Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Послания Иакова»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 6

Практические добродетели христианского совершенства

(6)

  Тексты Писания: Иак. 2:1-26

  В этом сообщении мы рассмотрим вторую главу Послания Иакова.

Не оказывать лицеприятия

  В стихе 1 говорится: «Братья мои, храните веру нашего Господа Иисуса Христа славы без лицеприятия». Из этого стиха видно, что это Послание, и особенно эта глава, были написаны для новозаветных верующих в Господа Иисуса Христа славы. Здесь Иаков говорит нам, чтобы мы хранили веру нашего Господа Иисуса Христа славы без лицеприятия. Разумеется, это одна из добродетелей христианского совершенства. Если мы храним веру славного Господа, мы не должны оказывать лицеприятия.

Богатые и бедные в синагоге

  В стихе 2 Иаков продолжает: «Ибо если войдёт в вашу синагогу человек с золотыми перстнями, в пышной одежде, и войдёт также нищий в грязной одежде…» Слову «синагога» соответствует греческое слово сюнагоге́, состоящее из двух частей: сюн означает «вместе»,аго означает «приводить»; отсюда — значения «собирание», «собрание», «сбор» и, следовательно, «место собрания». Оно употреблялось в Новом Завете применительно к собранию иудеев (Деян. 13:43; 9:2; Лк. 12:11) и к месту их собрания (Лк. 7:5), где они искали знания Бога, изучая Святые Писания (Лк. 4:16-17; Деян. 13:14-15). В Иерусалиме было много синагог для различных групп иудеев (Деян. 6:9). То, что Иаков употребляет здесь это слово, возможно, означает, что верующие из иудеев считали своё собрание и своё место собрания ещё одной синагогой среди иудеев. Если это верно, то эти слова, как и всё Послание, имеют иудейский оттенок и, возможно, указывают на то, что христиане из иудеев считали себя по-прежнему частью еврейского народа, Божьего избранного народа с точки зрения Ветхого Завета, а также на то, что у них отсутствовало ясное видение в отношении различия между Божьим избранным народом в Ветхом Завете и верующими в Христа в Новом Завете.

  Мы опять видим, что, хотя Иаков был очень благочестивым человеком, у него не было ясного видения относительно Божьего новозаветного домостроительства. Я обеспокоен тем, что по прошествии нескольких лет кто-то из святых может подумать, что достаточно быть таким, как Иаков, — благочестивым и совершенным в характере и поведении. Как мы уже отмечали, нам нужно быть уравновешенными в нашей христианской жизни; другими словами, нам нужно обращать внимание на Божье новозаветное домостроительство, а также иметь в своей повседневной жизни необходимое практическое христианское совершенство. Мы уже увидели из этого Послания, что, с одной стороны, Послание Иакова показывает, что нам нужно практическое христианское совершенство, а с другой стороны, это Послание служит предостережением о том, что даже благочестивый человек может не иметь ясного видения относительно Божьего домостроительства. Именно по этой причине в предыдущем сообщении мы рассмотрели сказанное Иаковом в Деян. 21. Существовавшая в Иерусалиме смесь старого и нового устроений стала причиной того, что Бог позволил римскому войску разрушить город. Ничто так не оскорбляет Бога, как сопротивление Его домостроительству. Разумеется, если у нас плохой характер, это оскорбляет Его. Но плохой характер — это не так серьёзно, как сопротивление Божьему домостроительству.

  Что касается богатого и бедного, которые могут войти в синагогу, Иаков спрашивал получателей своего Послания: «И [если] вы посмотрите на носящего пышную одежду и скажете: «Ты садись сюда, на хорошее место», а нищему скажете: «Ты встань там или садись под моё подножие», — то разве не создали вы различий среди себя и не стали судьями со злыми рассуждениями?» (ст. 3-4). Любые различия между богатыми и бедными, существовавшие среди братьев-христиан, были позором для Господа и для спасения Его божественной жизни.

  Какой-нибудь бедный брат, читающий эти стихи, может дать Иакову высокую оценку. Однако человек, имеющий ясное видение относительно различия между Божьим домостроительством в Ветхом Завете и Новом Завете, может сказать: «Иаков, тебе ясно, что не должно быть различий между богатыми и бедными, но у тебя нет такой же ясности относительно того, что есть различие между двумя устроениями».

Наследники царства

  В стихе 5 Иаков продолжает: «Послушайте, братья мои возлюбленные, разве Бог не избрал нищих в мире быть богатыми верой и наследниками царства, которое Он обещал тем, кто любит Его?» Царство Божье является здесь также царством Христа, которое побеждающие верующие унаследуют в грядущем веке (Эф. 5:5; Гал. 5:21; 1 Кор. 6:10; Отк. 20:4, 6). Действительность этого царства следует практиковать не в иудейской синагоге, а в христианской церкви, т. е. в Теле Христовом (Рим. 14:17).

  В стихе 5 Иаков во второй раз говорит о любви к Богу (см. 1:12). Мы верим в Господа, и благодаря этому мы спасены (Деян. 16:31); мы любим Бога (1 Ин. 2:5, 15), и благодаря этому мы побеждаем, чтобы получить в награду обещанное царство.

  Мы не можем получить царство лишь потому, что мы верим. Согласно Евангелию от Матфея, царство будет наградой. Для получения этой награды требуется, чтобы мы любили Бога. Чтобы получить спасение, достаточно поверить в Господа. Но если мы хотим получить в награду царство, нам нужно любить Бога.

  В 2:2 Иаков говорит о синагоге, а в 2:5 о царстве. Отсюда видно, что он объединяет эти две вещи. Какая серьёзная ошибка! Это является ещё одним указанием на то, что у Иакова не было полного понимания Божьего домостроительства. Невозможно практиковать действительность царства в иудейской синагоге. Её можно практиковать только в церковной жизни.

Угнетение со стороны богатых

  В стихах 6 и 7 Иаков говорит: «А вы обесчестили нищего. Разве не богатые угнетают вас и разве не они тащат вас в суды? Разве не они хулят почётное имя, которым вы названы?» Сказанное Иаковом в стихе 6 также представляет собой смесь. Я не думаю, чтобы богатые братья в Христе тащили нищих братьев в суды. Я думаю, что здесь Иаков имеет в виду состоятельных неверующих иудеев, которые отводили в суды тех или иных братьев. Согласно стиху 7, эти богатые хулили почётное имя, которым названы верующие. Выражение «которым вы названы» в буквальном переводе звучит как «которое названо над вами». Здесь Иаков даёт понять, что именно богатый неверующий хулит имя Господа.

Царский закон

  В стихе 8 говорится: «Если вы действительно исполняете царский закон согласно Писанию: «Люби своего ближнего, как самого себя», то хорошо делаете». Царский закон — это заповедь: «Люби своего ближнего, как самого себя». Этот принцип является царём всех законов; он охватывает и исполняет все законы (Гал. 5:14; Рим. 13:8-10). Любить Бога и любить ближнего — это самые большие требования закона. На них держится весь закон (Мф. 22:36-40).

  В стихе 9 Иаков говорит: «А если оказываете лицеприятие, то совершаете грех, будучи обличаемы законом как преступники». Отсюда видно, что лицеприятие противоречит закону, а всё, что противоречит закону, — это грех. Лицеприятие противоречит царскому закону — заповеди любить своего ближнего как самого себя. Сказать нищему: «Ты встань там или садись под моё подножие», — значит не любить его. Мы бы не хотели, чтобы с нами так обращались. Главная мысль в стихе 9 состоит в том, что те, кто оказывает лицеприятие, совершают грех и обличаются законом как преступники.

  В стихе 10 Иаков продолжает: «Ибо кто соблюдёт весь закон, но преткнётся в одном, тот стал виновным во всём». Из сказанного в ст. 8-11 видно, что во времена Иакова верующие из иудеев всё ещё занимались соблюдением ветхозаветного закона. Это перекликается со словами в Деян. 21:20, сказанными Павлу Иаковом и старейшинами в Иерусалиме. Иаков, старейшины в Иерусалиме и многие тысячи верующих из иудеев по-прежнему придерживались смеси христианской веры и Моисеева закона. Они даже посоветовали Павлу следовать этой полуиудаистской смеси (Деян. 21:17-26). Они не сознавали, что устроение закона полностью закончено и что следует полностью подчиниться устроению благодати, а также что любое пренебрежение различием между этими двумя устроениями будет идти вразрез с Божьим устроительным управлением и нанесёт большой вред Божьему домостроительному плану по созиданию церкви как выражения Христа. Таким образом, Послание Иакова было написано под «облаком» полуиудаистской смеси, на «затуманенном» фоне.

Суд закона свободы

  В стихе 11 Иаков говорит: «Ибо Тот, кто сказал: «Не прелюбодействуй», сказал также: «Не убивай». Если же ты не прелюбодействуешь, но убиваешь, то ты стал преступником закона». Судя по контексту, этот стих показывает, что сказать нищему брату, чтобы он сел под наше подножие, — это всё равно, что убить его. Обращаться с нищим братом подобным образом — значит совершать убийство, потому что презирать нищего брата — это всё равно, что убивать его.

  Далее, в стихе 12, говорится: «Так говорите и так делайте, как те, кому предстоит быть судимым законом свободы». Слово «так» в обоих случаях относится к тому, что сказано после, а не к предыдущим словам. Под законом свободы здесь и в 1:25 понимается один и тот же закон — закон жизни. В Иак. 2:8-11 и 4:11 говорится о соблюдении закона букв. В Иак. 2:12 говорится о том, что верующие будут судимы законом жизни. Верующие должны говорить и поступать согласно закону жизни, превосходящему закон букв. Они должны жить согласно закону жизни. Подобное житие выше, чем соблюдение закона букв. Неверующие будут судимы у великого белого престола (Отк. 20:11-15) законом букв, т. е. законом Моисея; верующие будут судимы у судного престола Христа (2 Кор. 5:10) законом жизни, законом свободы, т. е. законом Христа.

  В молодости я не мог понять 2:11 и 12. Я знал, что в Новом Завете Бог не хочет, чтобы мы соблюдали ветхозаветный закон. Но здесь Иаков говорит о соблюдении ветхозаветного закона. Сказанное им соответствует тому, что записано в Деян. 21. Но затем в стихе 12 Иаков говорит, что мы будем судимы другим законом, совершенным законом. Сейчас я понимаю, что в мыслях Иакова ветхозаветный закон и новозаветный закон были смешаны. Иаков не делал различия между ветхозаветным законом и новозаветным законом.

  Сначала Иаков говорит о соблюдении закона, а затем он говорит о том, что мы будем судимы Христом в соответствии с законом свободы, в соответствии с законом Нового Завета. Отсюда видно, что Иаков смешивал эти два закона.

  Согласно ясному откровению Библии, в будущем будет три крупных суда. Первым судом будет суд у судного престола Христа (2 Кор. 5:10). Этот суд будет проходить в воздухе, и ему будут подвергнуты все восхищенные и воскрешённые верующие. Этот суд не будет иметь отношения к спасению или гибели. Поскольку он будет затрагивать верующих, вопрос о спасении к тому времени будет уже решён навеки. Этот суд определит, получат ли верующие награду или потерпят утрату. Намерение Бога состоит в том, чтобы прежде всего дать нам спасение. Затем, если мы будем жить Божьим спасением, мы получим Божью награду. Спасение мы получаем в этом веке, веке церкви, а награду мы получаем в следующем веке, веке тысячелетнего царства. Этот суд над верующими является первым крупным судом в будущем.

  О втором крупном суде говорится в Мф. 25. Этот суд будет проходить после того, как Господь вернётся вместе с побеждающими святыми и уничтожит Антихриста вместе с его войском при Армагеддоне. Тогда Господь Иисус поставит Свой престол славы в Иерусалиме. Все живые язычники будут собраны перед Господом для суда. Производя над ними Свой суд, Господь разделит их на «овец» и «козлов». «Козлы» отправятся в огненное озеро, а «овцы» будут перенесены в тысячелетнее царство и станут там народами. Во 2 Тим. 4:1 говорится, что Бог назначил Господа Иисуса судить живых и мёртвых. Согласно Мф. 25, Он будет судить живых у престола Своей славы в начале тысячи лет.

  В конце тысячи лет будет третий крупный суд. Это будет суд над всеми мёртвыми неверующими, суд, который будет проходить у великого белого престола. Посредством этих трёх судов Господь наведёт порядок среди людей.

  Когда Господь Иисус будет судить верующих у Своего судного престола, Он будет судить их не согласно Моисееву закону и не согласно Своему благовестию, а согласно закону свободы, то есть согласно совершенному закону. В 2:12 Иаков говорит о суде над верующими согласно закону свободы у судного престола Христа.

  С одной стороны, Иаков предостерегает верующих о том, что они будут судимы Христом согласно Новому Завету. С другой стороны, он велит получателям этого Послания соблюдать ветхозаветный закон. Это ещё раз показывает отсутствие у Иакова ясного взгляда, соответствующего Божьему домостроительству. Это показывает, что у него не было ясного видения относительно различия между Ветхим Заветом и Новым Заветом. Он смешивал эти два устроения, то есть смешивал закон Ветхого Завета с законом Нового Завета.

Суд без милости

  В 2:13 Иаков говорит: «Ибо без милости суд тому, кто не оказал милости; милость торжествует над судом». Презирать нищего брата — значит не проявлять милости. Если кто-нибудь так презирает нищего брата, он не получит милости, когда явится перед судным престолом Христа.

  Здесь Иаков говорит, чтобы мы не презирали брата. Если мы презираем брата, это означает, что мы не проявляем милости к нему. В этом случае, когда мы предстанем перед Господом на Его суде, Он не окажет нам милости, потому что мы не оказали милости своему брату. Таким образом, нам нужно оказывать милость, потому что, как говорит Иаков, милость торжествует, хвалится превосходством, над судом. Если мы смилуемся над братом сегодня, мы получим милость от Господа у Его судного престола.

  Я ценю сказанное Иаковом в стихе 13. Эти его слова можно уподобить золоту. Однако в своём Послании он смешивает золото с глиной. Поэтому читателям его Послания необходимо отделять золото от глины.

Оправдание делами в отношениях с верующими

  Теперь перейдём к Иак. 2:14-16 — разделу, в котором говорится об оправдании делами в отношениях с верующими. Многие говорят об этом разделе, не понимая, что в нём идёт речь о наших отношениях с другими верующими. Если мы говорим, что имеем веру, мы должны любить братьев и сестёр. Это означает, что мы оправдываемся делами любви в отношениях с верующими.

  В стихе 14 говорится: «Какая польза, братья мои, если кто-нибудь говорит, что имеет веру, а дел не имеет? Разве может эта вера спасти его?» Здесь Иаков говорит не о спасении от гибели, а о спасении от суда у судного престола Христа. На это указывает контекст.

  Однако, читая Библию, многие христиане думают, что слово «спастись» означает «попасть на небо». Они, очевидно, не понимают, что суд у судного престола Христа не решает, куда попадёт человек — на небо или в Геенну. Как мы уже увидели, этот суд определяет, получит ли человек награду или подвергнется устроительному наказанию. Если кто-нибудь говорит, что имеет веру, но при этом он не имеет дел любви, это означает, что он не любит братьев и сестёр. Поэтому, когда такой человек предстанет перед судным престолом Христа, он подвергнется суду без милости. Нам нужны дела милости и любви, чтобы спастись от суда без милости. Таким образом, спасение в стихе 14 — это спасение от суда без милости у судного престола Христа. Но если мы не будем оказывать милость своим собратьям-верующим, мы не получим милости от Господа у Его судного престола.

  Стихи 15 и 16 подтверждают, что такое понимание спасения в стихе 14 является правильным: «Если брат или сестра раздеты и им недостаёт дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «Идите с миром, грейтесь и насыщайтесь», но вы не дадите им необходимого для тела, то какая в том польза?» В стихе 14 Иаков выражает обеспокоенность за нас, а в стихах 15 и 16 он выражает обеспокоенность за тех, о ком мы не проявляем должной заботы. Греческий текст, соответствующий слову «раздеты», подразумевает, что брат или сестра пребывают в таком состоянии уже некоторое время. Если мы не заботимся о нуждах святых, то мы не заботимся ни о святых, ни о себе.

  Однажды мы будем судимы Христом. Если мы заботимся о нуждах святых, проявляя к ним милость, то тем самым мы заботимся о себе с точки зрения того, как нас будет судить Господь. Благодаря нашим делам милости и любви по отношению к святым мы будем спасены от суда без милости у судного престола Христа.

  Когда в церковной жизни пренебрегают нуждами бедных святых, это позор. Однако слова Иакова в стихе 16, сказанные в поддержку его взгляда на практическое христианское совершенство, содержат привкус ветхозаветной заботы о нуждающихся (Втор. 15:7-8).

  Далее, в стихах с 17 по 19, Иаков говорит: «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но кто-нибудь скажет: «Ты имеешь веру, а я имею дела; покажи мне твою веру без дел, а я покажу тебе мою веру моими делами».Ты веришь, что Бог един. Хорошо делаешь; и бесы верят и содрогаются». Вера связана с жизнью. Она является живой и действует посредством любви (Гал. 5:6). В противном случае она представляет собой мёртвую веру и не является подлинной (Иак. 2:20, 26).

  В стихе 20 Иаков говорит: «Но хочешь ли знать, о пустой человек, что вера без своих дел бесполезна?» Греческое слово, переведённое как «бесполезна», также означает «бесплодна». В некоторых рукописях употреблено слово, означающее «мертва».

  В стихе 20 Иаков использует выражение «пустой человек». С точки зрения Иакова, человек является пустым, если он только верит, но не имеет любви. Если кто-то верит в Господа Иисуса, но не любит братьев, то это пустой человек. В этом смысле пустой человек — это человек, имеющий веру без любви. Как говорит Иаков, вера без дел бесполезна.

  В стихе 21 Иаков спрашивает: «Авраам, наш отец, разве не делами был оправдан, принеся в жертву Исаака, своего сына, на жертвеннике?» Сразу после этого в стихе 22 Иаков продолжает: «Ты видишь, что вера действовала вместе с его делами, и этими делами вера была сделана совершенной». Авраам поверил в Бога в Быт. 15, а своего сына Исаака он принёс в жертву в Быт. 22. Это показывает, что был некоторый период времени, в течение которого вера Авраама обрела законченность. Было необходимо, чтобы его вера была подкреплена свидетельством. Сначала Авраам поверил в Бога, а позднее его вера была подкреплена свидетельством — тем, что он принёс Исаака в жертву Богу. Подобным образом наша вера в Господа Иисуса также нуждается в свидетельстве, или подтверждении. Например, я надеюсь, что какой-нибудь молодой человек, поверивший в Господа, покажет свидетельство, или подтверждение, своей веры родителям, изменив своё отношение к ним и своё поведение. Это означает, что внешнее дело любви является свидетельством, подтверждением, той веры, которая внутри нас.

  В стихах 23 и 24 Иаков говорит: «И исполнилось Писание, которое говорит: «И Авраам поверил Богу, и это было зачтено ему как праведность», и он был назван другом Бога. Вы видите, что человек оправдывается делами, а не только верой». В стихе 23 у Иакова опять смесь. В первой части этого стиха говорится о Быт. 15:6, когда Авраам поверил Богу и это было зачтено ему как праведность, а во второй части стиха говорится о более позднем времени, когда Авраам был назван другом Бога (2 Пар. 20:7; Ис. 41:8).

  В стихе 24 Иаков продолжает: «Вы видите, что человек оправдывается делами, а не только верой». Оправдание верой имеет целью получение божественной жизни (Рим. 5:18); оправдание делами происходит посредством того, что мы живём божественной жизнью. Поскольку житие вытекает из жизни, оправдание делами вытекает из оправдания верой. То, что Авраам принёс Исаака в жертву, и то, что Раав приняла вестников и отправила их (Иис.Н. 2:1-21; 6:22), — это дела, вытекающие из их живой веры. Живое дерево обязательно приносит плод. Оправдание делами не противоречит оправданию верой. Последнее является причиной, вызывающей первое, а первое является проявлением, результатом и доказательством последнего.

  В стихах 25 и 26 Иаков делает заключение: «Подобным же образом и Раав, блудница, разве не делами была оправдана, приняв вестников и отправив их другим путём? Ибо как тело без духа мёртво, так и вера без дел мертва». Дух оживотворяет тело (Быт. 2:7); дела показывают и выражают ту жизнь, которая содержится в вере.

  Эта глава начинает с недопустимости лицеприятия (ст. 1-13) и затем переходит к практической заботе о нуждах бедных святых, т. е. к оправдывающему делу веры (ст. 14-26). Эти добродетели, с точки зрения Иакова, можно считать отличительными чертами практического христианского совершенства.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках