См. прим. Мф. 12:381а. То же в последующих стихах.
См. прим. Мф. 12:381а. То же в последующих стихах.
Дорожная корзина.
Повествование Матфея в Мф. 15:1-39 Мф. 16:1-12очень много говорит о еде. Если мы будем есть нечистое, это может осквернить нас. Чтобы причащаться Христа, нужно есть (Мф. 15:21-28), и, когда мы едим, мы вбираем в себя неограниченное и неисчерпаемо богатое снабжение Христа (Мф. 15:32-39). Но мы должны остерегаться закваски: её есть нельзя (ст. 5-12).
Иона был пророком, который обратился от Израиля к язычникам и был помещён в чрево большой рыбы. Пробыв там три дня, он вышел и стал знамением, призывавшим то поколение к покаянию (Ион. 1:2, 1:17; 3:2-10). Он был прообразом Христа: Христу, Пророку, которого Бог послал к Своему народу (Втор. 18:15, 18), предстояло обратиться от Израиля к язычникам, быть погребённым в сердце земли на три дня и затем быть воскрешённым и стать знамением, призывающим то поколение к спасению. Сказанное здесь Господом подразумевает, что для этого иудейского и религиозного поколения — поколения злого и прелюбодейного — Господь не сделает ничего, кроме одного: Он умрёт и будет воскрешён как знамение, величайшее знамение для них, чтобы они, если уверуют, были спасены.
См. прим. Лк. 12:565.
Т. е. вид.
Слова отсюда и до конца ст. 3 в некоторых древних авторитетных источниках опущены.
Живой Бог противопоставляется мёртвой религии. Господь воплощает в Себе живого Бога и не имеет ничего общего с мёртвой религией.
Слово «Христос», указывающее на Божьего Помазанника, говорит о полученном Господом поручении, а слова «Сын живого Бога», указывающие на Второго в Триедином Боге, говорят о Его личности. Его поручение заключается в том, чтобы исполнить Божий вечный замысел посредством Своего распятия, воскресения, вознесения и второго пришествия, а Его личность воплощает в себе Отца и обретает завершённость в Духе для полного выражения Триединого Бога.
В греческом тексте перед словом «Христос» употреблён артикль, показывающий, что здесь имеется в виду именно тот Христос (Помазанник), о котором Бог пророчествовал в Ветхом Завете через пророков и которого во все века ожидали Его святые (Ин. 1:41, 45; Лк. 2:25-26; 3:15), Тот, кто должен был прийти и исполнить Божью волю (Евр. 10:5-7).
Без небесного откровения люди самое большее могут понять, что Христос является величайшим среди пророков; никто не может узнать, что Он Христос, Сын живого Бога (ст. 16).
Как человек, Христос был такой же тайной для того поколения, какой Он является для людей сегодня.
В северной части Святой Земли, близко к границе, у подножия горы Ермон, на которой Господь преобразился (Мф. 17:1-2). Это место находилось вдали от святого города и святого храма, где атмосфера старой иудейской религии заполняла мысли каждого человека, не оставляя места для Христа, нового Царя. Господь намеренно привёл Своих учеников в такое место, где атмосфера была чиста, чтобы их мысли освободились от влияния религиозного окружения в святом городе и святом храме и чтобы Он мог открыть им нечто новое о Себе и о церкви, т. е. о том, что составляет жизненный пульс Его небесного царства. Именно в Кесарии Филипповой к Петру пришло видение того, что Он Христос, Сын живого Бога (ст. 16-17). Там же впервые была раскрыта и упомянута церковь как средство установления царства небес (ст. 18-19).
Откровение о Христе с Его церковью всегда скрыто от религиозных людей.
После того как была открыта великая тайна о Христе и церкви, были раскрыты распятие и воскресение Христа. Чтобы построить Свою церковь, Христос должен был пойти в религиозный центр, пройти через распятие и войти в воскресение.
Природный человек никогда не хочет брать крест.
Христос распознал, что не Пётр, а Сатана препятствовал Ему взять крест. Здесь открывается, что наш природный человек, который не хочет брать крест, един с Сатаной.
Или: «Ты для Меня западня».
Когда мы обращаем свой разум не к Божьему, а к человеческому, мы становимся Сатаной, преткновением для Господа на Его пути к исполнению Божьего замысла.
Три термина в ст. 23-25 связаны между собой: «разум», «себя» (т. е. собственное «я») и «душа-жизнь». Наш разум является выражением нашего «я», а наше «я» — воплощением нашей души-жизни. Наша душа-жизнь воплощена в нашем «я» и проявляется через него, а наше «я» выражается через наш разум, нашу мысль, наше представление, наше мнение. Когда мы обращаем свой разум не к Божьему, а к человеческому, наш разум хватается за эту возможность действовать и выражать себя. Именно это случилось с Петром. Поэтому Своими последующими словами Господь показал Петру, что тот должен отречься от себя, от своего «я», т. е. не спасать свою душу-жизнь, а потерять её. Потеря души-жизни — это действительность отречения от своего «я». Вот что значит взять крест.
