См. прим. Числ. 16:221б.
См. прим. Числ. 16:221б.
Название «Мерива-Кадес» означает «распря при Кадесе».
См. прим. Числ. 20:101б и прим. Числ. 20:121а. Хотя Моисей не смог войти в добрую землю по причине своей ошибки (Втор. 3:23-27), он, тем не менее, будет в тысячелетнем царстве (Мф. 16:28; Мф. 17:1-4).
ст. 12-14; ср. Втор. 32:48-51
Руф. 4:3-6; ср. Иер. 32:6-9
В системе прообразов добрая земля обозначает Христа (см. прим. Втор. 8:71), а наследование доброй земли обозначает наше наслаждение Христом. Судебное постановление в ст. 8-11 показывает в прообразе, что наслаждение Христом становится нашим владением на основе жизненных отношений. Чтобы пользоваться своим правом наслаждаться Христом, мы должны быть в церкви, которую обозначает дом отца (Числ. 26:2; Эф. 2:19), с жизненными отношениями, общением жизни, среди святых (1 Ин. 1:1-3).
Пять дочерей получили наследие среди братьев их отца, при условии что они не выйдут замуж за кого-то вне своего колена (Числ. 36:2-3, 6-7). Точно так же в Христе у нас есть право наследовать всё божественное. Но мы не должны выходить замуж за кого-то вне своего «колена», т. е. вне Христа и церкви (ср. 2 Кор. 6:14).
В Библии вопрос о наследии решается согласно родословию, согласно источнику жизни и общению жизни. То, что дочери Салпаада принадлежали к одному из семейств Манассии, сына Иосифа, указывает на то, что они были в жизни и в общении жизни с надлежащим происхождением. Отсюда следует, что, для того чтобы унаследовать Христа как нашу добрую землю, у нашей жизни должно быть надлежащее происхождение; т. е. мы должны родиться от Бога и быть Его детьми (Ин. 1:12-13).
Семейство отца обозначает церковь (Эф. 2:19). Если мы хотим наслаждаться Христом как своим наследием, участвуя в Его богатстве, у нас также должна быть церковная жизнь. Если мы откажемся от церковной жизни с общением жизни, мы естественно потеряем право наследовать наслаждение Христом.
Пять дочерей Салпаада являются прообразом всех верующих в Христа; все они являются в глазах Бога женщинами, более слабыми (1 Пет. 3:7). Следовательно, их просьба (ст. 4) - это просьба за всех нас. Чтобы сохранить имя своего отца и его наследие в своём колене, дочери Салпаада пошли путём общения, обратившись к своим более сильным родственникам (ст. 4). Тот же принцип действует в случае, когда более слабым верующим в церковной жизни необходимо сохранить наслаждение Христом.
Когда Бог привёл Свой народ в пустыню, Он говорил с ними через Моисея (Числ. 12:6-8); но Иисус, преемник Моисея, должен был получать водительство не от Бога посредством Его прямого говорения, а посредством Урима и Туммима на нагруднике, который носил Элеазар, священник (см. примичания 1-3 в Исх. 28:30). Правление Бога среди Его народа было связано не с автократией и не с демократией, а с теократией, которая осуществлялась благодаря координации первосвященника, получавшего Божьи указания, и вождя, исполнявшего эти указания. После Моисея на протяжении поколений в Ветхом Завете божественное правление опиралось на двух человек: первосвященника и вождя; единственным исключением было то время, когда Давид служил и как вождь, и как священник, носивший эфод (1 Цар. 23:9; 1 Цар. 30:7). Когда дети Израиля вернулись из плена, Иисус, сын Иоседека, был первосвященником, а Зоровавель, потомок царского рода, был вождём (Агг. 1:1). См. прим. Втор. 16:181.
В конце этой главы дети Израиля стали новым народом, из которого было сформировано новое войско, с новой теократией.
Моисей беспокоился не о себе, а о Божьем народе, понимая, что после его смерти им потребуется пастырь.
См. прим. 1 Тим. 4:144в.