Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Послания Иакова»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 3

Практические добродетели христианского совершенства

(3)

  Тексты Писания: Иак. 1:13-27

Уравновешенный взгляд на Послание Иакова

  Изучив писания Павла и все сообщения Жизнеизучения по этим писаниям, мы, несомненно, испытаем их воздействие и получим свет относительно Божьего домостроительства и будем твёрдо стоять за это домостроительство. Но может получиться так, что мы будем беспечны в своём поведении или что мы будем пренебрегать практическим христианским совершенством. Поэтому нам нужен противовес, который даёт нам Послание Иакова.

  Лютер говорил, что Послание Иакова — это «соломенное послание». Говоря это, Лютер поступал несправедливо и неправильно. Нам нужно понимать, что после откровения в писаниях Павла о Божьем домостроительстве Бог поместил Послание Иакова — одну из семи книг Нового Завета, которая не была полностью признана вплоть до Карфагенского собора в 397 году по Р.Х. До этого времени не было однозначного мнения по поводу того, следует ли считать это Послание частью святого Слова. В конечном итоге Послание Иакова было признано как часть Писаний.

Уравновешивающее слово

  Яркой отличительной чертой Послания Иакова является то, что оно показывает, что мы можем быть очень сильны в Божьем домостроительстве, но не быть совершенными и целыми в нашем христианском поведении в нашей личной повседневной жизни. Многие из нас могут свидетельствовать, что мы получили видение о Божьем домостроительстве и что мы бесповоротно стоим за это видение. Но всё равно нам нужно обратить внимание на наше поведение в нашей повседневной жизни. Какой-нибудь брат может легко рассердиться на свою жену, или какая-нибудь сестра может неподобающим образом относиться к своему мужу. В таком случае как брат, так и сестра не являются ни совершенными, ни целыми. Это пример, подтверждающий то, что нам нужно уравновешивающее слово, которое содержится в Послании Иакова.

Серьёзное предостережение

  Помимо того, что Послание Иакова даёт противовес, оно также служит серьёзным предостережением о том, что можно быть очень благочестивым, но при этом не иметь ясности в том, что касается видения Божьего новозаветного домостроительства. Согласно истории церкви, Иаков был известен тем, что жил благочестивой жизнью. В одном из повествований говорится, что Иаков так много времени проводил в молитве на коленях, что на его коленях образовались мозоли. Безусловно, Иаков был благочестивым человеком, человеком молитвы, и в его Послании на молитве делается акцент. Тем не менее у Иакова, возможно, не было ясного видения в отношении различия между благодатью и законом. Другими словами, у него, возможно, не было ясного видения в отношении Божьего домостроительства. В том, что он написал, есть некоторые указания на то, что дело обстояло именно так. Однако его Послание отличительно и замечательно тем, что касается христианского поведения, и в нём подчёркивается практическое христианское совершенство. Поэтому в 1:4 Иаков указывает на то, что верующие должны быть «совершенными и целыми, ни в чём не испытывая недостатка».

  Будет справедливым отметить, что в Послании Иакова есть и противовес, и предостережение. Нам нужна эта книга. Без неё в святом Слове был бы пробел, недостаток.

  Важно, чтобы у нас не было неуравновешенного взгляда на Послание Иакова. С одной стороны, нам нужно видеть, что это Послание показывает, что Иакову, возможно, недоставало ясного видения Божьего домостроительства. С другой стороны, в этой книге подчёркивается необходимость в практическом христианском совершенстве. Из двадцати семи книг Нового Завета четырнадцать были написаны Павлом. В Посланиях Павла говорится о Божьем домостроительстве, Божьем раздаянии. Это домостроительство является жизненно важным и ключевым. Но чтобы осуществить Божье домостроительство, нам нужно практическое христианское совершенство. Это значит, что нам нельзя быть беспечными в нашей повседневной жизни. В качестве примера можно привести солдата в армии. Главная обязанность солдата — воевать за свою родину. Но чтобы быть хорошим воином, солдату нужно надлежащим образом поступать в своей личной повседневной жизни. Точно так же мы, может быть, являемся «солдатами», воинами, сражающимися за Божье домостроительство, но нам ещё нужно быть совершенными и целыми в нашей повседневной христианской жизни.

Положение, занимаемое Посланием Иакова

  Место Послания Иакова определяется его положением в структуре книг Нового Завета: оно идёт сразу после четырнадцати Посланий Павла. Все Послания Павла, от Послания к римлянам до Послания к евреям, посвящены одной главной теме — Божьему домостроительству. Эти Послания можно уподобить главному входу в здание. А Послание Иакова можно уподобить маленькой дверке рядом с этим входом. Хотя «вход», которым являются Послания Павла, имеет ключевое значение, нам всё равно нужна «дверка», которой является Послание Иакова.

Важность уравновешенности в нашей христианской жизни

  Послание Иакова является противовесом для тех, кто не уравновешен в своей христианской жизни. Возможно, в вашей христианской жизни вы полностью на стороне Божьего домостроительства. Однако в вашей повседневной личной жизни у вас, возможно, есть много недостатков в том, как вы говорите и делаете дела. В отношении ряда вещей вам, возможно, недостаёт мудрости. Хотя вы хороший «солдат», сражающийся за Божье домостроительство, в вашей повседневной жизни вы, возможно, не являетесь совершенным и целым. Может быть, вы мало доверяете Богу и не молитесь Ему о ваших нуждах. Поскольку вы успешны в чём-то крупном, но у вас есть недостатки в определённых практических вещах, вам в вашей христианской жизни нужно равновесие. Первое, что даёт нам Послание Иакова, — это необходимое нам равновесие.

  Как мы уже указывали, Послание Иакова также служит предостережением. Иаков был выдающейся личностью в плане практического христианского совершенства. Он был благочестивым человеком, который знал Бога, любил Бога и молился Богу. Но его благочестие было помехой, а его религия — покрывалом, которые не позволяли ему получить подробное видение в отношении Божьего новозаветного домостроительства.

  В 1:27 Иаков говорит о «чистой и неосквернённой религии перед нашим Богом и Отцом». Что касается надлежащего человеческого поведения, может быть, нам нужно быть религиозными. Мы можем бесповоротно стоять за Божье домостроительство, но при этом быть неправыми в том, как мы разговариваем или обращаемся с другими людьми. Предположим, какой-нибудь брат говорит: «Разве вы не знаете, что я целиком и полностью за Божье домостроительство? Я пожертвовал всем ради этого. День за днём я отдаю своё будущее Господу ради Его домостроительства. Неужели вы это не цените?» Да, такой брат, возможно, стоит за Божье домостроительство, но ему ещё нужно практическое христианское совершенство в его повседневной жизни. Мы опять видим, что нам нужно быть уравновешенными: нам нужно ясное видение относительно Божьего домостроительства и нам нужно практическое христианское совершенство.

  Нам нужно внять содержащемуся в Послании Иакова предостережению о том, что мы можем быть очень благочестивыми, но при этом всё равно не иметь достаточно ясного взгляда на Божье домостроительство. Человек может быть благочестивым, смиренным и кротким в своей повседневной жизни. Но он может быть не способным сражаться за Божье домостроительство. Чтобы сражаться за Божье домостроительство, нам нужно усвоить правильную стратегию. Павел был человеком уравновешенным. С одной стороны, он был отличным бойцом; с другой стороны, он был благочестивым человеком. Павел даже призывал своего молодого соработника Тимофея упражнять себя к благочестию (1 Тим. 4:7). Обращая внимание на крупные аспекты Божьего домостроительства, мы не должны пренебрегать практическими мелочами нашей личной повседневной жизни.

  Подавляющее большинство сегодняшних христиан уделяют больше внимания мелким вопросам своей повседневной жизни, чем крупным вопросам Божьего новозаветного домостроительства. Фактически многие ищущие христиане заботятся об очень немногих вещах из числа действительно крупных вопросов. Эти христиане, возможно, религиозны и благочестивы, они, возможно, очень много молятся, имеют веру и терпение и любят Бога. В своей христианской жизни они являются подражателями Иакову. Но они не увидели Божье домостроительство.

  Возможно, что мы являемся такими христианами, поэтому нам нужно предостережение о том, что мы можем быть благочестивыми, но при этом не видеть Божье домостроительство. Мы можем быть совершенными и целыми в плане христианского поведения, но не уметь вести сражение за осуществление Божьего домостроительства. Поэтому у меня есть бремя подчёркивать важность уравновешенности в нашей христианской жизни. Нам нужно видеть Божье домостроительство, и нам нужно совершенствоваться в нашей повседневной личной жизни, чтобы мы были совершенными и целыми. Нам нужны и противовес, и предостережение, содержащиеся в Послании Иакова. По отношению к этой книге мы должны занять справедливую позицию, признавая, что «вход», которым являются Послания Павла, нуждается ещё и во вспомогательной «дверке», которой является Послание Иакова.

Сопротивляться искушению как те, кто рождён Богом

  В Иак. 1:2-12 мы рассмотрели первый элемент из числа практических добродетелей христианского совершенства, о котором говорится в этой книге, — терпеливое перенесение испытаний при помощи веры. В Иак. 1:13-18 мы переходим ко второму элементу. Он заключается в том, что мы сопротивляемся искушению как те, кто рождён Богом.

  В стихах с 13 по 18, во-первых, говорится о сопротивлении искушению, а, во-вторых, — о том, что Бог породил нас посредством возрождения. Посредством любого рождения всегда вкладывается жизнь. Когда Бог возродил нас, дав нам божественное рождение, в нас была вложена божественная жизнь. В этих стихах содержится мысль о том, что мы сопротивляемся искушению при помощи божественной жизни, которую мы получили при нашем божественном рождении. Поэтому этот раздел озаглавлен «Сопротивляться искушению как те, кто рождён Богом».

  Поскольку мы рождены от Бога, мы теперь дети Божьи, обладающие Божьей жизнью. Эта божественная жизнь является средством, «капиталом», при помощи которого мы сопротивляемся искушению. Божественная жизнь вложена в нас, и поэтому мы имеем способность, энергию, мощь и силу, необходимые для того, чтобы сопротивляться искушению.

Искушение вожделением

  В Иак. 1:13 говорится: «Пусть никто, будучи искушаемым, не говорит: «Я искушаем Богом», ибо Бог не может быть искушаем злом и Сам не искушает никого». Греческое слово, переведённое здесь как «искушаем», также означает «испытывать», «проверять». В стихах 2 и 12 слову «испытания» или «испытание» соответствует греческое слово пейрасмо́с, а слову «искушать» соответствует греческое слово пейра́зо. Эти два слова очень близки по значению. Оба они означают «проверять», «испытывать», «пробовать». Когда мы подвергаемся испытанию или проверке внешним страданием в окружении — это испытание (ст. 2). Когда мы подвергаемся испытанию или проверке внутренним обольщением вожделения — это искушение (ст. 14). Об испытании говорится в стихах 2-12; об искушении — в стихах 13-21. Что касается испытания, то мы должны терпеливо переносить его, любя Господа, чтобы приобрести блаженство — венок жизни. Что касается искушения, то мы должны сопротивляться ему, принимая посаженное в нас слово, чтобы приобрести спасение — спасение наших душ (ст. 21).

  В стихе 13 Иаков говорит, что Бог не может быть искушаем злом и Сам не искушает никого. Здесь слова «не может быть искушаем» являются переводом греческого слова апе́йрастос, которое означает «неиспытанный». Отсюда — значения «не поддающийся искушению», «не подлежащий искушению», «не способный подвергаться искушению». Слову «искушает» здесь соответствует греческое слово пейра́зо. Искусителем является не Бог, а дьявол (Мф. 4:3; 1 Фес. 3:5).

  В стихах 14 и 15 Иаков продолжает: «А каждый бывает искушаем, когда его увлекают и обольщают его собственные вожделения; потом вожделение, зачав, рождает грех; а грех, когда полностью вырастет, порождает смерть». Искуситель, дьявол, является порождающим отцом греха (1 Ин. 3:8, 10), имеющим могущество смерти (Евр. 2:14) через грех (1 Кор. 15:56). Он ввёл грех в Адама, а через грех смерть перешла на всех людей (Рим. 5:12).

Испытания и искушения

  В нашей христианской жизни мы подвергаемся испытанию с двух сторон. Первая сторона положительная, вторая — отрицательная. Первая сторона включает испытания и страдания, которые являются для нас проверкой и пробой. Гонение, страдание и тяжёлые условия являются для нас испытанием, проверкой и пробой, показывающей, где мы стоим перед Богом. Вторая, отрицательная, сторона включает искушение. Например, Сатана может использовать ваших коллег по работе, чтобы искушать вас, подталкивая вас к каким-нибудь мирским занятиям. Кроме того, вы можете подвергаться многим другим видам искушения. Возможно, ваш сосед купил новую машину. Когда вы видите эту машину, вам хочется иметь такую же. Это искушение.

  Подобно испытаниям искушения также являются для нас проверкой и пробой. Когда мы подвергаемся проверке внешним страданием в окружении — это испытание, но когда мы подвергаемся проверке внутренним обольщением вожделения — это искушение. Приглашение участвовать в мирских занятиях или вид чьей-нибудь новой машины могут возбудить внутри нас вожделение. Это не испытание; это искушение. Испытания нужно терпеливо переносить, а искушению нужно сопротивляться. Чтобы терпеливо переносить испытания, нужна мудрость. Однако, чтобы сопротивляться искушению, мудрости недостаточно. Чтобы сопротивляться искушению, нужна божественная жизнь.

  В нашей христианской жизни искушения приходят чаще, чем испытания. Испытания мы можем переживать периодически, но искушения мы можем переживать каждый день и даже каждый час. Иногда искушения следуют одно за другим. Например, ученик в школе может подвергнуться искушению, увидев у своего товарища какую-нибудь особенную ручку. Он сразу же испытывает искушение и ему хочется иметь такую же ручку.

  Такая вещь, как ручка, может стать для нас искушением по той причине, что внутри нас есть «микробы» вожделения. Если бы в нас не было этих микробов, ничто не могло бы быть для нас искушением. Именно вожделение, которое в нас, приводит к тому, что очень многие вещи становятся для нас искушением. Фактически нам нужно сопротивляться не тому, что нас искушает, а вожделению внутри нас. Как мы уже отмечали, мудрости для этого недостаточно. Мы можем иметь мудрость, но при этом не иметь силы, чтобы сопротивляться вожделению. Если мы хотим сопротивляться вожделению, которое в нас, нам нужна другая жизнь, жизнь Божья.

Новое рождение посредством слова истины

  Как мы увидим, в стихе 18 говорится, что наш Отец породил нас, возродил нас словом истины, то есть словом божественной действительности. Когда мы услышали благовестие, мы услышали слово Божьей действительности. Когда мы приняли это слово, мы были рождены заново. Посредством божественного рождения в наше существо была вложена божественная жизнь. Сейчас мы не только обладаем божественной жизнью, но и наслаждаемся этой жизнью вместе с её божественной природой. Эта жизнь является мощью, внутренней силой, благодаря которой мы можем сопротивляться микробам вожделения внутри нас.

Отец светов

  Далее, в стихах 16 и 17 Иаков говорит: «Не обманывайтесь, братья мои возлюбленные. Всякое доброе даяние и всякий совершенный дар — свыше, сходит от Отца светов, у которого нет ни изменения, ни тени, падающей от обращения». В стихе 17 под «даянием» понимается действие даяния, а под «даром» — то, что даётся. Под «светами» здесь понимаются небесные светила. Отец является Творцом этих сияющих тел, их источником. У Него нет тени, падающей от обращения (в отличие от того, что происходит с небесными телами: луна вследствие своего вращения то растёт, то уменьшается, а солнце может затмеваться луной), потому что в Нём нет изменчивости, непостоянства. Поэтому Он не способен подвергаться искушению злом и Сам не искушает никого.

  Согласно стиху 17, и даяние, и дар — свыше; они сходят от Отца светов. Много лет тому назад я думал, что светы в стихе 17 — это духовные светы и что Иаков здесь говорит, что Бог является Отцом этих духовных светов. Но в последние годы я выяснил, что это не духовные светы, а небесные тела, такие как солнце, луна, планеты и звёзды.

  Как можно называть Бога Отцом этих небесных тел? Он назван Отцом этих светов, потому что они были сотворены Им. Согласно Деян. 17, всё, сотворённое Богом, произведено Им. В этом смысле Он является Отцом всего, что Он произвёл. Поскольку небесные тела были сотворены Богом, Он является Отцом светов, то есть светил.

  Иаков говорит, что у Отца светов нет изменчивости, нет изменения и нет тени, падающей от обращения. Много лет тому назад я понимал это в том смысле, что, поскольку Бог никогда не вращается, никогда не изменяется, то у Него нет тёмной тени. Однако, даже когда я придерживался такого понимания, внутри у меня были сомнения: действительно ли здесь имеется в виду именно это? Действительно ли Иаков говорит, что, поскольку Бог никогда не изменяется, у Него нет тьмы? Впоследствии я узнал, что в этом стихе Иаков говорит о движении небесных тел, как, например, движение планет по орбитам или вращение. Такие виды движения могут вызывать темноту — например, при солнечном затмении. Но Бог не изменяется. У Него нет изменчивости, как у небесных тел.

  Теперь мы можем понять, что Иаков говорит о телах солнечной системы, чтобы показать, что Отец, Тот, кто родил нас, постоянен. У Него нет обращения. Поэтому нельзя говорить, что мы искушаемы Богом. Поскольку Бог постоянен, Он не искушает никого и не может быть искушаем. Основываясь на понимании постоянства Бога, Иаков подчёркивает, что родивший нас Отец никогда не искушает нас. Наоборот, всякий раз, когда мы бываем искушаемы, нас искушает наше вожделение. Потом вожделение, зачав, рождает грех. Грех, когда полностью вырастет, порождает смерть. Вожделение — это причина искушения, которая производит грех, а грех приносит смерть.

Начаток Его тварей

  В стихе 18 Иаков говорит о Боге Отце: «Он породил нас словом истины, замыслив, чтобы мы были неким начатком Его тварей». Тот факт, что Бог замыслил, означает, что Он породил нас по собственной воле, согласно Своему намерению, чтобы осуществить Свой замысел, родив нас и тем самым сделав нас начатком Его тварей.

  Грех, источник тьмы, порождает смерть (ст. 15). Но Отец светов породил нас, чтобы мы были начатком Его тварей, полным бодрой жизни, которая созревает первой. Имеется в виду божественное рождение, наше возрождение (Ин. 3:5, 6), которое осуществляется согласно Божьему вечному замыслу.

  Согласно стиху 18, Бог породил нас словом истины. Слово истины — это слово божественной действительности, слово того, чем является Триединый Бог (Ин. 1:14, 17). Это слово представляет собой семя жизни, которым мы возрождены (1 Пет. 1:23).

  Иаков говорит, что Бог породил нас словом истины, чтобы мы были неким начатком Его тварей. Бог обновит всё Своё творение, и у Него будет новое небо и новая земля, центром которых будет Новый Иерусалим (Отк. 21:1-2). Сначала Он возродил нас как начаток Своего нового творения, вложив Свою божественную жизнь в наше существо посредством посаженного в нас слова жизни, чтобы мы жили жизнью совершенства. Это должно быть семенем практического христианского совершенства. Эта жизнь обретёт завершённость в Новом Иерусалиме как живом центре Божьей вечной новой вселенной.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках