Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Послания к галатам»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 22

Дух сыновства заменяет опеку закона

  Тексты Писания: Гал. 3:27-29; 4:1-7; Рим. 8:14-16

  В предыдущем сообщении мы указали, что Павел заканчивает третью главу Послания к Галатам тремя важными моментами: крещением во Христа, облечением во Христа и единством всех верующих во Христе. Креститься во Христа — значит войти в органический союз с Триединым Богом. Намерение Бога в Его домостроительстве состоит в том, чтобы поместить нас в Него, войти в нас и жить в нас. Вот что мы имеем в виду под органическим союзом, органическим единством в жизни.

Уверовать во Христа и креститься в Него

  Для того чтобы пережить этот органический союз с Триединым Богом, нам нужно уверовать во Христа и креститься в Него. Уверование и крещение — это две части одного шага. Сначала мы веруем во Христа, затем мы крестимся в Него. Греческий предлог «эйс», используемый в Евангелии от Иоанна 3:16, 18 и 36, переводится как «в» и обозначает движение куда-либо. Эти стихи показывают, что нам нужно уверовать в Сына. Веруя во Христа, мы входим во Христа. Мы как бы «ввериваем» себя в Него. Как мы уже увидели, М.Р. Винсент говорит, что этот греческий предлог в том виде, как он используется в Евангелии от Матфея 28:19, подразумевает мистический, духовный союз с Триединым Богом. Китайцы могут верить Конфуцию, но они никогда не сказали бы, что они верят в Конфуция. Греки тоже не стали бы утверждать, что верят в Платона. Китайцы не становятся единым целым с Конфуцием, а греки не вступают в духовный союз с Платоном. Но когда мы веруем в Господа Иисуса, мы переживаем органический союз с Ним. Когда мы веруем в Него, мы входим в Него и, таким образом, становимся одним духом с Ним. Вот что мы подразумеваем под выражением «органический союз».

  Наравне с уверованием во Христа, которое является чем-то внутренним и субъективным, нам также необходимо крещение в Него, то есть внешний и объективный поступок. Нам нужно как внутреннее действие уверования, так и внешнее действие крещения. Таким образом мы делаем один полный шаг и входим в Триединого Бога. В Послании к Галатам 3 Павел часто говорит о вере и уверовании. Но в конце главы он говорит о крещении во Христа. Тот шаг, который начинается с уверования во Христа, завершается крещением в Него. Таким образом возникает полный органический союз между верующими и Триединым Богом.

Облечение во Христа и единство во Христе

  Крестившись во Христа, мы должны облечься во Христа. Облечься во Христа — значит жить Христа. Для христианина исключительно важно понимать, что нам нужно облечься во Христа и жить Его. Согласно Посланию к Римлянам 13:14, мы живём Христа, облекаясь во Христа.

  Облечься во Христа — значит надеть Христа как свою одежду. Когда мы одеваемся каким-то определённым образом, мы показываем, что именно таким образом мы намерены жить. Точно так же, когда мы облекаемся во Христа, это значит, что мы живём Христом, во Христе и со Христом. В частности, это значит, что мы своей жизнью являем Христа. Христос становится выражением нашего жития. Сразу же после того, как мы облеклись во Христа и вступили в органический союз с Ним, нам нужно жить Христа, облекаться во Христа в нашем житии. День за днем нам нужно одеваться во Христа и выражать Его, живя в Нем, Им и с Ним.

  В 3:28 Павел говорит, что все мы — «одно во Христе Иисусе». Здесь говорится о церковной жизни, об одном Теле, об одном новом человеке.

  В 3:27-28 есть три важных момента. Первый заключается в том, что мы входим во Христа; второй — в том, что мы облекаемся во Христа и выражаем Христа, живя Его; третий момент состоит в том, что у нас есть церковная жизнь, где в одном новом человеке, одном Теле, мы все составляем одно во Христе. Если у нас будут эти три составляющие, Божий вечный замысел исполнится и желание Божьего сердца будет удовлетворено.

  Послание к Галатам показывает, что Павел был отличным писателем. После многочисленных доводов и полемики третью главу Павел заканчивает словами о том, что мы крестились во Христа, что мы облеклись во Христа и что мы все одно во Христе. Мы, имеющие слышание веры, помещены во Христа. Теперь нам нужно жить Христа и выражать Христа. Это сделает нас едиными во Христе в церковной жизни.

  Галатийские верующие поступили неразумно, вернувшись к закону. Павел как бы говорил им: «Вы все крестились во Христа и в одно Тело. Теперь вам следует принять Христа как свою одежду, своё выражение, и жить Его. Не возвращайтесь к закону и не пытайтесь исполнить его требования. Оставайтесь со Христом и являйте своей жизнью Христа. Помните, что вы члены одного Тела, одного нового человека. Оставайтесь со всеми теми, кто во Христе, и практикуйте церковную жизнь, чтобы Божий замысел исполнился. Если вы вернётесь к закону, вы снова окажетесь в рабстве. Желание Божьего сердца нельзя удовлетворить своими попытками соблюдать закон. Его можно удовлетворить, только если вы будете оставаться со Христом и являть Его своей жизнью». Слава Господу, что мы вступили в органический союз с Ним и что теперь мы живём Христа в церкви, в одном Теле. Это, безусловно, удовлетворяет Бога.

Несколько важных моментов

  В этом сообщении мы рассмотрим Гал. 4:1-7, где мы увидим, что Дух сыновства заменяет опеку закона. Введением и заключением Послания к Галатам являются соответственно Гал. 1:1-5 и Гал. 6:18. В 1:6—4:31 мы видим откровение апостольского евангелия. Затем в Гал. 5:1-26; 6:1-17 мы видим, как поступают Божьи дети. В 1:6—4:31 есть ряд важных моментов. Здесь мы видим, что Сын Божий противостоит человеческой религии (Гал. 1:6-24; 2:1-10), что Христос заменяет закон (Гал. 2:11-21) и что Дух по вере противостоит плоти по закону (Гал. 3:1-29; 4:1-31). В Гал. 3:1-14 мы видим, что Дух — это благословение обетования по вере во Христа; в Гал. 3:15-29 мы видим, что закон — это опекун наследников обетования; в Гал. 4:1-7 — Дух сыновства заменяет опеку закона; в 4:8-20 — Христу необходимо образоваться в наследниках обетования; в Гал. 4:21-31 — дети по Духу противостоят детям по плоти.

  В третьей главе Послания к Галатам рассматриваются два основных момента. Первый — это то, что Дух является благословением евангелия. Второй — это то, что закон является опекуном, который сохраняет Божьих детей. Нам нужно спросить себя, что мы выбираем: благословение или опекуна. Если это Послание в достаточной мере просветило нас, мы обязательно выберем Духа, который есть приготовленный Триединый Бог. В 4:1-7 Павел продолжает мысль третьей главы. Здесь он старается ясно показать, что Дух сыновства заменяет собой опеку закона.

Назначенный Отцом срок

  В Послании к Галатам 4:1 говорится: «Ещё скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего». Греческое слово, переведённое здесь выражением «в детстве», значит «младенец» или «несовершеннолетний». В стихе 2 Павел продолжает: «Он подчинён попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного». Попечители — это опекуны, а домоправители — это управляющие. Это описывает функцию закона в Божьем домостроительстве. Назначенный Отцом срок — это новозаветное время, начавшееся с первого пришествия Христа.

  В стихе 3 Павел говорит: «Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира». Выражение «вещественные начала» обозначает элементарные принципы, основополагающие учения закона. То же самое выражение используется в Послании к Колоссянам 2:8 (в Синодальном переводе — «стихии мира»), где оно обозначает основополагающие учения и иудеев, и язычников, включающие в себя обрядовое соблюдение правил в отношении пищи, питья, омовений и аскетизма.

Сыновство — средоточие Божьего домостроительства

  В стихах 4 и 5 Павел продолжает: «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление [сыновство — греч.]». Полнота времён в стихе 4 — это завершение ветхозаветного времени, которое произошло в назначенный Отцом срок (ст. 2). В этом стихе Павел говорит о Сыне, что Он родился от жены, подчинился закону. Жена — это, разумеется, дева Мария (Лк. 1:27-35). Сын Божий родился от неё и стал семенем жены согласно обетованию в Книге Бытия 3:15. Кроме того, Христос родился под законом, как показано в Евангелии от Луки 2:21-24, 27, и исполнил закон, как показано в четырёх Евангелиях.

  Закон заключил Божий избранный народ под своей опекой (3:23). Христос родился под законом, чтобы искупить людей от опеки закона, чтобы они получили сыновство и стали Божьими сыновьями. Поэтому им следует не возвращаться под опеку закона и порабощать себя ему, как это сделали обольщённые галаты, а оставаться в Божьем сыновстве, чтобы наслаждаться жизненным снабжением Духа во Христе. Согласно полному откровению Нового Завета, Божье домостроительство состоит в том, чтобы производить сыновей. Сыновство — это средоточие Божьего домостроительства, Божьего раздаяния. Божье домостроительство — это раздаяние Богом Себя Самого в Своих избранных людей, чтобы сделать их Своими сыновьями. Искупление Христа нацелено на то, чтобы привести нас в Божье сыновство и позволить нам наслаждаться божественной жизнью. Божье домостроительство заключается не в том, чтобы сделать нас законниками, которые соблюдали бы заповеди и предписания закона, данного лишь для достижения временной цели. Божье домостроительство заключается в том, чтобы сделать нас Божьими сыновьями, которые унаследовали бы благословение Божьего обетования, данного для осуществления Его вечного замысла. Его вечный замысел состоит в том, чтобы иметь много сыновей для Его совокупного выражения (Евр. 2:10; Рим. 8:29). Поэтому Он предопределил нас к сыновству (Эф. 1:5) и, возродив, сделал нас Своими сыновьями (Ин. 1:12-13). Мы должны оставаться в Его сыновстве, чтобы стать Его наследниками и унаследовать все, что Он запланировал для Его вечного выражения, и не должны, дорожа законом, позволять иудаизму отвлекать нас.

  Дать достаточно полное определение сыновства непросто. Сыновство подразумевает жизнь, зрелость, положение и привилегию. Чтобы быть сыном Отца, нам нужно иметь жизнь Отца. Однако, кроме этого, мы должны созревать в этой жизни. Жизнь и зрелость дают нам право, привилегию, надлежащее положение, позволяющее нам унаследовать достояние Отца. Согласно Новому Завету, сыновство включает в себя жизнь, зрелость, положение и право.

Дух Сына

  В 4:6 Павел провозглашает: «А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: „Авва, Отче!“». Сын Божий — это воплощение божественной жизни (1 Ин. 5:12). Следовательно, Дух Сына Божьего — это Дух жизни (Рим. 8:2). Бог даёт нам Своего Духа жизни не потому, что мы законники, а потому, что мы Его сыновья. Как законники мы не имеем права наслаждаться Божьим Духом жизни. Как Божьи сыновья мы имеем необходимое положение и полное право разделять Духа Божьего, имеющего обильное снабжение жизни. Такой Дух, Дух Сына Божьего, является центром благословения Божьего обетования Аврааму (3:14).

  В стихах с 4 по 6 Триединый Бог производит многих сыновей для осуществления Своего вечного замысла. Бог Отец послал Бога Сына искупить нас от закона, чтобы мы получили сыновство. Он также послал Бога Духа вложить в нас Его жизнь, чтобы мы стали Его сыновьями в действительности.

  В основном, сыновство — это вопрос жизни. Положение и право зависят от жизни. Чтобы наслаждаться Божьим сыновством, нам нужен Дух. Без Духа мы не можем родиться от Бога и иметь божественную жизнь. После того как мы родились от Духа, нам нужен Дух, чтобы расти в жизни. Без Духа у нас не может быть ни положения, ни права, ни привилегии сыновства. Все основные моменты, связанные с сыновством, зависят от Духа. С помощью Духа мы обретаем божественное рождение и божественную жизнь. Посредством Духа мы возрастаем к зрелости. Благодаря Духу у нас есть положение, право и привилегия сыновства. Таким образом, без Духа сыновство становится пустым бессмысленным термином. Но когда приходит Дух, сыновство становится реальным. Мы полностью реализуем Божье сыновство в жизни, зрелости, положении и праве. Дух сыновства нельзя заменить ничем. Напротив, все, в частности, закон, должно быть заменено Духом сыновства.

  Павел рассматривает закон как опекуна, попечителя. Закон мог содержать нас под надзором, но он не мог дать нам жизнь, зрелость, положение и право сыновства. Закон не может присвоить ребёнку положение. Он может только служить детоводителем. Дух же, напротив, даёт жизнь, зрелость, положение и право. Следовательно, закон не должен заменять Духа; Дух должен заменить закон.

  Поскольку закон не мог произвести реальность сыновства, вы можете спросить, почему же Дух не был послан раньше. Почему Дух не пришёл до закона? Ответ заключается в том, что, для того чтобы данное Аврааму обетование исполнилось, нужно было определённое время. Бог не медлителен, но Он подождал две тысячи лет, прежде чем послать Своего Сына исполнить обетование. На самом деле, даже давая обетование, Бог действовал неспеша. Он не пришёл сразу же после падения Адама и не дал Адаму то обетование, которое Он в конце концов дал Аврааму. Да, в Книге Бытия 3 было дано обетование, что семя жены сокрушит голову змея. Однако Бог подождал до тех пор, пока положение проклятия и падения человека не проявилось в полной мере в Вавеле, и только тогда Он вмешался, призвал Авраама и дал ему обетование. В Вавеле человечество оказалось запутано, смешано и разделено. Таким образом, стало совершенно ясно, что оно находится под проклятием. На этом фоне Авраам, несомненно, высоко оценил Божье обетование. Авраам оценил это обетование выше, чем оценил бы его Адам, если бы обетование было дано сразу же после падения. Поэтому задержка произошла из-за человека, а не из-за Бога.

  То же самое верно в отношении исполнения обетования при пришествии Христа. Предположим, Христос пришёл бы сразу после того, как Аврааму было дано обетование. В этом случае исполнение обетования было бы далеко не так значимо. Вспомните все, что произошло со времён Авраама до рождения Господа Иисуса. В течение этого периода в две тысячи лет Божий избранный народ был полностью изобличен. С одной стороны, закон изобличил его растленность и неисправимость; с другой стороны, закон сберег его до прихода Христа. Закон исполнил необходимую и полезную функцию сохранения детей Израиля для Бога. Даже обличая Божий избранный народ, закон одновременно сохранял его.

Полнота времени

  В 4:4 мы видим, что Бог послал Своего Сына, когда пришла полнота времени. Христос пришёл точно вовремя. Приди Он раньше — это было бы слишком рано, приди Он позже — это было бы слишком поздно. Христос пришёл вовремя. Это напоминает созревший плод. Если плод сорвать слишком рано, он будет неспелым. Но если его сорвать слишком поздно, он перезреет. Христос пришёл в назначенное время, когда пришла полнота времени. Поэтому Его приход был полон значимости.

Два посылания

  В стихах 4 и 6 мы читаем о двух видах посылания. В стихе 4 Павел говорит, что Бог послал Своего Сына, а в стихе 6 — что Бог послал Духа Своего Сына. Согласно обетованию в Книге Бытия 3:15, Христос пришёл под закон как семя жены, чтобы искупить находящихся под законом для получения ими сыновства. Цель искупления Христа — это не небо, как полагают многие христиане, а сыновство. Христос искупил нас, чтобы у нас было Божье сыновство. Своим искуплением Он дал нам возможность обрести сыновство. Однако, если бы не пришёл Дух, наше сыновство было бы пустым. Это было бы сыновство по положению или по форме, но не сыновство в реальности. Реальность сыновства, которая зависит от жизни и зрелости, приходит только от Духа. Поэтому стих 6 провозглашает, что Бог послал Духа Своего Сына в наши сердца.

  Мы не должны верить, что Дух Сына — это некая личность, отдельная от Сына. На самом деле, Дух Сына — это другая форма Сына. Мы уже указывали, что на кресте был распят Христос, а в верующих входит Дух. Когда Он был распят, чтобы искупить нас, Он был Христом, а когда Он обитает в нас, чтобы быть нашей жизнью, Он — Дух. Когда Сын умер на кресте, Он был Христом, но когда Он входит в нас, Он — Дух. Сначала Он пришёл как Сын под законом, чтобы дать нам право на сыновство и позволить нам разделять сыновство. Но после того как Он закончил эту работу, Он стал в воскресении животворящим Духом и приходит к нам как Дух Сына. Таким образом, сначала Бог Отец послал Сына, чтобы совершить искупление и дать нам право на сыновство. Затем Он послал Духа, чтобы сделать сыновство жизненным и реальным в нашем переживании. Сегодня сыновство действительно зависит от Духа Сына Божьего.

Дух в наших сердцах

  В стихе 6 Павел говорит, что Бог послал Духа Своего Сына в наши сердца. На самом деле, когда мы были возрождены, Дух Божий вошёл в наш дух (Ин. 3:6; Рим. 8:16). Но поскольку наш дух сокрыт в нашем сердце (1 Пет. 3:4) и поскольку здесь говорится о том, что связано с нашими чувствами и пониманием, которые являются частью нашего сердца, то в стихе 6 говорится, что Дух Сына Божьего был послан в наши сердца.

  У Послания к Галатам 4:6 есть параллельный стих — Послание к Римлянам 8:15. В Послании к Римлянам 8:15 говорится, что мы, принявшие духа сыновства, взываем в этом духе: «Авва, Отче!», а в Послании к Галатам 4:6 говорится, что Дух Сына Божьего взывает в нашем сердце: «Авва, Отче!» Это показывает, что наш возрождённый дух и Дух Божий слиты воедино и что наш дух находится в нашем сердце. Это также показывает, что Божье сыновство делается реальным для нас в наших субъективных переживаниях в глубине нашего существа. В этом стихе Павел обращается к подобному переживанию галатийских верующих, чтобы подтвердить своё откровение. Такое подтверждение убедительно и неотразимо не просто в силу объективных доктрин, а в силу переживаемых фактов.

  «Авва» — это арамейское слово древнееврейского происхождения, а «Отец» — это перевод греческого слова «патер». Это выражение было впервые использовано Господом Иисусом в Гефсимании, когда Он молился Отцу (Мк. 14:36). Сочетание древнееврейского обращения с греческим выражает подчёркнутую нежность при обращении к Отцу. Подобное нежное восклицание подразумевает тесную жизненную связь между настоящим сыном и порождающим отцом.

  Как люди мы имеем не только дух, но и нашу личность, наше существо. Центр нашей личности — это наше сердце. Когда мы становимся Божьими сыновьями, это затрагивает не только наш дух, но и наше сердце как центр нашей личности. В Новом Завете ясно показано, что дух находится в сердце (1 Пет. 3:4). Поэтому невозможно послать Духа в наш дух, не послав его также и в наше сердце. Для нас важно понимать, что наш дух — это ядро, центральная часть нашего сердца. Когда Дух Божий был послан в наш дух, Дух был послан в самый центр нашего сердца. Когда внутри нас восклицает Дух, Он восклицает из нашего духа и через наше сердце. Следовательно, сыновство подразумевает участие нашего сердца.

  То внутреннее чувство, которое возникает у нас, когда мы призываем Господа из своего духа через своё сердце, главным образом затрагивает сердце, а не дух. Отсюда вытекает, что, для того чтобы быть по-настоящему духовными, мы должны быть в должной мере эмоциональными. Брат Ни однажды сказал, что человек, который не умеет ни смеяться, ни плакать, не может быть по-настоящему духовным. Мы не бесчувственные статуи; мы — люди, и у нас есть чувства. Поэтому чем больше мы взываем в духе: «Авва, Отче!», тем глубже будет сладостное сокровенное чувство в нашем сердце.

  То чувство, которое мы испытываем, когда взываем таким образом, сладостно и сокровенно. Дух сыновства вошёл в наш дух, но Дух взывает: «Авва, Отче» — в наших сердцах. Это показывает, что наши отношения сыновства с нашим Отцом сладостны и очень сокровенны. Например, когда сын зовёт своего отца: «Папа», — глубоко внутри он обычно испытывает сладостное и сокровенное чувство. Однако, если он попытается сказать то же самое своему тестю, у него уже не будет такого чувства. Причина этого кроется в том, что с тестем у него нет жизненной связи. Но зато как сладостно, когда маленькие дети, наслаждаясь своей жизненной связью с отцом, говорят нежно: «Папа». Точно так же, когда Бога зовут «Авва, Отче», это звучит нежно и сладостно. В таком сокровенном призывании участвуют и наши эмоции, и наш дух. Дух сыновства в нашем духе взывает из нашего сердца: «Авва, Отче!» Это доказывает, что у нас есть подлинная, достоверная, жизненная связь с нашим Отцом. Мы — Его настоящие сыновья.

Уже не рабы, а сыновья

  Поскольку у нас есть Дух сыновства, нас уже не нужно держать под опекой закона. Нам не нужно, чтобы закон был нашим опекуном, домоправителем или детоводителем. В 4:7 Павел говорит: «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий чрез (Иисуса) Христа [наследник чрез Бога — греч.]». Новозаветный верующий — это уже не раб дел под законом, а сын в жизни под благодатью. Вместо закона, содержавшего нас под опекой, у нас есть всеобъемлющий Дух. Этот Дух является всем для нас. Закон не мог дать жизнь, но Дух даёт жизнь и приводит нас к зрелости, чтобы мы в полной мере получили положение и право сыновей. Опека закона была заменена Духом сыновства.

Наследники через Бога

  Будучи сыновьями, мы также являемся наследниками через Бога. Наследник — это человек, достигший установленного законом возраста совершеннолетия (для иллюстрации используется римское право) и имеющий право унаследовать состояние Отца. Новозаветные верующие становятся наследниками Бога не через закон и не через своего плотского отца, а через Бога, даже через Триединого Бога — Отца, пославшего Сына и Духа (ст. 4, 6), Сына, совершившего искупление для сыновства (ст. 5), и Духа, осуществляющего сыновство в нас (ст. 6).

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках