К ст. 2-4 см. прим. в Мф. 6:9-13.
К ст. 2-4 см. прим. в Мф. 6:9-13.
В некоторых рукописях: «Отец наш, который на небесах».
ср. Мф. 18:21-35
В некоторых рукописях добавлено: «а избавь нас от лукавого» (или: «от зла»).
К ст. 9-13 см. прим. в Мф. 7:7-11.
В некоторых рукописях: «чей сын попросит хлеба, подаст ему камень? Или, если ещё и рыбу, — вместо рыбы..?»
См. прим. Мф. 7:112б.
До Своей смерти Господь велел ученикам просить Святого Духа; после Своей смерти и воскресения Он велел им получить Святого Духа (Ин. 20:22). Что касается тех повелений в Писаниях, для которых требуемые условия ещё не выполнены, мы должны просить; что касается тех повелений, для которых требуемые условия уже выполнены, мы должны получить.
К ст. 14-15 см. прим. в Мф. 9:32-34; 12:22-24.
См. прим. Мф. 10:251а.
К ст. 17-23 см. прим. в Мф. 12:25-30 и Мк. 3:23-27.
Подразумеваются козни.
Выражение еврейского происхождения. Перст, то есть палец (ст. 46) — это меньше, чем рука, и меньше, чем мышца. Чтобы изгонять бесов, не требуется ни Божья рука (Ин. 10:28-29), ни Божья мышца (Ис. 53:1); для этого хватит силы и у Божьего перста. Однако даже это делается Духом Божьим (Мф. 12:28).
Букв. «двор».
Христос, Сын Божий, намного сильнее Сатаны, сильного. Поэтому Он может одолеть и победить Сатану за нас.
См. прим. Мк. 9:401.
К ст. 24-26 см. прим. в Мф. 12:43-45.
К ст. 29-32 см. прим. в Мф. 12:38-42.
ср. Мф. 12:6
См. прим. Мк. 4:211а.
См. прим. Мф. 5:151.
См. прим. Мф. 5:152б.
См. прим. Мф. 6:221.
Или: «освещено».
ср. Втор. 15:9; Прит. 28:22; Мф. 20:15
См. прим. Мф. 6:231.
Свет в нас, которым глаз освещает всё тело (ст. 34), — это свет в нашем сердце, которое нужно сохранять чистым для Бога (Мф. 5:8). См. прим. Мф. 6:232.
Греческое слово первоначально обозначало первый приём пищи рано утром (то же в ст. 38).
Это же греческое слово переводится как «креститься». Имеется в виду ритуальное омовение.
Слово «внутри» указывает на содержимое чаши и блюда (ст. 39), обозначающее то, что было у фарисеев в сердце. Внутри их сердца было стяжательство, и из-за этого они были полны вымогательства и порочности (ст. 39). Поэтому Господь повелел им давать как милостыню то, чего они желали в своём сердце, чтобы всё для них было чисто.
Или: «суд».
См. прим. Мф. 23:232.
Или: «злишь».
Мф. 23:4; ср. Мф. 11:28-30
Термин, употреблявшийся в книгах по медицине для обозначения лёгкого ощупывания больной или нежной части тела.
Или: «памятники» (то же в ст. 48).
Имеется в виду Христос как мудрость Божья в Божьем новозаветном домостроительстве (1 Кор. 1:30); в Мф. 23:34 Он говорит эти слова, употребляя местоимение «Я». Сказанное Господом в Мф. 23:34-36 и Лк. 11:49-51 было основано на повествовании во 2 Пар. 24:20-22 об убийстве Захарии и расширило значение сказанного во 2 Пар. 24:19, применив его к тем, кто был послан Богом и в Ветхом Завете, и в Новом Завете.
2 Пар. 24:19; ср. Деян. 13:1
Мф. 21:35; 1 Фес. 2:15; ср. Мф. 22:6
ср. Быт. 42:22; Иез. 3:18
Отк. 6:10; ср. Отк. 18:24
Взыскана не только с одного конкретного человека, но и с того поколения в целом.
ср. Мал. 2:7-8
Или: «запретили», «воспрепятствовали».
Греческое слово означает «поймать в ловушку на охоте» (ср. Мф. 22:15). Приверженцы религии, заявлявшие о своей набожности, поступали так с Тем, кто выражал Бога.