Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Послания Иакова»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 5

Практические добродетели христианского совершенства

(5)

  Тексты Писания: Иак. 1:18, 21, 25-27; Деян. 21:17-26

  Мы уже отмечали, что нам нужен уравновешенный взгляд на Послание Иакова. С одной стороны, это Послание полезно тем, что оно подчёркивает практическое христианское совершенство. С другой стороны, это Послание служит предостережением о том, что даже очень благочестивый человек может не иметь ясного представления о Божьем новозаветном домостроительстве.

Что говорит Иаков о Божьем новозаветном домостроительстве

  В 1:26 и 27 Иаков говорит: «Если кто-нибудь думает, что он религиозен, но не обуздывает свой язык, а обманывает своё сердце, то его религия суетна. Вот что есть чистая и неосквернённая религия перед нашим Богом и Отцом: посещать сирот и вдов в их скорби и хранить себя незапятнанным от мира». Эти стихи, в которых Иаков говорит о религии, показывают, что Иаков пишет о Божьем новозаветном домостроительстве не так ярко, как Павел, Пётр и Иоанн. Павел сосредотачивается на том, что Христос живёт и образуется в нас (Гал. 2:20; 4:19), и на том, что Христос возвеличивается в нас и проявляется в нашем житии (Флп. 1:20-21), чтобы мы как церковь, Его Тело, стали Его полнотой, Его выражением (Эф. 1:22-23). Пётр подчёркивает, что Бог возродил нас через воскресение Христа (1 Пет. 1:3), сделав нас причастниками Своей божественной природы, чтобы мы жили жизнью благочестия (2 Пет. 1:3-7) и созидались как духовный дом, выражая тем самым Его добродетели (1 Пет. 2:5, 9). Иоанн делает акцент на вечной жизни, данной нам для нашего общения с Триединым Богом (1 Ин. 1:2-3), и на божественном рождении, приносящем в нас божественную жизнь как божественное семя, чтобы мы являли жизнь, подобную Богу (1 Ин. 2:29; 3:9; 4:17), и были светильником, церковью, которая является свидетельством Иисуса (Отк. 1:9, 11-12) и которая обретёт завершённость в Новом Иерусалиме для Божьего выражения в вечности (Отк. 21:2-3, 10-11). Я надеюсь, что все святые, особенно молодые, изучат это обобщение писаний Павла, Петра и Иоанна о Божьем новозаветном домостроительстве и подробно исследуют каждое его положение.

  Что говорит Иаков в своём Послании о Божьем новозаветном домостроительстве? Из того, что свойственно именно Новому Завету, Иаков подчёркивает только то, что Бог породил нас (ст. 18); совершенный закон свободы (ст. 25); обитающего в нас Духа (4:5) и один из второстепенных аспектов церкви (5:14). Однако, затрагивая эти вопросы, он не говорит ни о Христе как о нашей жизни, ни о церкви как о выражении Христа — об этих двух свойствах Нового Завета, которые наиболее выделяют и отличают его как устроение. Выделять эти особенности Послания Иакова — значит придерживаться справедливого и уравновешенного взгляда.

Чистая религия

  Судя по Посланию Иакова, Иаков был очень религиозен. В 1:27 он использует слово «религия» в положительном смысле, говоря о «чистой и неосквернённой религии перед нашим Богом и Отцом». Далее Иаков говорит, что эта чистая религия заключается в том, чтобы посещать сирот и вдов в их скорби и хранить себя незапятнанным от мира. Посещать сирот и вдов в их скорби — значит поступать согласно Божьему любящему сердцу, а хранить себя незапятнанным от мира — значит поступать согласно Божьей святой природе. Несомненно, это очень хорошая религия, самая лучшая религия, религия, соответствующая сердцу и природе Бога. Однако, хотя Иаков мог написать такое слово о чистой религии, у него не было ясного видения относительно Божьего новозаветного домостроительства. Это необходимо подчёркивать вновь и вновь.

Необходимость равновесия в христианской жизни

  В нашей христианской жизни нам необходимо иметь равновесие между практическим христианским совершенством и Божьим новозаветным домостроительством. Тот факт, что в человеческом теле есть два плеча, две руки и две ноги, показывает, что в Божьем творении существует равновесие. Нельзя быть неуравновешенными христианами. Нужно быть уравновешенными Божьим домостроительством и практическим христианским совершенством. В том, что я написал о Послании Иакова, я старался быть уравновешенным, отмечая, что, с положительной стороны, в Послании Иакова мы видим практическое христианское совершенство, а с отрицательной стороны, предостережение о том, что благочестивый человек может не иметь ясного видения Божьего новозаветного домостроительства.

