Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Послания к галатам»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 41

Поступать по Духу, чтобы жить Христа

  Тексты Писания: Гал. 1:13-15, 16а; Гал. 2:19-20; 3:2, 5, 26-27; 4:6, 19, 29; 5:16, 18, 22-23; 6:18

  В Послании к Галатам досконально разобраны два Божьих домостроительства: Божье ветхозаветное домостроительство и Божье новозаветное домостроительство. Для каждого из этих домостроительств в Библии используется особое слово. Божье домостроительство в Ветхом Завете обозначается словом «закон», а Божье домостроительство в Новом Завете — словом «Христос». Что вы предпочитаете, закон или Христа? В отличие от иудеев, которым нравится закон, мы, верующие во Христа, все скажем, что Христос нам нравится больше, чем закон. Да, с одной стороны, мы действительно любим Христа, но, с другой стороны, мы, наверное, ещё питаем нежные чувства к закону. Может быть, в своих реальных переживаниях мы даже испытываем больше нежности к закону, нежели ко Христу.

Скрытая любовь к закону

  У большинства христиан, любящих Господа и всем сердцем ищущих Его, есть скрытая любовь к закону. Услышав такие слова, кто-нибудь, наверное, возразит: «Нам не нужен закон. Мы любим Христа, нам нужен только Он». Внешне это, может быть, и так, но глубоко внутри большинство христиан продолжают подсознательно любить закон. Они могут этого не осознавать, но внутри них сокрыт некий закон, который, как рак, разрастается, захватывая важнейшие внутренние органы человека. Внешне такой человек может выглядеть здоровым, но внутри у него серьёзная болезнь. Только хирургическое вмешательство может показать, как далеко зашла эта болезнь. Возможно, мы — хорошие христиане, мы любим Господа и ищем Его; но мы и не подозреваем, что внутри нас до сих пор скрывается закон.

  Мало кто среди христиан поступает в своей повседневной жизни по Христу. Можете ли вы сказать, что сегодня вы поступали по Христу? Когда мы молимся, может быть, мы живём и существуем по Христу. Но когда мы заканчиваем молиться, мы начинаем жить и существовать не по Христу, а по чему-то ещё. Каждый раз, когда мы живём не по Христу, мы живём по закону. Вот почему я и говорю, что мы любим Христа, но при этом продолжаем держаться за закон.

  Наше положение можно сравнить с тем, как Авраам любил свою жену Сарру, но при этом связался с наложницей Агарью, которая обозначает закон. В 4:24-25 Павел отождествляет Агарь с Синайской горой, на которой был дан закон. В системе прообразов служанка Агарь обозначает закон. Можно без преувеличения сказать, что Агарь, то есть закон, находится внутри нас, и мы её любим. Это не обязательно Моисеев закон, это может быть и какой-то закон, который мы придумали себе сами.

  День за днем мы, ищущие христиане, можем поступать не по Христу, а по этому скрытому в нас закону. Предположим, у какой-то сестры есть много вещей, которые её раздражают, но она не злится и не выходит из себя. Она ведёт себя очень хорошо. Но тут нужно спросить, почему она не выходит из себя: потому ли, что она живёт по Христу, или же она просто поступает согласно определённым правилам и предписаниям? Или вот ещё один пример: допустим, у одного брата иногда возникает искушение солгать, но всякий раз он заставляет себя говорить правду. Но почему он не лжёт, а говорит правду? Говорит ли он правду по Христу, или же он делает это, следуя каким-то правилам и предписаниям? Иначе говоря, когда он говорит правду, живёт ли он по Христу или он живёт по закону? В подобных случаях часто бывает, что человек живёт не по Христу, а по закону.

Четыре вида законов

  Я на собственном опыте убедился, насколько легко христианам жить по всевозможным законам вместо того, чтобы жить по Христу. Иногда мы живём по нравственным учениям, которые мы усвоили из своей культуры, иногда по библейским принципам, которые мы усвоили, изучая Писания. Бывает и так, что живём по законам, которые мы сами себе придумали. Как это просто — придумывать себе законы! Придумать закон просто, зато изменить его тяжело. Но можно жить не только по нравственным учениям, принципам и самодельным законам, можно ещё жить по тому, что можно назвать «законом внутренней жизни». Когда мы живём по этому закону, мы можем пытаться без Христа покончить с плотью или отвергнуть своё «я». Вместо того чтобы жить по Христу, мы можем жить по этим четырём категориям законов: по законам общественной морали, по библейским этическим принципам, по самодельным законам и по закону внутренней жизни.

  Недавно Господь дал мне свет и заодно обличил меня в отношении того, как мало я на самом деле живу Христа изо дня в день. Мне пришлось исповедаться перед Господом в том, что каждый день я лишь небольшую часть времени провожу, живя Христа. По большей части я неосознанно и автоматически живу согласно этике, каким-то законам или каким-то привычкам, которые я в себе выработал. Моя повседневная жизнь должна состоять только из Христа, но вместо этого она состоит из этики, принципов, самодельных законов и даже из закона внутренней жизни. В результате большую часть времени я живу по природной этике, по библейской этике, по самодельным законам или по закону внутренней жизни, но не по Христу.

  Чтобы жить по этим четырём видам законов, не нужно молиться, не нужно полагаться на Господа, не нужно зависеть от Него. У нас может быть такой подход: Господь сидит на небесах на Своём престоле, а мы живём на земле и можем обойтись без Его помощи. Нам кажется, что мы и сами по себе можем жить, как подобает. Мы можем быть высоконравственными и даже «духовными» людьми, обходясь без Христа и без духа. Можно даже благополучно «нести свой крест» и «распинать» себя — и все это без Христа. Но, занимаясь всеми этими вещами, мы живём не по Христу, а по тем законам, о которых я сейчас говорил.

Мы не живём Христа

  До своего спасения вы, наверное, даже на те законы, которые сами себе создали, обращали очень мало внимания. Но после того как вы спаслись и особенно после того как вы начали искать Господа в церковной жизни, ваши самодельные законы начали оказывать очень сильное влияние на вашу повседневную жизнь. Вы можете говорить, что вы любите Господа и ищете Его, и это действительно так, но можете ли вы честно сказать, что вы изо дня в день живёте Христа? Вместо того чтобы жить Христа, вы живёте свой собственный закон. Стоит вам нарушить один из своих самодельных законов, и вы начинаете каяться и исповедоваться Господу. Но было ли хоть раз такое, чтобы вы каялись и исповедовались в том, что вы не живёте Христа? Я не думаю, что у многих христиан была такая исповедь.

  Последние несколько месяцев я исповедуюсь перед Господом главным образом в отношении тех моментов, когда у меня не получается жить Христа. Предположим, утром я замечательно помолился и насладился Господом. Во время молитвы я — один дух с Господом, и я живу Его. После этого я сажусь завтракать, начинаю есть и совершенно забываю про Христа и про то, что Его нужно жить. Через какое-то время я вдруг понимаю, что произошло, снова прихожу ко Христу и говорю: «О Господь, прости меня. Господь, я хочу быть одним духом с Тобой». В течение нескольких минут я опять с Господом. Но скоро я снова начинаю заниматься чем-то ещё и опять забываю про Него. Разве с вами не происходит то же самое? Мы не можем сказать, что мы живём Христа. Вместо того чтобы жить Его, мы живём свои законы, культуру, религию и традицию.

  Мы уже сказали, что в Послании к Галатам показаны два Божьих домостроительства. Божье первое домостроительство, домостроительство в Ветхом Завете, связано с законом: не только с тем законом, который дал Бог, но и с нашими собственными нравственными законами. Всякий раз, когда человек возрождается, он продолжает жить по тем нравственным законам, которые он усвоил из своей культуры. Если кто-нибудь и живёт Христа, то таких очень немного. Может быть, мы ищем Христа, но при этом мы все равно живём свои собственные культурные законы и тем самым в своих реальных переживаниях остаёмся в Божьем первом домостроительстве.

Смена домостроительства

  Божье второе домостроительство, Его новозаветное домостроительство, полностью связано со Христом. Павел до своего обращения находился целиком и полностью в Божьем первом домостроительстве. В 1:14 Павел говорит нам: «Я... преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». Он был таким «неумеренным ревнителем» иудейской религии, что решил преследовать всех, кто жил в Божьем втором домостроительстве. Поэтому он «жестоко гнал Церковь Божию и опустошал её» (1:13). Как всем нам известно, когда Павел направлялся в Дамаск, Господь вмешался и поверг его на землю, открыв ему Себя. Павел пережил подлинное обращение, настоящий поворот от Божьего ветхого домостроительства закона к Божьему новому домостроительству Христа. Он описывает этот поворот в 1:15-16 так: «Бог... благоволил открыть во мне Сына Своего».

  Христос не просто открылся Павлу; открывшись, Он вошёл в него. В Павла, который был главным религиозником, «первой скрипкой» в иудаизме, вошёл Сын Божий. Поэтому в 1:16 Павел и говорит, что Сын Божий открылся не просто ему, а в нем. Имея подобное откровение о Христе, Павел мог свидетельствовать верующим: «Дорогие святые, я хочу сказать вам, что у меня внутри живая Личность Сына Божьего. Между этой Личностью и законом не может быть никакого сравнения. Закон хорош, но он гораздо ниже этой живой Личности. Долгие годы я пытался соблюдать закон. Но вот однажды живая Личность Сына Божьего открылась мне и вошла в меня. Какое чудо! Как это удивительно! Прямо сейчас, когда я пишу вам, эта живая Личность и я — одно. Когда я пишу, пишет Он, потому что Он пишет через меня».

  В первой главе Послания к Галатам мы видим смену домостроительства, переход от ветхого домостроительства к новому, при котором ветхозаветное домостроительство заменяется новозаветным домостроительством. Эта смена не является вопросом теории, философии или культуры. Это реальное изменение в Божьем домостроительстве. Сначала Павел был полностью предан Божьему ветхозаветному домостроительству. Но после того как в него раскрылся Христос, он целиком перешёл в Божье новозаветное домостроительство.

Умер для закона

  В 2:19 Павел говорит: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога». Павел хотел, чтобы галаты осознали, что он мёртв для закона. Каким бы хорошим закон ни был, Павел умер для него; закон не имел больше к нему никакого отношения. Смерть отделила его от закона. Это позволило ему жить для Бога.

Одна жизнь и одно житие

  В 2:19-20 Павел продолжает: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живёт во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня». Здесь мы видим, как тот самый Христос, который когда-то открылся в Павле, теперь жил в нем. Эти двое, Христос и Павел, имели одну жизнь и одно житие.

  Это единство жизни и жития можно проиллюстрировать тем, как ветку с одного дерева прививают к другому. Дерево и привитая к нему ветка имеют одну общую жизнь и живут одним житием. Павел и Христос жили такой удивительной привитой жизнью. Речь здесь идёт не об обменянной жизни, не об обмене, при котором вместо человеческой жизни мы получаем божественную жизнь, а о привитой жизни, о прививании человеческой жизни к божественной жизни. В этой привитой жизни мы и Христос — одно. Как это чудесно! Это невозможно передать словами. Такая привитая жизнь — это та жизнь и то житие, которые соответствуют Божьему новозаветному домостроительству.

Получение Духа

  В 3:2 Павел спрашивает галатийских верующих: «Чрез дела ли закона вы получили Духа, или чрез наставление в вере?» В первой главе Павел говорит, что в нем открылся Сын Божий, во второй — что в нем живёт Христос. Теперь же он неожиданно изменяет терминологию и говорит о получении Духа. Это показывает, что открывшийся в нас Сын Божий и живущий в нас Христос и есть тот Дух, которого мы получили через слышание веры. Было бы ошибкой думать, что Сын Божий, Христос, — это нечто отдельное от Духа. Согласно традиционным богословским взглядам на Троицу, Отец, Сын и Дух — это три раздельные Личности. Когда мы, основываясь на Писаниях, учим, что Христос — это Дух, нас осуждают и обвиняют в ереси.

  Дать удовлетворительное объяснение Троице с позиции доктрины мы не можем. Но из своего опыта мы знаем, что Сын Божий — это Христос, а Христос — это Дух. Когда мы говорим: «Господь Иисус», то получаем мы Духа. Когда мы призываем имя Господа Иисуса, приходит Дух, и этот факт показывает, что Христос и Дух — одно. Поэтому, когда мы призываем имя Господа Иисуса, мы получаем Духа. Это доказывает, что Дух является Личностью Иисуса Христа. Когда мы зовём кого-нибудь по имени, то откликается сам человек, а не его имя. Точно так же, когда мы призываем имя Господа Иисуса, приходит Дух. Мы знаем из своего опыта, что никогда не бывает так, чтобы мы призвали: «О, Господь Иисус», — и откликнулся Иисус, а Дух не откликнулся. Каждый раз без исключения, когда мы призывали имя Господа Иисуса, приходил Дух.

  Послание к Галатам 1 и 2 затрагивают откровение; в них говорится о том, что Сын Божий открылся в нас, и о том, что Христос живёт в нас. Но когда мы обращаемся к опыту, о котором говорится в 3:2, мы понимаем, что получаем мы Духа. Дух — это Личность Христа, Сына Божьего.

  Духа нельзя получить раз и навсегда. Это подобно дыханию и продолжается всю жизнь. Именно поэтому в 3:5 Павел говорит в настоящем времени: «Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса, чрез дела ли закона сие производит, или чрез наставление в вере?» Здесь Павел не говорит, что Бог подал Духа или что Он подаст Духа; он говорит, что Бог подаёт Духа. Бог постоянно подаёт Духа, и мы должны постоянно этого Духа получать.

Во Христа крестившиеся

  В Послании к Галатам 3:27 говорится: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». Как это чудесно! С одной стороны, Христос открылся в нас, и теперь Он живёт в нас; с другой стороны, мы облеклись во Христа. У нас есть Христос и внутри, и снаружи. Он наш центр и наша окружность, Он и внутри, и снаружи. Внутренне у нас Христос; снаружи у нас тоже есть Христос. Христос — это наше внутреннее содержание, и в то же время Он — наше внешнее выражение. Этот Христос, которого мы подобным образом переживаем, — это Дух.

Рождённые от Духа, чтобы стать Божьими сыновьями

  В четвёртой главе мы видим, что Христос искупил нас, чтобы мы получили сыновство (ст. 5). Более того, поскольку мы — сыны, Бог послал в наши сердца «Духа Сына Своего, вопиющего: „Авва, Отче!“» (ст. 6). В предыдущем сообщении мы указали, что мы стали Божьими сыновьями, пройдя через процесс зачатия и рождения. Дух вошёл в нас не так, как вода наливается в бутылку; нет, это было вполне реальное зачатие и рождение. Мы действительно родились от Духа. Дух вошёл в нас через процесс божественного зачатия, который привёл к удивительному рождению. Благодаря этому процессу зачатия и рождения, Дух органически внедрился в наше существо. Этот органический союз возник в нас, когда мы возродились. Теперь мы действительно имеем Духа органически и субъективно.

  Мы соединились с Духом органически, и поэтому теперь отделить Духа от нашего духа невозможно. Например, после того как съеденная нами пища переварилась и была усвоена организмом через процесс обмена веществ, отделить её от нас уже невозможно. Точно так же и Дух, войдя в нас органически, не может быть отделён от нас, а мы — от него. Слава Господу, что в нас вошёл Дух сыновства и что мы родились от Духа, чтобы стать Божьими сыновьями!

Христос образуется в нас

  Теперь нам, Божьим сыновьям, нужно, чтобы Христос образовался в нас (4:19). Для того чтобы Христос образовался в нас, требуется, чтобы мы забыли про свои самодельные законы и позволили Христу захватить нас полностью. Чем больше Христос захватывает нас внутренне, тем больше Он образуется в нас.

Плод Духа

  В пятой главе Павел говорит, чтобы мы поступали по Духу. В стихе 16 он говорит: «Поступайте по Духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти». На самом деле, поступать по Духу — в данном случае значит жить Христа, двигаться, действовать и существовать по обитающему в нас Духу. Если мы не выходим из себя или не предаёмся каким-то мирским развлечениям, то причиной этого должно быть то, что мы живём по Духу. Точно так же, спокойны мы или взволнованы, причиной нашего спокойствия или волнения должно быть то, что мы просто живём по Духу.

  Если мы будем жить Христа подобным образом, у нас само собой появится такое житие, которое выльется в плод Духа (5:22-23). Перечислив различные аспекты плода Духа, Павел говорит, что на такие вещи нет закона. (В Синодальном переводе сказано «на таковых», т.е. «на таких людей», но используемое здесь греческое слово обозначает неодушевлённые предметы: «на такое», «на такие вещи».) То, что Павел здесь употребляет слово «такие», показывает, что плод Духа не ограничивается качествами, перечисленными в стихах 22 и 23. Все, что Павел упоминает здесь, представляет собой добродетели, являющиеся выражением различных аспектов Христа. Такие добродетели — это не дела, это плод. Ненависть — это дело плоти, но любовь — это плод Духа, это естественный результат того, что человек живёт Христа. Дерево приносит плод не работой. Приносимый деревом плод является следствием внутренней жизни дерева. Точно так же любовь, радость, мир, долготерпение, благость и другие аспекты плода Духа не являются результатом нашей работы; это различные аспекты уникального духовного плода, вырастающего из того Христа, который обитает в нас и которого мы своей жизнью являем.

Жить по Духу, чтобы выражать Христа

  Во всех мелочах повседневной жизни нам нужно поступать по Духу. Например, брат идёт стричься. Он должен выбирать определённую стрижку не потому, что так принято или так полагается; он должен выбирать её по Духу. Даже по поводу стрижки он должен пообщаться с Духом. Точно так же и сёстрам нужно одеваться по Духу, а не по тому, как принято в поместных церквях. Если вы подстраиваетесь под то, как принято одеваться в поместных церквях, то это, может быть, очень хорошая привычка или правило, но это не жизнь. Если сестры будут одеваться согласно заведённому обычаю, то это не принесёт жизни. Но если они будут одеваться с Духом и по Духу, результатом будет жизнь.

  Поступать по Духу и тем самым соответствовать Духу во всех деталях нашей повседневной жизни — это исключительно вопрос жизни. Дело здесь не в привычке, не в заведённом порядке и не в том, чтобы под что-то подстраиваться. С человеческой точки зрения, может быть, это и хорошо, что люди стараются соответствовать определённым нормам и правилам, потому что от этого их поведение улучшается. Это может сделать грубого, неуправляемого человека добрым и послушным. Такие внешние изменения хороши, но они не имеют ничего общего ни с Христом, ни с Духом. Желание Бога состоит не в том, чтобы мы подгоняли себя под какие-то порядки и заведённые обычаи, хотя с человеческой точки зрения такая подгонка может показаться очень хорошей. Бог хочет, чтобы мы жили Христа, реализованного как Духа. Божье новозаветное домостроительство целиком и полностью связано с тем, чтобы, поступая по Духу, жить Христа. Первый вид хождения по Духу, показанный в Послании к Галатам, — это такое хождение, при котором мы живём Христа, выражая различные аспекты плода Духа. У нас, христиан, повседневная жизнь должна состоять в том, чтобы, поступая по Духу, жить Христа и выражать Его со всеми Его высочайшими добродетелями.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках