Букв. «он».
Букв. «он».
Или: «славу».
Быт. 30:29; ср. Быт. 31:38-41
Букв. «спас» или «избавил». То же в ст. 16.
См. прим. Быт. 16:71а.
Сказанное здесь Иеговой Иакову показывает, что Иаков разбогател не благодаря своей сообразительности, а благодаря Божьей всевластной руке (ст. 16).
ср. Исх. 3:7
Евр. «Эль-Вефиль».
Т. е. Евфрат.
Главным действующим лицом в этой главе является не Иаков и не Лаван, а невидимый, преобразовывающий Бог, который в Своём всевластии готовил обстоятельства для преобразования Иакова (ср. Рим. 8:28-29). Христос как Ангел Божий (ст. 11) тайно заботился об Иакове, потому что впоследствии Христос должен был родиться от одного из потомков Иакова — Марии (Мф. 1:2, 16).
ср. Быт. 28:13; Быт. 31:42, 53
Букв. «сказал».
ср. Быт. 44:9
ср. Исх. 22:12
ср. Быт. 28:18
Название «Иегар-Сагадуфа» означает «холм свидетельства» в переводе с арамейского.
Название «Галеед» означает «холм свидетельства» в переводе с еврейского.
Название «Мицпа» означает «место наблюдения».
Суд. 11:10; 1 Цар. 12:5; Иер. 42:5; ср. Иов. 16:19; Мих. 1:2
Поставленный здесь Иаковом столп был свидетельством. Мысль о столпе как свидетельстве можно увидеть также в двух столбах (два — число свидетельства — Мф. 18:16; Лк. 10:1), установленных Соломоном перед храмом (3 Цар. 7:21), и в церкви, доме Божьем, как столпе, который поддерживает истину, свидетельствуя о ней и являя её (1 Тим. 3:15-16). Три столпа, которые Иаков поставил в Быт. 31 и Быт. 35, были тремя вехами в жизни Иакова. (Столп, поставленный в Быт. 28:18, был ответом на сон и не был частью духовных переживаний Иакова; поэтому он не может считаться вехой в его жизни. См. прим. Быт. 35:141). Первый столп, поставленный в Галааде (ст. 25, 45), был свидетельством Божьей всевластной заботы об Иакове на первом этапе его переживаний. Второй столп, поставленный в Вефиле (Быт. 35:14), был свидетельством Божьего строения, Божьего дома, на втором этапе. Третий столп, поставленный на могиле Рахили по пути в Вифлеем (Быт. 35:20), был свидетельством того, что природный выбор Иакова умер для произведения Христа, прообразом которого является Вениамин, на третьем этапе переживаний Иакова (см. прим. Быт. 35:181 и прим. Быт. 35:183а).