Имеется в виду то, чему учат. Учение фарисеев было лицемерным (Мф. 23:13, 15, 23, 25, 27, 29), а учение саддукеев, отрицавшее воскресение, ангелов и духов (Деян. 23:8), было подобно сегодняшнему модернизму. Поэтому и учение фарисеев, и учение саддукеев были нечистыми и порочными и были уподоблены закваске, которой не должно было быть видно у Божьего народа (Исх. 13:7).
Корзины больше, чем короба в ст. 9.
Т. е. сын Ионы.
Под «плотью и кровью» понимается природный человек, который был сотворён и затем пал.
2 Фес. 1:9; ср. Мф. 25:31
Это произойдёт у судного престола Христа при Его возвращении (2 Кор. 5:10; Отк. 22:12).
Только Отец знает Сына (Мф. 11:27), поэтому только Он может открыть нам Сына.
Откровение о Христе, которое даёт Отец, — это только первая половина великой тайны, которой являются Христос и церковь (Эф. 5:32). Поэтому Господу нужно было открыть Петру и вторую половину, касающуюся церкви.
Или: «камень»; материал для Божьего строения (1 Пет. 2:5).
Под «этой скалой» понимается не только Христос, но и это откровение о Христе — откровение, которое Пётр получил от Отца. Церковь строится на Христе и на этом откровении о Христе.
ср. Эф. 6:12
Согласно истории, ключей было два. Одним ключом Пётр воспользовался в день Пятидесятницы, чтобы открыть ворота и впустить в царство небес верующих из иудеев (Деян. 2:38-42), а вторым он воспользовался в доме Корнилия, чтобы открыть ворота и впустить верующих из язычников (Деян. 10:34-48).
Выражение «царство небес» употребляется здесь как взаимозаменяемое со словом «церковь», употреблённым в предыдущем стихе. Это убедительно доказывает, что в этом веке подлинная церковь является царством небес. Это подтверждается в Рим. 14:17, где царство Божье упомянуто в явной связи с надлежащей церковной жизнью.
Это Евангелие говорит о царстве небес, которое подразумевает власть. Церковь, раскрытая в этой книге, представляет царство с его царствованием. Поэтому власть связывать и развязывать была дана не только Петру, апостолу, представляющему здесь церковь, но и самой церкви (Мф. 18:17-18).
Всё, что люди церкви связывают или развязывают на земле, должно быть уже связано или развязано на небесах. Мы можем связать или развязать только то, что уже было связано или развязано на небесах.
Крест — это не просто страдание, но и умерщвление. Крест умерщвляет преступника и кладёт ему конец. Христос сначала нёс крест, а затем был распят. Мы, Его верующие, сначала были распяты с Ним, а теперь несём крест. Для нас нести крест — значит оставаться под умерщвляющим воздействием смерти Христа, чтобы нашему «я», нашей природной жизни и нашему старому человеку был положен конец. Тем самым мы отрекаемся от своего «я», чтобы следовать за Господом.
До распятия Господа ученики следовали за Ним внешне. Теперь же, после Его воскресения, мы следуем за Ним внутренне. Поскольку в воскресении Он стал животворящим Духом (1 Кор. 15:45), обитающим в нашем духе (2 Тим. 4:22), мы следуем за Ним в нашем духе (Гал. 5:16-25).
Или: «уничтожит».
См. прим. Мф. 10:391.
В Лк. 9:24-25 выражение «потеряет свою душу-жизнь» заменяется на выражение «потеряет себя», из чего видно, что наша душа-жизнь — это наше «я».
Слово «ибо» показывает, что при Своём возвращении Господь, как сказано в этом стихе, воздаст Своим последователям в зависимости от того, потеряют они свою душу или спасут её, как сказано в ст. 25-26.
Господь начал строить Свою церковь в день Пятидесятницы (Деян. 2:1-4, 41-42). Однако пророчество, произнесённое здесь Господом, не исполнено до сих пор, даже к двадцатому столетию. Господь не строит Свою церковь в христианском мире, который состоит из отступнической Римско-католической церкви и протестантских деноминаций. Это пророчество исполняется посредством Господнего восстановления, в котором совершается построение подлинной церкви.
Греч. «экклеси́а» — «вызывание». Этим словом обозначается «вызванное» собрание. Слова «Моя церковь» показывают, что церковь — это церковь Господа, а не кого-либо или чего-либо ещё; в этом её отличие от деноминаций, которые получают название по имени какого-либо человека или в соответствии с каким-либо понятием.
Под воротами ада понимается сатанинская власть, или сила, тьмы (Кол. 1:13; Деян. 26:18), неспособная одолеть подлинную церковь, которую Христос строит на этом откровении о Нём как на скале из камней — таких как Пётр, преобразованный человек. Это слово Господа показывает также, что сатанинская сила тьмы будет нападать на церковь. Поэтому между силой Сатаны, т. е. его царством, и церковью, т. е. царством Божьим, идёт духовная война.
Эти слова были исполнены преображением Господа на горе (Мф. 17:1-2). Его преображение было Его приходом в Его царстве. Этот приход увидели трое учеников: Пётр, Иаков и Иоанн.