом и детьми Израиля Божий гнев был успокоен, а народ покаялся и отказался от самоукрашения (см. прим. Исх. 32:21; ср. Быт. 35:1-4).
Букв. «узнаю».
Ангелом здесь назван Христос (см. прим. Исх. 14:191а).