Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Послания к галатам»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 38

Два вида хождения по Духу

  Тексты Писания: Гал. 5:16, 22-23, 25; 6:15-16; 3:2-3, 5, 14; 4:6, 29; Рим. 6:4; 8:4; 4:12; Флп. 3:16-18

  В этом сообщении мы начнём рассматривать два вида хождения по Духу. В 5:16 Павел говорит: «Я говорю: поступайте по Духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти». В Послании к Галатам 5:25 говорится: «Если мы живём Духом, то по Духу и поступать должны». Как мы увидим, глаголу «поступать» в этих двух стихах соответствуют два разных греческих слова.

Жить Духом

  Многие годы я пытался понять 5:25, где Павел говорит, с одной стороны, что мы живём Духом, а с другой стороны, что мы должны поступать по Духу. Я не знал разницы между «жить» и «поступать». Мне казалось, что «поступать» включает в себя понятие «жить». В конце концов я увидел, что выражение «жить Духом» подразумевает, что мы, во-первых, имеем жизнь, и во-вторых, живём. Родиться можно раз и навсегда, но иметь жизнь и жить — это такие вещи, которые не происходят раз и навсегда. Напротив, это продолжается всю жизнь, так как мы постоянно принимаем жизнь, чтобы жить. Например, чтобы оставаться живыми, нам ежесекундно нужно дышать. Вдохнуть всего один раз при рождении недостаточно. Точно так же и нам нужно ежесекундно принимать жизнь, чтобы жить. Итак, жить Духом — значит иметь жизнь и, затем, жить. Если мы имеем жизнь и живём, мы способны поступать, находиться в определённом состоянии.

Ходить вокруг и ходить в строю

  Рассматривая два вида хождения по Духу, мы будем называть хождение в 5:16 первым видом, а хождение в 5:25 — вторым. В стихе 16 слову «поступать» соответствует греческое слово «перипатео», которое имеет значения «существовать», «вести себя», «вести определённый образ жизни», «ходить вокруг». Оно используется по отношению к обычной повседневной жизни. Оно обозначает наш обычный, привычный образ жизни. Подобное понимание хождения по Духу подтверждается стихами 22 и 23, где Павел говорит о плоде Духа. Упомянутые в этих стихах различные аспекты плода Духа не являются чем-то необычным; это аспекты нашей обычной повседневной жизни. Поэтому, когда в стихе 16 говорится «поступать», имеется в виду то, как мы поступаем в своей привычной и обыкновенной повседневной жизни.

  В стихе 25 слову «поступать» соответствует слово «стойхео», которое имеет совсем другое значение. Оно происходит от корня, который означает «ставить в ряд». Для примера можно сравнить это с тем, как машины едут по шоссе каждая в своём ряду. Таким образом, данное греческое слово, переведённое как «поступать», означает «идти рядами». Оно также значит «маршировать в военном строю». Для того чтобы ходить по-солдатски строем, нам всем нужно идти в ногу.

  Если сравнить эти два вида хождения, мы видим, что ко второму предъявляется больше требований, чем к первому. При втором хождении мы должны ходить по-военному, в ногу, в то время как при первом мы вольны прохаживаться вокруг. Однако в обоих случаях: и в обыкновенной, привычной жизни, и когда мы ходим рядами или строем — поступать нужно по Духу.

  Греческое слово, переведённое в 5:25 как «поступать», используется и в некоторых других местах в Новом Завете. В Послании к Римлянам 4:12 Павел говорит о «ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании». Здесь имеется в виду не обычное хождение, а хождение, в котором есть ограничения, хождение в определённом направлении. В этом случае это хождение «по следам веры отца нашего Авраама». Таким образом, хождение в Послании к Римлянам 4:12 — это не обычное, простое хождение; это определённое, конкретное хождение, хождение по следам веры Авраама. Для Павла вера Авраама представлялась узкой дорожкой, по которой мы должны идти вслед за Авраамом.

  В других местах в Послании к Римлянам Павел использует греческое слово, обозначающее первую разновидность хождения. Это слово используется в Послании к Римлянам 6:4, где Павел говорит, что мы должны «ходить в обновлённой жизни». Оно также содержится в Послании к Римлянам 8:4, где Павел говорит, что мы поступаем не по плоти, а по духу. В этих стихах говорится об обычном, простом хождении верующих.

