Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Послания Иакова»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 2

Практические добродетели христианского совершенства

(2)

  Тексты Писания: Иак. 1:1-12

  В 1:2 Иаков увещевает нас считать то всякой радостью всякий раз, когда мы попадаем в различные испытания. Далее, в стихе 3, он говорит: «Зная, что проверка вашей веры вырабатывает терпение». Под верой здесь подразумевается христианская вера, данная Богом в Христе (Иак. 2:1; Эф. 2:8).

Проверка веры вырабатывает терпение

  В стихе 3 Иаков говорит, что проверка нашей веры, то есть испытание и проба нашей веры, вырабатывает терпение. Я могу свидетельствовать, что моё терпение возросло в результате противостояния и испытаний. Проверки, которым мы подвергаемся, вырабатывают терпение.

  Терпение — это не то же самое, что терпеливость. Можно проявлять терпеливость, не имея при этом большого терпения. Наша терпеливость может быть хрупкой. Нам нужна стойкая терпеливость. Такая стойкая терпеливость и есть терпение.

  Когда кто-то плохо с вами обращается, сначала вы, возможно, будете проявлять терпеливость. Но вы поймёте, что одной терпеливости недостаточно, потому что в перенесении испытаний вам также нужно терпение. Терпение является результатом проверки, пробы, испытания нашей веры.

Быть совершенными и целыми

  В стихе 4 Иаков продолжает: «А терпение пусть имеет свою совершенную работу, чтобы вы были совершенными и целыми, ни в чём не испытывая недостатка». Хотя Иаков, возможно, не очень ясно представлял себе различие между благодатью и законом, его Послание является выдающимся и замечательным в том, как оно представляет христианское поведение, подчёркивая практическое христианское совершенство, чтобы верующие были «совершенными и целыми, ни в чём не испытывая недостатка». Это можно рассматривать как основную тему его Послания. Для такого совершенства в христианском поведении требуются испытания Божьими правительственными мерами и терпение верующих за счёт божественного рождения посредством возрождения посаженным в них словом (ст. 18, 21).

  В чём разница между понятиями «совершенный» и «целый»? Ответить на этот вопрос нам поможет пример головоломки, в которой из многих фрагментов составляется целая картинка. Такую головоломку можно назвать совершенной, если она содержит все фрагменты. Если одного фрагмента головоломки не хватает, головоломка не является совершенной. Таким образом, быть совершенным — значит иметь все части, составляющие единое целое. Человеческое тело не было бы совершенным, если бы в нём отсутствовала какая-либо часть. Быть совершенным — значит иметь все части или фрагменты, составляющие нечто законченное.

  Но что значит быть целым? Используя пример той же головоломки, мы можем сказать, что, когда все фрагменты головоломки сложены вместе, получается нечто полное, целое. Предположим, головоломка состоит из ста фрагментов. Если все фрагменты имеются в наличии, то головоломка является совершенной. А когда эти фрагменты сложены вместе в правильном порядке, то головоломка является полной или целой. Таким образом, слово «целый» в 1:4 обозначает полноту, целостность чего-либо.

  В 1:4 Иаков не использует слова «совершенный» и «целый» в качестве синонимов. Иаков хочет сказать здесь, что нам нужно иметь все элементы практического христианского совершенства. Если у нас будут все элементы, мы будем совершенными. Вслед за этим мы будем обладать целым христианским совершенством, то есть мы будем обладать практическим христианским совершенством в полноте.

  Когда Иаков в своём Послании касается вопроса практического христианского совершенства, он пишет очень выразительно, а также подробно. С одной стороны, это совершенство должно содержать все необходимые элементы; с другой стороны, оно должно представлять собой нечто полное, целое. Поэтому Иаков заканчивает стих 4 словами «ни в чём не испытывая недостатка». Он хотел, чтобы получатели его Послания были совершенными и целыми в своём практическом христианском совершенстве, ни в чём не испытывая недостатка.

Просить мудрости у Бога

  В стихе 5 Иаков говорит: «А если кому-нибудь из вас недостаёт мудрости, пусть просит у Бога, который всем даёт щедро и не укоряет, и будет дано ему». Именно при помощи Своей мудрости Бог в Христе составил Свой вечный план и осуществил его (1 Кор. 2:7; Эф. 3:9-11; Прит. 8:12, 22-31). И в Своём новозаветном домостроительстве Бог сделал Христа прежде всего нашей мудростью (1 Кор. 1:24, 30). Для практического христианского совершенства нужна Божья мудрость. Поэтому нам нужно просить её у Бога.

  В свете содержания этого Послания создаётся впечатление, что у Иакова не было ясного видения относительно Божьего новозаветного домостроительства. Однако у него была мудрость, чтобы изобразить то, что касается практической христианской жизни.

  Иаков был известен как человек молитвы. Здесь он велел адресатам своего Послания молиться о мудрости, подразумевая, что его мудрость ему дал Бог в результате молитвы. В своём Послании он сделал акцент на молитве (Иак. 5:14-18). Молитва — это одна из добродетелей практического христианского совершенства.

  В стихе 5 Иаков говорит нам, что, если нам недостаёт мудрости, мы должны просить её у Бога. Чтобы быть совершенным в поведении, главное, что нужно, — это мудрость. Неразумный человек не может быть совершенным. Но если мы будем исполнены мудрости, то в каждом деле нашей повседневной жизни наше поведение будет совершенным. Это показывает, что совершенство проявляется главным образом через мудрость. Мудрый человек может быть совершенным. Однако, если нам недостаёт мудрости, мы можем обидеть других людей своими неразумными разговорами. Наше говорение может указывать на то, что у нас нет достаточной мудрости. Когда нам не хватает мудрости, мы должны просить её у Бога.

  Иаков говорит, что, если мы будем просить мудрости у Бога, Он даст щедро и не укоряя. Давать щедро — значит давать с простотой и не жалея, без сдержанности (Рим. 12:8; 2 Кор. 8:2).

  Сказанное здесь Иаковом показывает, что он благочестив и что он знает Бога. В этом стихе Иаков не говорит: «Если вам недостаёт мудрости, вы должны учиться у меня. Позвольте прочитать вам несколько лекций или дать вам несколько книг. Тогда у вас будет мудрость». Иаков не говорит подобным образом, а, будучи благочестивым, призывает читателей своего Послания просить Бога. Он знает Бога и, в частности, он знает, что Бог щедр. Иаков говорит нам в этом стихе, что, когда Бог даёт, Он не укоряет. Но скупой человек не хочет давать ничего. Если же он даёт что-то, он, возможно, даёт с укором, с язвительными словами. Щедрый Бог не похож на такого человека. Бог даёт щедро, и Он даёт не укоряя. Будучи благочестивым человеком, человеком, знавшим Бога, Иаков понимал это.

Просить в вере

  Далее, в стихе 6, Иаков говорит: «Но пусть просит в вере, ни в чём не сомневаясь, ибо сомневающийся подобен морскому прибою, гонимому ветром и бросаемому». Греческие слова, переведённые как «сомневаясь» и «сомневающийся», также означают «колеблясь» и «колеблющийся». Человек, колеблющийся в молитве, подобен морскому прибою, гонимому ветром и бросаемому.

Двоедушный человек

  В стихах 7 и 8 говорится: «Ибо пусть не думает тот человек, что получит что-нибудь от Господа; это двоедушный человек, непостоянный во всех своих путях». Бог создал человека как одну душу, с одним разумом и одной волей. Когда верующий во время молитвы сомневается, он делается двоедушным, подобным кораблю с двумя рулями, т. е. движущимся в неопределённом направлении. Вера в молитве — это ещё одна из добродетелей практического христианского совершенства.

  Стихи с 6 по 8 показывают, что Иаков, безусловно, был благочестивым человеком. Несомненно, он был человеком мудрости, человеком веры и человеком молитвы. Будучи таким человеком, он знал Бога.

Хвалиться в возвышении и в принижении

  В стихах 9 и 10 Иаков продолжает: «И пусть приниженный брат хвалится в своём возвышении, а богатый — в своём принижении, потому что, как цветок травы, он уйдёт». Греческое слово, переведённое как «хвалится» в стихе 9, также означает «гордится», «радуется». Когда приниженный брат хвалится и радуется в возвышении, у него естественным образом появляется желание восхвалять Господа (5:13). Он не должен хвалиться по-мирски, т. е. не восхваляя Господа. Приниженному брату легко хвалиться, радоваться и восхвалять Господа в своём возвышении. Богатому нелегко так же хвалиться в своём принижении. Тем не менее радоваться и восхвалять и в возвышении, и в принижении — это одна из добродетелей практического христианского совершенства.

  Мы все должны понимать, что как бы мы ни были богаты, наши обстоятельства могут измениться. Сегодня человек может быть богатым, но спустя некоторое время он может стать нищим. Например, какой-нибудь брат занимает высокую должность на работе и вдруг неожиданно его понижают в должности или даже увольняют. Поскольку такое случается, нам нельзя полагаться на наши обстоятельства, богатство, положение и образование.

  В стихе 11 Иаков объясняет: «Ибо восходит солнце со зноем и иссушает траву, и цветок её опадает, и красота её вида уничтожается; так и богатый увянет в своих устремлениях». Какие отрезвляющие слова для тех, кто стремится к богатству! Но для тех богатых, кто принижается, лишаясь своего богатства, это утешающие слова.

  В стихе 6 Иаков использовал прибой на море, чтобы изобразить сомневающееся сердце, а в стихе 10 — цветок на суше, чтобы описать увядающего богача. Здесь, в стихе 11, он использовал солнце на небесах с его зноем, чтобы изобразить ту силу, которая заставляет богатство человека увянуть, когда тот сталкивается с Божьими правительственными мерами. В стихе 17 он использовал даже обращение планет, чтобы изобразить изменчивость, противопоставляемую неизменности Бога Отца. Рассматривая в Иак. 3:3-12 проблему нашего языка, он использовал в качестве иллюстраций двадцать различных вещей. Более того, в Иак. 4:14 он использовал пар, чтобы описать мимолётность нашей жизни, а в Иак. 5:7-8 — долготерпение земледельца, чтобы научить нас, как нужно ожидать Господнего пришествия. Иаков был мудрым и опытным человеком, имевшим не только опыт человеческой жизни, но и мудрость из божественного источника благодаря своим исканиям в молитве (Иак. 5:5; 3:13, 15, 17). Однако складывается впечатление, что его симпатии к иудаизму и его компромисс с иудаизмом помешали ему получить чёткое видение той мудрости, которая связана с Божьим новозаветным домостроительством. Такое видение получил и раскрыл в своих Посланиях Павел.

Получить венок жизни

  В стихе 12 Иаков говорит: «Блажен человек, который терпеливо переносит испытание, потому что, став одобренным благодаря испытанию, он получит венок жизни, который Он обещал тем, кто любит Его». В стихах Иак. 1:2-12 говорится об испытаниях. Испытания приходят к верующим от их окружения, чтобы проверить их веру (ст. 2-3) страданием (ст. 9-11). Верующие должны терпеливо переносить испытания со всякой радостью (ст. 2) по причине своей любви к Господу, чтобы получить блаженство венка жизни.

  В стихе 12 слово «одобренный» обозначает одобрение веры верующих (ст. 3). Венок жизни — это слава жизни, выражение жизни. Верующие терпеливо переносят испытания при помощи божественной жизни, и это станет их славой, их выражением, венком жизни в качестве их награды при явлении Господа для их наслаждения в грядущем царстве (Иак. 2:5).

  Слово «жизнь» в стихе 12 показывает, что в основе стихов 12-27 лежит мысль о настоятельной необходимости в божественной жизни. Порождающий Отец и то, что Он породил нас; то, что Он сделал нас начатком Своих тварей (ст. 17-18, 27); посаженное в нас слово жизни (ст. 21) и совершенный закон жизни (ст. 25) — всё это свидетельствует о том же.

  В стихе 12 Иаков говорит, что венок жизни обещан тем, кто любит Господа. Уверовать в Господа — значит получить божественную жизнь для нашего спасения; любить Господа — значит расти в божественной жизни для нашей зрелости, чтобы получить право на награду — на венок жизни — и наслаждаться славой божественной жизни в царстве.

Как терпеливо переносить испытания

  В стихе 2 Иаков говорит: «Считайте то всякой радостью, братья мои, всякий раз, когда попадаете в различные испытания». Затем, в конце этого раздела о терпеливом перенесении испытаний при помощи веры, в стихе 12 он говорит: «Блажен человек, который терпеливо переносит испытание». В стихах с 3 по 11 Иаков показывает, как нужно терпеливо переносить испытания. Если мы хотим терпеливо переносить испытания, сначала нам нужно просить у Бога мудрости. Если мы не переносим испытания терпеливо, это может означать, что нам недостаёт мудрости, потому что мудрый человек всегда терпеливо переносит испытания. Например, предположим, что какого-нибудь брата, который лишь недавно женился, обидела жена, а он начинает задумываться о возможности развода. Это неразумная мысль. Если бы этот брат был мудрым, он бы ни в коем случае не задумывался о разводе. Мудрый человек так не думает. Этому брату нужна мудрость, чтобы надлежащим образом вести себя с женой.

  Без мудрости поведение нас как христиан не может быть совершенным. Чтобы быть совершенными и особенно чтобы терпеливо переносить испытания, нам нужна мудрость. Если мы хотим терпеливо переносить испытания, первое, что нам нужно делать, — это молиться, чтобы Господь дал нам мудрость. Разумеется, такая молитва должна быть в вере.

  Во-вторых, если мы хотим терпеливо переносить испытания, мы не должны полагаться на наши обстоятельства, потому что они могут измениться. Независимо от того, возвышены мы или принижены, наше отношение к обстоятельствам должно быть одинаковым.

  Чтобы терпеливо переносить испытания, мы должны просить мудрости, молясь в вере. Кроме того, нам нужно по-настоящему осознать суетность человеческой жизни. Независимо от того, богаты мы или нищи, возвышены или принижены, человеческая жизнь суетна. Если мы поймём это, мы сможем терпеливо переносить испытания и быть блаженными.

  Иаков говорит, что человек, который терпеливо переносит испытание, блажен, потому что, став одобренным, он получит венок жизни. Это явно указывает на то, что Иаков рассматривает практическое христианское совершенство как нечто, исходящее из божественной жизни, которую мы получаем во время нашего возрождения, то есть нашего божественного рождения. Жизнь, которую мы получили в результате возрождения, теперь должна развиваться и стать венком. Каким образом божественная жизнь развивается и становится венком? Она развивается благодаря тому, что мы просим у Бога мудрости, а также понимаем суетность человеческой жизни. Таким образом, нам нужны мудрость, молитва, вера и осознание суетности человеческой жизни. Но самое главное — это божественная жизнь.

  Если бы у нас не было божественной жизни, мы не могли бы терпеливо переносить испытания. Те святые, которые осознаю́т, что в них есть божественная жизнь, и которые применяют эту жизнь, получат развитие божественной жизни, которая станет венком. Этот венок представляет собой славное выражение внутренней божественной жизни, полученной в результате нашего божественного рождения. Этот венок будет наградой, которую Господь даст тем, кто любит Его.

Необходимость ясно видеть Божье новозаветное домостроительство

  Мы увидели, что Иаков был благочестивым человеком, человеком, который знал Бога и любил Господа. Кроме того, Иаков был человеком мудрости, человеком молитвы и веры, человеком, понимавшим истинную суть человеческой жизни, а также человеком, способным и готовым терпеливо переносить испытания с радостью. Но даже такому благочестивому человеку может недоставать ясного видения относительно Божьего домостроительства. На протяжении столетий было очень много верующих, которые были благочестивыми людьми подобно Иакову. Однако чуть ли не каждому из них недоставало ясного видения относительно Божьего домостроительства. Сегодня таких верующих, возможно, тысячи. Некоторые христиане думают, что достаточно быть таким же благочестивым, как Иаков. Они думают, что достаточно знать Бога, любить Бога, быть человеком молитвы и веры и уметь терпеливо переносить испытания с радостью. Но мы бы сказали, что недостаточно быть таким благочестивым человеком, потому что даже такому человеку, как Иаков, может недоставать надлежащего видения в отношении Божьего движения в различных устроениях.

  Я ценю Послание Иакова за то, что эта книга показывает, что мы можем знать Бога, любить Бога, быть исполненными мудрости и веры, но не иметь ясного видения Божьего домостроительства. Мы все должны знать, что такое Господне восстановление. Господне восстановление — это просто восстановление Божьего домостроительства.

  Многие верующие так же благочестивы, как Иаков. Они любят Бога, они полагаются на Бога и они молятся в вере. Но они ничего не знают о Божьем домостроительстве. Такие верующие не могут удовлетворить желание Бога. Желание Божьего сердца могут исполнить только те, кто знает Бога и кто благочестив и кто также, подобно Павлу, имеет ясное видение относительно Божьего домостроительства в этом веке.

  Мы уже отмечали, что в этом Послании Иаков использует множество образов: прибой на море, цветок на суше, солнце с его зноем, планеты, пар и долготерпение земледельца. Иаков, несомненно, был мудрым и опытным человеком, имевшим не только опыт человеческой жизни, но и мудрость из божественного источника благодаря своим исканиям в молитве. Однако складывается впечатление, что его симпатии к иудаизму и его компромисс с иудаизмом помешали ему получить чёткое видение Божьего новозаветного домостроительства.

  Иаков был сыном Марии, женщины набожной и благочестивой. Её хвала, записанная в Лк. 1, показывает, что она имела знание Божьего Слова, потому что в своей хвале она цитировала многие стихи из Ветхого Завета. Несомненно, она дала своим детям, включая Иакова, благочестивое образование. Поэтому Иаков вырос в атмосфере иудаизма. Вероятно, что Иаков любил иудаизм.

  То, что Иаков питал симпатию к иудаизму и шёл на компромисс с ним, видно из Деян. 21. Иаков и другие старейшины сказали Павлу, что тысячи иудейских верующих являются ревнителями закона. Читая эту главу, мы видим, что у Иакова и иерусалимских братьев не было ясного духовного неба. Наоборот, их небо было облачным. Что касается Иакова, его небо, возможно, было затянуто облаками его благочестия. Он, наряду с Иоанном и Петром, считался столпом церкви и, несомненно, был ведущим из столпов. Но несмотря на то, что Иакова так высоко почитали, в его подходе к движению Бога была примесь и неясность. Эта примесь, в числе прочего, была причиной того, что Бог послал Тита, полководца Римской империи, с римским войском, чтобы разрушить город Иерусалим вместе с храмом. Если бы этого не произошло, эта примесь иудаизма, добавленная к Божьему новозаветному домостроительству, возможно, продолжала бы существовать столетиями. Однако Бог ни в коем случае не одобрил бы и не оправдал бы такой примеси.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках