Тексты Писания: Пс. 1:2, 6; 2:6-7, 12; Лк. 24:44
В этом вступительном слове к Псалмам я хочу обратить ваше внимание на четыре основных положения, которые мы отмечали в ходе недавней конференции:
1) Домостроительство Бога состоит в том, чтобы произвести организм для Его Божественной Троицы.
2) Бог использует закон в Своём домостроительстве для того, чтобы обличать греховную природу и злые дела грешников.
3) Благодать в Божьем домостроительстве — это воплощение Бога, которое человек может принять в качестве своего наслаждения и снабжения.
4) Итогом переживания благодати в Божьем домостроительстве является органическое Тело Христово, которое обретёт завершённость в Новом Иерусалиме.
Я славлю Господа за то, что по Своему всевластному устроению Он позволил нам провести конференцию, раскрывшую эти четыре основных положения до того, как мы начали наше Жизнеизучение Псалмов. Мы увидим эти четыре основных положения в Псалмах.
В первом псалме говорится о законе. Давид не знал действительной функции закона. Он уподобил себя, человека, который находит отраду в законе, дереву, которое растёт у потоков воды и всё время цветёт (ст. 3). Но за 1-м Псалмом следует 2-й Псалом, в котором говорится о Христе. Далее идёт 3-й Псалом. В заглавии 3-го Псалма говорится: «Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, своего сына». Человек, который наслаждался законом как потоками воды, благодаря которым он вырос, стал изгнанником из-за бунта своего сына. Это произошло с Давидом из-за того, что он убил Урию и взял его жену (2 Цар. 12:10-12). Человек, который так много наслаждался законом в 1-м Псалме, стал умышленным убийцей. Демонстрирует ли это действенность закона? Закон действенен, но не так, как это представлял себе Давид. Закон действует, чтобы обличать нас. Закон в высшей степени изобличил Давида как человека, который составил заговор убить Урию и украл у него жену. Действенен ли закон? Мы должны сказать, что закон действенен, но не в соответствии с представлением Давида в 1-м Псалме, а в соответствии с учением апостола Павла в Новом Завете. Павел показал, что закон был добавлен к центральной линии божественного откровения с целью обличить греховную природу и порочные поступки человека (Рим. 3:20Б; Рим. 5:20А). Нам необходимо такое видение закона, чтобы понимать Псалмы согласно божественному представлению в Новом Завете. Мы не в Ветхом Завете, как Давид; мы в Новом Завете.
А. Не книгой доктрин или каких-либо учений
Псалмы не являются книгой доктрин или каких-либо учений. Псалмы написаны в форме хвалы. Эти хвалы были составлены не из доктрины или понимания учений.
Б. А книгой излияния эмоций, чувств, впечатлений и переживаний благочестивых людей
Псалмы составлены из излияний эмоций, чувств, впечатлений и переживаний благочестивых людей. Это очень важный ключ к пониманию Псалмов. Если мы не воспользуемся этим ключом, мы не поймём эту книгу. Многие христиане совершили большую ошибку — они не увидели этот ключ.
Псалмы — это не книга историй, а книга божественного откровения, составленная из излияния эмоций, чувств, впечатлений и переживаний благочестивых людей в отношении восьми положений. Нам нужно увидеть эти восемь положений, иначе мы не поймём Псалмы. Вот эти восемь положений:
1) Бог и то, каким Он показывает Себя в Своём обращении с ними.
2) Закон Божий как святое Слово с божественным откровением.
3) Дом Божий, храм, и гора Сион, на которой находился храм, как центр Божьего жилища на земле.
4) Святой город Божий, Иерусалим, защищавший дом Божий со всех сторон.
5) Святой народ Божий, Израиль, как Божьи возлюбленные избранники среди племён.
6) Их любовь к Богу, их общение с Богом, благословения, получаемые ими от Бога, их страдания, вызванные работой Бога над ними и их окружением.
7) Их плен.
8) Их благодарения и хвалы Иегове, их Богу, которого они вкусили и которым они наслаждались.
Псалмисты, будучи благочестивыми людьми, любили закон, любили Бога, любили храм, любили святой город и любили святой народ, но в итоге их переселили. Их увели в плен. Итогом закона, после того как он дан, является плен. Книга пророка Иеремии показывает жалкий плен и переселение, которые пережил народ Израиля. Они переживали плен за пленом и переселение за переселением. Многие из них были убиты Вавилонянами. Небольшой остаток из них остался, но они не приняли слово Божье и не остались в своей Святой Земле. Вместо этого они захотели идти в Египет. Они пошли туда и стали изгнанниками (Иер. 42:1-22; 43:1-7).