  Возможно, именно по причине религии Иакова и по причине его практического христианского совершенства его считали наряду с Петром и Иоанном столпом, причём даже первым, в церкви в Иерусалиме (Гал. 2:9). Однако он не был силён в том, что касается откровения о Божьем новозаветном домостроительстве в Христе, и всё ещё находился под влиянием своего прошлого — под влиянием старой иудаистской религии, которая в первую очередь состояла в том, чтобы поклоняться Богу при помощи обрядов и жить в страхе перед Богом. Это доказывают его слова в 2:2-11 и в Деян. 21:20-24.

Ситуация, показанная в Деян. 21

  Теперь рассмотрим ситуацию, показанную в Деян. 21. В стихе 18 говорится: «А на следующий день Павел вместе с нами пришёл к Иакову, и присутствовали все старейшины». Приветствовав их, Павел «стал рассказывать по порядку о том, что Бог совершил среди язычников через его служение» (ст. 19). Услышав эту весть, они «стали прославлять Бога и сказали ему: Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших среди иудеев; и все они ревнители закона». Греческое слово, переведённое как «тысячи», буквально означает «мириады», «десятки тысяч». Из этого стиха видно, что Иаков, первым сказавший Павлу о тысячах иудеев, которые верили, но вместе с тем были ревнителями закона, верил в Господа Иисуса, но, тем не менее, проповедовал Моисеев закон и учил ему. Несмотря на то, что он был спасён благодатью, он продолжал соблюдать закон. Что мы видим здесь, в Деян. 21 — устроение закона или устроение благодати? В этой главе мы видим смесь. Бог не стал терпеть эту смесь устроения закона с устроением благодати.

  Взвешивая Иакова, нам нужно использовать небесные весы — весы, на одной чаше которых то, что он написал о практическом христианском совершенстве, а на другой — то, что он сказал в Деян. 21. Только имея обе чаши, мы можем получить уравновешенный взгляд на Иакова. Например, если бы у нас была только первая глава Послания Иакова, но не было бы двадцать первой главы Деяний, наша оценка Иакова была бы, наверное, завышенной. Но если у нас будет также и двадцать первая глава Деяний, наш взгляд будет более уравновешенным.

  Я изучил несколько хороших книг по Посланию Иакова. Но, комментируя это Послание, ни одна из этих книг не даёт ссылки на Деян. 21. Поэтому я хочу подчеркнуть, что, если мы хотим иметь уравновешенный взгляд на Иакова, нам нужно рассматривать его Послание в свете Деян. 21. Читая эту главу, мы можем понять, почему Иаков адресовал своё Послание двенадцати коленам и почему во второй главе он использует термин «синагога». Тот факт, что Иаков говорит о двенадцати коленах и о синагоге, показывает, что он смешивал элементы иудаизма с аспектами христианской жизни, соответствующей Божьему новозаветному домостроительству. На такую смесь указывают собственные слова Иакова.

  В Деян. 21 Иаков советовал Павлу и даже призывал его пойти в храм с людьми, имевшими на себе обет: «Поэтому сделай то, что мы тебе говорим: у нас есть четыре человека, имеющие на себе обет; возьми их, и очистись с ними, и оплати их расходы, чтобы они обрили себе голову. И все узнают, что в том, что им стало известно о тебе, нет ничего правдивого; напротив, ты и сам ходишь как положено, соблюдая закон» (ст. 23-24). К тому времени Павел уже написал Послания к римлянам и к галатам — книги, в которых он говорит, что закон потерял силу. Тем не менее он поступил в соответствии с предложением Иакова.

  Павел пришёл в Иерусалим, где была основана первая церковь. Согласно Деян. 21, он встречался с Иаковом, который был столпом церкви, и со всеми старейшинами. Несомненно, при этом присутствовали Пётр и Иоанн. Павел засвидетельствовал о том, как Бог использовал его в работе среди язычников, и все они прославляли Господа за это. Затем они указали на то, что в Иерусалиме были мириады верующих, которые были ревнителями закона. Трудно поверить, что Иаков, человек, считавшийся столь благочестивым, мог сказать такие слова апостолу Павлу и что он призывал его доказать иудеям, что он по-прежнему соблюдает закон. Иаков сказал Павлу об иудеях, которые были ревнителями закона: «Им стало известно о тебе, что ты учишь всех иудеев по всем народам отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей и не ходили согласно обычаям» (ст. 21). Ходить согласно обычаям — значит ходить в соответствии с предписаниями. Затем Иаков попросил Павла пойти с четырьмя людьми, имевшими на себе обет, и очиститься с ними. Возможно, обет, который они взяли на себя, был обетом назорейства. Теперь они должны были обрить головы и ежедневно приносить жертвы в течение семи дней.

  Когда я впервые прочитал эту часть Слова много лет тому назад, мне было трудно поверить, что Павел послушался совета Иакова. Тем не менее он поступил по слову Иакова и пошёл в храм с этими людьми и участвовал в обете. Похоже, что Павел не мог избежать влияния той обстановки с её смесью.

Вероятная причина поведения Павла

  Однако Павел, возможно, имел основания для такого поведения. Если бы его спросили об этом, он мог бы сослаться на свои слова, обращённые к коринфянам: «И для иудеев я стал как иудей, чтобы приобрести иудеев; для тех, кто под законом, — как тот, кто под законом (хотя сам я не под законом), чтобы приобрести тех, кто под законом. Для тех, кто без закона, — как тот, кто без закона (хотя я не без закона перед Богом, а подчинён закону перед Христом), чтобы приобрести тех, кто без закона. Для слабых я стал слабым, чтобы приобрести слабых. Для всех я стал всем, чтобы спасти во что бы то ни стало некоторых» (1 Кор. 9:20-22). Кроме того, Павел мог бы сказать: «Когда я писал Послания к римлянам и к галатам, я был с язычниками, поэтому я поступал как язычник. Но теперь, в Иерусалиме, я с иудеями и поступаю как иудей». Но, как бы то ни было, Павел послушался совета Иакова и присоединился к людям, которые имели на себе обет.

  В Деян. 21:26-28 мы видим, что, когда семь дней подходили к концу, кто-то из иудеев увидел Павла в храме и они привели в смятение народ и наложили на него руки. Возможно, это указывает на то, что Господь был несогласен с тем, что делал Павел, и позволил, чтобы его схватили. Впоследствии Павла отправили в Рим, чтобы его судил сам цезарь Нерон. Хотя Павел был таким сильным апостолом, он всё же был человеком и он послушался совета иудаистских старейшин в Иерусалиме. Однако Бог не потерпел такой ситуации.

Смесь нового и старого

  Мы имеем твёрдое основание в Библии, чтобы говорить, что Иаков не был силён в откровении о Божьем новозаветном домостроительстве в Христе. Фактически Иаков в какой-то степени отошёл от Божьего домостроительства. Как мы уже отмечали, он по-прежнему находился под влиянием своего прошлого — старой иудаистской религии. Сказанное им в Деян. 21 определённо и ясно указывает на это.

  Можно сказать, что взгляд Иакова на различие между новым Божьим домостроительством и старым Божьим устроением был неясным. Эта неясность, вероятно, была вызвана той сильной традицией, в которой пребывал Иаков, и тем прошлым, под влиянием которого он находился. Эта традиция и это прошлое в сочетании с симпатиями Иакова по отношению к иудаизму привели к тому, что Иаков пожертвовал новым Божьим домостроительством и пошёл на компромисс со старым устроением. Этот компромисс произвёл смесь, которую Бог не мог терпеть.

  Божественный принцип состоит в том, чтобы всегда различать и разграничивать Божьи устроения. В Деян. 21 даже Павел был в некоторой степени вовлечён в эту смесь из-за атмосферы в Иерусалиме, где небо было облачным. Человеческие симпатии по отношению к традиции и прошлому всегда приносят с собой смесь нового со старым. Достойно сожаления, что такой богобоязненный человек, как Иаков, участвовал в подобной смеси. Об этом говорится в Писаниях, и, разумеется, будет справедливым обратить на это внимание, чтобы нам осознать необходимость иметь ясное видение относительно Божьего новозаветного домостроительства.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках