Букв. «священника».
ср. Ин. 1:14
Букв. «священника».
Первосвященник здесь обозначает Христа (Евр. 4:14), который умер за наши грехи. С духовной точки зрения ветхозаветные святые должны были оставаться в городе-убежище до смерти Христа; никакой выкуп не мог освободить их до времени смерти Христа (ст. 32). Это было убежище, предшествовавшее прямому спасению. В ветхозаветные времена Христос ещё не умер, и те, кто убегал в Него как своё убежище, должны были ждать, пока Он не придёт и не умрёт на кресте. Таким образом, для ветхозаветных святых убежище было подобно овечьему загону в Ин. 10:1 (см. прим. Ин. 10:12).
Поскольку Христос, наш Первосвященник, уже умер, Он является убежищем для всех Своих верующих — убежищем не в ветхозаветном, а в новозаветном смысле. Это убежище является прямым спасением. До Своей смерти Христос был убежищем для ветхозаветных святых, но теперь, после Своей смерти, Он — наше прямое спасение. Мы, входящие в Христа сегодня, можем делать это с уверенностью в том, что Он уже умер и что наши грехи уже прощены (Эф. 1:7; Кол. 2:13).
Города-убежища не предназначались для злостных убийц, которые убивали намеренно (ст. 16-21). Адам согрешил ненамеренно, и мы, потомки Адама, согрешили точно так же (ср. Рим. 7:15-24). Поэтому в глазах Бога мы — люди, грешащие ненамеренно, и Он считает наши грехи ненамеренными. См. прим. Числ. 35:61а, абз. 1.
То, что города-убежища предназначались не только для детей Израиля, но и для чужеземцев и для пришельцев среди них, означает, что Триединый Бог как убежище для совершившего ошибку человека предназначается для всего человечества. Более того, расположение шести городов-убежищ в разных местах указывает на то, что Христос, воплощение Триединого Бога, близок и доступен. Триединый Бог распространился среди людей, достигнув того места, где мы находимся, чтобы стать городом-убежищем для всех совершающих ошибки.
Сорок восемь городов, данных левитам, должны были быть рассеяны среди Израиля, благодаря чему проклятие, наложенное Иаковом на Левия в Быт. 49:7, превратилось бы в благословение.
Число сорок восемь состоит из числа шесть (природный человек, сотворённый Богом на шестой день), умноженного на восемь (воскресение). Сорок восемь городов, данных левитам, обозначают природного человека, который стал падшим, но был приведён в воскресение через левитское служение. Левитское служение было служением священству, а целью священства было привести падшего человека обратно к Богу в воскресении. Таким образом, число городов, данных левитам, обозначает назначение левитского служения.
Число сорок восемь также состоит из числа четыре (также обозначающего человека как Божью тварь — Иез. 1:5), умноженного на двенадцать (число совершенства и завершённости в Божьем вечном управлении). Следовательно, число сорок восемь подразумевает, что сотворённый Богом человек будет усовершенствован и завершён в Божьем вечном управлении.
Числ. 35:13; Иис. Н. 20:2; Иис. Н. 21:13, 21, 27, 32, 38
Города-убежища являются прообразами всеобъемлющего Христа как воплощения искупающего Бога, в которого совершившие ошибку грешники могут убежать. Христос был отдан Богом в руки грешников (Деян. 2:23; Рим. 4:25), которые по ошибке предали Его смерти (Лк. 23:34; 1 Кор. 2:8). Если какой-либо грешник покается, Бог сочтёт его грешником, совершившим ошибку, и простит его (Лк. 24:47; Деян. 2:38). Такой человек может убежать в Христа. Но если человек отвергнет благовестие и не покается, Бог сочтёт его умышленным грешником, который обречён на гибель (ст. 16; Ин. 3:16-18).
Всего было шесть городов-убежищ, по три на каждом берегу Иордана (ст. 14). Число шесть обозначает ошибающегося человека, сотворённого Богом на шестой день (Быт. 1:26-27, 31). Число три обозначает Триединого Бога как убежище для человека, совершающего ошибки. Число два (две группы по три города) обозначает свидетельство, стоящее во вселенной, свидетельствующее и возвещающее вселенной, что Триединый Бог живёт на земле среди людей в качестве их города-убежища.
ср. Иез. 45:1-5; Иез. 48:8-14