Христос — действительность закона как свидетельства и слова Божьего
Тексты Писания: Пс. 119
В этом сообщении мы подходим к 119-му Псалму. У этого псалма нет заглавия, в котором говорилось бы о том, кто его написал, но среди исследователей Библии принято считать, что этот псалом написал Давид.
Псалом 119 — один из алфавитных псалмов, или псалмов-акростихов. Начальные буквы каждой группы из восьми стихов воспроизводят порядок еврейского алфавита. Таким образом, двадцать два раздела этого псалма соответствуют двадцати двум буквам еврейского алфавита. Кроме того, все стихи каждого раздела начинаются с одной и той же еврейской буквы. Например, в разделе «Алеф» (ст. 1-8) каждый стих начинается с еврейской буквы «алеф».
Это сообщение озаглавлено так: «Христос — действительность закона как свидетельства и слова Божьего». Опираясь и на Ветхий, и на Новый Заветы, мы можем с полным основанием утверждать, что закон в его действительности — это Христос. Если мы видим, что Христос — это действительность закона, нам нужно вслед за 119-м Псалмом считать закон свидетельством Божьим и словом Божьим. В этом псалме нет слова «Христос», но в нём есть несколько его синонимов, таких как «свидетельство» и «слово», которые также являются синонимами слова «закон». Мы не должны относиться к закону только как к заповедям, правилам и предписаниям. Вместо этого мы должны рассматривать закон как Божье свидетельство. Закон был дан Моисею на горе Синай, однако его положили в небольшой ковчег, который был назван «Ковчег Свидетельства» (Исх. 25:16). Затем Ковчег поместили в Скинию Свидетельства (38:21). Таким образом, закон находился в Ковчеге Свидетельства, а Ковчег Свидетельства находился в Скинии Свидетельства.
Здесь нам нужно задать один необычный вопрос: «Кто в системе прообразов является законом?» Мы спрашиваем не о том, что является законом, а о том, кто является законом. На вопрос: «Кто является законом?», мы не можем ответить, что закон — это Десять Заповедей. Десять Заповедей — это не личность, это — изображение личности. Закон всегда является изображением личности, которая создала его. Законы, которые принимают сегодняшние законодатели, являются изображениями законодателей. Тот же принцип относится к закону Божьему. Закон Божий — Десять Заповедей с многочисленными постановлениями, предписаниями и судами — это изображение личности Бога.
I. Христос — это действительность закона, обозначенный посредством
А. Божьего свидетельства, обозначающего Христа как живое изображение того, чем является Бог
Христос — это действительность закона как Божьего свидетельства. Божье свидетельство обозначает Христа как живое изображение того, чем является Бог (Кол. 2:9; 1:19).
Десять Заповедей кратки, но они дают нам изображение Бога. Они показывают нам, что Бог — это ревнивый Бог, что Он не терпит других богов. В этом вопросе Он подобен мужу, который ревнует свою жену. Кроме того, Бог — это Бог любви, света, святости и праведности. Здесь есть пять ключевых слов: ревность, любовь, свет, святость и праведность.
Десять Заповедей были написаны на двух скрижалях, по пять на каждой скрижали. Таким образом Десять Заповедей были разделены на две группы по пять заповедей. Первые три заповеди связаны с Богом. В первой заповеди говорится, что у нас не должно быть никаких богов перед Ним (Исх. 20:2-3); во второй заповеди — о том, что мы не должны делать идолов или поклоняться идолам (ст. 4-6); а в третьей заповеди — о том, что мы не должны брать имя Бога напрасно (ст. 7). В четвёртой заповеди содержится требование соблюдать субботу (ст. 8-11). Из этой заповеди мы видим, что Бог есть любовь. Поскольку Бог любит нас, Он хочет, чтобы у нас был день покоя. Пятая заповедь — это заповедь почитать своих родителей (ст. 12). Эта заповедь ставится в один ряд с первыми четырьмя заповедями, связанными с Богом. Это объясняется связью этой заповеди с нашим источником как людей. В 3-й главе Евангелия от Луки поколения людей прослеживаются до Адама, а затем — до Бога. Отсюда следует, что, когда мы почитаем своих родителей, мы почитаем свой источник, которым в конечном итоге является Бог. Когда мы почитаем своих родителей, мы признаём тот факт, что через них мы можем проследить свой источник до Бога. Те, кто не почитает своих родителей, не почитают Бога.
Пять заповедей во второй группе связаны с человечеством. Это — заповеди не убивать, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать и не желать чужого. Эти пять заповедей можно обобщить с помощью пяти слов: убийство, прелюбодеяние, кража, лжесвидетельство и стяжательство. Каждый человек, который не убивает, не прелюбодействует, не крадёт, не лжесвидетельствует и не желает чужого, является совершенным.
Как мы отмечали, Десять Заповедей изображают Бога как Бога ревности, любви, света, святости и праведности. Последние пять заповедей связаны с Божьей святостью и праведностью. Например, человек, который крадёт или лжесвидетельствует, неправеден.
Бог, который ревнив, который является любовью и светом и который свят и праведен, воплощён в Христе. По этой причине Христос — это Божье свидетельство. Христос ревнивый, любящий и полный света. Кроме того, Он святой и праведный. Он — действительность закона, который является изображением Бога.
Б. Слово Божье, обозначающее Христа как живое слово Божье, выдохнутое Им
Христос — действительность закона не только как Божьего свидетельства, но и как слова Божьего, обозначающего Христа как живое слово Божье, выдохнутое Им (Отк. 19:13Б; 2 Тим. 3:16-17). В Ин. 1:1 говорится, что в начале было Слово (Христос), что Слово было у Бога и Слово было Бог. Согласно Отк. 19:13Б, когда Христос вернётся, чтобы судить, Он будет назван именем «Слово Божье». Десять Заповедей с постановлениями, предписаниями и судами также названы словом Божьим. В буквальном переводе с еврейского языка словосочетание, переведённое как «Десять Заповедей» в Исх. 34:28, означает «десять слов». Следовательно, Десять Заповедей — это Божье слово, выдохнутое Им.
Слово «закон» использовано в 119-м Псалме двадцать пять раз (ст. 1, 18 и т. д.). Также в этом псалме используются несколько синонимов слова «закон», в том числе «свидетельство» (один раз, в ст. 88), «свидетельства» (двадцать два раза, в ст. 2, 14 и т. д.), «слово» (тридцать шесть раз, в ст. 9, 11 и т. д.), «слова» (шесть раз, в ст. 57, 103 и т. д.), «заповедь» (один раз, в ст. 96), «заповеди» (двадцать один раз, в ст. 6, 10 и т. д.), «постановления» (двадцать два раза, в ст. 5, 8 и т. д.), «предписания» (семнадцать раз, в ст. 7, 13 и т. д.), «суды» (три раза, в ст. 75, 120, 137) и «повеления» (двадцать один раз, в ст. 4, 15 и т. д.). Все эти термины, начиная с «закона» и заканчивая «повелениями», обретают завершённость в термине «путь» (четыре раза, в ст. 14, 27, 32, 33), или «пути» (три раза, в ст. 3, 15, 37), который обозначает Христа как Божий путь для Его людей.
Псалом 119 — это псалом из 176 стихов, описывающий Христа, который есть действительность закона, заповедей, предписаний, постановлений, повелений и судов. Словом Божьим в его сумме является Христос. Слова 119-го Псалма — это записанные слова Божьи, а Христос — живое Слово Божье. Записанные слова — это буквы, а живое Слово — это Дух, который является действительностью букв.
Теперь мы видим не только то, что является законом, но и то, кто является законом. Кто является законом? Законом является личность Христа, а личность Христа — это Дух. Дух — это действительность всего, что есть Бог. Следовательно, будучи Духом, Христос является действительностью закона. В конечном счёте завершённостью этого закона, этой личности, является путь (Ин. 14:6). Если у нас есть Христос, у нас есть не только любовь и свет — у нас есть путь. Таким образом, Христос является действительностью свидетельства и слова Божьего.
У закона два аспекта: аспект буквы и аспект Духа. Во 2 Кор. 3:6 Павел говорит, что «буква убивает, а Дух животворит». Какой у вас закон — убивающий или животворящий, — зависит от вашего настроя. Если, приходя к закону, вы настроены на то, чтобы обращать внимание только на заповеди в букве, вы получите закон в аспекте убивающей буквы. Но если вы будете принимать каждую часть закона: все заповеди, предписания, постановления, повеления и суды — как слово, выдохнутое Богом, которого вы любите, то вы получите закон в аспекте Духа. В этом случае вы не будете трепетать перед законом букв, а будете с радостью питаться каждой частью закона как слова, дыхания, Божьего.
III. Два аспекта функции закона
У закона есть два аспекта, и у функции закона тоже есть два аспекта.
1. Как Божьи заповеди, закон изобличает грех человека
Как Божьи заповеди, закон изобличает грех человека (Рим. 7:7Б; Рим. 3:20Б; Рим. 5:20А; Рим. 4:15Б). Все положения закона с его постановлениями и предписаниями изобличают наши недостатки, изъяны, нечестие и неверность. Например, заповедь с запретом поклоняться идолам изобличает тот факт, что многие вещи являются для нас идолами. Для некоторых людей ручка или бриллиант является идолом. Далее, заповедь о соблюдении субботы изобличает то, что мы не отдыхаем регулярно, согласно Божьему предписанию. Если мы не отдыхаем надлежащим образом, мы не наслаждаемся Божьей любовью, выраженной в заповеди соблюдать субботу.
2. Как Божьи правила с постановлениями, предписаниями и обрядами, закон содержит Божий народ под своей опекой, чтобы они были приведены к Христу
Как Божьи правила с постановлениями, предписаниями и обрядами, закон в своей функции содержал Божий народ под своей опекой, чтобы они были приведены к Христу (Гал. 3:23-24). Закон содержал Божьих избранных людей под опекой, под стражей, в надлежащем порядке до тех пор, пока не пришёл Христос. Овечий двор в 10-й главе Евангелия от Иоанна обозначает опеку закона. Господь Иисус — это дверь овечьего двора (ст. 9), и через Него все, кто был в овечьем дворе, могут выйти. Таким образом, что касается отрицательной стороны, закон в своей функции охранял Божьих избранных людей до тех пор, пока не пришёл Христос.
1. Как Божье живое свидетельство, закон преподносит Божьим ищущим живого Бога
Как Божье живое свидетельство, закон в своей функции преподносит Божьим ищущим живого Бога (Пс. 119:2, 88). Если мы будем относиться к закону только как к буквам, закон будет отрицательным для нас. Но если мы будем относиться к закону как к Божьему свидетельству, как к изображению Бога и если мы будем считать, что каждое слово закона — это что-то выдохнутое Богом, то закон будет для нас живым и любящим словом Божьим. Если сегодня у нас такое отношение к Библии, то всякий раз, когда мы будем приходить к Библии, глубоко внутри у нас будет чувство, что мы пребываем с Богом. Затем, по мере того как мы будем читать Библию, мы будем касаться Бога, зная, что Он любящий и что Он достоин нашей любви и искания. В этом заключается положительная функция закона как свидетельства Бога.
2. Как Божье живое слово, закон раздаёт в тех, кто любит закон, Самого Бога как жизнь и свет
Как Божье живое слово, закон в своей функции раздаёт в тех, кто любит закон, Самого Бога как жизнь и свет (ст. 25, 116, 130). Мы все должны относиться к Библии как к живому слову Божьему, которое раздаёт в нас Самого Бога как жизнь и свет. Наше переживание этого момента зависит от того, ищем ли мы Бога и любим ли мы Его. Это означает, что то, чем для нас является Библия, определяется нашим отношением к ней.
IV. Что касается отношения человека к закону, существует две категории людей
Что касается отношения человека к закону, существует две категории людей.
А. Те, кто соблюдает букву; типичные примеры — иудействующие и Савл Тарсянин
Первая категория — это те, кто соблюдает букву; типичные примеры — иудействующие и Савл Тарсянин (Флп. 3:6Б). Иудействующие, которые были ревностны в отношении Иудаизма, причиняли вред Господу Иисусу в Евангелиях, апостолам в Деяниях и верующим в Посланиях. До того как Павел был спасён, он был одним из наиболее решительно настроенных иудействующих. В Флп. 3:2 Павел называл иудействующих «псами» и «злыми работниками», говоря: «Остерегайтесь псов, остерегайтесь злых работников, остерегайтесь отрезания».
Б. Те, кто ищет Бога; типичные примеры — псалмисты
Вторая категория — это те, кто ищет Бога; типичные примеры — псалмисты, особенно автор 119-го Псалма.
«Блаженны соблюдающие Его свидетельства, всем сердцем ищущие Его» (ст. 2). Автор этого псалма был тем, кто ищет Бога всем своим сердцем.
2. Любят Его имя и вспоминают его
В стихе 132 говорится: «Повернись ко мне и благоволи ко мне, как Ты обычно поступаешь с любящими Твоё имя». Из этого стиха следует, что псалмист любил имя Бога. В стихе 55 говорится: «Я вспоминал ночью Твоё имя, Иегова, и соблюдал Твой закон». Когда псалмист просыпался ночью, он вспоминал имя Бога. Пусть все мы будем любить и вспоминать имя Бога.
Кроме того, псалмист умолял лицо Бога (ст. 58). Искать лицо человека, его лик, — на самом деле означает искать его благосклонность. Если мы будем искать Божьего лица, мы получим дар. Часто маленькие дети отчаянно ищут лица своей матери. Для них нет ничего более драгоценного, чем созерцать лицо своей матери. Мы тоже должны искать Бога, стремясь к таким близким отношениям с Ним. Если мы будем так искать Бога, мы будем относиться к закону не как к буквам, а как к изображению Бога, которое приносит Его лицо.
4. Просят Бога осветить их Своим Лицом
«Освети Твоим лицом Твоего слугу и научи меня Твоим постановлениям» (ст. 135). Здесь мы видим, что псалмист с любовью искал Бога глубоко личным образом, даже просил Его осветить его Своим лицом.
«Я хранил Твои повеления и Твои свидетельства, ибо все мои пути перед Тобой» (ст. 168). Отсюда следует, что псалмист ходил в Божьем присутствии.
6. Считают Божий закон Его словом
В стихах 17 и 18 говорится: «Поступи щедро с Твоим слугой, чтобы я жил и соблюдал Твоё слово. Открой мои глаза, чтобы я созерцал чудесное из Твоего закона». Отсюда следует, что псалмист считал Божий закон Его словом. На это также указывает сказанное псалмистом в стихах 28 и 29: «Моя душа тает от огорчения; укрепи меня по Твоему слову. Удали от меня путь лжи и благоволи даровать мне Твой закон». Эти стихи доказывают, что псалмист считал Божий закон Его живым и любящим словом, выдохнутым из Его уст.
7. Божье слово слаще мёда их устам
Для псалмистов Божье слово было слаще мёда их устам (ст. 103).
8. Божье слово более драгоценное для них, чем очищенное золото
«Поэтому я люблю Твои заповеди больше золота и больше золота очищенного» (ст. 127). Это показывает, что для псалмистов Божье слово было чем-то более драгоценным, чем очищенное золото.
9. Божье слово — светильник их ногам и свет их тропе
Божье слово было светильником ногам псалмистов и светом их тропе (ст. 105).
V. Отношение тех, кто ищет Бога, к Божьему закону как Божьему свидетельству и Божьему слову
В 119-м Псалме использованы многие глаголы, описывающие отношение тех, кто ищет Бога, к Божьему закону как Божьему свидетельству и Божьему слову.
В Пс. 119:30 говорится: «Я избрал путь верности; Твои предписания я поставил перед собой». В стихе 173 говорится: «Пусть Твоя рука будет готова помочь мне, ибо я избрал Твои повеления». Подобно псалмистам, мы все должны избирать Божье слово, принимая серьёзное решение в пользу слова Божьего.
Считая Божий закон Его словом, псалмисты верили в слово. В стихе 66 говорится: «Научи меня должной проницательности и знанию, ибо я верю в Твои заповеди». Мы все должны верить в истинность, точность, авторитет и силу Божьего слова.
«И подниму я мои руки к Твоим заповедям, которые я люблю» (ст. 48А). Поднимать руки к слову Божьему — значит приветствовать его. Следовательно, поднимать руки к слову Божьему — значит показывать, что мы тепло и радостно принимаем его и говорим ему «Аминь».
Много раз автор этого псалма провозглашал, что он любит Божье слово (ст. 47, 48, 97, 113, 119, 127, 140, 159, 163, 165, 167). Мы все должны быть способны засвидетельствовать, что мы любим слово Божье.
Кроме того, псалмист находил отраду в Божьем слове (ст. 16, 24, 35, 47, 70, 77, 92, 174). Он наслаждался словом Божьим и обнаруживал в нём источник отрады. Каждый день у нас должно быть время находить отраду в Слове.
«Как сладки Твои слова моему вкусу! Слаще мёда моим устам!» (ст. 103). Для псалмиста закон был не просто списком заповедей; он также был словом, полным наслаждения и жизненного снабжения. По этой причине Божьи слова были сладки его вкусу. Если мы будем считать закон только Божьими заповедями, он не будет для нас сладким. Но если мы будем считать Божий закон Его словом для нашего питания и жизненного снабжения, мы будем наслаждаться его сладким вкусом.
Когда мы вкушаем слово Божье, мы радуемся ему. Таким было переживание псалмиста, который снова и снова свидетельствовал о том, что он радовался Божьему слову (ст. 14, 111, 162).
«Твои постановления стали моими песнями хвалы в доме моего странствования» (ст. 54). Отсюда следует, что псалмист даже пел Божье слово.
В стихе 6 псалмист сказал, что он всматривался в Божьи заповеди, а в стихе 117 — что он всматривался в Божьи постановления. Это означает, что он уважал Божье слово. Если мы хотим быть подлинно ищущими Господа, мы должны уважать Его слово.
К. Сохраняют в нём совершенное сердце
Кроме того, псалмист сохранял в Божьем слове совершенное, или здоровое, сердце (ст. 80).
Л. Приклоняют к нему своё сердце
В стихе 36 псалмист молился: «Приклони моё сердце к Твоим свидетельствам, а не к нечестной выгоде». Далее, в стихе 112, он провозгласил: «Я приклонил моё сердце, чтобы исполнять Твои постановления вовеки, до конца». В этих стихах говорится, что нам нужно сердце, которое приклоняется к слову Божьему. Иногда, когда мы читаем Библию, наше сердце приклоняется к чему-то другому. Поскольку в нашем сердце есть тенденция отклоняться от Божьего слова, нам нужно молиться, чтобы наше сердце было призвано к Божьему слову и приклонялось к нему.
М. Ищут его, жаждут его и надеются на него с молитвой
Кроме того, псалмист искал Божье слово (ст. 45, 94), жаждал его (ст. 20, 40, 131) и надеялся на него с молитвой (ст. 43, 74, 114, 147).
В стихе 42 псалмист провозгласил, что он полагался на Божье слово.
В нескольких стихах автор 119-го Псалма говорит, что он размышлял о Божьем слове (ст. 15, 23, 48, 78, 99, 148). Размышлять о слове — значит вкушать его посредством внимательного обдумывания. Поэтому размышление — это наслаждение. Я могу засвидетельствовать, что бол́ьшая часть озарений, которые я получаю, приходит благодаря моему размышлению о Слове рано утром. Когда я размышляю о Слове, я подробно и тщательно обдумываю его.
В стихе 95Б псалмист сказал: «Я задумываюсь о Твоих свидетельствах». Задумываться о Слове — значит вникать в него со всей тщательностью. Задумываться о Слове — значит вникать в него, изучать и исследовать его.
Р. Считают его правильным в отношении всего
«Я считаю правильными все Твои повеления обо всём» (ст. 128А). Здесь мы видим, что псалмист считал Божье слово правильным — справедливым, прямым, строгим — во всём.
«Твои руки создали меня и образовали меня; дай мне понимание, чтобы я научился Твоим заповедям» (ст. 73). Отсюда следует, что Бог сотворил нас таким образом, что у нас может быть понимание Его слова и мы можем учиться ему. В стихе 71 автор говорит: «Хорошо мне, что я подвергся скорби, чтобы мне научиться Твоим постановлениям». Это показывает, что скорбь и печаль могут помочь нам научиться Божьему слову.
Кроме того, псалмист ценил слово Божье. Он ценил его так же, как всякое богатство (ст. 14), как большую добычу (ст. 162), как нечто лучшее, чем золото и серебро (ст. 72, 127), и как наследие навеки (ст. 111).
В стихе 11 говорится, что псалмист скопил Божье слово в своём сердце. Павел велел нам позволить слову Христову Богато обитать в нас (Кол. 3:16). Мы должны не только запоминать слово и хранить его внутри — мы должны копить его в своём сердце.
Ф. Вспоминают и не забывают его
В Пс. 119:52 псалмист говорит, что он вспоминал Божье слово. Если мы копим слово в своём сердце, мы будем вспоминать его; мы будем вспоминать о своём наслаждении им. В стихе 16Б автор провозгласил: «Я не забуду Твоё слово», а в стихе 93 он сказал: «Я никогда не забуду Твои повеления, ибо ими Ты оживил меня».
Х. Благоговеют перед ним в страхе
В стихе 161Б псалмист сказал: «Моё сердце благоговеет в страхе перед Твоими словами». Кроме того, псалмист сказал, что он боится Божьих судов (ст. 120). Подобно псалмисту, мы должны благоговеть в страхе перед словом Божьим.
В стихе 31 псалмист сказал Богу: «Я прилепляюсь к Твоим свидетельствам». Нам тоже нужно прилепляться к слову Божьему.
Ч. Не оставляют его, не отступают от него, не уклоняются и не отклоняются от него
Далее, псалмист сказал, что он не оставлял Божье слово, не отступал от него, не уклонялся и не отклонялся от него (ст. 87, 51, 157, 102, 110).
«Я задумывался о моих путях и обращал мои ноги к Твоим свидетельствам» (ст. 59). Вместо того чтобы отступать от закона, мы, подобно псалмисту, должны обращать свои ноги к нему.
Щ. Соблюдают, хранят и исполняют его
Псалмист соблюдал, хранил и исполнял слово Божье (ст. 33, 69). Все эти слова показывают то, как он относился к слову Божьему.
Э. Ходят в нём и бегут его путём
В стихе 1 говорится: «Блаженны те, чей путь совершенен, ходящие в законе Иеговы». В стихе 32А сказано: «Я бегу путём Твоих заповедей». Псалмист ходил в слове Божьем и бежал путём слова Божьего. Отсюда следует, что он жил согласно слову Божьему.
Эти двадцать шесть положений раскрывают отношение тех, кто ищет Бога, к закону как Божьему свидетельству и Божьему слову.