Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Послания Иакова»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 4

Практические добродетели христианского совершенства

(4)

  Тексты Писания: Иак. 1:19-27

Быть скорым на слышание, медленным на говорение, медленным на гнев

  В этом сообщении мы рассмотрим стихи 1:19-27 первой главы. В стихе 19 Иаков говорит: «Вы знаете это, братья мои возлюбленные; но пусть каждый человек будет скорым на слышание, медленным на говорение, медленным на гнев». Греческое слово, переведённое как «вы знаете», можно также перевести как «знайте». Когда мы слышим, это искушает нас, побуждая нас говорить, а говорение — это огонь, который разжигает гнев (см. 3:6). Если мы будем обуздывать своё говорение (1:26), мы погасим свой гнев. Эти слова Иакова, сказанные в подкрепление его взгляда на практическое христианское совершенство, напоминают по стилю ветхозаветные притчи (Прит. 10:19; 14:17).

  В стихе 20 Иаков продолжает: «Ибо гнев человека не совершает праведности Божьей». Божья праведность не нуждается в помощи человеческого гнева, который бесполезен в осуществлении Божьей праведности.

В кротости принять посаженное в нас слово

  Далее, в стихе 21, Иаков говорит: «Поэтому, отложив всякую грязь и избыток злобы, в кротости примите посаженное в вас слово, которое может спасти ваши души». Божье слово уподобляется здесь живому растению, которое посажено в наше существо и растёт в нас, чтобы принести плод для спасения наших душ. Нам нужно принимать такое слово в кротости, во всякой покорности, без всякого сопротивления.

  Спасение наших душ, судя по контексту этой главы, подразумевает терпеливое перенесение испытаний, которые устраивает окружение (ст. 2-12), и сопротивление искушению вожделения (ст. 13-21). Взгляд Иакова на спасение наших душ был несколько отрицательным и не таким положительным, как у Павла, который говорил, что наша душа может быть преобразована обновляющим Духом, причём даже в образ Господа от славы к славе (Рим. 12:2; Эф. 4:23; 2 Кор. 3:18).

  Мы должны быть благодарны Иакову за его слова о том, что нам нужно в кротости принять посаженное в нас слово, которое может спасти наши души. Павел в своих писаниях не использовал выражение «посаженное в нас слово». Это выражение показывает, что слово — это нечто от жизни. Здесь Иаков уподобляет слово живому растению, посаженному в почву нашего сердца. Таким образом слово становится посаженным в нас словом. После того как слово Божье было посажено в почву нашего сердца, оно будет расти и обладать силой спасти нашу душу.

  В стихе 21 сказано, чтобы мы приняли посаженное в нас слово в кротости. В этом стихе слово «кротость» не означает «мягкость». Слово «кротость» означает здесь «покорность», «отсутствие сопротивления». Принять слово в кротости — значит не отвергать его, а быть покорным слову. Мы должны принять Божье слово, посаженное в наше существо, в полной покорности. Всё, что говорит Божье слово, мы должны принять, сказав: «Аминь». Как поётся в одном из гимнов, «Божьим словам — аминь!» (Гимн 132).

  Если мы принимаем посаженное в нас слово в кротости, в покорности, это означает, что мы полностью открыты для Божьего слова. Мы подобны полю, которое открыто, чтобы принимать семя от земледельца и дождь с неба. Бог сажает, или сеет, Своё слово в наше сердце, а мы должны принять Его слово в кротости. Вот что значит в кротости принять посаженное в нас слово. Поскольку это слово живое, после того как оно было посажено в нас, оно будет расти. Более того, по мере своего роста это слово будет спасать нашу душу.

Посаженное в нас слово может спасти нашу душу

  В 1:14 и 15 Иаков говорит: «А каждый бывает искушаем, когда его увлекают и обольщают его собственные вожделения; потом вожделение, зачав, рождает грех; а грех, когда полностью вырастет, порождает смерть». Здесь мы видим, что искушение связано с вожделением. Более того, вожделение тесно связано с душой. Спасение души включает и терпеливое перенесение испытаний, и сопротивление искушениям.

  Гонения, испытания и искушения прежде всего затрагивают нашу душу. Например, предположим, что у какого-нибудь брата угнали новую машину и он расстроен этим. Он страдает в своей душе. Точно так же, если какой-нибудь брат потеряет работу, он тоже будет страдать в своей душе. Большинство страданий затрагивают душу. Как нам противостоять этим страданиям? Как мы уже отмечали, сила, позволяющая противостоять страданиям, приходит посредством божественной жизни, которая внутри нас. Как те, кто рождён Богом, искушению мы сопротивляемся также благодаря божественной жизни.

Питание через слово

  Если мы хотим сопротивляться искушению, нам нужно питаться, принимая посаженное в нас слово. В качестве иллюстрации можно привести принятие пищи. Мы можем быть физически здоровы, но нам всё равно нужно каждый день есть питательную пищу. У нас есть физическая жизнь, но нам ещё нужно ежедневное питание. Если бы я не завтракал утром, у меня не было бы силы работать. В отношении божественной жизни принцип тот же самый. Посредством возрождения Бог вложил в нас Свою жизнь. Но эта жизнь ещё нуждается в питании, и необходимое нам питание — это посаженное в нас слово. Каждый день мы должны приходить к Библии, чтобы принимать Божье слово. В нашей духовной жизни каждый день нам нужен хороший «завтрак». Когда мы едим наш духовный завтрак, мы принимаем посаженное в нас слово. Когда Бог каждое утро сажает в нас Своё слово, это слово становится питанием для нашего внутреннего человека и укрепляет наш дух. После того как наш дух будет укреплён, он будет поддерживать нашу душу. В результате этого у нашей души будет сила противостоять страданию и сопротивляться искушению. Это означает, что посредством питания посаженным в нас словом мы переживаем спасение нашей души.

  Если наша душа не будет укреплена подобным образом, она не сможет противостоять испытаниям и искушениям. Например, если какой-нибудь брат не будет питаться посредством посаженного в него слова, его душа не сможет противостоять потере работы или суммы денег. Такая потеря всегда затрагивает нашу душу. Сатана использует такие страдания, чтобы подавить нас. Как же поддержать нашу душу, когда она испытывает такое страдание? Нашу душу может поддержать только дух, получивший питание посредством посаженного в нас слова. Осознавая это, Павел молился, чтобы святые укрепились во внутреннего человека (Эф. 3:16). Нашей душе нужно укрепиться во внутреннем человеке, а внутренний человек — это дух. Но как укрепить дух? Дух укрепляется благодаря питанию посаженным в нас словом Божьим.

  Многие из нас могут свидетельствовать, что наш дух укреплялся Божьим словом, посаженным в нас. Если в течение некоторого времени утром мы будем принимать в себя Слово Божье, наш дух будет укреплён. Будучи укреплён, наш дух будет поддерживать нашу душу. И тогда наша душа, поддерживаемая таким образом, сможет противостоять испытаниям и сопротивляться искушениям.

  Мы знаем из собственного опыта, что, если наш дух не укреплён и нашу душу не поддерживает крепкий, сильный дух, мы легко сдаёмся перед испытаниями и искушениями. В результате мы терпим падение. Это означает, что, хотя мы спасены в своём духе, мы не спасаемся ежедневно в нашей душе. Наоборот, день за днём наша душа несёт потери; более того, мы теряем свою душу. Знаете ли вы, почему мы теряем душу? Мы теряем душу, потому что она не получает поддержки от духа. Если наш дух «спущен», если в нём не хватает небесного воздуха, он не сможет поддерживать нашу душу. Поэтому нам нужно, чтобы посаженное в нас слово «подкачивало» наш дух. Если наш дух будет наполнен божественным воздухом, он будет сильным и способным поддерживать нашу душу. В результате этого наша душа будет спасена.

  День за днём нам нужно в кротости принимать посаженное в нас слово, которое может спасти нашу душу. Посаженное в нас слово полно энергии, благодаря чему оно спасает нашу душу. Сказанное в 1:21, несомненно, представляет собой превосходное положение в Послании Иакова.

  Каждый день наша душа подвергается испытанию внешними страданиями в окружении и внутренними обольщающими вожделениями. Поэтому наша душа нуждается в спасении. Как мы уже отмечали, для спасения нашей души необходимо, чтобы она поддерживалась посредством нашего ежедневного питания посаженным в нас словом. Для этого требуется, чтобы мы принимали слово Божье так же, как мы принимаем нашу ежедневную пищу. Если ребёнок отказывается есть, он становится слабым и нездоровым. Если ребёнок отказывается есть питательную пищу, это значит, что он не проявляет покорности и кротости в вопросе питания. Каждый ребёнок должен в кротости принимать пищу, которую даёт мать. Если он будет таким образом есть здоровую пищу, он будет крепким и здоровым. Подобно этому нам нужно в кротости принимать посаженное в нас слово.

Совершенный закон

  В 1:25 Иаков говорит о совершенном законе, законе свободы: «Но тот, кто вникнет в совершенный закон, закон свободы, и пребудет в нём, став не забывчивым слушателем, а исполнителем дела, — тот будет блажен в своём исполнении». Совершенный закон, закон свободы — это не закон букв, написанный на каменных скрижалях вне нас, а закон жизни, написанный на наших сердцах (Евр. 8:10), нравственные нормы которого соответствуют нормам конституции царства, провозглашённой Господом на горе (Мф. 5—7). Поскольку закон букв не мог животворить человека (Гал. 3:21), а мог лишь обличать слабость и несостоятельность человека и держать его в рабстве (Гал. 5:1), — он был законом уз. Поскольку совершенный закон жизни — это функция божественной жизни, которая была вложена в наше существо при возрождении и которая снабжает нас на протяжении всей нашей христианской жизни неисследимым богатством божественной жизни, тем самым освобождая нас от закона греха и смерти и исполняя все праведные требования закона букв (Рим. 8:2, 4), — он представляет собой закон свободы. Этим законом является закон Христа (1 Кор. 9:21) и даже Сам Христос, который, живя внутри нас, управляет нами тем, что вкладывает в наше существо божественную природу, чтобы мы жили жизнью, выражающей Божий образ. Возможно, Иаков считал этот закон основополагающим правилом христианской жизни для практического христианского совершенства.

Новый Завет и закон жизни

  Что касается совершенного закона, закона свободы, существует толкование, согласно которому выражение «совершенный закон» обозначает весь Новый Завет. В наших примечаниях говорится, что совершенный закон, закон свободы — это закон жизни внутри нас. Фактически эти два толкования совпадают. Используя в качестве иллюстрации ветхозаветный закон, мы можем показать, каким образом это получается. Говоря о законе Моисея, мы обычно подразумеваем десять заповедей. Однако часто весь Ветхий Завет называется «закон и пророки» (Мф. 7:12; 22:40). В древности иудеи считали, что Ветхий Завет состоит из двух частей — из закона и пророков. Разумеется, «пророки» включали все книги пророков. А остальная часть Ветхого Завета, включая Псалмы, считалась «законом». Подобным образом можно сказать, что весь Новый Завет — это новый закон для нас. Ветхозаветный закон был написан на каменных скрижалях, а не внутри людей. Однако Новый Завет написан на наших сердцах (Евр. 8:10). Во-первых, Бог написал совершенный закон, закон свободы, в двадцати семи книгах Нового Завета. Во-вторых, когда Он родил нас посредством возрождения, Он написал этот закон внутри нашего существа. Теперь внутри нас есть закон жизни, который соответствует всему Новому Завету. Таким образом, два толкования выражения «совершенный закон» (согласно одному толкованию, оно обозначает Новый Завет, согласно другому — закон жизни) совпадают. С одной стороны, совершенный закон — это весь Новый Завет; с другой стороны, это закон жизни, написанный внутри нашего существа.

  Слово «вникнет» показывает, что совершенный закон — это нечто такое, что можно читать. Отсюда видно, что выражение «совершенный закон» обозначает Новый Завет, а не только закон жизни в нашем существе. Закон жизни можно ощущать, но его нельзя читать. То, что совершенный закон можно читать, показывает, что этот закон — не только закон жизни, но и весь Новый Завет.

  Принцип новозаветного закона был написан в нашем внутреннем существе и стал законом жизни внутри нас. Разница между старым законом и новым законом состоит в том, что старый закон был написан только на скрижалях, а новый закон был написан и чернилами, и внутри нашего существа. Как мы уже отмечали, этот новый закон стал законом жизни внутри нас и этот закон соответствует всему Новому Завету. Это совершенный закон, закон свободы.

Закон свободы

  Хотя закон Нового Завета короче, чем закон Ветхого Завета, новый закон является совершенным, а старый закон несовершенен. Более того, новый закон — это закон свободы, а старый закон — это закон уз. Закон Ветхого Завета был законом уз, потому что он не был способен вкладывать жизнь. Этот закон мог предъявлять требования и осуждать. Поскольку этот закон приводил людей в узы рабства, это был закон уз. Но новозаветный закон животворит; он вкладывает жизнь в наше существо. Жизнь, вложенная в нас посредством новозаветного закона, избавляет нас от закона греха и смерти. Поэтому этот закон, совершенный закон, является законом свободы.

Чистая религия

  В стихе 26 Иаков продолжает: «Если кто-нибудь думает, что он религиозен, но не обуздывает свой язык, а обманывает своё сердце, то его религия суетна». Здесь слово «религиозен» является переводом греческого прилагательного треско́с; существительное треске́йа, переведённое как «религия», обозначает обрядовое служение и поклонение Богу и подразумевает страх перед Богом. Прилагательное употребляется в Новом Завете только здесь. Существительное употребляется в положительном смысле здесь и в стихе 27, в отрицательном смысле в Кол. 2:18 (переведено как «поклонение») и в общем смысле в Деян. 26:5.

  Иаков пишет о Божьем новозаветном домостроительстве не так ярко, как Павел, Пётр и Иоанн. Павел сосредотачивается на том, что Христос живёт и образуется в нас (Гал. 2:20; 4:19), и на том, что Христос возвеличивается в нас и проявляется в нашем житии (Флп. 1:20-21), чтобы мы как церковь, Его Тело, стали Его полнотой, Его выражением (Эф. 1:22-23). Пётр подчёркивает, что Бог возродил нас через воскресение Христа (1 Пет. 1:3), сделав нас причастниками Своей божественной природы, чтобы мы жили жизнью благочестия (2 Пет. 1:3-7) и созидались как духовный дом, выражая тем самым Его добродетели (1 Пет. 2:5, 9). Иоанн делает акцент на вечной жизни, данной нам для нашего общения с Триединым Богом (1 Ин. 1:2-3), и на божественном рождении, приносящем в нас божественную жизнь как божественное семя, чтобы мы являли жизнь, подобную Богу (1 Ин. 2:29; 3:9; 4:17), и были светильником, церковью, которая является свидетельством Иисуса (Отк. 1:9, 11-12) и которая обретёт завершённость в Новом Иерусалиме для Божьего выражения в вечности (Отк. 21:2-3, 10-11). Из того, что свойственно именно Новому Завету, Иаков подчёркивает только то, что Бог породил нас (Иак. 1:18); совершенный закон свободы (1:25); обитающего в нас Духа (4:5) и один из второстепенных аспектов церкви (5:14). Он не говорит ни о Христе как о нашей жизни, ни о церкви как о выражении Христа — об этих двух свойствах Нового Завета, которые наиболее выделяют и отличают его как устроение. Это Послание показывает, что Иаков, судя по всему, был очень религиозен. Возможно, именно по этой причине и по причине его практического христианского совершенства его считали наряду с Петром и Иоанном столпом, причём даже первым, в церкви в Иерусалиме (Гал. 2:9). Однако он не был силён в том, что касается откровения о Божьем новозаветном домостроительстве в Христе, и всё ещё находился под влиянием своего прошлого — под влиянием старой иудаистской религии, которая в первую очередь состояла в том, чтобы поклоняться Богу при помощи обрядов и жить в страхе перед Богом. Это доказывают слова в Деян. 21:20-24 и в 2:2-11 этого Послания.

  В 1:26 Иаков говорит о том, кто не обуздывает свой язык, а обманывает своё сердце, что его религия суетна. Не обуздывать язык — значит говорить поспешно (ст. 19) и распущенно, не сдерживая себя. Это всегда обманывает сердце самого говорящего, обманывает его совесть — сознание его сердца.

  В стихе 27 Иаков говорит: «Вот что есть чистая и неосквернённая религия перед нашим Богом и Отцом: посещать сирот и вдов в их скорби и хранить себя незапятнанным от мира». В этих словах Иакова, сказанных в подкрепление его взгляда на практическое христианское совершенство, подразумевается элемент ветхозаветных повелений (Втор. 14:29; 12-13, 24:19-21).

  Хранить себя незапятнанным от мира — значит не быть мирским, не быть запятнанным привязанностью к миру. Слова о том, что нужно хранить себя незапятнанным от мира, представляют собой ещё одну часть богобоязненного взгляда Иакова на практическое христианское совершенство. Посещать сирот и вдов — значит поступать согласно Божьему любящему сердцу, что отличает совершенство с положительной стороны, а хранить себя незапятнанным от мира — значит быть отделённым от мира согласно Божьей святой природе, что отличает совершенство с отрицательной стороны.

Три важных положения

  В первой главе Послания Иакова рассматриваются три важных положения: божественное рождение (ст. 18), принятие посаженного в нас слова (ст. 21) и совершенный закон свободы (ст. 25). Сначала Бог породил, возродил, нас словом истины. Поэтому слово истины — это семя жизни для нашего божественного рождения. После того как мы были возрождены, приняв это семя, нам нужно продолжать принимать посаженное в нас слово, которое может спасать нашу душу в нашей повседневной жизни. Согласно стиху 18, слово истины предназначено для возрождения в нашем духе. Согласно стиху 21, нам нужно посаженное в нас слово для ежедневного спасения нашей души. Кроме того, согласно стихам 25-27, нам нужен совершенный закон свободы, чтобы жить богобоязненной жизнью, жизнью, которую можно считать религиозной в надлежащем смысле слова. Такая жизнь соответствует Божьему сердцу, то есть любви, и Божьей природе, то есть святости.

  С отрицательной стороны, в первой главе Послания Иакова говорится о терпеливом перенесении испытаний и о сопротивлении искушениям. Фактически глубинное содержание этой главы включает три аспекта божественного слова: слово истины для возрождения, посаженное в нас слово для спасения души и весь Новый Завет как Божье слово в качестве закона свободы. Мы уже увидели, что выражение «закон свободы» обозначает закон жизни, который внедрён в наше существо в качестве принципа. Этот внутренний закон помогает нам жить жизнью любви и святости, жизнью, которая соответствует Божьему сердцу и Божьей природе.

  Я хочу подчеркнуть, что каждое из трёх важных положений, рассмотренных в первой главе Послания Иакова, связано с божественным словом. Эти положения связаны, во-первых, со словом в аспекте истины для возрождения; во-вторых, со словом в аспекте того, что оно посажено в нас, для ежедневного спасения души; в-третьих, со словом в смысле всего Нового Завета как нового закона — закона, внедрённого в наше существо и ставшего внутренним принципом, при помощи которого мы живём благочестивой жизнью в соответствии с Божьим любящим сердцем и с Божьей святой природой.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках