Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Евангелие от Луки»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 31

Служение Спасителя-Человека в Его человеческих добродетелях с Его божественными качествами на пути из Галилеи в Иерусалим

(9)

  Тексты Писания: Лк. 13:1-35

  В этом сообщении мы рассмотрим стихи с 1 по 35 из 13-й главы.

Учит о покаянии

  В Лк. 13:1 говорится: «А в это же время присутствовали некоторые люди, сообщившие Ему о галилеянах, кровь которых Пилат смешал с их жертвами». Греческое слово, переведённое как «а», можно также перевести как «но», «и» или «же». Мы отдаём предпочтение слову «а», используемому и в других переводах Библии, так как оно указывает на развитие мысли. Союз «а» показывает, что стихи с 1 по 9 из 13-й главы, в которых получает дальнейшее развитие тема покаяния, продолжают последние стихи в Лк. 12. Господь использовал два события в Лк. 13:1-5, чтобы напомнить иудеям, что им пришло время покаяться и что если они этого не сделают, то все они погибнут подобно жертвам этих двух событий.

  Слова Господа в конце 12-й главы показывали, что Он хотел, чтобы иудеи покаялись. Теперь в 13-й главе Он продолжает говорить о покаянии. Говоря о том, что произошло с галилеянами, кровь которых Пилат смешал с их жертвами, Он сказал присутствовавшим: «Вы думаете, что эти галилеяне были грешниками больше всех галилеян, что они так пострадали? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все подобно тому погибнете». Затем Он переходит ко второму происшествию — к тому, что произошло с теми восемнадцатью, «на которых упала башня в Силоаме и убила их» (ст. 4). Господь опять предостерёг людей о том, что им необходимо покаяться. Он как бы говорил им: «Не думайте, что те люди были грешными, а другие — нет. Если вы не покаетесь, вы тоже погибнете».

  Затем в стихах с 6 по 9 Господь говорит притчу об одном человеке, у которого в винограднике была посажена смоковница. Союз «и» в начале стиха 6 показывает, что эти стихи являются продолжением предыдущих стихов о покаянии.

  Эта притча показывает, что Бог, как хозяин, пришёл в Сыне, чтобы искать плода от иудейского народа, который был уподоблен смоковнице (Мф. 21:19; Иер. 24:2, 5, 8), посаженной в Божьей обещанной земле — в винограднике (Мф. 21:33). Он искал плода три года (Лк. 13:7), но ничего не нашёл. Он хотел «срубить» иудеев, но Бог Сын, как виноградарь, молился за них, прося Бога Отца потерпеть их, пока Сын не умрёт за них (окопает смоковницу) и не даст им удобрение (набросает навоза), после чего, как Он надеялся, они покаются и принесут плод; а если нет — они будут «срублены». Стихи Лк. 11:29-32, 42-52 два раздела, в которых иудейский народ раскрывается как злое поколение, подтверждают это толкование.

  В этой притче иудейский народ рассматривается Богом как смоковница. Не найдя на смоковнице плода, Бог намеревался срубить её. Но виноградарь, Господь Иисус, умолял Отца не делать этого до тех пор, пока Он посредством Своей смерти не окопает смоковницу. Если же и после этого смоковница не принесёт плода, её можно будет срубить. Именно это и произошло. Поскольку иудеи не покаялись даже после того, как Господь Иисус умер и воскрес и пришёл Дух, «смоковница» была «срублена». Это случилось в 70 году по Р. Х., когда Тит привёл своё римское войско в Иерусалим и разрушил его. Когда Иерусалим был разрушен, «смоковница» была «срублена».

Исцеляет и освобождает в субботу согнутую и связанную Сатаной женщину

  В 13:10-17 мы видим, что Спаситель-Человек исцеляет и освобождает в субботу согнутую и связанную Сатаной женщину. В стихах 10-11 говорится: «И учил Он в одной из синагог в субботу. И вот, там была женщина, в которой восемнадцать лет был дух немощи, и она была согнута и совсем не могла разогнуться». Этим «духом» был бес — дух одного из тех живых существ, которые жили в доадамов век и подверглись Божьему суду, когда присоединились к бунту Сатаны. Падшие ангелы работают с Сатаной в воздухе (Эф. 2:2; 6:11-12), а эти нечистые духи, бесы, движутся вместе с ним по земле. И те и другие оказывают порочное действие на человека для царства Сатаны.

  Из-за духа немощи эта женщина была согнута. Это означает, что человек угнетён бесом в крайней степени, так что он склонён только в сторону сатанинского мира и неспособен разогнуться, чтобы посмотреть на небеса.

  Господь Иисус увидел эту женщину, которая была согнута, совершенно неспособна разогнуться и вынуждена опускать взор к земле в результате того, что на неё воздействовал Сатана через своих бесов. Господь сказал ей: «Женщина, ты освобождена от твоей немощи». «И Он возложил на неё руки, и она тут же выпрямилась и стала прославлять Бога» (ст. 12-13). Здесь мы видим, что женщина не просила Господа исцелить её; напротив, Он Сам сделал первый шаг, чтобы исцелить и освободить эту согнутую и связанную Сатаной женщину.

  В стихе 14 говорится: «А начальник синагоги, негодуя из-за того, что Иисус исцелил в субботу, сказал толпе в ответ: Есть шесть дней, в которые надлежит работать; поэтому в эти дни приходите и исцеляйтесь, а не в субботний день». Здесь мы видим, что Сатана использовал не только злого духа, чтобы завладеть этой женщиной, но и религиозного начальника, чтобы помешать Господу освободить её. Этот захватчик часто использует религию, чтобы удерживать Божий избранный народ под своим гнётом. Начальника синагоги, который был очень религиозным человеком, интересовали религиозные правила, а не страдания этой женщины, которая была потомком Авраама.

  В стихах 15-16 Господь ответил начальнику синагоги: «Лицемеры! Разве в субботу каждый из вас не отвязывает своего вола или осла от яслей и не отводит поить? А эту женщину, дочь Авраама, которую вот — уже восемнадцать лет как связал Сатана, разве не следовало освободить от этих уз в субботний день?» То, что эта женщина была дочерью Авраама, показывает, что она принадлежала к Божьему избранному народу. Однако она была связана Сатаной. Если люди одержимы бесом, это означает, что они связаны Сатаной. Поэтому изгнание беса — это поражение Сатаны (Мф. 12:29). То, что эта женщина была освобождена от уз в субботний день, было логично, так как суббота была учреждена Богом для того, чтобы человек находился в покое (Быт. 2:3), а не для того, чтобы человек оставался в узах.

  Почему Лука поместил сюда этот эпизод? Отвечая на этот вопрос, нам нужно помнить, что это произошло в то время, как Спаситель-Человек приближался к Иерусалиму, где атмосфера была крайне религиозной. Я полагаю, что Господь Иисус вошёл в синагогу и Сам сделал первый шаг для исцеления этой женщины, чтобы показать Своим ученикам, что Он не намерен соблюдать мёртвые формальности религии и извращённые правила о субботе. Он специально нарушил эти правила, чтобы Его ученики знали, что Он пришёл не для того, чтобы соблюдать правила, которые не дают людям избавиться от страданий, а для того, чтобы нарушать извращённые правила, тем самым освобождая страдающих людей благословением Своего юбилея.

  Исцелив женщину, которая была связана Сатаной и согнута, Господь Иисус принёс ей юбилей. В 4-й главе Он возвестил юбилей, во время которого пленники будут освобождены, а угнетённые отпущены на свободу. Таким образом, этот эпизод представляет собой исполнение провозглашения юбилея в 4-й главе. Господь намеревался показать ученикам, что Он идёт в Иерусалим не для того, чтобы соблюдать религиозные правила, а для того, чтобы специально нарушать их, тем самым приводя людей в юбилей.

Учит о царстве Божьем как горчичном зерне и закваске

  В 13:18-21 Господь опять заговорил о царстве Божьем, что, вероятно, вызвало у учеников сильное удивление. Однако здесь Он говорит о царстве не в положительном смысле. До этого времени то, что Господь говорил в Евангелии от Луки о царстве, имело положительный характер. Но здесь Он говорит ученикам о царстве в отрицательном смысле — Он учит их о царстве как горчичном зерне (ст. 18-19) и закваске (ст. 20-21).

  В стихах 18-19 Господь говорит: «Чему подобно царство Божье и чему Я уподоблю его? Оно подобно горчичному зерну, которое человек взял и бросил в свой сад, и оно выросло и стало деревом, и небесные птицы гнездились в его ветвях». То, что из этого горчичного зерна выросло дерево, показывает, что из него выросло что-то, что не соответствует его роду. Согласно 1-й главе Бытия, то, что сотворено Богом, соответствует своему роду. Например, яблоня должна соответствовать роду яблони. Но в данном случае горчичное зерно растёт не по своему роду; наоборот, из него вырастает другой род. Это нарушение принципа, установленного Богом в Его творении. Если мы увидим это, мы не будем истолковывать эту притчу в положительном смысле.

  Некоторые учат, что превращение горчицы в большое дерево — это положительное развитие. Но, согласно истории христианства, такого положительного развития не было. По сути дела, эта притча представляет собой пророчество, которое исполнилось в истории христианства. Фактически, сегодняшнее христианство не является чем-то, что соответствует своему роду. Церковь, которая воплощает в себе царство, должна быть подобна огородному растению, дающему пищу. Однако её природа и функция изменились, и она стала «деревом», приютом для птиц. (Это противоречит закону Божьего творения: каждое растение должно быть по своему роду). Это изменение произошло в первой половине IV столетия, когда Константин Великий смешал церковь с миром. Он привёл в христианство тысячи ложных верующих, сделав его уже не церковью, а христианским миром. Поэтому данная притча соответствует третьей из семи церквей во 2-й и 3-й главах Откровения, церкви в Пергаме (Отк. 2:12-17). Церковь, в соответствии со своей небесной и духовной природой, должна быть подобна горчице и вести на земле жизнь пришельца. Но когда природа церкви изменилась, церковь глубоко укоренилась и обосновалась в земле, подобно дереву; её структуры разрослись подобно ветвям, в которых находят приют множество порочных людей и вещей. В результате образовалась внешняя организация, имеющая внешнюю видимость царства Божьего.

  В Лк. 13:19 говорится, что в ветвях этого дерева гнездились небесные птицы. Поскольку в 8:5 и 12 птицы обозначают дьявола, то здесь под небесными птицами, судя по всему, понимаются злые духи Сатаны, а также побуждаемые им злые люди и вещи. Они находят приют в ветвях большого дерева, то есть в структурах христианского мира.

  В Лк. 13:20-21 Господь говорит: «Чему Я уподоблю царство Божье? Оно подобно закваске, которую женщина взяла и скрыла в трёх мерах муки, пока всё не заквасилось». Некоторые учат, что закваска здесь имеет положительный смысл. Согласно их мысли, закваска обозначает силу, с которой благовестие распространяется по всей земле. Но в Библии закваска не несёт положительного смысла. Напротив, закваска обозначает нечто отрицательное, особенно в четырёх Евангелиях. В частности, Господь Иисус никогда не использует слово «закваска» в положительном смысле, а всегда только в отрицательном. В других местах Нового Завета закваска обозначает порочные вещи (1 Кор. 5:6, 8) и порочные доктрины (Мф. 16:6, 11-12).

  Церковь, как практическое царство Божье, имея своим содержанием Христа, бесквасную тонкую муку, должна быть бесквасным хлебом (1 Кор. 5:7-8). Однако Католическая церковь, которая была полностью и официально образована в VI столетии и которую здесь обозначает женщина, вобрала в себя многие языческие обычаи, еретические доктрины и порочные вещи и смешала их с учениями о Христе, заквасив всё содержание христианства. Описанное в Лк. 13:20-21 соответствует четвёртой из семи церквей во 2-й и 3-й главах Откровения, церкви в Фиатире (Отк. 2:18-29).

  Мука, использовавшаяся для приготовления хлебного приношения (Лев. 2:1), обозначает Христа как пищу и для Бога, и для человека. Три меры — это количество, необходимое для приготовления полной трапезы (Быт. 18:6). Поэтому то, что закваска была скрыта в трёх мерах муки, означает, что Католическая церковь скрытно заквасила все учения о Христе. Именно таково реальное положение дел в Римско-католической церкви. Такое заквашивание полностью противоречит Писаниям, которые строго запрещают добавлять закваску в хлебное приношение (Лев. 2:4-5, 11).

  Две притчи в 13:18-21 показывают, что юбилей наступил, но утратил свою природу. Царство Божье — это действительность и содержание юбилея. Без царства Божьего нет юбилея. Мы уже подчёркивали, что юбилей связан с освобождением пленников и с восстановлением права наслаждаться Триединым Богом. То же самое относится к царству Божьему. Царство Божье — это возвращение пленников и восстановление божественного наследия. Но, как видно из этих притчей, в какой-то момент юбилей, то есть царство, утратил свою природу. С одной стороны, он в своём развитии стал чем-то, что не соответствует своему роду; с другой стороны, он был заквашен, то есть его содержание было растлено. Такое изменение в природе юбилея фактически указывает на утрату юбилея. Где среди многих сегодняшних христиан можно увидеть юбилей? Рассматривая сегодняшнюю ситуацию, мы видим, что в христианском мире действительная природа юбилея утрачена.

  В своём Евангелии Лука пишет таким образом, чтобы раскрыть различные положения, связанные с юбилеем. Поэтому в нашем понимании Евангелия от Луки нам нужно руководствоваться принципом юбилея. Провозглашение юбилея в 4-й главе является руководящим принципом как для написания этой книги Лукой, так и для нашего понимания её. Всё, о чём говорится в главах с 4-й по 24-ю, прямо или косвенно связано с юбилеем. Это означает, что всё в этих главах прямо или косвенно связано с царством Божьим, которое включает освобождение пленников и восстановление божественного наследия.

  Этот юбилей, то есть царство Божье, был принесён посредством смерти и воскресения Христа, и его можно увидеть в Деяниях и Посланиях. Вскоре после этого, вероятно, до конца первого столетия, юбилей начал утрачиваться. В конечном итоге, как видно из этих двух притчей в Лк. 13, юбилей изменил свою природу и был утрачен.

Учит на пути в Иерусалим о входе в царство Божье

  В 13:22-30 мы видим, что Господь учит на пути в Иерусалим о входе в царство Божье. После рассмотрения ряда аспектов, связанных с юбилеем, нам нужно узнать, каким образом можно войти в юбилей, войти в царство Божье. Повествование в 13:22-30 соответствует манере Луки объединять различные положения, чтобы показать те или иные аспекты юбилея. Теперь он представляет отрывок, показывающий, каким образом можно войти в царство Божье как юбилей.

  В Лк. 13:22-23 говорится: «И Он проходил по городам и селениям, уча и совершая путь в Иерусалим. И кто-то сказал Ему: Господь, а спасающихся мало?» Хотя этот вопрос звучит довольно неразумно или двусмысленно, Спаситель-Человек ответил на него очень ясно: «Боритесь, чтобы войти через узкую дверь, потому что многие, говорю вам, будут искать возможности войти, но не смогут» (ст. 24). Речь идёт не просто о том, чтобы получить спасение, а о том, чтобы войти в полный юбилей, войти в полное наслаждение царством Божьим — не только в нынешнем веке, но и в грядущем.

  В стихе 25 Господь продолжает: «Как только Хозяин дома встанет и запрёт дверь, а вы начнёте, стоя снаружи, стучаться в дверь и говорить: „Господь, открой нам“, Он в ответ скажет вам: „Я не знаю ни вас, ни откуда вы“». Здесь слова: «Я не знаю… вас» не означают: «Я не знаком с вами. Вы мне не известны». Эти слова означают: «Я не признателен вам, Я не одобряю вас, Я не хвалю вас».

  Далее, в стихах 26-27 Господь говорит: «Тогда вы начнёте говорить: „Мы ели в Твоём присутствии и пили, и на наших улицах Ты учил“. А Он скажет: „Говорю вам: Я не знаю, откуда вы. Отойдите от Меня, все делатели неправедности“». Сказанное здесь Господом относится к иудеям и показывает, что то, что делали иудеи, было неправедно.

  В стихе 28 Господь говорит: «Там будет плач и скрежет зубов, когда вы увидите, что Авраам, Исаак и Иаков и все пророки — в царстве Божьем, а вас выбрасывают вон». Здесь плач указывает на сожаление, а скрежет зубов — на то, что человек винит самого себя. Сказанное Господом об изгнании из царства Божьего относится к будущему, к тысячелетию. Во время тысячелетия многие иудеи будут выброшены из царства Божьего.

  В 13:23 иудеи спрашивали о спасении. Но Господь в ответ сказал об участии в царстве Божьем в тысячелетии, которое будет самой сладостной частью Божьего полного спасения, предшествующей наслаждению Новым Иерусалимом в новом небе и новой земле (Отк. 21:1-3а, 5-7; 22:1-5).

  В заключение, в стихах 29-30 говорится: «И придут с востока и запада, с севера и юга и возлягут за трапезу в царстве Божьем. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними». В стихе 29 слово «придут» относится к язычникам. Язычники придут с востока и запада, с севера и юга и возлягут за трапезу в царстве Божьем. Это произойдёт в веке царства, в тысячелетии. В стихе 30 под словами «последние, которые будут первыми» подразумеваются спасённые язычники, которые примут Спасителя раньше, чем некоторые из спасённых евреев, и будут участвовать в царстве Божьем в тысячелетии. Под словами «первые, которые будут последними» подразумеваются евреи, которые уверуют в Господа после того, как уверуют язычники (Рим. 11:25-26). Сказанное в этом стихе применяется в другом смысле в Мф. 19:30; 20:16 и Мк. 10:31.

Не останавливаясь, идёт в Иерусалим

  В 13:31-35 мы видим описание того, как Спаситель-Человек, не останавливаясь, идёт в Иерусалим. В стихе 31 говорится: «В этот же час подошли некоторые фарисеи и сказали Ему: Выйди и уходи отсюда, потому что Ирод хочет убить Тебя». Это была угроза со стороны противников, охваченных ревностью. Но, как мы увидим, Господь не поддался этой угрозе.

  Господь сказал им: «Пойдите, скажите этой лисице: Вот, Я изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, а на третий день Я делаюсь совершенным» (ст. 32). Греческое слово, переведённое как «делаюсь совершенным», можно также перевести как «заканчиваю путь» или «достигаю цели». Ответ Господа показывает, что у Господа был чёткий план того, как осуществить Своё служение, закончить Свой путь и достигнуть Своей цели посредством Своей смерти и воскресения, и что никто, даже Ирод, не мог помешать Ему выполнить этот план.

  Здесь Господь как бы говорит: «Я достигну Своей цели. Я завершу то, что Я намерен сделать. Я изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, а затем на третий день, в воскресении, Я сделаюсь совершенным и достигну Своей цели. Не беспокойте Меня и не угрожайте Мне. Я всевластен, и вы ничего не можете сделать. Кто такой Ирод? Он лисица. Может быть, вы боитесь его, но Я не боюсь, потому что он подвластен Мне. Скажите ему, что у Меня есть Свой план. Согласно Моему плану Я закончу Мою работу, достигну Моей цели и сделаюсь совершенным».

  В стихе 33 Господь сказал: «Однако Я должен идти сегодня, и завтра, и на следующий день, потому что недопустимо, чтобы пророк погиб вне Иерусалима». Угроза не помешала Господу пойти в Иерусалим, чтобы совершить Свою искупительную смерть. Напротив, Он смело шёл туда (Мк. 10:33), чтобы достигнуть цели всего Своего служения.

  В стихе 33 Господь как бы говорит: «Я должен идти сегодня, завтра, и на следующий день, потому что Мне необходимо умереть в Иерусалиме. Недопустимо, чтобы пророк погиб вне Иерусалима. Не мешайте Мне и не задерживайте Меня. У Меня есть цель, и Моя цель — умереть в Иерусалиме. Я иду к Моей цели».

  В 13:34-35 Господь говорит: «Иерусалим, Иерусалим, убивающий пророков и побивающий камнями посланных к нему! Сколько раз Я хотел собрать твоих детей подобно тому, как птица собирает своих птенцов под крылья, а вы не захотели! Вот, оставляется вам ваш дом. И говорю вам: вы ни в коем случае не увидите Меня, пока не придёт время, когда вы скажете: „Благословен Приходящий в имени Господа!“». Подобно птице, которая носится над своими птенцами, об Иерусалиме всегда заботился Сам Бог (Ис. 31:5; Втор. 32:11-12). Поэтому, сказав: «Я хотел собрать твоих детей подобно тому, как птица собирает своих птенцов под крылья», Господь Иисус тем самым дал понять, что Он Сам Бог.

  В стихе 35 Господь говорит: «Вот, оставляется вам ваш дом». Поскольку слово «дом» здесь употреблено в единственном числе, оно явно относится к дому Божьему, храму (19:46-47). Раньше он был домом Божьим, но теперь он был назван «ваш дом», потому что иудеи сделали его притоном грабителей.

  В стихе 35 Господь также говорит: «Вы ни в коем случае не увидите Меня, пока не придёт время, когда вы скажете: „Благословен Приходящий в имени Господа!“». Здесь имеется в виду второе пришествие Господа, когда весь остаток Израиля обратится и, уверовав в Него, будет спасён (Рим. 11:23, 26).

  В 13:31-35 Господь говорит о Своём воскресении и о Своём возвращении. Когда Господь вернётся, Он принесёт юбилей. Благословен Приходящий в имени Господа — Тот, кто принесёт наслаждение юбилеем в тысячелетии!

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках