Первые четыре псалма Книги третьей, Пс. с 73 по 76, раскрывают четыре положения: личные страдания ищущих святых (Пс. 73), разорение Божьего дома (Пс. 74), суд Христа над разорителями (Пс. 75) и победу Бога в Его жилище (Пс. 76).
Пс. 50 загл.
Быть чистыми сердцем — значит делать Бога своей единственной целью и стремлением. См. прим. Мф. 5:81а.
Стихи 2-16 — это повествование о том, как ищущий псалмист страдал и как его приводило в замешательство благоденствие порочных. В Пс. 1:3-4 сказано, что соблюдающий закон преуспевает, а порочный — нет, но здесь псалмист был озадачен (ст. 16) и был на грани преткновения из-за собственных страданий (ст. 13-14) и благоденствия порочных, которые живут безмятежно и накапливают богатство (ст. 12). См. прим. Пс. 1:31.
Псалмист считал, что он тщетно очищал своё сердце, потому что, вместо того чтобы наслаждаться материальным преуспеванием, он весь день был подвергаем ударам и каждое утро — наказанию (ст. 14). Однако настоящей тщетой, суетой, является всё помимо Бога. Идолы — суета; материальное преуспевание — суета; всё помимо Бога — суета (Эккл. 1:2). Чистое сердце — это такое сердце, которое обращено только к Богу. Псалмист осознал это, когда вошёл в святилище Божье (ст. 17, 25-26 см. прим. Пс. 73:251 и прим. Пс. 73:261б).
Пс. 24:4; Пс. 26:6; ср. Втор. 21:6
Букв. «святилища Божьи». Псалмист нашёл выход из своего замешательства, вызванного благоденствием порочных, в святилище Божьем. Во-первых, святилище Бога, Его обитель, находится в нашем духе (Эф. 2:22), и, во-вторых, им является церковь (1 Тим. 3:15). Поэтому, чтобы войти в святилище Божье, нам нужно обратиться к своему духу и прийти на собрания церкви. Как только мы окажемся в святилище — в духе и в церкви, у нас будет другой взгляд, особое восприятие положения, в котором находятся порочные (Пс. 73:18-20). В нашем духе и в церкви мы получаем божественное откровение и находим ответ на все наши трудные вопросы.
Кол. 3:4; ср. 1 Тим. 3:16
Из этого стиха следует, что тот, кто ищет только Бога, хочет, чтобы Бог был его единственным владением на небе и единственным желанием на земле. Бог был единственной целью псалмиста. Псалмиста не интересовало ничто, кроме Бога и того, как обрести Его. В этом вопросе Павел был таким же (Флп. 3:8).
В Божьем святилище псалмист получил наставление принимать только Самого Бога как свою долю и не принимать ничего, кроме Бога. Тот, кого не интересует Бог, может многое приобрести и, на первый взгляд, благоденствовать. Однако человека, которого интересует только Бог, Бог ограничит и даже многого лишит, как это произошло с Иовом (Иов. 1:6-22; 2:1-10) и с апостолом Павлом (Флп. 3:7-8). Намерение Бога в отношении Его ищущих состоит в том, чтобы они находили в Нём всё и не отвлекались от полного наслаждения Им. Важно не то, соблюдает ли человек закон, как в Пс. 1, прав он или не прав; важно, чтобы человек обретал Бога и постоянно принимал Бога как всё для себя. См. прим. Иов. 2:131.