  В Послании к Филиппийцам 3:16 Павел также говорит о втором виде хождения: «Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить». Здесь Павел использует греческое слово «стойхео» (оно переведено как «жить») для обозначения упорядоченного хождения цепочкой или в военном строю. Однако в Послании к Филиппийцам 3:17-18 он использует греческое слово, обозначающее первый вид хождения, для описания обычного, простого хождения: «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова». Использование Павлом двух различных греческих слов для описания хождения ясно показывает, что в Новом Завете есть два вида хождения по Духу.

Составной Дух

  Чтобы получше понять два вида хождения по Духу, необходимо увидеть, что Послание к Галатам — это книга, очень тесно связанная с Духом. Когда слово «Дух» употребляется без определений, оно несёт в себе глубокий смысл. Именно таким образом оно используется в Евангелии от Иоанна 7:39: «Сие сказал Он о Духе, которого имели принять верующие в Него; ибо ещё не было Духа, потому что Иисус ещё не был прославлен» (греч.). В этом стихе говорится, что до того как Иисус был прославлен, Духа «ещё не было». Долгие годы я был не в состоянии понять это. Я удивлялся, как это Духа «ещё не было»? Согласно Книге Бытия 1:2, Дух Божий был, Он носился над водою. Кроме того, в Ветхом Завете часто говорится, что Дух Господень, или Дух Иеговы, сходил на определённых людей. Более того, перед зачатием Господа Иисуса во чреве Марии говорится, что Святой Дух должен был сойти на неё (Лк. 1:35). Все это ясно показывает, что Дух Божий существовал и до Евангелия от Иоанна 7:39. Чтобы решить проблему, возникающую из-за этого стиха, переводчики иногда добавляют слова «на них» или пишут: «Дух Святой ещё не был дан». С их точки зрения автор в этом стихе имеет в виду, что Дух ещё не был дан. Но так или иначе, факт остаётся фактом: если следовать тому, что действительно написано в Библии, а не тому, как её изменяют при переводе, в Евангелии от Иоанна 7:39 говорится, что Духа ещё не было, потому что Иисус ещё не был прославлен.

  Павел в своих Посланиях иногда говорит о Духе именно так: просто «Дух». Особенно это относится к Посланию к Галатам. На самом деле, в Послании к Галатам Павел даже ни разу не говорит: «Святой Дух», хотя он часто говорит: «Дух». Обозначения «Святой Дух» и просто «Дух» используются совершенно по-разному. В Книге Бытия 1:2 Дух Божий упоминается в связи с творением. Позже используется выражение «Дух Господень», или «Дух Иеговы», в связи с общением между Богом и Его народом. Выражение «Святой Дух» используется впервые только в Новом Завете. (Синодальный перевод использует это выражение в некоторых местах Ветхого Завета, однако в этих случаях с древнееврейского следует переводить «Дух Его святости».) В связи с зачатием Господа Иисуса в утробе Марии говорится о Святом Духе, потому что тогда Бог собирался породить Того, кто свят. Таким образом, Святой Дух собирался произвести из человечества нечто святое. Обозначение «Дух» используется для Духа Божьего только после воскресения Христа.

  В Ветхом Завете прообразом Духа является миро для священного помазания. Это миро было составным и изготовлялось путем добавления в оливковое масло четырёх благовонных веществ (Исх. 30:22-33). Эти благовонные вещества обозначают различные аспекты смерти и воскресения Христа. Тот факт, что к оливковому маслу добавляли четыре благовонных вещества, показывает, что к Духу Божьему были добавлены человечество, смерть и воскресение Христа, в результате чего появился составной Дух. Когда в Новом Завете говорится просто «Дух», то имеется в виду именно этот составной Дух. До того как Господь Иисус был прославлен, этого составного Духа «ещё не было». Но после Его воскресения Его смерть и воскресение смешались с Духом Божьим и получился Дух, составной Дух, в котором содержится не только божественность, но и человечество, и действенность смерти Христа, и сила Его воскресения. Поэтому теперь, после воскресения Господа Иисуса, Дух Божий, Дух Иеговы, Святой Дух — это просто Дух, всеобъемлющий Дух.

  В первой главе Книги Бытия в Духе Божьем содержалась божественность, но в Нем ещё не было человечества. Дух Божий стал составным Духом только после воскресения Христа из мёртвых. Теперь в Духе содержатся божественность, человечество, действенность смерти Христа и сила Его воскресения. Как богат и всеобъемлющ Дух сегодня!

Окончательная завершённость Триединого Бога

  Дух как составной, всеобъемлющий Дух является окончательной завершённостью Триединого Бога. Наш Бог триедин: Отец, Сын и Дух. Любой нормальный исследователь Писаний согласится с тем, что три Личности Троицы можно считать различимыми; однако нельзя сказать, что Они раздельны. Подобное утверждение было бы ересью. Когда Сын пришёл на землю, Он не оставил Отца на небесах. Нет, когда пришёл Сын, Отец пришёл с Ним. В Евангелии от Иоанна Господь Иисус говорит, что Сын пришёл от Отца и с Отцом (Ин. 6:46, см. греч.). Когда Он пришёл от Отца, Он пришёл с Отцом. Поэтому Господь Иисус и сказал, что Он никогда не бывает один, так как Отец всегда с Ним (Ин. 8:29). Более того, в Евангелии от Иоанна также говорится, что Сын пошлёт Духа от Отца и с Отцом (Ин. 15:26, см. греч.). Отделить Сына от Отца невозможно, как невозможно отделить Духа от Отца с Сыном.

  Наглядным примером здесь могут служить слова Господа, сказанные Им в ответ на просьбу Филиппа показать им Отца. Филипп сказал Ему: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас» (Ин. 14:8). Господь Иисус ответил: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: „покажи нам Отца?“» (ст. 9). В стихах 16 и 17 Господь Иисус продолжает: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет». Заметьте, что в следующем стихе Господь говорит уже в первом лице: «Не оставлю вас сиротами, приду к вам». Это показывает, что когда придёт Утешитель, Дух истины, придёт и Господь Иисус. Более того, в стихе 23 Господь Иисус говорит, что если кто любит Его и соблюдает Его слово, то Он с Отцом придёт к нему и Они сотворят у него обитель. Из этих и прочих подобных стихов мы видим, что Трое в Божестве различимы, но Они всегда вместе. Они неразделимы.

  Согласно Библии Отец воплощён в Сыне, а Сын реализован как Дух. В конечном итоге, Трое Божества выражены как Дух. Именно поэтому в наших переживаниях, когда мы призываем имя Господа Иисуса, мы получаем Духа. Когда мы покаялись, уверовали в Господа и помолились Ему, мы не просили Святого Духа войти в нас. Вместо этого мы молились, чтобы в нас вошёл Господь Иисус. Мы просили войти в нас Господа, но на самом деле в нас вошёл Дух. Это справедливо не только в отношении нашего спасения, но и в отношении наших повседневных переживаний Господа. Когда мы молимся Отцу, призываем имя Господа Иисуса или говорим Ему, что любим Его, то в конечном итоге мы переживаем присутствие Духа с нами и в нас. Мы по собственному опыту знаем, что этот Дух, составной, всеобъемлющий Дух, представляет собой окончательную завершённость Триединого Бога.

Приготовленный Бог

  Сегодня наш Бог — это поистине приготовленный Бог. В Ветхом Завете нет никаких указаний на то, что Бог был приготовлен. Этот процесс начался во время воплощения Христа и продолжался на протяжении всей человеческой жизни, распятия и воскресения. Некоторые христиане выступают против выражения «приготовленный Бог» на том основании, что Бог вечен и неизменен. Да, безусловно, мы верим в соответствии с Библией в то, что Бог вечен и не подвержен изменениям. Тем не менее мы верим и учим, также в соответствии с Библией, что Бог прошёл через процесс воплощения, человеческой жизни, распятия и воскресения. Бог не изменился, но Он прошёл через процесс. Бог не меняется по Своей природе и сущности. Но Он прошёл через процесс. Согласно Евангелию от Иоанна 1:1 и 14, Слово, которое в начале было у Бога и которое было Бог, стало плотью. То, что в Евангелии от Иоанна 1:14 используется слово «стало», указывает на некий процесс. Точно так же в Первом послании к Коринфянам 15:45 говорится, что последний Адам стал животворящим Духом (греч.). Это ещё одно указание на Божий процесс.

  Кто-то, возможно, будет против того, что мы используем слова «процесс», «приготовленный», потому что эти слова не содержатся в Библии. Однако то же самое возражение можно выдвинуть и в отношении слова «Троица». Слова «Троица» тоже нет в Библии, и тем не менее Библия раскрывает тот факт, что Бог триедин. Точно так же в Библии нет слова «приготовленный», но в ней раскрывается тот факт, что Бог прошёл через некий процесс и был таким образом приготовлен. Посредством воплощения Сам Бог стал человеком и прожил на земле тридцать три с половиной года. Затем Он был распят, сошёл в ад, вышел из мёртвых и вошёл в воскресение. Затем Он вознёсся на небо прославленным телом из плоти и костей. Когда Господь сидит сейчас на престоле, на престоле сидит это тело. Было ли у Господа на небесном престоле тело из плоти и костей до воплощения Христа? Конечно, нет! Но в вечности Он будет восседать на престоле, имея такое тело. Разве этот факт не показывает, что Бог во Христе прошёл через процесс? Аллилуйя, сегодня наш Бог — это приготовленный Триединый Бог! Всеобъемлющий животворящий Дух является окончательным выражением этого приготовленного Бога.

Получение Духа

  В Послании к Галатам Павел спрашивает верующих в Галатии, через что они получили Духа: через дела закона или через слышание веры (3:2). Судя по интонации Павла, получение Духа — это нечто очень важное. Получение Духа не зависит от наличия опыта говорения на языках. Получить Духа — значит родиться от Духа (Ин. 3:6). Когда Валаамова ослица заговорила по-человечески, это было чудо, и тем не менее эта ослица не родилась от Духа. Из этой иллюстрации видно, что родиться от Духа — это нечто гораздо большее, чем говорение на языках. Может быть, мы вообще не говорим на языках, но мы можем провозгласить перед всей вселенной, что мы родились от Духа и поэтому мы — Божьи сыновья. Более того, мы — не просто приёмные сыновья, сыновья по названию; мы — сыновья по своей жизни, мы рождены от Бога. Мы, рождённые от Бога, божественны. Мы пережили божественное рождение, у нас есть божественная жизнь и мы причащаемся божественной природы (2 Пет. 1:4). Несомненно, это и есть величайшее чудо во вселенной. Когда я думаю о божественном рождении, меня зачастую переполняет изумление и неописуемая радость. Как это удивительно, что мы — Божьи сыновья и что Триединый Бог как Дух находится в нас!

Один дух с Господом

  В своих Посланиях Павел не говорит, чтобы мы поступали по какой-то доктрине или инструкции, он говорит, чтобы мы поступали по Духу. Недавно Господь показал, что Он хочет, чтобы мы не просто жили в Его присутствии, а жили Христа, будучи одним духом с Господом. Много лет назад мне помогла известная книга брата Лоренса «Практика Божьего присутствия». В молодости мне очень нравилась эта книга. Однако позже я увидел, что практика Божьего присутствия является по сути ветхозаветной. В Новом Завете ничего не говорится о практике Божьего присутствия. Вместо этого в Новом Завете открывается, что мы должны жить Христа, будучи одним духом с Ним. В Книге Бытия 17 мы читаем, что Авраам ходил перед Богом, то есть в присутствии Бога. Но в Новом Завете, в Первом послании к Коринфянам 6:17 Павел говорит: «Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом». Это больше, чем просто хождение в Божьем присутствии; это хождение в единстве с Богом. Когда Павел говорит, что мы один дух с Господом, это не иллюстрация; он констатирует факт. Кроме того, Павел не сказал: «Для меня ходить — значит быть в присутствии Господа». Нет, он сказал: «Для меня жизнь — Христос» (Флп. 1:21). Ходить в Божьем присутствии и жить Христа — это две совершенно разные вещи!

  В течение последних нескольких лет Господь показал мне, насколько то, что я практиковал, было ветхозаветным хождением перед Господом. Я могу засвидетельствовать, что долгие годы я весьма успешно ходил перед Господом и жил в Его присутствии. Но теперь моя практика состоит в том, чтобы быть одним духом с Господом. Я снова и снова исповедую Ему свою недостаточность в этом отношении. Обычно по утрам я молюсь: «Господь, я благодарю Тебя за новый день, ещё один день, чтобы жить Тебя, ещё один день этой практики — быть одним духом с Тобой. Господь, даруй мне благодать на этот день, чтобы я жил, будучи одним духом с Тобой». Даже если я рано утром молюсь такой хорошей молитвой, в течение дня не раз может случиться так, что я не буду одним духом с Господом. Иногда я себя спрашивал, как долго в течение дня я действительно был одним духом с Господом. Я видел, как часто я живу по этике, вместо того чтобы жить по Духу. Однако быть этичным — это одно, а быть одним духом с Господом — это совсем другое.

  Поступать по Духу — значит просто быть одним духом с Господом. Первый вид хождения по Духу, упоминаемый Павлом в Послании к Галатам 5:16, — это такое хождение, при котором мы — один дух с Господом. Я на собственном опыте знаю, что жить в присутствии Господа гораздо легче, чем жить, будучи с Ним одним духом. Зачастую, разговаривая с людьми, я нахожусь в присутствии Господа; однако при этом иногда я чувствую, что я — не один дух с Ним. Поэтому мне нужно молиться: «Господь, прости меня. Мои слова произносятся перед Тобой, но произносишь их не Ты. Это просто я сам говорю из чистых побуждений. Но говорю это я, а не Ты, Господь».

  В своём нынешнем служении святым я стремлюсь показать, что требование, предъявляемое в Новом Завете, заключается в том, что мы должны жить как один дух с Господом. Иначе говоря, мы должны поступать по Духу. Что бы мы ни делали, что бы мы ни говорили, мы должны быть уверены, что мы один дух с Господом. Я могу засвидетельствовать, что стоит мне спросить себя, какую часть своей жизни я действительно живу как один дух с Господом, и я снова и снова оказываюсь побеждённым. Даже когда я делаю сообщение, мне нужно спрашивать себя, действительно ли я один дух с Господом или же я просто говорю с силой от Господа. Я сделал много сообщений о хождении по Духу. Теперь я хотел бы подчеркнуть тот факт, что поступать по Духу — значит поступать в одном духе с Господом. Если мы будем одним духом с Ним, мы автоматически будем соответствовать Ему. Павел мог сказать: «Для меня жизнь — Христос», потому что он поступал в одном духе с Господом. Когда мы один дух с Ним, мы действительно живём Его.

  Хождение в Божьем присутствии легко вписывается в наши природные представления. Зато мысль о том, что верующие должны быть одним духом с Господом, идёт вразрез с природными человеческими представлениями. Когда в Книге Исхода говорится, что Господне присутствие сопровождало детей Израиля, то понять это несложно. Мы можем применять эти слова к себе, мы можем, отправляясь куда-либо, осознавать, что Господне присутствие будет сопровождать нас. Однако идея о том, чтобы жить как один дух с Господом, противоречит нашим природным представлениям. Иные христиане заходят так далеко, что считают святотатством говорить, что мы можем быть одним духом с Господом. С их точки зрения, грешники просто не в состоянии стать одним духом с Господом. Тем не менее, в Библии ясно сказано: «Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом». Когда мы читаем эти слова, они, может быть, не находят в нас отклика, так как на нас лежат покрывала религиозных, природных и традиционных представлений. Возможно даже, нас нисколько не интересует этот важнейший вопрос. Но недавно Господь подвел нас к тому, что мы просто обязаны обратить внимание на новозаветное требование быть одним духом с Ним. Да, согласно ветхозаветной практике, Авраам мог ходить в присутствии Господа. Но мы — в Новом Завете. Согласно Божьему новозаветному домостроительству, Господь хочет войти в нас, соединиться с нами и соединить нас с Собой. Он хочет, чтобы мы были с Ним одним духом. Сегодня Его домостроительство требует, чтобы мы поступали в этом одном духе с Господом.

  Когда Господь Иисус был на земле, Он поступал в одном духе с Отцом. Когда Он говорил, в Его говорении говорил Отец. Он был един с Отцом, и Отец был един с Ним. Господь жил Своим Отцом. Он хочет, чтобы верующие в Него жили точно так же. Поэтому Он сказал: «Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6:57). Господь хочет, чтобы мы не просто жили в Его присутствии, Он хочет, чтобы мы жили Им. Жить Им, в сущности, значит жить, будучи одним духом с Ним, с Живущим. Таково новозаветное требование, таков первый вид хождения по Духу, рассматриваемый Павлом в Послании к Галатам.

  Я надеюсь, что многие проникнутся этим словом о жизни в одном духе с Господом и многие помолятся: «Господь, отныне я не хочу довольствоваться только Твоим присутствием. Даже если бы я добился такого же успеха в практике Божьего присутствия, как брат Лоренс, я не удовольствовался бы этим, потому что я знаю, Господь, что этим не удовольствуешься и Ты Сам. Ты хочешь быть одним духом со мной. Господь, даруй мне благодать быть одним духом с Тобой». Во всем, что мы говорим или делаем, нам нужно стараться быть едиными с Господом. Чем больше мы в своей повседневной жизни будем одним духом с Ним, тем больше мы будем наслаждаться спасением, освящением и преобразованием.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках