Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!


Сообщение 62

Провозглашение закона и функция закона — отрицательный аспект

(2)

Тексты Писания: Исх. 19:10-24; 20:19-21; 32:1; Рим. 5:13, 20; 4:15; 7:7-8, 13; Гал. 3:19; Рим. 3:19; Гал. 3:23-24

  Не многие христиане понимают, что и провозглашение закона, и функция закона имеют два аспекта: «дневной» и «ночной». Тем не менее эта истина скрыта в Библии. Если мы вникнем в глубины истины в Библии и будем размышлять о них в свете нашего духовного переживания, мы увидим эти два аспекта, связанные с провозглашением закона и его функцией.

  Христиане не должны считать, что Божий закон не добр. В Рим. 7:12 Павел говорит: «Так что закон свят и заповедь свята, праведна и добра». Далее, в Рим. 7:14, он даже говорит: «Закон — духовный». Закон и добрый, и духовный.

  То, что Павел использует по отношению к закону слово «духовный», показывает, что закон связан с Богом Духом. Закон — это нечто связанное с Богом, он исходит от Бога и принадлежит Богу, который есть Дух (Ин. 4:24), поэтому по сущности и природе закон такой же, как Бог. Всё, что исходит от Бога, должно быть таким же по сущности, как Он Сам. Слово «духовный» в Рим. 7:14 указывает на эту сущность. Есть разные хорошие вещи, но, поскольку их сущность не связана с Духом, их нельзя назвать духовными. Закон исходит от Бога и является таким же, как Бог, по сущности, поэтому он и добрый, и духовный.

  Бог — это источник закона, а также его сущность, поэтому по своей природе закон является очень возвышенным. Нельзя считать закон не добрым или не духовным. Говоря о законе в 7-й главе Послания к римлянам, Павел был осторожен. Он решительно заявил, что закон святой, а также духовный. Закон остаётся добрым и духовным независимо от того, добрые мы или злые, духовные или недуховные. Если мы злые, закон всё равно добр. Если мы недуховные, закон по-прежнему духовный. Независимо от того, какие мы, закон и добрый, и духовный.

  Сам по себе закон всегда добрый и духовный, но для нас провозглашение закона может быть либо чем-то положительным, либо чем-то отрицательным, либо «днём», либо «ночью»; всё зависит от нашего духовного состояния. Для кого-то провозглашение закона может быть чем-то весьма отрицательным, а для кого-то — чем-то очень положительным.

  Эти два аспекта провозглашения закона, «дневной» аспект и «ночной» аспект, можно увидеть в одном событии — возвещении закона на горе. Гора, на которой был дан закон, названа и горой Хорив, и горой Синай. Для Моисея, находившегося на вершине горы, она была горой Хорив, горой Божьей, но для народа, находившегося у подножия горы, она была горой Синай.

  Я уверен, что Моисей не смог забыть удивительного переживания, которое он получил, пребывая с Господом на вершине горы. Когда Пётр, Иаков и Иоанн были с Господом Иисусом на горе Преображения, они видели, как был преображён Господь, но при этом сами они не были преображены. Когда же Моисей был на вершине горы с Господом, фактически он сам был преображён. После того как он сошёл с горы, проведя на ней сорок дней с Богом, кожа его лица сияла перелитым в него элементом Бога. Лицо Моисея светилось светом, который, по сути, был светом Самого Бога. Если этот свет не был светом Бога, то что это был за свет? Для Моисея гора, на которой был дан закон, была не горой Синай, а горой Хорив, горой Божьей.

  Находясь на вершине горы, Моисей наполнялся Богом, сливался с Богом. Как Пётр не забыл своего переживания на горе Преображения и писал о нём в старости (2 Пет. 1:17), так и Моисей не мог забыть своего переживания на горе Божьей, где он созерцал Господа, наполнялся Его элементом и сливался с Ним. Из-за своего неведения и слепоты некоторые люди противостоят истине о том, что верующие могут слиться с Богом. Они считают учение о нашем слиянии с Богом ересью. Но если Моисей не слился с Богом, то чем объяснить сияние его лица? Что заставило его лицо светиться, так что люди не могли смотреть на него? Моисей был наполнен Самим Богом и пережил своего рода преображение.

  В Библии говорится только о двух людях, чьё лицо сияло: о Христе на горе Преображения и о Моисее, когда он сошёл с горы Хорив. Когда Христос был на горе Преображения, Его лицо сияло, как солнце (Мф. 17:2). Когда Моисей спустился с горы, после того как в течение многих дней созерцал лицо Господа, кожа его лица тоже сияла. В конце концов верующие будут сиять, как солнце. В Мф. 13:43 Господь Иисус сказал, что «праведники воссияют, как солнце, в царстве их Отца». Если мы хотим сиять, как солнце, нам нужно быть Моисеем — мы должны находиться на вершине горы, созерцать Господа и наполняться Им.

  Чем будет провозглашение закона в нашем переживании — чем-то положительным или чем-то отрицательным, «днём» или «ночью», — зависит не от закона, а от нашего состояния. Если мы будем Моисеем на вершине горы, провозглашение закона будет для нас чудесным переживанием. Но если мы будем подобны народу, стоявшему и трепетавшему у подножия горы, провозглашение закона будет в нашем переживании чем-то устрашающим и ужасающим.

  При провозглашении закона присутствовали три категории людей: Моисей и, возможно, Иисус Навин, находившиеся на вершине горы, народ, стоявший у подножия горы, и те, кто был на горе и поклонялся издали. Находясь на вершине горы, Моисей переживал Божье переливание и наполнялся Богом. Те, кто был на горе, то есть не на вершине и не у подножия, поклонялись издали, а те, кто стоял у подножия горы, трепетали. А где находитесь вы в своём переживании? Вы трепещете у подножия горы, поклоняетесь издали на горе или наполняетесь Божьим элементом на вершине горы?

  Для Моисея и, вероятно, для Иисуса Навина провозглашение закона было чудесным переживанием. Но тем, кто находился у подножия горы, было очень страшно. Поэтому они трепетали от страха. Очень важно увидеть следующее: чем будет для нас провозглашение закона — чем-то положительным или чем-то отрицательным, «днём» или «ночью», — зависит не от закона, а от нашего состояния. Если наше состояние положительное, то провозглашение закона тоже будет чем-то положительным. Если же наше состояние отрицательное, то провозглашение закона тоже будет чем-то отрицательным.

  Тот же самый принцип применим и к чтению Библии. В нашем переживании Библия может быть либо книгой «дня», либо книгой «ночи». Многие держатся суеверного представления, что Библия даёт только что-то хорошее тем, кто читает её. Согласно этому суеверному представлению, если человек придёт к Писаниям, он получит что-то положительное. Однако многие приходят к Библии и не получают от этого никакой пользы. Более того, Библия фактически убивает духовно и верующих, и неверующих. Те, кто принимает Библию как книгу мёртвых букв, будут убиты ею. Это переживали многие христиане, в том числе многие пасторы и исследователи Библии. Люди оказываются убиты Словом не потому, что с Библией что-то не в порядке, а потому, что не в порядке те, кто читает её. Подобно закону, Библия является и доброй, и духовной. Будучи даром от Бога, Библия не может быть неправильна ни в чём. Однако для тех, чьё духовное состояние можно назвать «ночью», Библия становится книгой «ночи». Это ещё раз показывает: будет ли Библия в нашем переживании книгой «дня» или книгой «ночи», зависит не от Библии, а от нашего духовного состояния.

  У Бога с самого начала не было намерения ни давать человеку заповеди, которые нужно соблюдать, ни заставлять его что-либо делать для Бога. Вечное намерение Бога состоит в том, чтобы внедрить Себя в нас. Когда Он приходит к нам и говорит с нами, Он делает это не для того, чтобы дать нам определённые заповеди, которым мы должны научиться и которые мы должны соблюдать. Он просто хочет быть с нами, чтобы переливать Себя в нас. Чем дольше мы пребываем в Божьем присутствии, тем больше мы наполняемся Богом.

  В Северном Китае, там, где я родился, очень холодно зимой. Много лет тому назад мы использовали для отопления комнаты угольную печь. В особо холодные дни мне нравилось стоять около печи и вбирать в себя тепло. Если после этого я переходил в другую комнату, люди чувствовали тепло, исходящее от моей одежды. Пока я стоял у печи, я наполнялся исходящим от неё теплом. Это иллюстрация того, как мы наполняемся Богом, когда проводим время с Ним. Бог хочет иметь людей, которые будут пребывать рядом с Ним, чтобы Он переливал в них Свой элемент.

