Составная масть — составной Дух
(2)
Тексты Писания: Исх. 30:23-30; Быт. 1:2; Суд. 3:10; Лк. 1:35; Ин. 7:39; Рим. 8:2, 9; Деян. 5:9; 16:6-7; Ин. 14:17; Флп. 1:19; 1 Кор. 15:45; 2 Кор. 3:18; Евр. 10:29; Отк. 1:4; Рим. 8:16; 1 Пет. 1:2; Отк. 2:7; 22:17
В этом сообщении мы рассмотрим элементы составного Духа.
В Божьем творении — Дух Божий с элементом божественности
В Божьем творении Дух Божий активно действовал: «Дух Божий трепетал над поверхностью вод» (Быт. 1:2). Любая сущность должна содержать в себе какой-то элемент, а Дух Божий, несомненно, является сущностью. Какой элемент содержится в Духе Божьем? Элементом Духа Божьего является Бог, божественность.
Как мы отмечали в одном из предыдущих сообщений, дух той или иной сущности является экстрактом этой сущности. Например, «дух» винограда — это не просто сам виноград, а экстракт винограда. По тому же принципу мы можем сказать, что Дух Божий — это экстракт Бога. У этого Духа есть божественность, то есть элемент того, чем является Бог. Творение возникло посредством Духа Божьего, а Дух Божий имеет элемент божественности, поэтому, согласно Рим. 1:20, творение являет Божью вечную силу и божественность.
В отношениях между Богом и человеком — Дух Иеговы с элементом Божественной Троицы
После того как Бог сотворил человека, Он пришёл для встречи с ним. Иегова — это имя Бога в Его отношениях с человеком. В 1-й главе Бытия мы видим только титул «Бог», но во 2-й главе Бытия мы также видим титул «Иегова», потому что в этой главе Бог начинает встречаться с сотворённым Им человеком. Таким образом, титул «Иегова» использовался, когда Бог встречался с человеком. Он указывает на отношения между Богом и человеком.
Имя «Иегова» образовано от еврейского глагола «быть». В Исх. 3:14 говорится: «И Бог сказал Моисею: Я ЕСТЬ ТОТ, КТО Я ЕСТЬ. — И Он сказал: Так скажи детям Израиля: Я ЕСТЬ послал меня к вам». Иегова — это Тот, кто был, Тот, кто есть, и Тот, кто будет. Слова «был», «есть» и «будет» — это формы глагола «быть». Фактически глагол «быть» можно применить только к Богу. Только Он есть, был и будет. Только Он является вечным и самосущим. Наша жизнь короткая. Если у нас нет Бога, наше существование будет непродолжительным; более того, даже сейчас мы не можем сказать, что мы по-настоящему существуем, поскольку глагол «быть» нельзя применять к нам в том уникальном смысле, в каком он применяется к Богу. Глагол «быть» является основополагающим; от этого зависит всё остальное. Например, чтобы есть, нужно «быть», то есть существовать. Если я не существую, разве я смогу есть? Все остальные глаголы, которых, возможно, тысячи, зависят от единственного глагола — глагола «быть». Только Бог — это Тот, кто есть; Он единственный «Я есть», вечносущий и самосущий Бог.
Чтобы иметь взаимоотношения с человеком, Бог должен быть триединым — Отцом, Сыном и Духом. Согласно 3-й главе Исхода, имя «Иегова» указывает на Триединого Бога. Мы видим это в 3:6, где Бог говорит: «Я Бог твоего отца, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». После того как Бог сказал Моисею: «Я ЕСТЬ ТОТ, КТО Я ЕСТЬ» и велел ему сказать детям Израиля: «Я ЕСТЬ послал меня к вам», Он сказал: «Так скажи детям Израиля: Иегова, Бог ваших отцов, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Это — Моё имя навеки, и это — напоминание обо Мне из поколения в поколение» (ст. 15). В 3:14 Бог говорит: «Я ЕСТЬ послал меня к вам», но в следующем стихе Он говорит: «Иегова, Бог ваших отцов, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам». Отсюда видно, что Иегова — это Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Этот титул Бога — Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова — подразумевает Троих в Божестве, Троицу. В Жизнеизучении Бытия мы отмечали, что в Бытии Бог часто называется Богом трёх людей: Авраама-отца, Исаака-сына и ловкого хитреца Иакова, который в конечном итоге был преобразован. Титул «Бог Авраама» обозначает Отца, «Бог Исаака» — Сына, а «Бог Иакова» — Духа. Иегова Бог в Его взаимоотношениях с человеком является Триединым Богом. Таким образом, Дух Иеговы — это Дух с элементом Божественной Троицы.
Во многих стихах Ветхого Завета говорится о Духе Иеговы: Суд. 3:10; 6:34; 11:29; 13:25; 14:6, 19; 15:14; 1 Цар. 10:6; 16:13, 14; 2 Цар. 23:2; 3 Цар. 18:12; 22:24; 4 Цар. 2:16; 2 Пар. 18:23; 20:14; Ис. 11:2; 63:14; Иез. 11:5; 37:1; Мих. 3:8; Зах. 7:12. Всякий раз, когда Бог приходил для встречи с людьми в Ветхом Завете, Он был Духом Иеговы с элементом Троицы. Фактически Дух Иеговы — это экстракт элемента Триединого Бога.
В воплощинии — Святой Дух с элементом святой божественной природы
До воплощения титул «Святой Дух» не использовался. Однако в Библии короля Якова этот факт не является очевидным в переводе Пс. 51:11 и Ис. 63:10-11. Выражение «Святой Дух» и в Пс. 51:11, и в Ис. 63:10-11 следует переводить как «Дух святости». Титул «Святой Дух» впервые был использован в связи с воплощением Христа, когда Дух пришёл к Марии, чтобы зачать Господа Иисуса.
Согласно Лк. 1:35, ангел сказал Марии: «На тебя сойдёт Святой Дух, и сила Всевышнего осенит тебя; поэтому и рождаемое святое будет названо Сыном Божьим». Греческое слово, переведённое как «святое», можно также перевести как «святой»; допустимы оба варианта перевода. До воплощения Христа никто не был святым по своей природе. Напротив, со времён Адама природа каждого человека была обыденной, обыкновенной. В Ветхом Завете Святой Дух не делал людей святыми, наделёнными Божьей святой природой. Конечно, некоторые люди и вещи были святыми в том смысле, что они были отделены для Бога. Например, Аарон был отделён для Господа, чтобы служить первосвященником, но он не стал святым человеком, наделённым Божьей святой природой. Только когда родился Господь Иисус, появился Человек, который был святым по природе. Это стало возможным благодаря тому, что Он был зачат от Святого Духа, а в Святом Духе есть элемент божественной природы, которая является святой. Поэтому в Мф. 1:18 о Марии говорится: «Оказалось, что она носит в чреве от Святого Духа». Кроме того, ангел Господень сказал Иосифу: «Не бойся принять Марию, твою жену, ибо родившееся в ней — от Святого Духа» (ст. 20).
В Новом Завете иногда используется греческое выражение «Дух, Святой». Это указывает на то, что Дух является святым. Отсюда видно, что Дух Божий, который есть Дух Иеговы, — это нечто большее; это — Святой Дух с Божьей святой природой, который порождает того, кто свят по природе так же, как Сам Бог. Бог свят не просто по положению, но и по Своей природе. Поскольку Господь Иисус был зачат от Святого Духа, Он тоже свят по природе.
Святой Дух имеет святую природу, чтобы делать нас, верующих, святыми людьми, наделёнными Божьей природой. Если мы поймём это, мы поймём значение освящения в Новом Завете. Новозаветное освящение предназначено для того, чтобы сделать нас святыми не только по положению, но и по природе. Оно делает нас святыми по природе, такими же святыми, как Сам Бог. Поэтому мы говорим, что в Святом Духе есть элемент святой божественной природы.
До воскресения Христа Духа ещё не было, в Него ещё не были добавлены другие элементы
В Ин. 7:39 говорится: «А сказал Он это о Духе, которого должны были получить те, кто уверовал в Него; ибо Духа ещё не было, потому что Иисус ещё не был прославлен». Этот стих показывает, что до воскресения Христа Духа — Духа, в состав которого были добавлены другие элементы, — «ещё не было». Дух Божий был с самого начала, но, когда Господь говорил эти слова, Духа как Духа Христа, Духа Иисуса Христа (Флп. 1:19) «ещё не было», потому что Господь ещё не был прославлен. Иисус был прославлен, когда Он был воскрешён (Лк. 24:26). После воскресения Иисуса Дух Божий стал Духом воплотившегося, распятого и воскрешённого Иисуса Христа, и этого Духа Христос вдохнул в учеников вечером в день Своего воскресения (Ин. 20:22). Теперь Дух — это «другой Утешитель», Дух действительности, которого Христос обещал перед смертью (Ин. 14:16-17). Когда Дух был Духом Божьим, в Нём был только божественный элемент. После того как Он стал Духом Иисуса Христа в результате воплощения, распятия и воскресения Христа, в Нём есть и божественный элемент, и человеческий элемент со всей сущностью и действительностью воплощения, распятия и воскресения Христа. Таким образом, сейчас Дух — это всеобъемлющий Дух Иисуса Христа.
Со времени 1-й главы Бытия до времени Ин. 20:22 Духа ещё не было. Титул «Дух» является всеобъемлющим, потому что он объединяет в себе все элементы всех остальных титулов Духа. Мы увидим, что Дух включает в Себя Духа действительности, Духа Иисуса, Духа Христа, Духа Иисуса Христа, Духа жизни, животворящего Духа, Господа Духа, Духа благодати и семь Духов. Как это замечательно!
В том, что касается Духа, я умоляю вас не следовать традиционным учениям. Эти учения одурманили многих верующих. Я сам был одурманен ими в течение нескольких лет, и Господу потребовалось много времени, чтобы освободить меня от этого дурмана. Я обеспокоен тем, что некоторые из нас, особенно святые старшего возраста, по-прежнему находятся под одурманивающим воздействием традиционных учений. Это приводит к тому, что всякий раз, когда вы читаете Библию, вы пребываете в оцепенении. Именно поэтому вы не получаете света, когда изучаете Слово. Вы по-прежнему находитесь под влиянием традиции и собственного природного понимания.
Всякий раз, когда мы приходим к Библии, мы должны приходить со здравым разумом, с разумом, который свободен от всякого «груза» и дурмана. Кроме того, нам нужно быть нищими духом и чистыми сердцем. Господь Иисус сказал, что нищие духом и чистые сердцем блаженны (Мф. 5:3, 8). У нас должен быть дух, который ничем не заполнен и не занят, и у нас должно быть чистое сердце, которое ищет только Господа. Если у нас будет такой разум, такой дух и такое сердце, то, читая о Духе в Слове, мы увидим значение всех титулов Духа Божьего.
Все титулы Духа имеют своё значение. Например, в Евр. 10:29 говорится об оскорблении Духа благодати. Примечательно, что в этом стихе не говорится об оскорблении Духа Божьего. Дух благодати позволяет нам вкусить Триединого Бога как наше наслаждение. Тем самым мы вкушаем благодать. Если мы оскорбляем Духа благодати, то это очень серьёзно. Согласно Посланию к евреям, мы не должны пренебрегать освящающей кровью Иисуса и Духом благодати, Духом для нашего наслаждения. В Евр. 10:29 мы видим наглядный пример того, что каждый титул Духа имеет своё значение, поскольку каждый титул указывает на конкретный элемент Духа.
После воскресения Господа Его слово о Духе как другом Утешителе, Духе действительности, исполнилось. Он сказал, что будет просить Отца дать нам другого Утешителя и что этим Утешителем будет Дух действительности, который будет в нас. Затем Господь сказал, что в тот день мы узнаем, что Он в Отце, и мы в Нём, и Он в нас. Он со всей определённостью сказал ученикам, что не оставит их сиротами, но придёт к ним. По сути, приход Духа действительности был приходом Христа, так как Христос есть Дух. В день Своего воскресения Господь Иисус явился Своим ученикам, дунул в них и сказал: «Получи́те Святого Духа» (Ин. 20:22). Это был Дух действительности — Дух, содержащий все остальные элементы Духа.
Не нужно думать, что после воскресения Христа Дух перестал быть Духом Божьим, Духом Господним, то есть Духом Иеговы, и Святым Духом. Нет, Дух по-прежнему является Духом Божьим (Рим. 8:9, 14; 1 Кор. 2:14), Он по-прежнему является Духом Иеговы, Духом Господним (Деян. 5:9; 8:39; 2 Кор. 3:17), и Он по-прежнему является Святым Духом (Деян. 16:6; Рим. 15:13, 16). Но также этот Дух является Духом действительности (Ин. 14:17; 15:26; 16:13).
Дух Иисуса с элементами человечества, человеческого жития и распятия
Согласно Деян. 16:6, Святой Дух запретил Павлу и его соработникам говорить слово в Азии. Но в стихе 7 сказано, что Дух Иисуса не позволил им пойти в Вифинию. В этих двух стихах сначала упоминается Святой Дух, а затем — Дух Иисуса. Если мы изучим контекст стиха 7, мы увидим, что Павел страдал, поэтому с ним был Дух Иисуса. В Духе Иисуса есть элементы человечества, человеческого жития и распятия. Поскольку в 16-й главе Деяний Павел переживал человеческие страдания и переживал смерть Христа, то Дух Божий, Дух Господень и Святой Дух были в том случае Духом Иисуса, Духом воплотившегося Господа, который жил на земле как человек и умер на кресте.
Дух Христа с элементом воскресения
В Рим. 8:9 говорится: «Но вы не в плоти, а в духе, если действительно Дух Божий обитает в вас. Если же кто-нибудь Духа Христа не имеет, то он — не Его». В стихах 9, 10 и 11 говорится о воскресении Христа. Дух Христа в стихе 9 содержит элемент воскресения. Этот Дух является Духом Божьим, о котором говорится в этом же стихе, а также Духом жизни, упомянутым в стихе 2.
В Духе есть воплощение Христа, Его человечество, человеческое житие, смерть и воскресение. Всё это мы видим благодаря различным титулам Духа. Если бы Дух не содержал в Себе элементы воплощения, человеческого жития и распятия, то для чего нужно было называть Его Духом Иисуса? Подобным образом, если бы Дух не содержал элемента воскресения, то для чего нужно было называть Его Духом Христа? Кроме того, если бы Дух не содержал божественную жизнь, то для чего нужно было называть Его Духом жизни? Титулы Духа указывают на конкретные факты. Поэтому исходя из титулов Духа, употребляющихся в Новом Завете, мы можем сказать, что в Духе Иисуса есть воплощение, человечество, человеческое житие, страдание и распятие, а в Духе Христа есть воскресение, сила воскресения и божественная жизнь.
Дух Иисуса Христа с обильным снабжением всех элементов — человечества, человеческого жития, распятия и воскресения
В Флп. 1:19 Павел говорит о Духе Иисуса Христа: «Ибо знаю, что это обернётся мне к спасению через ваше прошение и обильное снабжение Духа Иисуса Христа». Когда Павел писал эти слова, он находился в тюрьме. Но несмотря на то что он был узником, он мог радоваться, потому что у него было обильное снабжение Духа Иисуса Христа. Он наслаждался Духом Иисуса, Того, кто страдал, и Духом Христа, Того, кто был воскрешён. Дух снабжал и поддерживал Павла в его страданиях и давал ему силы радоваться. Поэтому Павел мог сказать в Флп. 1:20-21: «Согласно моему искреннему ожиданию и надежде, что ни в чём я не буду посрамлён, а со всей смелостью, как всегда, даже теперь будет возвеличен Христос в моём теле, будь то через жизнь или через смерть. Ибо для меня жить — это Христос, а умереть — приобретение».
Дух жизни с богатством божественной жизни
В Рим. 8:2 говорится: «Ибо закон Духа жизни освободил меня в Христе Иисусе от закона греха и смерти». На самом деле совершенно очевидно, что Дух жизни содержит элемент божественной жизни. С Духом жизни мы получаем богатство божественной жизни.
Животворящий Дух со способностью наделять божественной жизнью
В 1 Кор. 15:45 говорится, что Христос, последний Адам, стал животворящим Духом. Затем во 2 Кор. 3:6 говорится, что буква убивает, а Дух животворит. Согласно этим стихам, Дух также является животворящим Духом. Он является Духом со способностью наделять божественной жизнью.
У животворящего Духа есть способность давать нам жизнь. Теперь внутри нас есть жизнь. Однако мы не обладаем способностью наделять этой жизнью других. Но Дух жизни — это также животворящий Дух. Этот титул показывает, что у Духа есть способность наделять жизнью. Таким образом, этот титул Духа подразумевает такой элемент, как наделение жизнью.
Господь Дух с элементами вознесения и господства
Во 2 Кор. 3:18 говорится: «Но мы все с открытым лицом, созерцая и отражая, как зеркало, славу Господнюю, преобразовываемся в тот же образ от славы к славе так, как от Господа Духа». В этом стихе Павел говорит не о Духе Божьем, не о Святом Духе и не о Духе жизни. Он говорит о Господе Духе. Этот аспект Духа включает в себя элемент господства. Господь Иисус стал Господом после Своего вознесения на небеса. Это означает, что человек из Назарета по имени Иисус был сделан Господом всех. Это господство теперь содержится в Духе. В Господе Духе есть элементы вознесения и господства.
Дух благодати с элементом наслаждения Триединым Богом
Составной Дух также является Духом благодати (Евр. 10:29). В Духе благодати есть элемент наслаждения Триединым Богом. Этим элементом является благодать.
Семь Духов с семикратным усилением
В Отк. 1:4 говорится: «Иоанн — семи церквям, которые в Азии: Благодать вам и мир от Того, кто есть, и кто был, и кто должен прийти, и от семи Духов, которые перед Его престолом». В Духе есть не только элемент наделения жизнью, но и элемент усиления. Семь Духов в Откровении подразумевают Духа с элементом семикратного усиления.