Смысл еврейского текста не ясен. Вероятно, имеется в виду струнный инструмент.
Смысл еврейского текста не ясен. Вероятно, имеется в виду струнный инструмент.
Пс. 3:0 (загл.)
Псалмы 3 — 7 раскрывают представления Давида о благочестивой жизни, а Пс. 8 — это его вдохновенная хвала превосходству Христа.
Или: «величественно». То же в ст. 9. Псалмы 3 — 7 изображают жалкую и тревожную обстановку на земле согласно человеческому представлению Давида. Здесь, в Пс. 8, имя воплощённого, распятого, воскрешённого, вознесённого и возвышенного Иисуса (Флп. 2:5-11) превосходно на земле согласно божественному откровению и слава Господа выше небес в глазах Давида. В этом псалме земля соединена с небесами, а небеса принесены на землю, в результате чего земля и небеса становятся едиными (Быт. 28:12 и прим. 2).
Младенцы и грудные дети обозначают людей царства небес, которые подобны детям (Мф. 18:3; Мф. 19:14). Господне спасение, включающее в себя Его искупление, возрождение, освящение, обновление и преобразование, прекращает всю нашу природную, человеческую деятельность и делает нас младенцами и грудными детьми, которые хвалят Его.
В переводе Септуагинты: «сделал совершенной хвалу» (ср. Мф. 21:16).
Противники, враг и мститель обозначают Сатану, который является противником Бога внутри Божьего царства, врагом Бога вне Божьего царства и мстителем, который бродит по всей земле (ср. Иов. 1:7; 1 Пет. 5:8). Над небесами — Божье великолепие, а на земле — превосходное имя Иисуса, но между землёй и небесами — противник, враг и мститель (Эф. 2:2; Эф. 6:12). Господь останавливает эти три отрицательные категории, утверждая силу и делая совершенной хвалу из уст младенцев и грудных детей — самых юных, самых маленьких и самых слабых. В этом псалме усовершенствованная хвала включает в себя хвалу Господа за то, что Он поставил Свою славу над небесами, за Его превосходство на земле (ст. 1) и за Его воплощение, человеческое житие, смерть, воскресение, вознесение и грядущее царство (ст. 4-8). Для такой усовершенствованной хвалы Господа нужна сила. Высочайшая завершённость Господней работы в Его искуплении состоит в том, чтобы дать силу самым слабым и самым маленьким и сделать совершенной хвалу Господа из их уст.
Ночью (на что указывают луна и звёзды) взгляд Давида изменился: он перестал смотреть на землю и стал созерцать небеса. Отвернувшись от тёмной земли к луне и звёздам на небесах, Давид увидел Божье творение и божественный порядок во вселенной. Цель Господа в Его искуплении — изменить наш взгляд так, чтобы мы повернулись от тёмной и охваченной тревогами земли к ярким и полным порядка небесам.
Человек является центральным объектом Бога в Его творении для осуществления Его домостроительства с целью исполнить Его сердечное желание. Написанное о человеке в ст. 4-6 сначала подразумевается в Быт. 1:26-28, а затем цитируется в Евр. 2:6-8. Эти три отрывка Слова раскрывают человека на трёх этапах: во-первых, в Быт. 1:26 показан человек, сотворённый Богом, на этапе Божьего творения; во-вторых, в этом стихе показан человек, захваченный Сатаной, на этапе падения человека; и, в-третьих, в Евр. 2:6 показан Христос как человек на этапе Его воплощения для осуществления Божьего искупления. Такого человека Бог вспоминает в Своём домостроительстве и посещает в Своём воплощении.
Имеется в виду человек Иисус в Его воплощении с Его человеческим житием для Его всеобъемлющей смерти (Евр. 2:7, 9). См. прим. Евр. 2:91.
Евр. «элохим»; обычно это слово переводится как «Бог». В данном случае перевод следует тексту Септуагинты (ср. Евр. 2:7)
Имеется в виду воскресение Христа, в котором Он был прославлен (Ин. 7:39; Лк. 24:26), Его вознесение, в котором Он обрёл честь (Деян. 2:33-36; Деян. 5:31). Также здесь подразумевается всеобъемлющая смерть Христа (Евр. 2:9), которая предшествовала Его воскресению и вознесению.
Этот стих изображает все шаги процесса Триединого Бога в Христе: воплощение, человеческое житие, смерть, воскресение и вознесение. В конце этого процесса Он достиг завершённости и стал животворящим Духом (1 Кор. 15:45), который был вдунут в Его верующих и излит на них (Ин. 20:22; Деян. 2:17). Так Бог посетил человека, пройдя долгий путь Своего процесса; в итоге этого процесса Он стал животворящим Духом, который достигает человека и входит в человека, чтобы обитать в человеке (Ин. 14:17, 20).
Ст. 6-8 особо относятся к тысячелетнему царству, тысячелетию, в котором человек Иисус будет править над всем сотворённым, и к воссозданию в царстве. Это слово было сначала исполнено в Адаме (Быт. 1:26-28), но было нарушено падением человека. Оно будет в полноте исполнено в Христе с Его Телом, победителями, в тысячелетии, веке воссоздания (Отк. 20:4-6; Мф. 19:28; Ис. 11:6-9; Ис. 65:25).
В этом стихе псалмист считает, что земля так же превосходна, как небеса, на что указывает первая часть молитвы Господа в Мф. 6:9-10. В тысячелетии земля будет превосходной благодаря тому, что превосходство имени Христа наполнит землю. В то время земля и небеса будут совершенно едины.