Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Послания Иакова»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 7

Практические добродетели христианского совершенства

(7)

  Тексты Писания: Иак. 2:1-26

  Во 2 Тим. 2:15 Павел говорит о необходимости прямо разрезать слово истины. Прямо разрезать слово истины — значит раскрывать слово Божье в различных его частях правильно и прямо, не искажая его. На протяжении столетий многие учителя пытались прямо разрезать, или правильно разделять, святое Слово. Однако многие учителя Библии не смогли сделать это очень хорошо.

  Во времена Реформации главным человеком, который правильно разделял святое Слово, был Лютер. Он увидел, что оправдание верой нужно отделять от дел. Хотя Лютер мог разделять Слово по методу определённых принципов, или по методу схем, он не был способен разделять Слово подробно. Можно сказать, что он знал «главные дороги» Слова, но не знал «улиц» и «переулков».

  В восемнадцатом столетии Господь воздвиг Цинцендорфа, и он стал несколько лучше разделять святое Слово. В девятнадцатом столетии были воздвигнуты британские Братия под руководством Джона Нельсона Дарби, и им гораздо лучше удавалось разделять Слово надлежащим образом. Сегодняшнее фундаментальное богословие во многом следует богословской линии британских Братий. В этом столетии Господь Своим всевластием и Своей милостью воздвиг нас. Стоя на плечах наших предшественников, сегодня мы можем разделять святое Слово не только на «главные дороги», но и на «улицы», «переулки» и «тропинки».

  Мы уже отмечали, что Лютер называл Послание Иакова «соломенным посланием». Лютер сказал это главным образом из-за того, что написано во второй главе Послания Иакова. Из этого высказывания Лютера видно, что он не понял эту главу должным образом и что он не был способен разделять Слово подробно. Он не понимал, что слово «спасти» в 2:14 не имеет никакого отношения к вечному спасению. В этом стихе говорится: «Какая польза, братья мои, если кто-нибудь говорит, что имеет веру, а дел не имеет? Разве может эта вера спасти его?» Некоторые использовали этот стих неверно и учили, что спасение даётся не только верой.

  Слово «спасти» в стихе 14 связано с судом, о котором говорится в стихе 13: «Ибо без милости суд тому, кто не оказал милости; милость торжествует над судом». Судя по контексту, в этой главе спастись — значит спастись от суда без милости. Суд, о котором говорится в стихе 13, — это не суд у белого престола, который определяет, будут ли люди спасены или погибнут. Суд, о котором говорится в этом стихе, — это суд Христа у Его судного престола в воздухе при Его возвращении. После того как все святые будут восхищены, они предстанут перед судным престолом Христа. Вопрос о вечном спасении к тому времени уже будет решён. Однако Господь ещё будет судить святых в соответствии с законом свободы, то есть в соответствии со всем Новым Заветом, а не в соответствии с Моисеевым законом. Этот суд определит не наше вечное спасение — он определит, получим ли мы награду или будем судимы без милости.

Дела милости и любви

  Чтобы спастись от суда без милости, нам нужно иметь дела милости и любви. Эти дела свидетельствуют о том, что результатом нашей веры является спасение не только от гибели, но и от суда без милости у судного престола Христа. Те, у кого нет дел милости и любви, подвергнутся суду без милости. Это значит, что в результате суда у судного престола Христа они подвергнутся воспитательному воздействию.

  Многие из живших в прошлом исследователей Писаний не видели в этих стихах «переулка». Они видели только некоторые «главные улицы». По Господней милости, а также благодаря помощи, полученной нами от наших предшественников, мы видим, как правильно разделить Слово в данном случае. В этой главе есть определённый «переулок». Поскольку мы способны правильно разделить этот отрывок Слова, мы видим, что спасение в данном случае — это не спасение от гибели, а спасение от суда без милости у судного престола Христа.

  Согласно сказанному в этой главе, презирать нищего брата — значит убивать его (2:3, 11). Это значит относиться к брату без милости. Если мы не окажем милости нищему брату, то Господь при Своём возвращении подвергнет нас суду без милости и в результате мы пострадаем. Если мы хотим спастись от такого суда без милости, нам нужно иметь дела милости и любви по отношению к братьям. Эти дела по отношению к нищим братьям будут свидетельствовать о том, что наша вера живая и, более того, её результатом является наше спасение от суда без милости у судного престола Христа. Таково надлежащее понимание этих стихов — понимание, основанное на правильном и подробном разделении Слова.

  На протяжении столетий существовали различные мнения относительно Послания Иакова. В то время как Лютер говорил, что эта книга — «соломенное послание», ряд набожных и благочестивых людей вставали на сторону Иакова. Братия, в особенности Дарби, писали о Послании Иакова с точки зрения устроения. Дарби настойчиво подчёркивал, что это Послание носит иудейский характер. Однако даже Дарби не видел истинного положения и глубинного содержания этой книги.

  Несколько лет тому назад мы истолковывали Послание Иакова так, чтобы примирить оправдание верой и оправдание делами. Теперь мы видим, что при том свете, который мы имеем сегодня, это толкование неточно. Во второй главе Иаков говорит о спасении делами. В прошлом мы толковали это в том смысле, что оправдание верой — это нечто внутреннее, а оправдание делами — внешнее. Оправдание верой — это семя внутри, а оправдание делами — это плод, приносимый внешне. Это толкование довольно общее, а его применение является неточным. В Иак. 2 спасение делами связано со спасением души (1:21). Это не вопрос вечного спасения от гибели; это вопрос спасения души от суда без милости у судного престола Христа.

  В 2:9 и 10 Иаков говорит: «А если оказываете лицеприятие, то совершаете грех, будучи обличаемы законом как преступники. Ибо кто соблюдёт весь закон, но преткнётся в одном, тот стал виновным во всём». Оказывать лицеприятие — значит презирать нищего брата и возвышать богатого брата. Согласно тому, что Иаков говорит в 2:11, презирать нищего брата — значит совершать убийство.

  В стихе 12 Иаков продолжает: «Так говорите и так делайте, как те, кому предстоит быть судимым законом свободы». Суд, о котором здесь говорится, — это не суд у белого престола, потому что суд у белого престола будет судом над неверующими. В стихе 12 Иаков пишет о суде над верующими у судного престола Христа. Нам должно быть ясно, что этот суд не решает вопрос вечного спасения или вечной гибели; он решает вопрос награды или наказания. Кроме того, суд у судного престола Христа будет осуществляться не на основании Моисеева закона, а на основании закона свободы, то есть на основании Нового Завета. Моисеев закон будет применяться на суде у белого престола, а закон свободы будет основой для суда у судного престола Христа.

  В стихе 13 Иаков говорит, что тому, кто не оказал милости, будет суд без милости и что милость торжествует над судом. Если мы презираем нищего брата, мы не оказываем ему милости. Если мы не проявим милости к брату сегодня, то, когда мы предстанем перед судным престолом Христа, Христос не проявит милости к нам.

  В стихе 13 Иаков говорит, что милость торжествует над судом. Милость — это первый шаг, ведущий к любви. Если у нас не будет милости, у нас не будет любви. Нам нужно понимать, что перед Христом мы крайне нищи. Если мы проявим милость к нищим сегодня, то во время суда у судного престола Христа Христос проявит милость к нам. Вот что значит, что милость торжествует над судом.

  Рассмотрим ещё раз стих 14: «Какая польза, братья мои, если кто-нибудь говорит, что имеет веру, а дел не имеет? Разве может эта вера спасти его?» Теперь мы понимаем, что в этом стихе говорится о спасении от суда без милости у судного престола Христа. Мы можем говорить, что имеем веру, но при этом не проявлять милости к нищему брату. Это означает, что мы утверждаем, что имеем веру, но при этом не любим этого брата. Разве может такая вера спасти нас от будущего суда у судного престола Христа? Разумеется, такая вера не может спасти нас от этого суда.

  Стихи 15 и 16 подкрепляют такое понимание: «Если брат или сестра раздеты и им недостаёт дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «Идите с миром, грейтесь и насыщайтесь», но вы не дадите им необходимого для тела, то какая в том польза?» Эти стихи ещё раз указывают на то, что суд в стихе 13 связан с тем, как мы обращаемся с братьями. Это является веским доказательством того, что суд в данном случае не решает вопрос вечного спасения или вечной гибели. В стихах 15 и 16 говорится о нашем отношении к братьям и о нашем обращении с ними. Наше отношение к святым будет решающим фактором в вопросе о том, получим ли мы награду у судного престола Христа.

  В стихах 17 и 18 Иаков продолжает: «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но кто-нибудь скажет: «Ты имеешь веру, а я имею дела; покажи мне твою веру без дел, а я покажу тебе мою веру моими делами». Под делами здесь понимаются дела милости и любви по отношению к братьям. Ещё раз подчеркнём, что в этих стихах вера и дела не имеют отношения к вечному спасению — они связаны со спасением от суда у судного престола Христа.

Иаков и Божье новозаветное домостроительство

  То, что пишет Иаков, очень тесно связано с вопросом домостроительства. Но его взгляд на Божье домостроительство не был ясным. Под домостроительством мы в данном случае понимаем Божье новозаветное домостроительство. Слово «домостроительство» является переводом греческого слова ойкономи́а, которое означает «домашнее устроение» и служит для обозначения Божьего управления.

  Иакова родила Мария, которая также была матерью Господа Иисуса. Если вы прочитаете хвалу Марии, записанную в Лк. 2, вы увидите, что она содержит множество цитат из Ветхого Завета. Это показывает, что Мария была очень благочестивой, подобно родителям Иоанна Крестителя. Будучи благочестивой, Мария хорошо знала Божье слово в Ветхом Завете. Таким образом, Иаков воспитывался благочестивой матерью. Несомненно, благочестие Марии было в области ветхозаветного устроения, и, разумеется, она учила своих детей быть благочестивыми в этом ветхозаветном смысле. Однако Мария, вероятно, никогда не видела Божье новозаветное домостроительство.

  Впоследствии Иаков поверил в Господа Иисуса. Несомненно, это был большой поворот для него. Но до того как Иаков поверил в Господа, возможно, он уже был благочестивым в ветхозаветном смысле.

  Можно сравнить этого Иакова с Петром, Иаковом и Иоанном. Иоанн и Иаков были братьями между собой, а также приходились двоюродными братьями Иакову, который написал это Послание, потому что их мать была сестрой Марии, матери Господа Иисуса и этого Иакова. Подобно Петру, Иоанн и Иаков были малообразованными галилейскими рыбаками. Господь Иисус даже назвал братьев Иакова и Иоанна «сыновьями грома». После воскресения Господа этот Иаков стал одним из апостолов (Гал. 1:19). Впоследствии он стал ведущим старейшиной в церкви в Иерусалиме (Деян. 12:17; 15:2, 13; 21:18). Иаков, возможно, был более благочестивым и образованным по сравнению с Петром, Иоанном и Иаковом. Он очень хорошо знал Ветхий Завет, в особенности, наверное, книгу Притчей. В Иерусалиме Иакова высоко ценили, и он стал самым влиятельным человеком среди верующих в этом городе.

  То, что Иаков был самым влиятельным среди верующих в Иерусалиме, подтверждается сказанным в Гал. 2:11-12. Здесь мы видим, что, до того как пришли некоторые от Иакова, Пётр ел с язычниками. (Павел не говорит, что они пришли из Иерусалима, — он говорит, что они пришли от Иакова.) После того как эти люди пришли от Иакова, Пётр испугался, стал отступать и отделяться. Это показывает, что даже Пётр боялся Иакова, а также подтверждает, что Иаков имел наибольшее влияние в Иерусалиме. В Деян. 15 также содержится подтверждение того, что влияние Иакова было преобладающим. Кроме того, в Деян. 21 говорится, что, когда Павел в последний раз пошёл в Иерусалим, он пошёл встретиться с Иаковом. В Деян. 21 не говорится, что Павел пошёл к старейшинам; там сказано, что он пошёл к Иакову, где были собраны все старейшины. Таким образом, Иаков занимал центральное место в старейшинстве. Он играл главенствующую роль, и вся ситуация находилась под его влиянием.

  В Деян. 21 мы видим, каким было влияние Иакова. Иаков указал Павлу на то, что в Иерусалиме десятки тысяч человек верили в Господа Иисуса и были ревнителями закона. В связи с этим Иаков посоветовал Павлу пойти в храм с людьми, которые имели на себе обет. Сказанное Иаковом в Деян. 21 позволяет нам увидеть глубинное содержание того, что он пишет.

  Иаков, конечно же, верил в Господа Иисуса. Это подтверждается несколькими положениями в его Послании. Во-первых, Иаков говорит, что Отец светов породил нас словом истины (Иак. 1:17-18). Это новозаветное возрождение. Иаков также говорит, что нам нужно принять в кротости посаженное в нас слово (Иак. 1:21). Это тоже относится к Новому Завету. После этого Иаков говорит о совершенном законе, законе свободы (Иак. 1:25) и о Духе, обитающем в нас (Иак. 4:5). В пятой главе он говорит о церкви, упоминая старейшин церкви. Кроме этого, в 2:1 Иаков говорит о «вере нашего Господа Иисуса Христа славы».

  Однако наряду с этими положительными элементами, касающимися Божьего новозаветного домостроительства, Иаков привносит нечто от Ветхого Завета. Например, он говорит о синагоге. Кроме того, он даёт понять, что в его представлении соблюдать совершенный закон — значит посещать сирот и вдов. Эти слова имеют сильный ветхозаветный привкус. Иаков не говорит о том, что такое жить Христа, ходить в Духе или жить жизнью для созидания Тела Христова. Напротив, его иллюстрации взяты из Ветхого Завета или имеют ветхозаветный привкус. Даже молится Иаков так же, как Илия. Иаков велит старейшинам молиться за больных согласно тому, как Илия молился в Ветхом Завете. Подобным образом он велит нам ждать возвращения Господа, проявляя терпение, подобное терпению Иова, и долготерпение, подобное долготерпению пророков. Оба эти примера взяты опять же из Ветхого Завета. Таким образом то, что мы видим в Послании Иакова, представляет собой смесь ветхозаветных элементов с Божьим новозаветным домостроительством.

  Несмотря на то что у нас есть все сообщения Жизнеизучения по Посланиям Павла и, возможно, мы увидели средоточие божественного откровения в Новом Завете, мы всё равно можем пребывать в атмосфере, «затянутой облаками». Мы можем думать, что, если у нас хороший характер, это значит, что мы благочестивы. Мы также можем иметь природное или же религиозное понимание того, что такое благочестие. Наш взгляд на благочестие может не соответствовать новозаветному домостроительству Бога. Мы опять приходим к необходимости ясного видения в отношении Божьего новозаветного домостроительства.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках