Составная масть — составной Дух
(1)
Тексты Писания: Исх. 30:23-30; Быт. 1:2; Суд. 3:10; Лк. 1:35; Ин. 7:39; Рим. 8:2, 9; Деян. 5:9; 16:6-7; Ин. 14:17; Флп. 1:19; 1 Кор. 15:45; 2 Кор. 3:18; Евр. 10:29; Отк. 1:4; Рим. 8:16; 1 Пет. 1:2; Отк. 2:7; 22:17
Святое масло помазания, описанное в 30:23-30, представляет собой составную масть. В Писаниях прообразом Духа Божьего прежде всего является масло. Это масло состоит из одного компонента, одного вещества; к нему не добавлены и с ним не смешаны и не слиты другие вещества. Но в 30-й главе Исхода к маслу добавлены четыре вида благовоний: мирра, корица, тростник и кассия. Эти четыре драгоценные и ароматные вещества были добавлены к маслу, смешаны и слиты с ним. В результате масло стало составной мастью.
Согласно Библии, эти благовония во многом связаны с Господом Иисусом. И при Его рождении, и при Его погребении те, кто чтил Его, принесли мирру. В Песни Песней некоторые благовония имеют определённое духовное значение по отношению либо к Господу Иисусу, либо к Его ищущей.
Повествование о составной масти в 30-й главе Исхода имеет очень большое значение. То, что Господь велел Моисею сделать составную масть, очень важно. Это повеление было дано после откровения о скинии со всей её обстановкой и принадлежностями и о священстве. Иначе говоря, перед описанием масти мы видим две вещи. Во-первых, мы видим скинию, Божье жилище; во-вторых, мы видим священство, Божьих служителей.
Во 2-й главе Первого послания Петра говорится и о Божьем жилище, и о священстве. Согласно этой главе, Бог желает получить две вещи. Прежде всего Сам Господь Иисус является живым камнем. Мы, те, кто приходит к Нему, тоже являемся живыми камнями, созидаемыми как духовный дом и как святое священство. Здесь мы видим духовный дом, Божье жилище, а также священство, сообщество служителей. По сути, духовный дом и священство — это не две отдельные сущности, а одна сущность в двух аспектах. С одной стороны, мы — Божье жилище; с другой стороны, мы — Божье священство. Мы — дом, в котором Бог может обитать, и мы — священство, которое служит Богу. Богу нужно жилище на земле для Его выражения. В то же время Ему нужно служащее священство. Бог хочет выразить Себя, и Он хочет, чтобы Ему служили. Поэтому Он желает, чтобы у Него был духовный дом и святое священство.
Откровение о составной масти было дано не в 1-й главе Исхода и даже не в 29-й главе; оно было дано в конце 30-й главы после откровения о Божьем жилище и священстве. Отсюда видно, что составная масть предназначена исключительно для помазания Божьего жилища и священства. Согласно 30:26-28, масть использовалась для помазания Шатра Собрания, Ковчега, стола и его принадлежностей, светильника и его принадлежностей, жертвенника курения, жертвенника всесожжения и его принадлежностей и умывальника с его основанием. Кроме того, в стихе 30 говорится: «И Аарона и его сыновей помажь и освяти их, чтобы они служили Мне священниками». В этих стихах ясно показано, что составная масть предназначалась исключительно для помазания скинии и священников.
В Исходе есть многое, чем можно наслаждаться. Например, дети Израиля наслаждались Пасхой. Это был праздник, который в конечном итоге был сделан предписанием. Каждый год первым из праздников был праздник Пасхи. Центром этого праздника был ягнёнок, который является прообразом Христа как нашего Искупителя. Это показывает, что уже на начальном этапе Божьи избранные люди наслаждаются Христом. Даже когда дети Израиля ещё находились в Египте, они могли вдоволь наслаждаться пасхальным ягнёнком. Они не только наносили кровь на перекладину двери, но и ели плоть ягнёнка. Таким образом, ягнёнок предназначался для их наслаждения.
После того как дети Израиля пришли в пустыню, они начали наслаждаться манной и живой водой из рассечённой скалы. Таким образом, дети Израиля наслаждались как минимум тремя вещами: Пасхой, манной и живой водой. Важно, чтобы мы осознали, что они наслаждались всем этим ещё до того, как было получено откровение о скинии и священстве. Это означает, что даже без скинии и священства они могли наслаждаться ягнёнком, манной и живой водой.
Если у нас будет ясность в отношении детей Израиля, мы сможем увидеть положение сегодняшних христиан. Где находится большинство христиан: до откровения о скинии и священстве или после? Несомненно, большинство христиан находится до откровения о скинии и священстве. Это означает, что у сегодняшних христиан нет Божьего жилища и нет Божьего священства. В лучшем случае они наслаждаются пасхальным ягнёнком, манной и живой водой. Однако тех, кто наслаждается живой водой, очень мало. В молодости я часто слышал о пасхальном ягнёнке и о манне, но я почти ничего не слышал о живой воде из рассечённой скалы.
Нам нужно спросить себя: где мы находимся в том, что касается наслаждения Христом? Чем мы наслаждаемся: только тем, что было до откровения о скинии и священстве, то есть только ягнёнком, манной и водой? Где мы находимся в нашем наслаждении Христом: до откровения о скинии и священстве или после него? Это очень важный вопрос. Если в своём наслаждении Христом вы находитесь до скинии и священства, вы не можете участвовать в составной масти. Этой мастью можно наслаждаться только после появления Божьего жилища и сообщества служителей. Божьи люди не могут наслаждаться мастью вне Божьего жилища и Божьего священства.
Если вас спросят о том, где вы находитесь в своём наслаждении Христом: до скинии и священства или после, то, возможно, вам будет трудно ответить на этот вопрос. Вы будете сомневаться, не зная что сказать. Однако я уверен, что подавляющее большинство из нас по крайней мере отчасти переживало составную масть. В своём переживании мы наслаждались не просто маслом, а мастью.
Масло — это что-то простое; в нём содержится всего один элемент. Но масть — это что-то богатое. Как мы уже неоднократно отмечали, масть — это состав из четырёх благовоний, смешанных с оливковым маслом. То, что в 30-й главе Исхода содержится повествование о божественном откровении в отношении этой составной масти, исключительно важно. Сами благовония и их количество тоже имеют большое значение. Благовоний было четыре, но полных мер по пятьсот сиклей было всего три.
В повествовании о составной масти мы видим числа три и пять. В Библии сочетание чисел три и пять связано с Божьим строением. Первым строением Бога был Ноев ковчег. В описании ковчега мы видим числа, кратные трём и пяти: «Длина ковчега — триста локтей, его ширина — пятьдесят локтей, а его высота — тридцать локтей (Быт. 6:15). Кроме того, в ковчеге нужно было сделать «нижний, второй и третий ярус» (Быт. 6:16). Вторым Божьим строением является скиния. Скиния имела три части: внешний двор, Святилище и Святое Святых. В описании скинии часто встречается число пять. Например, скиния была сделана из десяти покрывал из тонкого льна. Согласно Исх. 26:3, пять покрывал были соединены одно с другим, и другие пять покрывал были соединены одно с другим. Кроме того, покрывала на внешнем дворе были квадратными, каждое размером пять на пять локтей. Жертвенник всесожжения тоже был пять локтей в длину и ширину и три локтя в высоту. Таким образом, во втором Божьем строении мы видим числа три и пять.
В Библии число три обозначает Триединого Бога в воскресении. Воскресение, как все мы знаем, произошло на третий день. Поэтому число три обозначает и Триединого Бога, и воскресение. Как мы уже не раз говорили, в Библии пять — это четыре плюс один; это число обозначает ответственность. Поэтому сочетание чисел три и пять обозначает Триединого Бога в воскресении, несущего ответственность за Свой народ. Это необходимо для строения.
Некоторые не согласятся с утверждением, что числа три и пять обозначают Триединого Бога в воскресении, несущего ответственность за Свой народ, и связаны с Божьим строением; они скажут, что это чересчур иносказательное истолкование Слова. Однако то, что они считают иносказательным истолкованием, на самом деле является констатацией того, что раскрывается в Библии. Подобное иносказательное истолкование можно сравнить с тем, как мы читаем и произносим слова. Читая какое-либо слово, нам нужно правильно произносить его и знать его значение. Этот процесс можно сравнить с тем, что мы делаем, когда иносказательно толкуем Писания надлежащим образом. И Господь Иисус, и апостол Павел толковали Библию иносказательно, поскольку они понимали духовный алфавит, содержащийся в Слове. Можно сказать, что четыре благовония в 30-й главе Исхода — это буквы духовного алфавита. Кроме того, меры благовоний тоже являются буквами этого алфавита. Чтобы прочитать и понять эти буквы, мы должны истолковать их иносказательно.
В молодости я работал в торговой компании, в которую каждый день приходили телеграммы. Пятьдесят лет тому назад всё было не так, как сегодня; тогда международная торговля зависела от телеграфного сообщения. Иногда в телеграмме было всего одно слово, причём зашифрованное. Вначале я не умел расшифровывать подобные телеграммы. Но изучая книгу, в которой объяснялось значение различных шифров, я постепенно научился читать зашифрованные сообщения. Часто две буквы обозначали длинное предложение. Я понял, что зашифрованное слово из десяти букв на самом деле может содержать в себе длинное сообщение.
Лучше всего изучать Библию, учась расшифровывать её. Расшифровывать Библию — значит просто «распутывать» Господне слово. Если мы не умеем расшифровывать Библию, мы будем подобны человеку, читающему зашифрованную телеграмму и не умеющему декодировать то, что он читает. Для многих христиан Библия подобна зашифрованному слову, которое они не способны расшифровать. Таково положение дел среди христиан: они воспринимают Божье святое откровение поверхностно. Практически в каждой главе Слова содержится что-то, что они не способны расшифровать. Например, в 1 Пет. 1:2 говорится, что мы были избраны согласно предузнанию Бога Отца в освящении Духа к послушанию и кроплению крови Иисуса Христа. Что это означает? Можно быть христианином больше сорока лет и при этом не понимать этот стих.
Видеть откровение о составной масти
Меня сильно беспокоит состояние сегодняшних христиан. С одной стороны, я каждый день радуюсь в Господе. С другой стороны, когда я размышляю о состоянии верующих и молюсь об этом, я очень огорчаюсь. Часто я огорчаюсь, даже размышляя о состоянии всех святых в поместных церквях. Мало кто из святых действительно погрузился в глубины Божьего откровения. Многие пребывают в одурманенном состоянии и духовном оцепенении. Поскольку они находятся в таком оцепенении, они довольны своим состоянием, хотя оно далеко не удовлетворительное. Более того, те, кто довольны своим состоянием, не стремятся за Господом. О, нам нужно дорожить Господним словом и ценить его! В частности, нам нужно стремиться к тому, чтобы коснуться глубин божественного откровения о составной масти в 30-й главе Исхода.
Уже более пятидесяти лет я читаю книги других авторов, чтобы увидеть, как они истолковывают прообраз составной масти. Учителя из Братий уделяли этому вопросу больше внимания, чем другие учителя Библии. Они чуть ли не единственные затрагивали этот вопрос. Все они соглашались с тем, что масло обозначает Духа Божьего. Некоторые даже связывали составную масть в 30-й главе Исхода со словами Иоанна о помазании в 1 Ин. 2:20 и 27. Но хотя у них был некоторый свет, они не могли сказать определённо и в подробностях, почему в состав Духа Божьего нужно было что-то добавлять.
Сначала в качестве прообраза Духа Божьего в Библии используется масло. Но после откровения о скинии и священстве Бог показал, как приготовить масть из смеси масла и благовоний. Почему после появления Божьего жилища и Божьих служителей Богу потребовался состав, а не чистое масло из одного компонента? Почему откровение о составной масти не было дано раньше? Понимая, что это должно быть важно, я изучал этот вопрос много лет. В результате я смог коснуться глубин этой истины о Божьем Духе, содержащейся в Слове. По Его милости я понемногу начал понимать божественное откровение о составном Духе.
Сразу после спасения я стремился к переживанию того, что я мёртв для греха. Я знал, что говорилось в 6-й главе Послания к римлянам, и я хотел избавиться от уз закона греха. Мне сказали, что я должен считать себя мёртвым. Но как я уже раньше говорил, то, что я считал себя мёртвым, никак не отражалось на моём переживании. Постепенно, с опытом, я понял, что энергия, сила и действенность Христовой смерти содержатся в Духе. Затем я услышал, как брат Ни сказал, что субъективный аспект смерти Христа можно переживать только посредством Духа в 8-й главе Послания к римлянам. Его слова подтвердили то, что я обнаружил в своём переживании, и я очень обрадовался, когда узнал, что переживать Христову смерть субъективно можно только посредством Духа. Благодаря такой помощи я узнал, что к Духу Божьему было что-то добавлено, с Ним что-то было слито. Мои переживания научили меня, что смерть Христа, показанная в 6-й главе Послания к римлянам, подразумевается в Духе в 8-й главе и слита с Ним.
Я продолжал изучать Ветхий и Новый Заветы, и однажды Господь показал мне, что в 30-й главе Исхода мы видим состав из масла и благовоний, а не просто масло как вещество, содержащее один компонент. Затем я начал изучать благовония. Из того, что я изучал раньше, я уже знал, что как прообраз мирра указывает на смерть Господа. Я стал изучать другие благовония и их меры. Я начал понимать, что здесь мы видим три меры по пятьсот сиклей и что средняя мера разделена на две части. Тогда мои глаза открылись и я увидел, что это обозначает Триединого Бога. Так пришло откровение о составной масти и составном Духе.
В следующем сообщении мы рассмотрим содержащиеся в Библии различные титулы Духа. Одним из титулов, упоминаемых в Евр. 10:29, является Дух благодати. В Новом Завете есть два ключевых вопроса: освящающая кровь и Дух благодати. По сути, Новый Завет состоит из крови, которая освящает нас, и Духа благодати, Духа, который снабжает нас Триединым Богом.
В Библии мы видим тринадцать титулов Духа Божьего: Дух Божий (Рим. 8:9, 14; 1 Кор. 2:14); Дух Иеговы, Дух Господень (Деян. 5:9; 8:39; 2 Кор. 3:17); Святой Дух (Деян. 16:6; Рим. 15:13, 16); Дух действительности (Ин. 14:17; 15:26; 16:13); Дух Иисуса (Деян. 16:7); Дух Христа (Рим. 8:9); Дух Иисуса Христа (Флп. 1:19); Дух жизни (Рим. 8:2); животворящий Дух (1 Кор. 15:45; 2 Кор. 3:6); Господь Дух (2 Кор. 3:18); Дух благодати (Евр. 10:29); семь Духов (Отк. 1:4); и Дух (Рим. 8:16, 23, 26, 27; Гал. 3:14; 5:16-18, 22, 25; 1 Пет. 1:2; Отк. 2:7; 14:13; 22:17). В Духе действительности есть все элементы, обещанные в Ин. 14:17; 15:26 и 16:13. В Духе Иисуса содержатся элементы человечества, человеческого жития и распятия. В Духе Христа есть элемент воскресения. В Духе Иисуса Христа есть обильное снабжение всех элементов: человечества, человеческого жития, распятия и воскресения. В Духе жизни содержится богатство божественной жизни. Животворящий Дух предназначен для наделения божественной жизнью. Господь Дух содержит элементы вознесения и господства. Дух благодати предназначен для снабжения нас божественным богатством как нашим наслаждением. Семь Духов предназначены для семикратного усиления. Наконец, Дух содержит все элементы приведённых выше титулов Духа Божьего. Таким образом, Дух — это всеобъемлющий Дух. Это означает, что Дух вбирает в Себя и объединяет в Себе все аспекты Духа Божьего.
Нам нужно оставить традиционное христианское учение о Духе Божьем и возвратиться к божественному откровению в чистом Слове Божьем. Почему в Библии показан такой прообраз, как составная масть? Почему в Библии содержится так много титулов Духа? В 1-й главе Бытия Дух Божий двигался над поверхностью вод. Но в последней главе Библии сказано: «Дух и невеста говорят…» (Отк. 22:17). Почему божественное откровение переходит от Духа Божьего в 1-й главе Бытия к Духу в 22-й главе Откровения? Кроме того, нам нужно понять, почему между этими титулами мы видим другие титулы Духа — Дух Иеговы, Святой Дух, Дух действительности, Дух Иисуса, Дух Христа, Дух Иисуса Христа, Дух жизни, животворящий Дух, Господь Дух, Дух благодати и семь Духов. Мы не должны принимать эти титулы Духа в святом Слове как что-то случайное. Нам нужно погрузиться в глубины божественного откровения о Духе, нам нужно понять прообраз составной масти, и нам нужно научиться применять в своём переживании чудесного составного Духа.