  Когда Моисей был в Египте, он видел, как египтяне плохо обращались с детьми Израиля. Поэтому он решил, что ему нужно что-то сделать, чтобы избавить Божий народ от рабства в Египте. Какой бы ни была попытка Моисея — правильной или неправильной, — очевидно, что он действовал неразумно. Когда впоследствии Бог избавил народ и вывел его из Египта, Его намерение заключалось не только в том, чтобы освободить людей из рабства. Если мы получим небесное видение, мы увидим, что намерение Бога состояло в том, чтобы народ, который был отделён от Него, вернулся к Нему и пребывал с Ним.

  После того как Моисей попытался избавить детей Израиля от рабства в Египте, он бежал в пустыню. Он был очень расстроен и пришёл в уныние. После многих лет, проведённых в пустыне, Моисей был вынужден оставить надежду на великую карьеру. Каким бы ни было честолюбие и намерение человека, через сорок лет в пустыне от его честолюбия не останется и следа. Когда Моисей попытался освободить детей Израиля, ему было сорок лет. Когда подошли к концу следующие сорок лет, ему было восемьдесят и он считал, что ему пора умирать. В Псалме 90 Моисей сказал, что даже крепкие люди не могут надеяться, что проживут больше восьмидесяти лет. Когда ему исполнилось восемьдесят и он считал, что он не годен ни на что, кроме смерти, он утратил всякое честолюбие. У него больше не было никаких намерений. В отношении его всё было кончено. Он мог сказать своему стаду, которое он пас: «Стадо, я скоро умру; я не знаю, сколько ещё времени я пробуду с вами. Может быть, через несколько дней меня уже не будет». Но однажды произошло нечто неожиданное: Моисей увидел горящий куст, который горел и не сгорал. Когда он свернул, чтобы посмотреть «на это великое зрелище» и выяснить, почему куст не сгорает (Исх. 3:3), Бог воззвал к нему из середины куста (ст. 4). Не удивительно, что впоследствии Моисей назвал Бога Обитавшим в терновом кусте (Втор. 33:16). Бог хотел, чтобы Моисей забыл о том, что он совершил. Кроме того, Бог не хотел, чтобы Моисей расстраивался и унывал. Он пришёл призвать его и послать назад в Египет, чтобы он вывел народ из рабства и привёл в то место, где находится Бог. В Исх. 3:12 Господь сказал Моисею: «Когда ты выведешь народ из Египта, вы будете служить Богу на этой горе». Как следует из этих слов, Бог хотел не просто избавить народ от гонений в Египте; Он хотел привести людей к Себе на гору Божью. Важно, чтобы мы увидели этот положительный аспект Божьего спасения.

  Не многие христиане видят намерение Бога в Его спасении. Для них спасение состоит только в избавлении от огненного озера. Однако Библия подчёркивает положительную сторону: Божье спасение предназначено для того, чтобы вернуть Божьих людей к Богу. Согласно Новому Завету, Бог в Своём спасении приводит Свой народ не только к Себе, но и в Себя. Таким образом, намерение Бога в Его спасении состоит в том, чтобы привести Своих избранных людей к Себе и даже в Себя.

  Согласно картине в Исходе, Бог сделал всё, чтобы вывести Свой народ из рабства в Египте и привести его к Себе на гору Божью в пустыне. Он вывел их из Египта, перевёл через Красное море и пустыню, где Он снабжал их водой, которую они пили, и пищей, которую они ели. В конце концов Бог привёл детей Израиля в то самое место, где Он явился Моисею и призвал его. В 5:1 Господь сказал фараону через Моисея и Аарона: «Отпусти Мой народ, чтобы они совершили Мне праздник в пустыне». В 10:9 Моисей снова сказал фараону: «У нас праздник Иеговы». Бог хотел, чтобы Его народ пришёл к Его горе и совершил Ему праздник, пируя вместе с Ним. Бог не сказал Моисею: «Детям Израиля нужно совершить много дел. Я хочу избавить их из Египта, чтобы они совершили для Меня великую работу». Напротив, Бог велел Моисею вывести людей из Египта, чтобы они совершили Ему праздник. В итоге Бог исполнил Своё слово и привёл народ к Своей горе.

II. Провозглашение закона — отрицательный аспект

  Бог привёл народ к горе Божьей не для того, чтобы дать ему заповеди, которые нужно было бы соблюдать. Когда Бог впервые заговорил с народом в 19-й главе, не было ни грома, ни тьмы, ни звука трубы. Атмосфера у горы была приятной и спокойной. В стихе 4 говорится: «Вы видели, что Я сделал с египтянами и как Я носил вас на орлиных крыльях и принёс вас к Себе». Народ вышел из Египта, прошёл через пустыню и пришёл к горе Божьей. Но, с точки зрения Бога, Он принёс его к Себе на крыльях орла. После того как Господь уподобил Себя великому орлу, Он сказал, что народ будет Его собственным сокровищем и будет у Него «царством священников и святым племенем» (ст. 5-6). Эти слова были словами закона или благодати? Это — слова благодати, а не закона. Фактически это слова любви, выраженной посредством благодати.

А. Чтобы привести детей Израиля в положение, которое позволило бы им узнать себя

  Если бы люди получили озарение в отношении Бога и себя, они сказали бы: «Господь, благодарим Тебя за Твою милость. Мы недостойны её. Мы не заслужили её. Мы можем лишь благодарить Тебя за неё». Но когда дети Израиля услышали слова Бога, сказанные Моисею, они ответили: «Всё, что сказал Иегова, исполним» (ст. 8). Это показывает, что их сердце было отвращено от Бога и они не знали Его. Даже Аарон в какой-то степени пребывал в неведении. Как бы иначе удалось убедить его сделать золотого тельца, которому народ стал поклоняться? То, что ответил народ, и то, что сделал Аарон, вырезав тельца из золота, доказывает, что дети Израиля не знали Бога и их сердце по-настоящему не стремилось к Нему.

Б. Чтобы испытать детей Израиля

  Поскольку народ не знал ни Бога, ни себя, Бог изменил Своё отношение к нему и произвёл изменение в атмосфере. Он сказал Моисею, что придёт в густом облаке (ст. 9). Кроме того, Он велел народу освятить себя, омыть свои одежды и не переступать установленную Им границу. В Исх. 19:12 говорится: «Остерегайтесь восходить на гору и касаться её подножия. Всякий, кто прикоснётся к горе, пусть обязательно будет предан смерти». В стихе 16 мы видим, что атмосфера стала страшной и ужасающей: «И на третий день, при наступлении утра, были громы, и молнии, и густое облако на горе, и очень сильный трубный звук, и весь народ, который был в стане, затрепетал».

  Первоначально у Бога не было намерения создавать такую ужасающую атмосферу. Но только Моисей знал, в чём заключалось намерение Бога. Он понимал, что Бог не хотел, чтобы народ боялся. Вот почему в 20:20 он сказал народу: «Не бойтесь, ибо Бог пришёл для того, чтобы испытать вас». Моисей знал, что Бог испытывал народ, проверял его. Он понимал, что Бог не хотел, чтобы были гром, тьма, молнии и ужасающий звук трубы. Среди всех детей Израиля Моисей единственный знал желание Божьего сердца.

  По слову Господа Моисей поднялся на вершину горы и был там с Богом сорок дней. Много лет назад я думал, что эти сорок дней были предназначены для того, чтобы испытать детей Израиля. Действительно, для них эти дни были испытанием. Однако эти сорок дней предназначались главным образом не для того, чтобы испытать детей Израиля, а для того, чтобы дать Моисею возможность наполниться Богом. Чем дольше я стоял рядом с печью, тем больше тепла я вбирал. Точно так же чем дольше Моисей пребывал с Богом на вершине горы, тем больше он наполнялся Богом.

  В повествовании не говорится о том, что Моисей или Бог что-то делали на протяжении большей части этих сорока дней. Бог начал говорить с Моисеем только в конце этих дней. Богу было достаточно того, что один из Его людей пребывал с Ним. Согласились бы вы пробыть с Богом сорок дней и ничего не делать? Предположим, брат пригласит вас в гостиную и попросит побыть с ним, а потом в течение двенадцати часов будет просто сидеть с вами и смотреть на вас, не говоря ни слова. Вы сможете это выдержать? Я не думаю, что какой-нибудь человек, особенно если он склонен к торопливости, смог бы это выдержать. Но Моисей пробыл на горе с Богом сорок дней; при этом он не ел, не пил и не спал. Нет никаких указаний на то, что между Моисеем и Богом велись какие-то дела. Произошло только одно: Моисей получил божественное переливание. В него был перелит сам элемент Бога.

  Некоторым из моих маленьких внуков очень нравится приходить к нам в гости. В частности, одна внучка приходит в основном для того, чтобы чем-нибудь полакомиться. Если она может получить эти лакомства в другом месте, мы не видим её очень долго. Но когда ей негде их раздобыть, она приходит к нам. Однако она не остаётся с нами надолго. Она приходит не для того, чтобы побыть с нами, а для того, чтобы получить что-то от нас и уйти. Мы же наслаждаемся её присутствием и хотим, чтобы она побыла с нами подольше. Поведение моей внучки наглядно показывает, как мы часто ведём себя по отношению к Господу. Мы приходим к Нему не для того, чтобы просто побыть с Ним, а для того, чтобы получить от Него что-то хорошее. Как только мы получаем это, мы уходим. Таким образом, мы можем молиться Господу и даже встречаться с Ним в общении, чтобы получить от Него что-то полезное для себя.

  Бог знает, как нам трудно оставаться в Его присутствии, ничего не делая. Сострадая нашей слабости, Он может повелеть нам что-то сделать. Но у Него нет намерения просить нас что-то делать. Его намерение заключается в том, чтобы мы были с Ним и наполнялись Им. Однако мы, в соответствии с нашими природными взглядами, считаем, что Бог что-то требует от нас и что-то приказывает нам. О, нам нужно увидеть, что намерение Бога состоит в том, чтобы переливать в нас то, чем Он является и что Он имеет! Для того чтобы это переливание состоялось, нам нужно быть с Ним.

  Проведя сорок дней на вершине горы и наполнившись Богом, Моисей начал сиять Божьим светом. Обратите внимание, что Бог не просил Моисея что-то делать. Вместо этого Он переливал Себя в него, пока Моисей не начал светиться Им. Вот почему, когда он спустился с горы, кожа его лица светилась. Высочайшая профессия на земле заключается в том, чтобы проводить время с Богом, наполняясь Богом, чтобы сиять Им. Это намного превосходит всё, что мы можем сделать для Него. Если мы хотим сиять Богом, нам нужно проводить с Ним время, причём не для того, чтобы делать что-то, а для того, чтобы позволить Ему переливаться в наше существо.

  У меня есть бремя показать в этом сообщении, что Бог вывел детей Израиля из Египта с целью привести их к Своей горе, чтобы Он мог перелить Себя в них. Он хотел, чтобы они наполнились Им так же, как был наполнен горящий куст. Куст, который горел и не сгорал, был наполнен Богом. Бог находился в нём и говорил из его середины. Бог хотел, чтобы все Его люди были приведены в то место, где Он мог бы переливать Себя в них. Поэтому Он сказал им, что носил их на орлиных крыльях и что Он сделает их собственным сокровищем и царством священников.

  Услышав эти слова, люди должны были склониться и исповедаться: «Боже, мы не можем сделать себя Твоим сокровищем. В нас нет ничего драгоценного. Нам никак не стать Твоим собственным сокровищем». Если бы их настрой был таким, Бог сказал бы им: «Я Сам сделаю вас Моим собственным сокровищем. Оставайтесь со Мной, и Я наполню вас тем, чем Я являюсь. Однажды вы все станете драгоценными в Моих глазах». Только представьте, что было бы, если бы все два миллиона израильтян наполнились Богом и начали сиять Богом. Их слава, наверное, была бы как слава Нового Иерусалима.

  Божий народ не понял намерения Бога. Люди считали, что им нужно что-то делать для Бога. Более того, они хотели это делать и думали, что могут это сделать. Они увидели, что Бог сделал для них, и теперь они хотели что-то сделать для Него. Из-за этого представления они пали.

  Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему Бог дал нам такую большую книгу, как Библия? Сотни глав Библии содержат многочисленные заповеди, которые мы должны соблюдать. Некоторые из этих заповедей повторяются снова и снова. Они повторяются потому, что Бог хочет удержать нас рядом с Собой посредством Своего Слова. Чтобы пребывать с Богом, нужно пребывать в Слове. Но зачастую мы приходим к Библии без какого-либо осознания, что мы приходим к Богу. Более того, когда мы проводим время с Библией, у нас нет ощущения, что мы пребываем с Богом. Как же нам нужно изменить свои представления! Каждый раз, когда мы приходим к Библии, мы должны приходить к Богу и оставаться с Ним. Конечно, в Библии показано многое, что Бог велит нам делать. Но всё это второстепенно. Прежде всего мы должны пребывать с Богом и наполняться Им посредством Слова. К сожалению, мы легко отвлекаемся от Него на другие вещи. Не многие, подобно Моисею, пребывают с Богом согласно желанию Его сердца. Я хочу ещё раз подчеркнуть, что в течение сорока дней, которые Моисей провёл на вершине горы с Богом, он не делал ничего. Бог не хотел, чтобы Моисей что-либо делал; Он хотел, чтобы Моисей наполнился Самим Богом.

  В Библии мы можем увидеть, что Бог говорит нам и что Он велит нам делать. Но прежде всего нам нужно пребывать с Богом посредством Слова. Однако для нас это непросто. Мы часто склонны приходить к Библии просто для того, чтобы выяснить, что в ней говорится о том или ином вопросе. Читая Слово, мы принимаем решение исполнять всё, что говорится в Библии. Мы даже не догадываемся, что, принимая такое решение, мы, по сути, отодвигаем Бога в сторону. Те, кто приходит к Слову таким образом, не получают настоящего благословения от Бога. Если мы хотим получить Его благословение посредством Слова, нам нужно увидеть: то, что Бог велит нам делать, и то, что Он говорит нам, является второстепенным. Прежде всего нам нужно пребывать с Богом и наполняться Им. Бог говорит с нами и велит нам делать те или иные вещи, потому что Он хочет, чтобы мы были с Ним.

  Почему нам нужно читать Библию? В молодости мне сказали, что, как христианин, я должен читать Библию, чтобы узнать, что Бог велит мне делать. Читая Библию, мы действительно узнаём многое из того, что Бог велит нам делать; это могут быть сотни и даже тысячи дел. Проблема заключается в том, что мы не можем их совершить. Тем не менее, согласно нашему природному представлению, мы стремимся узнать, что Бог велит нам делать, а затем пытаемся исполнить это. Наш настрой заключается в том, что мы должны что-то делать и мы хотим сделать всё, что говорит Бог. Поэтому мы принимаем решение, что будем делать это, и на практике отодвигаем Бога в сторону. Вместо того чтобы принимать решение выполнить всё, что говорится в Библии, мы должны сказать: «Господь, я люблю Тебя. Я люблю Твоё слово, и я люблю всё, что Ты говоришь мне». Если мы скажем это Господу, Он ответит: «Очень хорошо! Теперь тебе нужно узнать, что всё, что Я велю тебе делать, Я сделаю за тебя и через тебя».

  В песне, посвящённой тому, что мы говорим «аминь» Божьему слову, есть строчка, которая мне очень нравится: «Всё, что я не мог сделать, Бог делает во мне, когда я говорю «аминь» Его слову». (Английский сборник гимнов, Гимн 1219)

  Бог хочет сделать в нас то, что мы не способны сделать сами. Например, муж должен сказать Господу: «Господь, Ты просишь меня любить мою жену. Господь, я люблю Тебя, но я должен признаться, что я не могу любить свою жену». Тогда Господь ответит: «Верно, ты не можешь любить свою жену, но Я буду любить её через тебя. Я Сам сделаю в тебе то, что ты не можешь сделать». В отношении заповедей, предписывающих нам любить братьев и любить своего ближнего, как самого себя, мы тоже должны сказать: «Господь, я люблю Тебя, но я должен быть честным с Тобой. Я не могу любить братьев, и я не могу любить других, как самого себя. У меня много соседей и много родственников, но я просто не в состоянии любить их. Господь, я люблю Тебя, и я люблю Твоё Слово, но я не способен любить их. Господь, я люблю Тебя, и я люблю Твоё Слово, но я не могу любить других людей». Тогда Господь снова скажет нам, что всё, что мы не способны сделать, Он Сам сделает изнутри нас. Таково Божье домостроительство как в Ветхом Завете, так и в Новом.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках