Т. е. в Нил. То же во всей книге.
Т. е. в Нил. То же во всей книге.
В некоторых древних переводах добавлено: «у евреев».
ср. Дан. 3:18; Деян. 5:29
В начале Ветхого Завета Сатана пришёл к женщине, Еве, и использовал её для того, чтобы умертвить мужскую жизнь (Быт. 3:1-6), но в начале Нового Завета Бог пришёл к деве Марии и использовал её для того, чтобы принести Своё спасение (Лк. 1:26-38; Лк. 2:30). По тому же принципу фараон попытался использовать повивальных бабок, чтобы убивать мужскую жизнь, но Бог использовал их для того, чтобы сохранить жизнь, предназначенную для Его замысла.
С точки зрения Библии, мужская жизнь олицетворяет жизнь, предназначенную для Божьего замысла (ср. Быт. 1:26; 1 Кор. 11:7; Эф. 2:15; Отк. 12:5), а женская жизнь, особенно среди падших людей, олицетворяет жизнь, предназначенную для человеческого удовольствия (ср. Быт. 2:18; 1 Кор. 11:9). Намерение фараона убивать сыновей и оставлять в живых дочерей — это прообраз стратегии Сатаны: уничтожать жизнь, предназначенную для Божьего замысла, и сохранять жизнь, предназначенную для человеческого удовольствия.
Букв. «на камнях».
Ср. Быт. 11:3 и примечания.
В переводе с еврейского эти два названия означают соответственно «уста непорочности» и «гром знамени». Эти названия показывают, что эти города были построены для гордости и похвальбы.
Бытие заканчивается тем, что мёртвый человек лежит в гробу в Египте (Быт. 50:26). Это показывает, что Божьи избранные люди находились в обстановке смерти в Египте. Хотя они находились в смерти, они были очень живыми и активными (ср. ст. 7). Зарабатывая на жизнь в Египте и наслаждаясь египетскими удовольствиями, они оказались захвачены и порабощены фараоном, который с жестокостью принуждал их служить ему (ст. 10-14; Исх. 2:23; Исх. 5:6-18). Это не давало им осуществить тот замысел, ради которого Бог сотворил и избрал их. Пребывание детей Израиля в Египте под тиранией фараона — это полная картина жизни падшего человечества в мире под захватывающей и порабощающей рукой Сатаны и его злой властью тьмы. См. Эф. 2:1-3 и прим.
ст. 1-4; ср. Быт. 35:23-26; Быт. 46:8-26
С исторической точки зрения Исход является продолжением Бытия, однако в Исходе изображён совокупный аспект духовных переживаний Божьих людей, тогда как в Бытии изображён главным образом индивидуальный аспект. Вместе эти два аспекта представляют собой полную картину духовных переживаний Божьих людей.