Ветхозаветный закон, данный через Моисея, привёл к пленению. Пленение произошло по той причине, что народ не смог исполнить первый завет. Поскольку первый завет не был исполнен, Иеремия сказал, что Бог заключит новый завет (Иер. 31:31-34). Уже к концу века ранних апостолов новозаветные верующие оказались в плену, потому что они оставались в старом завете, хотя были перенесены в новый завет. Сегодняшняя Католическая церковь — это смесь Ветхого Завета и Нового Завета. Их обряды, церемонии и даже одеяние их духовенства — это ветхозаветные примеси. Сегодняшнее пятидесятничество также является смесью Ветхого Завета с Новым Заветом. Отсюда следует, что даже сегодняшние новозаветные верующие попали в плен из-за соблюдения ветхозаветных практик и закона. Псалмисты в конечном итоге отвернулись от наслаждения законом, в котором они находили отраду, к наслаждению своим Богом, которого они любили и искали.
II. Псалмы были написаны под влиянием двух представлений
Псалмы были написаны под влиянием двух разных представлений. Нам также нужно усвоить этот момент. В противном случае мы не поймём Псалмы надлежащим образом.
А. Человеческое представление святых авторов
Первое из представлений, под влиянием которых были написаны Псалмы, — это человеческое представление святых авторов. Их человеческое представление было произведено их доброй природой, сотворённой Богом, сформировано традициями их святого народа, составлено учениями Святых Писаний, подкреплено их практикой святой жизни и выражено словами, исходившими из их святых эмоций и впечатлений. Это — составляющие человеческого представления святых авторов Псалмов. Они происходили из святого народа, и у них было Пятикнижие, первые пять книг Моисея. Они были высококультурными людьми. Традиции их святого народа сформировали их человеческое представление, под влиянием которого были написаны многие псалмы.
Б. Божественное представление Бога
Кроме того, Псалмы были написаны под влиянием божественного представления Бога, то есть божественного откровения. Божественное представление Бога, то есть божественное откровение, касается Его вечного домостроительства в Христе; центральностью и универсальностью этого домостроительства является Христос. Кроме того, оно касается Христа в Его божественности, человечестве, человеческом житии, всеобъемлющей смерти, наделяющем жизнью и производящем семя воскресении, прославлении, вознесении, явлении в славе и царствовании вовеки. Все эти моменты ясно и даже подробно раскрыты в Псалмах. Божественное откровение в Псалмах также касается Божьего сердечного желания, Его отрады в Христе как Его центральности и универсальности, в церкви как Его полноте для Его выражения, в царстве для Его вечного правления и в Его воссоздании земли для Его вечного царства в вечности. Это божественное представление было произнесено благочестивыми авторами Псалмов как часть говорения в их Святых Писаниях. Одни и те же авторы излагали два представления: человеческое и божественное.
Нам нужно применить эти два представления к 1-му и 2-му Псалмам. В 1-м Псалме говорится: «Блажен человек, который не ходит в совете порочных, и не стоит на пути грешников, и не сидит на месте насмешников; а в законе Иеговы его отрада и в Его закон он вдумывается днём и ночью. И он будет как дерево, пересаженное к потокам воды, которое приносит свой плод в своё время и листва которого не увядает; и всё, что он делает, преуспевает. Порочные не таковы — они как мякина, которую гонит ветер. Поэтому не устоят порочные на суде и грешники — в собрании праведных. Ибо Иегова знает путь праведных, а путь порочных погибнет».
Под влиянием какого представления был написан 1-й Псалом? Хороший он или плохой? Несомненно, это хороший псалом, однако он был написан под влиянием человеческого представления. В 1-м Псалме псалмист сказал, что тот, кто находит отраду в законе Иеговы, будет преуспевать во всём, что он делает, но в итоге псалмисты не преуспевали. Они страдали. В 73-м Псалме псалмист был обеспокоен. Он думал, что он тщетно очищал своё сердце, потому что он был подвержен ударам и наказанию (Пс. 73:13-14). В то же время он видел, что все порочные люди благоденствуют (Пс. 73:3). Он был обеспокоен, пока не вошёл в святилище Божье, в храм Божий (Пс. 73:17). Там он получил откровение и был приведён к тому, чтобы не иметь ничего, кроме Бога, ни на небесах, ни на земле (Пс. 73:25). Поэтому он провозгласил, что Бог был его живой долей (Пс. 73:26); его долей был не закон, а Сам Бог.
Отсюда следует, что 1-й Псалом был хорошим, но он был написан с неправильным представлением. Закон был дан не для того, чтобы мы соблюдали его ради своего преуспевания. Напротив, закон был дан для того, чтобы обличить нас. Автор 1-го Псалма, Давид, был обличён законом как убийца и похититель чужой жены. Из-за его проступка обстановка в его доме стала беспорядочной. Среди его детей были блуд и убийство (2 Цар. 13:1-29), и его сын, Авессалом, взбунтовался (2 Цар. 15:7-12). Третий псалом — это псалом Давида, который он написал, когда бежал от своего взбунтовавшегося сына. Поэтому мы не должны слишком высоко ценить 1-й Псалом. Он был написан неправильно, с неправильным представлением, с человеческим представлением.
Теперь давайте прочитаем 2-й Псалом: «Почему неистовствуют племена и народы замышляют суетное? Встают земные цари и правители сидят, совещаясь вместе, против Иеговы и против Его Помазанника: разорвём их узы и сбросим с себя их путы! Сидящий на небесах смеётся; Господь насмехается над ними. Тогда Он скажет им в Своём гневе и в Своей пылающей ярости Он устрашит их: но Я поставил Моего Царя на Сионе, Моей святой горе. Изложу указ Иеговы; Он сказал Мне: Ты Мой Сын; сегодня Я родил Тебя. Проси у Меня, и Я дам народы в наследие Тебе и концы земли во владение Тебе. Ты сокрушишь их железным жезлом; Ты разобьёшь их, как сосуд горшечника. Итак, теперь, цари, будьте благоразумны; образумьтесь, судьи земли. Служите Иегове со страхом и радуйтесь с трепетом. Целуйте Сына, чтобы Он не разгневался и вы не погибли, исчезнув с пути, ибо Его гнев может внезапно возгореться. Блаженны все находящие убежище в Нём».
Помазанник Иеговы в стихе 2 и Царь в стихе 6 — это Христос. Сын в стихе 7 — это тоже Христос как Воскрешённый. Он был единородным Сыном Божьим от вечности (Ин. 1:18; 3:16), но Ему нужно было родиться заново в Своём воскресении, чтобы стать первородным Сыном Божьим (Деян. 13:33; Рим. 8:29). В Пс. 2:8 говорится, что народы и земля будут даны Христу. Народы будут Его наследием, а земля будет Его владением.
Нам нужно задуматься над тем, почему в расположении Псалмов 1-й Псалом стоит первым, а 2-й Псалом — вторым. Псалом 1 совершенно не связан со 2-м Псалмом. Давид сказал, что тот, кто находит отраду в законе и кто размышляет над законом, будет благословен и будет преуспевать во всём, что он делает. Когда он провозглашал это, Бог вмешался и провозгласил в отношении Христа во 2-м Псалме следующее: «Я помазал Его и поставил Его как Царя. Он будет преуспевать, потому что Он завладеет всей землёй как Своим владением и Он завладеет всеми народами как Своим наследием. Блаженны те, кто находит убежище в Нём. Вы должны целовать Его».
Эти два псалма — два разных провозглашения. Одно из них сделал псалмист согласно своему человеческому представлению, а другое провозглашение — провозглашение о Христе как центральности и универсальности — сделал Бог согласно Своему божественному представлению. Мы должны сказать «Аминь» божественному представлению Бога во 2-м Псалме. В Божьих глазах важно не то, соблюдаем ли мы закон. В Божьих глазах важно то, находим ли мы убежище в Христе и целуем ли мы Его. Находить убежище в Христе — значит верить в Него, а целовать Его — значит любить Его. Это соответствует божественному представлению в Новом Завете. Нам нужно верить в Христа и любить Христа. Если мы делаем это, мы блаженны.
Увидели ли вы разницу между двумя представлениями в Псалмах? Через одного автора, Давида, вышло два разных провозглашения: в 1-м и 2-м Псалмах. И 1-й Псалом был провозглашением Давида, и 2-й Псалом был провозглашением Давида. Он провозгласил 1-й Псалом согласно своему человеческому представлению. Псалом 2 тоже был его провозглашением, но это было провозглашение согласно божественному представлению. Сначала из говорящего исходило человеческое представление. Но пока он говорил о чём-то человеческом, тон изменился. Под влиянием божественного представления вышло другое говорение.
О 1-м Псалме говорили многие проповедники, и они возвышали этот псалом. Но сложно найти кого-то, кто надлежащим образом говорил бы о 2-м Псалме. Складывается впечатление, что людей, которые понимают 2-й Псалом, не так много. Раньше, когда мы читали 1-й и 2-й Псалмы, мы, наверное, высоко ценили 1-й Псалом. Каким приятным он для нас был! А 2-й Псалом, вероятно, попадал в ту категорию отрывков Писания, которые мы не понимали. Нам нужно увидеть в Псалмах два представления — человеческое и божественное, которые мы встречаем уже в 1-м и 2-м Псалмах.
В. Человеческое представление святых авторов превозносило закон в качестве их центральной темы
Я надеюсь, мы запомним эти положения о человеческом и божественном представлениях в Псалмах. Человеческое представление святых авторов в качестве их центральной темы превозносило закон; в итоге они дорожили законом и хотели оставаться в нём всю свою жизнь.
Г. Божественное представление раскрывающего Бога в качестве его главного акцента возвышает Христа
Божественное представление раскрывающего Бога в качестве Его главного акцента возвышает Христа с целью повернуть представление святых авторов от закона к Христу в соответствии с божественным представлением в божественном откровении.
А. Книга Псалмов, которая состоит из ста пятидесяти псалмов, разделена на пять книг
Книга Псалмов, которая состоит из ста пятидесяти псалмов, разделена на пять книг. Псалмы 1—41 образуют первую книгу; Псалмы 42—72 образуют вторую книгу; Псалмы 73—89 образуют третью книгу; Псалмы 90—106 образуют четвёртую книгу; и Псалмы 107—150 образуют пятую книгу. Эти пять книг можно сравнить с пятью этажами здания. Первая книга — это первый этаж, а пятая книга — это последний этаж. Пятая книга — это книга хвалы с благодарением.
Б. Содержание Псалмов согласно человеческому представлению
На первый взгляд, согласно человеческому представлению, все Псалмы являются излиянием эмоций, чувств и впечатлений благочестивых людей, которые состояли в близких отношениях с Богом.
В. Содержание Псалмов согласно божественному представлению
На самом деле, согласно божественному представлению, центральная мысль книги Псалмов — это Христос, раскрытый ясными словами (Лк. 24:44), и церковь как дом Божий и город Божий для Божьего царства, показанная в прообразах храма и города Иерусалима.
Таким образом, Псалмы — это одна книга, но в ней присутствуют две интонации. Одна интонация обусловлена человеческим представлением, а другая интонация обусловлена божественным представлением. Как так получилось? Несомненно, эти святые авторы были не правы в своём понимании согласно человеческому представлению, но, тем не менее, они были благочестивыми людьми. Они были очень близки к Богу. Поэтому, когда они говорили неправильно, Бог вмешивался и говорил через них. Поскольку они были так близки к Богу, даже едины с Ним, когда они говорили, Бог вмешивался и говорил в их говорении. Нам не следует отделять 1-й Псалом от 2-го Псалма. Эти два псалма представляют собой одно говорение Давида. Первый псалом был произнесён непосредственно Давидом под влиянием человеческого представления. Второй псалом был также говорением Давида, но в действительности его произнёс Бог.
Далее, в Псалмах 3—7, вновь присутствует интонация Давида, но в 8-м Псалме звучит интонация Бога. Псалмы 3—7 показывают, что обстановка на земле жалкая и полная беспокойств. Но 8-й Псалом начинается так: «Иегова, Господь наш, как превосходно Твоё имя на всей земле — Ты, который поставил Свою славу над небесами!» (ст. 1). Когда Его имя отсутствует, на земле воцаряется беспорядок. Когда Его имя присутствует здесь на земле, земля превосходна. Это — имя Того, кто стал человеком, был немного умалён по сравнению с ангелами, Того, кто прошёл через человеческую жизнь, умер, воскрес, взошёл на небеса и был увенчан славой и честью (Пс. 8:5-6). Когда Его имя присутствует на земле, земля становится превосходной.
Сегодня в газетах всё время сообщают об убийствах. Нам приходится предупреждать сестёр, чтобы после собрания они не ходили поодиночке. Можно ли сказать, что сегодня на земле всё превосходно? Если мы хотим, чтобы земля была превосходной, нам нужно благовествовать и делать грешников христианами. Придёт день, когда вся земля будет превосходной, потому что в итоге имя Господа будет превосходным по всей земле. В этом состоит божественное представление. Согласно божественному представлению Бога, центральная мысль в пяти книгах Псалмов — это Христос и церковь.
Книга первая раскрывает то, что Бог намерен повернуть ищущих святых от закона к Христу, чтобы они наслаждались домом Божьим — церковью. В первой книге содержится сорок один псалом. В 1-м Псалме псалмист ценит закон в высшей степени, а в 27-м Псалме он уже не ценит закон. Вместо этого он ценит обитание в доме Божьем и созерцает Божью красоту. Он хотел обитать в доме Иеговы все дни своей жизни (Пс. 27:4). Это наслаждение Богом, а не законом в Божьем доме. Далее, в 36-м Псалме, псалмист провозгласил, что они пропитываются туком Божьего дома. В Божьем доме они могли пить реку Его удовольствий. Псалмист также сказал, что у Бога источник жизни и в Его свете мы можем видеть свет (Пс. 36:8-9). Как отличаются 1-й Псалом и 27-й и 36-й Псалмы! Первый Псалом начинается с первого этажа, с подвала. А в 27-м и 36-м Псалмах псалмисты дошли до «пятого этажа». Они поднялись из подвала. Если мы всё ещё высоко ценим 1-й Псалом, мы остаёмся в подвале. Нам нужно выйти из подвала, что касается нашей оценки, и подняться на более высокий уровень — уровень божественного представления.
Книга вторая раскрывает то, что святые переживают Бога и Его дом и город посредством страдающего, возвышенного и царствующего Христа.
Книга третья раскрывает то, что святые в своих переживаниях осознают, что дом Божий и город Божий со всем их наслаждением могут сохраняться и поддерживаться лишь тогда, когда Божий народ должным образом ценит и возвышает Христа.
Книга четвёртая раскрывает то, что святые, соединяясь с Христом, едины с Богом, чтобы Он мог восстановить Своё владение землёй через Христа в Своём доме и городе. Псалом 90 — это первый псалом четвёртой книги. В заглавии этого Псалма говорится: «Молитва Моисея, человека Божьего». В первом стихе Моисей говорит: «Господь, Ты был нам жилищем во всех поколениях». Тот же человек, который написал закон, провозгласил, что Бог был его вечным жилищем. Я был потрясён, когда впервые прочитал этот псалом и увидел, что он был написан Моисеем. Согласно нашему пониманию, Моисей мог только дать закон, Десять Заповедей.
Чувствуем ли мы, читая Десять Заповедей, что они приближают нас к Богу? Прочитав эти заповеди, многие христиане скажут, что у них ничего не выходит, они постоянно нарушают их. Люди часто и непроизвольно лгут. Предположим, кто-то звонит по телефону и спрашивает взявшего трубку ребёнка: «Твой папа дома?» А ребёнок отвечает, что отца нет дома, хотя тот сидит дома и читает газету. Люди всё время лгут друг другу. Дети лгут родителям. Мужья лгут жёнам и наоборот. Кроме того, люди снова и снова нарушают заповедь, запрещающую желать чужого. Когда мы видим людей, имущество которых лучше нашего, мы желаем того, что у них есть. Один человек желает дорогую машину другого. Маленький мальчик в школе желает дорогую ручку другого мальчика. Падший человек не может соблюдать заповеди закона. Закон не приближает человека к Богу. Однако закон ведёт людей к Христу. Закон Божий — это опекун и детоводитель Божьего избранного народа, приводящий их к Христу (Гал. 3:23-24).
Когда Моисей, тот, кто написал Десять Заповедей, состарился, он провозгласил: «Господь, Ты — наше жилище вовеки. На самом деле я живу не на земле. Я живу в Тебе. Я обитаю в Тебе. Ты — моё жилище». Это — вступительное слово к четвёртой книге Псалмов.
Книга пятая раскрывает то, что дом Божий и город Божий становятся хвалой, безопасностью и желанием святых и что Христос приходит, чтобы царствовать над всей землёй посредством дома Божьего и города Божьего — церкви.
Таково содержание пяти книг Псалмов. Нам нужно усвоить ключевые моменты в этом вступительном слове. Тогда мы будем приготовлены и способны изучать Псалмы. Мы сможем принять настоящее и подлинное толкование всех ста пятидесяти псалмов.
Нам нужно увидеть, что, с одной стороны, Псалмы были написаны под влиянием человеческого представления, а с другой стороны, они были написаны под влиянием божественного откровения. Если мы не увидим этого, наше понимание будет природным и мы будем понимать Псалмы согласно своему человеческому представлению. В нашем понимании Псалмов не будет ничего из божественного представления. Мы все должны прийти в божественное представление раскрывающего Бога. Нам необходимо повернуться от закона к Христу согласно божественному представлению.