Ещё один крупный город, располагавшийся на берегу залива в провинции Македония.
Ещё один крупный город, располагавшийся на берегу залива в провинции Македония.
См. прим. Иак. 2:21.
См. прим. Деян. 13:141 (то же в ст. 10).
Букв. «даны в удел Павлу и Силе».
Деян. 15:22, 27, 32, 40
Букв. «обитаемую землю».
Т. е. более восприимчивые.
ср. Мф. 10:23
Столица Ахайи, одной из провинций Римской империи. Для древнего мира Афины были центром просвещения в науке, литературе и искусстве. Благодаря тому что апостол Павел посетил такой центр, благовестие Божьего царства достигло людей высочайшей культуры.
Человеческий дух Павла (Зах. 12:1; Иов. 32:8; Прит. 20:27), который был возрождён Духом Божьим (Ин. 3:6), в котором обитал Господь Дух (2 Тим. 4:22; Рим. 8:10-11) и который действовал вместе с Духом (Рим. 8:16); в этом духе Павел поклонялся и служил Богу (Ин. 4:24; Рим. 1:9). Многочисленные идолы в Афинах раздражали такой дух.
Даже высочайшая культура не удержала этих людей от поклонения идолам. Внутри них, как и внутри всего человечества, был поклоняющийся Богу дух, сотворённый Богом для того, чтобы человек искал Его и поклонялся Ему (ср. ст. 22). Однако из-за своей слепоты и неведения они избрали себе неверные объекты поклонения (ст. 23). Теперь тот самый истинный Бог, который сотворил вселенную и их самих, послал Своего апостола возвестить истинный объект для их поклонения (ст. 23-29).
Эпикурейские философы были последователями греческого философа Эпикура (341—270 гг. до Р. X.), чьей философией был материализм. Они не признавали Творца и Его промысла в мире, а искали чувственных удовольствий, особенно в еде и питье. Кое-что из того, что Павел говорил филиппийцам (Флп. 3:18 и прим. 1) и коринфянам (1 Кор. 15:32 и прим. 1 Кор. 15:323), относится к эпикурейцам.
Стоические философы были членами философской школы, основанной Зеноном (340—265 гг. до Р. X.). Они были пантеистами, которые верили, что всем управляет судьба и что все события являются результатом божественной воли, поэтому человек должен спокойно принимать их, будучи свободен от всех страстей, горестей или радостей. Они подчёркивали, что наивысшим благом является добродетель и что добродетель — это награда для души. Кое-что из того, что Павел говорит в Послании к филиппийцам, относится к стоикам (Флп. 4:11 и прим. Флп. 4:111б).
Греческое слово означает «„собирающий семена“: птица, которая подбирает семена на улицах и рынках; следовательно, речь идёт о человеке, который подбирает и разносит обрывки новостей» (М. Винсент).
Букв. «чужих бесов».
Марсов холм (в Афинах), место, где заседал древний и почтенный Афинский суд, выносивший решения по важнейшим вопросам религии.
Букв. «чем это хочет быть».
Букв. «Мужи, афиняне». Более чинное и торжественное обращение, чем просто «афиняне».
Употреблённое здесь греческое слово означает «боящийся беса», сверхъестественного духа; следовательно, оно обозначает того, кто предаётся поклонению бесам, очень чтит божества. Однокоренное существительное употреблено в Деян. 25:19.
Из Адама. В некоторых древних рукописях: «из одной крови».
Веским доказательством этих слов и первой части следующего стиха могут служить переселения в Америку, каждое в своё время и в своих пределах.
Потому что Бог — это вездесущий Дух.
Имеется в виду, что жизнь и существование человека и даже его действия находятся в Боге. Это не означает, что неверующие имеют Божью жизнь и живут, существуют и действуют в Боге подобно тому, как верующие в Христа, которые рождены от Бога, обладают Его божественной жизнью и природой и живут, существуют и действуют в Его божественной личности.
Вероятно, имеются в виду Арат (около 270 г. до Р. X.) и Клеанф (около 300 г. до Р. X.); и тот и другой произносили эти самые слова в своих стихах, обращённых к Зевсу (Юпитеру), которого они считали верховным Богом.
Так же как Адам считался сыном Бога (Лк. 3:38 и прим. Лк. 3:382). Поскольку Бог — Творец всех людей, их источник, то Он является для всех них Отцом (Мал. 2:10) в природном смысле, но не в духовном смысле, в котором Он является Отцом всех верующих (Гал. 4:6), возрождённых Им в их духе (1 Пет. 1:3; Ин. 3:5-6).
В произведениях этих двух поэтов местоимение «Его» относится к Зевсу как верховному Богу.
Греч. «те́йон» — «божественное». Это не то же самое слово, что «тейо́тес» в Рим. 1:20, обозначающее свойства божественности, и не то же самое слово, что «теотес» в Кол. 2:9, обозначающее Божество, Самого Бога. Слово «тейон» является более расплывчатым и абстрактным, чем «тейотес», и не таким определённым, как «теотес», которое определённо обозначает Божество, Самого Бога. Ср. прим. Рим. 1:201.
Или: «воображения», «измышления».
ср. Деян. 14:16
В некоторых рукописях: «возвещает».
День, когда Христос будет судить живых людей, т. е. народы на земле при Своём возвращении, на престоле Своей славы перед тысячелетием (Мф. 25:31-46). Сюда, вероятно, не входит день, когда Он будет судить мёртвых людей у великого белого престола после тысячелетия (Отк. 20:11-15), как в Деян. 10:42 (см. прим. там); 2 Тим. 4:1 и 1 Пет. 4:5, потому что в день, о котором здесь говорится, Он будет судить мир, а это слово должно обозначать только живых людей. Этот день Христова суда на земле наступит благодаря Его возвращению. Бог назначил Христа тем, кто осуществит этот суд, и то, что Бог воскресил Его из мёртвых, является веским тому доказательством. В своей проповеди язычникам и Пётр в Деян. 10:42, и Павел здесь и в Деян. 24:25 делали акцент на грядущем Божьем суде.
Или: «веру», «подтверждение», «ручательство». Воскресение Христа — это доказательство и подтверждение того, что Он вернётся, чтобы судить всех живущих на земле. Это ручательство даётся, чтобы мы имели веру в это и чтобы она привела нас к покаянию (ст. 30).
Деян. 17:18; 23:6, 8; Евр. 6:2