Название «Вифлеем» означает «дом хлеба».
Название «Вифлеем» означает «дом хлеба».
ср. Дан. 2:48
ср. Ис. 41:2
Повествование Луки о юности Иисуса доказывает, что Он надлежащий человек (Лк. 2:15-52), а повествование Матфея, значительно отличающееся от повествования Луки, свидетельствует, что Христос — надлежащий Царь, тот самый Христос, о котором говорят пророчества в Писаниях.
Числ. 24:17; ср. Отк. 22:16
У иудеев были Писания о Христе, а волхвы с востока увидели звезду Христа (Числ. 24:17). У иудеев было рассудочное знание о Христе, заключённое в мёртвых буквах, а волхвы получили о Нём живое видение. После того как волхвы получили живое видение, они были введены в заблуждение своим человеческим представлением и отправились в Иерусалим, столицу иудейского государства, где, по их мнению, должен был находиться его царь. Их заблуждение привело к смерти большого числа мальчиков (Мф. 2:16). После того как Писания поправили волхвов (Мф. 2:4-6), те пошли в Вифлеем (Мф. 2:8-9) и звезда явилась им снова и привела их туда, где находился Христос (Мф. 2:9-10).
Имеются в виду города.
Когда Писания поправили волхвов и те вернулись на правильный путь, звезда явилась им снова. Живое видение всегда сопутствует Писаниям.
Пастухи нашли младенца Иисуса, когда Он был ещё в яслях (Лк. 2:16); после этого волхвы с востока увидели ребёнка в доме.
Они поклонились Ему так, как поклонились бы Богу (Мф. 4:10).
Волхвы преподнесли Христу в качестве даров золото, ладан и мирру. На языке символов золото обозначает божественную природу, ладан — благоухание воскресения, а мирра — благоухание смерти. Волхвы преподнесли эти дары, несомненно, по вдохновению Божьего Духа, чтобы показать, как дорога божественная природа Христа и как ценны Его воскресение и смерть. То, что обозначают эти сокровища, видно на протяжении всей жизни Иисуса в четырёх Евангелиях, являющихся Его биографиями. Кроме того, эти преподнесённые волхвами драгоценные сокровища, возможно, покрыли расходы на путешествия Господа из Иудеи в Египет и из Египта в Назарет.
Букв. «поворачивать назад».
Увидев однажды Христа, мы уже никогда не пойдём прежним путём — мы всегда будем идти другим путём.
Слово «пророки», употреблённое во множественном числе, показывает, что речь идёт не о каком-то конкретном пророчестве, а о совокупном значении нескольких пророчеств, таких как пророчество в Пс. 22:6-7. Титул «Назарянин», возможно, связан с Ветвью в Ис. 11:1, по-еврейски — «не́цер». Там ветвь, обозначающая Христа, является побегом из пня Иессея, отца Давида. Ко времени рождения Иисуса престол Давида был низложен. Иначе говоря, царственный ствол Давида был срублен. Теперь новый побег вышел из пня Иессея и вырос из его корней. Этот побег появился и вырос в обстановке унижения. Иисус родился не в почтенном и уважаемом царском доме, и вырос Он не в знаменитом городе вроде Иерусалима. Напротив, Он родился в бедном доме и вырос в презираемом городе. Всё это сделало Его Назарянином, ветвью — не возвышающейся ветвью величавого дерева, а незначительным на первый взгляд побегом из пня Иессея.
См. прим. Мф. 1:221
По Божьему всевластному устроению цезарь Август приказал провести в Римской империи первую перепись (Лк. 2:1-3). Именно благодаря этой переписи Христос родился в Вифлееме (Лк. 2:4-7) во исполнение пророчества о Его рождении (Мих. 5:2). Пробыл Он там недолго. Из-за начатого Иродом гонения Он был перевезён в Египет (ст. 13-15), а впоследствии привезён обратно в землю Израиля (Мф. 2:19-21). Поскольку над Иудеей вместо своего отца Ирода царствовал Архелай, Христа отвезли в Назарет, презираемый галилейский город (Мф. 2:22-23; Ин. 1:45-46), где Он и вырос. Он родился в уважаемом городе Вифлееме, но вырос в презираемом городе Назарете. Поэтому Он был назван Назарянином. Чтобы следовать за Христом, требуется прислушиваться не только к Писаниям о Нём, но и к мгновенным водительствам наподобие тех, которые получал в своих снах Иосиф. Если уделять внимание только Писаниям и не придавать значения мгновенным водительствам, это может привести к тому, что мы упустим Христа, подобно иудейским священникам и книжникам. Чтобы прислушиваться к мгновенным водительствам, требуется ищущее сердце.
Букв. «души».
ср. Исх. 4:19; Деян. 12:23
Рахиль была похоронена на пути к Вифлеему (Быт. 35:19; 48:7). Рама, расположенная на территории Вениамина (Иис. Н. 18:21-28), сына Рахили (Быт. 35:15-18), находилась недалеко от её гробницы. Убитые Иродом мальчики в этом поэтическом пророчестве рассматриваются как дети Рахили.
В Новом Завете это первый случай мученической смерти, связанной с Христом.
ср. Исх. 4:22
Это пророчество объединяет Христа с Израилем.
Это исполнение пророчества о Христе в Ос. 11:1 было осуществлено Богом посредством того, что волхвы по ошибке пошли в Иерусалим. Бог всевластен — даже в отношении наших ошибок.