К ст. 1-13 см. прим. в Мф. 4:1-11.
К ст. 1-13 см. прим. в Мф. 4:1-11.
См. прим. Лк. 3:221а.
Или: «в Духе».
В некоторых рукописях добавлено: «но всяким словом Божьим».
Судя по всему, это произошло в доадамовом веке. Слова дьявола здесь показывают, что, когда Бог помазал этого архангела, чтобы он был главой доадамова века (Иез. 28:13-14), ему, очевидно, были даны власть и слава царства земли. Слова Господа в Ин. 12:31 подтверждают это. После того как он взбунтовался против Бога и стал Божьим врагом, Сатаной, Бог произвёл над ним суд (Ис. 14:12-15), но исполнение Божьего суда над ним завершится в полной мере лишь в конце тысячелетия (Отк. 20:7-10). Таким образом, до этого времени он имеет власть над царствами земли. Он искушал Господа Иисуса, предлагая Ему эту власть и её славу. Божий Христос отверг его порочное предложение, но Антихрист, человек беззакония (2 Фес. 2:3-4), в конце этого века (Отк. 13:4) примет его, чтобы осуществить порочный план Сатаны, направленный против Бога. Только посредством Христа, который живёт в нас, мы можем отвергнуть порочного искусителя.
В некоторых рукописях добавлено: «Встань позади Меня, Сатана».
Букв. «служи в качестве священника».
См. прим. Мф. 4:51.
См. прим. Мф. 4:72.
Отсюда видно, что дьявол будет искать другого случая и будет возвращаться, чтобы искушать Его снова и снова при каждом удобном случае (Мф. 16:22-23; Ин. 8:40; Лк. 22:53; Ин. 6:70-71).
См. прим. Лк. 3:221а.
См. прим. Мк. 1:212. То же в ст. 31.
См. прим. Мк. 1:211г и прим. Иак. 2:21.
Т. е. хвалили, восхваляли.
См. прим. Лк. 3:221а.
См. прим. Лк. 4:431а. Первым поручением Спасителя как Божьего Помазанника, Мессии, было благовествовать.
Пленникам, захваченным на войне, — изгнанникам и пленникам в узах Сатаны (Ис. 42:7).
Слепым физически и духовно (Соф. 1:17; Ин. 9:39-41; 1 Ин. 2:11; Отк. 3:17).
Прозрение связано с освобождением от власти Сатаны (Деян. 26:18).
Греческое слово происходит от глагола, означающего «разбить». Здесь оно обозначает состояние человека под гнётом Сатаны в болезни или грехе (Лк. 13:11-13; Ин. 8:34).
Новозаветный век, прообразом которого служит юбилейный год (Лев. 25:8-17). Новозаветный век будет тем временем, когда Бог примет возвратившихся пленников греха (Ис. 49:8; 2 Кор. 6:2) и когда те, кто угнетаем в узах греха, будут наслаждаться освобождением Божьего спасения и праздновать новозаветный юбилей.
Они знали Спасителя согласно Его плоти (2 Кор. 5:16), а не согласно Духу (Рим. 1:4).
Букв. «поистине».
Мф. 15:21 и прим.
В том случае произошло кормление; это означает, что Господь кормит голодных (Ин. 6:33, 35). В случае с Нааманом в следующем стихе произошло очищение; это означает, что Господь очищает грешников (1 Кор. 6:11). То, что Спаситель упомянул эти два случая, подразумевает, что Его благовестие обратится к язычникам (Деян. 13:45-48 см. прим. Мф. 15:211б и прим. Мф. 15:221а) — не потому, что Его нравственный уровень не мог охватить иудеев, а потому, что иудеи отвергли Его из-за жёсткости своих сердец.
Лк. 6:11; Ин. 7:23; ср. Деян. 7:54
Деян. 7:58; ср. Числ. 15:35
Это показывает Его непоколебимость перед угрозами Его противников.
См. прим. Мк. 1:221.
См. прим. Мк. 1:231.
Междометие, выражающее гнев или смятение. Это греческое слово может быть переведено как «оставь».
Букв. «Что нам и Тебе?» Еврейское устойчивое выражение.
См. прим. Мк. 1:271в.
Или: «звук».
В ст. 38-41; 5:12-14; 7:1-10 порядок изложения событий основан на нравственных принципах и отличается от порядка изложения в Мф. 8:2-16 и в Мк. 1:29-2:1. См. прим. Мф. 8:161, абз. 2.
Букв. «стеснена».
См. прим. Мк. 1:301 и прим. Мк. 1:311.
Греческое слово означает «возвещать благую весть», «провозглашать (приносить) радостное известие», «проповедовать (благовестие)». Следовательно, благовествовать царство Божье — значит проповедовать царство Божье как благовестие, благую весть.
Царство Божье — это Спаситель (см. прим. Лк. 17:211), посеянный как семя жизни в Своих верующих, Божьих избранных людей (Мк. 4:3, 26), и вырастающий в сферу, которой Бог может править как Своим царством в Своей божественной жизни. Входом в царство является возрождение (Ин. 3:5), а развитием царства — рост верующих в божественной жизни (2 Пет. 1:3-11). Сегодня царство — это церковная жизнь, в которой живут верные верующие (Рим. 14:17), а в тысячелетии (Отк. 20:4, 6) оно вырастет в грядущее царство как награду, которую унаследуют (Гал. 5:21; Эф. 5:5) побеждающие святые. В конечном итоге оно обретёт завершённость в Новом Иерусалиме как вечное царство Божье, вечная сфера вечного благословения Божьей вечной жизни, которой все Божьи искупленные будут наслаждаться в новом небе и новой земле вовеки — Отк. 21:1-4; 22:1-5, 14 (см. прим. Мк. 1:151б и прим. Мк. 4:31а, прим. Мк. 4:32, прим. Мк. 4:261а, прим. Мк. 4:263б). Такое царство, царство Божье, Спаситель возвещал здесь как благовестие, благую весть, тем, кто был отчуждён от жизни Божьей (Эф. 4:18).
См. прим. Мк. 1:382.
См. прим. Мк. 1:142б.
В некоторых рукописях: «Галилеи», что соответствует Мк. 1:39 и Мф. 4:23. Галилея была частью страны, в которой жили иудеи и которую в обиходе называли Иудеей (см. прим. Лк. 7:171 и прим. Лк. 23:51).