Слово «так» не означает, что мы должны воспроизводить эту молитву. В Деяниях и в Посланиях нет ни одного примера такого воспроизведения.
Слово «так» не означает, что мы должны воспроизводить эту молитву. В Деяниях и в Посланиях нет ни одного примера такого воспроизведения.
В примере молитвы, который Господь дал в качестве образца, первые три просьбы подразумевают Троицу Божества: слова «Пусть освятится Твоё имя» относятся главным образом к Отцу, слова «Пусть придёт Твоё царство» — к Сыну, а слова «Пусть исполнится Твоя воля» — к Духу. Это исполняется в этом веке и будет окончательно исполнено в грядущем веке царства, когда Божье имя будет величественно на всей земле (Пс. 8:1), царство мира станет царством Христа (Отк. 11:15), а Божья воля будет осуществлена.
Хотя Бог, наш Отец, знает нашу нужду, мы всё равно должны просить Его, потому что тот, кто просит, получает (Мф. 7:8).
Здесь не имеется в виду, что мы не должны повторять свою молитву. В Гефсимании Господь трижды повторил Свою молитву (Мф. 6:26:44), апостол Павел трижды молился одной и той же молитвой (2 Кор. 12:8), и великое множество на небе многократно хвалило Бога, восклицая: «Аллилуйя!» (Отк. 19:1-6). Имеется в виду, что мы не должны повторять пустые слова — слова, которые произносятся напрасно.
У людей царства должно быть некое переживание молитвы в своей внутренней комнате. Посредством такой молитвы они втайне соприкасаются со своим небесным Отцом, переживают некое тайное наслаждение Отцом и получают от Него некий тайный ответ.
Молитва, цель которой — людская хвала, может заслужить награду от людей, но она не получит ответа от Отца; таким образом, это тщетная молитва.
Для людей царства Бог является не только их Богом, но и их Отцом; они не только сотворены Богом, но и возрождены Отцом. Они имеют не только сотворённую, природную человеческую жизнь, но и несотворённую, духовную божественную жизнь. Поэтому новый закон царства, провозглашённый Царём на горе, даётся им с тем, чтобы они соблюдали его не при помощи своей падшей человеческой жизни, а при помощи вечной, божественной жизни Отца и соблюдали его не для того, чтобы добиться людской славы, а чтобы получить награду Отца.
Плоть человека, ища возможности прославиться, всегда хочет творить добрые дела перед людьми, чтобы добиться людской хвалы. Однако людям царства, которые живут в опустошённом и смирённом духе и ходят в чистом и нераздвоенном сердце под небесным правлением царства, не разрешается ничего делать в плоти, чтобы заслужить людскую хвалу; они должны всё делать в духе, чтобы угодить своему небесному Отцу.
Под праведностью здесь понимаются праведные дела, такие как подавать милостыню (Мф. 6:2-4), молиться (Мф. 6:5-15) и поститься (Мф. 6:16-18).
Четвёртая часть провозглашённого Царём на горе, Мф. 6:1-18, говорит о праведных делах людей царства.
Это может произойти в этом веке (2 Кор. 9:10-11) или, в качестве награды, в грядущем веке (Лк. 14:14).
Люди царства, будучи детьми небесного Отца, должны жить в присутствии Отца и дорожить присутствием Отца. Всё, что они творят втайне для царства Отца, Отец видит втайне, и Он воздаст им. То, что их небесный Отец видит втайне, должно побуждать их творить свои праведные дела втайне. То же в Мф. 6:6, 18.
Люди царства живут божественной жизнью Отца и ходят согласно своему духу. Поэтому от них требуется творить добро втайне, а не напоказ. Стремление быть на виду не соответствует таинственной, скрытой природе божественной жизни.
Отсюда видно, что праведные дела людей царства, насколько это возможно, должны оставаться в тайне. Их плоть, вожделеющая человеческой славы, не должна вмешиваться в то, что они делают в своём духе под небесным правлением, стараясь угодить исключительно своему Отцу.
См. прим. Мф. 4:231а. То же во всей книге.
Театральный актёр, лицедей. Греческие и римские актёры обычно носили большие маски с механическими устройствами, которые увеличивали силу их голоса. Отсюда — значение «притворщик». То же в последующих стихах.
Пятая часть провозглашённого Царём, Мф. 6:19-34, говорит о богатстве людей царства.
Копить сокровища на небе — значит отдавать материальное нищим (Мф. 19:21) и заботиться о нуждающихся святых (Деян. 2:45; 4:34-35; 11:29; Рим. 15:26) и о слугах Господа (Флп. 4:16-17).
Дух людей царства, управляемый небесами, безусловно, удерживает их от такого плотского хвастовства.
После бунта Сатаны (Иез. 28:17; Ис. 14:13-15) земля оказалась в его захватнических руках. По этой причине Божья воля не могла исполняться на земле, как на небе. Поэтому Бог сотворил человека с тем, чтобы восстановить землю для Себя (Быт. 1:26-28). После падения человека Христос, придя, принёс на землю небесное правление, чтобы земля была восстановлена для Божьих интересов, чтобы Божья воля исполнялась на земле, как на небе. Вот почему новый Царь основал со Своими последователями царство небес. Люди царства должны молиться об этом, пока земля не будет полностью восстановлена для Божьей воли в грядущем веке царства.
Эта молитва, как образец, содержит заботу, во-первых, о Божьем имени, Божьем царстве и Божьей воле и, во-вторых, о нашей нужде.
Царь не хочет, чтобы Его люди тревожились о завтрашнем дне (Мф. 6:34); Он хочет, чтобы они молились только о сегодняшних нуждах.
Или: «хлеб до завтра», «хлеб на этот день». Слова "насущный хлеб" указывают на жизнь по вере. Люди царства не должны жить за счёт накопленного; они должны жить по вере за счёт ежедневного снабжения от Отца.
Эта молитва как образец содержит заботу, в-третьих, о неудачах людей царства перед Богом и об их взаимоотношениях с другими. Люди царства должны просить Отца простить их долги, их неудачи, их проступки, как они прощают своим должникам, чтобы сохранить мир.
Ранее Дух повёл Царя, чтобы Его искусил дьявол (Мф. 4:1).
Слово «аминь», заимствованное из еврейского языка, означает «твёрдо», «прочно» или «надёжно».
Слово «ибо» показывает, что сказанное в Мф. 6:14-15 объясняет, почему люди царства обязаны прощать своим должникам (Мф. 6:12). Если они не простят людям их проступков, то и их небесный Отец не простит им их проступков, и это будет препятствовать их молитве.
Поститься — значит не просто воздерживаться от еды, а быть не в состоянии есть из-за отчаянного бремени, побуждающего молиться за что-либо. Кроме того, это выражение того, что человек смиряет себя, ища Божьей милости. Подавать милостыню — значит отдавать то, чем мы имеем право владеть, а поститься — значит отказываться от того, чем мы имеем право наслаждаться.
Или: «зла». Эта молитва как образец содержит заботу, в-четвёртых, об избавлении людей царства от лукавого и от всего злого. Люди царства должны просить Отца не вводить их в искушение, а избавить их от лукавого, т. е. от дьявола, и от того зла, которое исходит от него.
В наиболее ранних рукописях это предложение опущено.
Царство — это сфера, в которой Бог проявляет Свою силу, чтобы выражать Свою славу.
Т. е. нераздвоен. В каждый конкретный момент наши два глаза могут быть сфокусированы только на каком-то одном предмете. Если мы постараемся увидеть сразу два предмета, наше видение будет расплывчатым. Если мы сфокусируем глаза на каком-то одном предмете, наше видение будет простым (нераздвоенным) и всё наше тело будет светло. Если мы будем копить сокровище и на небе, и на земле, наше духовное видение будет расплывчатым. Чтобы наше видение было простым (нераздвоенным), мы должны копить своё сокровище в одном месте.
Смотреть на два предмета одновременно, не фокусируя взгляд только на одном предмете, — значит делать свой глаз злым (ср. Мф. 20:15; Втор. 15:9; Прит. 28:22). В таком случае всё наше тело будет темно.
Если наше сердце будет приковано к сокровищу, которое накапливается на земле, то свет, который в нас, станет тьмой, и тьма будет велика.
Букв. «служить в качестве раба».
Греческое выражение «одного будет держаться, а другого — презирать» означает «будет предан одному и настроен против другого».
Арамейское слово, обозначающее богатство. Мамона противопоставляется Богу, из чего видно, что богатство противостоит Богу и обкрадывает Божьих людей, лишая их возможности служить Богу.
Мф. 6:27-28, 31, 34; 13:22; Флп. 4:6; 1 Пет. 5:7
Букв. «душе... душа». Имеется в виду душа-жизнь, которая заключает в себе желание, влечение, получить пищу и одежду (Ис. 29:8).
Люди царства должны отправлять своё сокровище на небо, чтобы и их сердце было на небе.
У людей царства есть божественная жизнь их небесного Отца, которая укрепляет их для соблюдения нового закона царства. Кроме того, у них есть их небесный Отец, который заботится об их материальных нуждах, так что им не нужно беспокоиться о них. Их небесный Отец является для них источником укрепления и снабжения. Поэтому им не нужно быть слабыми или испытывать в чём-либо недостаток.
Мф. 5:3, 10, 20; 6:10; 7:21; Лк. 12:31-32; Деян. 14:22; Рим. 14:17
Сегодня царством Отца является действительность царства небес, действительность церковной жизни, а в грядущем веке им будет проявление царства небес. Праведность Отца — это праведность, которая выражается в соблюдении нового закона царства и о которой говорится в Мф. 5:20. Этой праведностью является Христос, которого люди царства выражают своей жизнью. Поскольку люди царства ищут прежде царства и праведности своего небесного Отца, им не только будут даны Его царство и Его праведность — им также будет прибавлено всё, в чём они нуждаются.
Наша жизнь больше пищи, а наше тело больше одежды. И наша жизнь, и наше тело возникли благодаря Богу, а не благодаря нашему беспокойству. Если Бог сотворил нас имеющими жизнь и тело, Он, разумеется, позаботится об их нуждах. Людям царства не нужно беспокоиться об этом.
Или: «сроку жизни» (похожий смысл выражает слово «век» в Пс. 39:5).
Лилии обозначают людей, о которых заботится Бог (Песн. П. 2:1-2).
Люди царства всегда должны жить не завтрашним днём, а сегодняшним.
Употреблённое здесь греческое слово отличается от слова, переведённого как "зло" в Мф. 6:13 ( см. прим. Мф. 6:132в). Под "злом" здесь понимаются беды и скорбь. Таким образом, Царь царства ясно дал понять людям царства, что их дни, прожитые на земле для царства, будут днями бед и скорби, а не беспечности и довольства.