Воспроизведение в Малой Азии и Европе через служение Павла и его спутников
(25)
Тексты Писания: Деян. 21:18-39; Мф. 17:1-8; Евр. 1:1-3; 2:14; 3:1; 8:6; 9:15; Эф. 1:17-23; 2:14-16; 3:8, 17-21; 4:4-6, 24; 5:18; 6:11; Флп. 3:4-14; Кол. 1:12, 15, 18; 2:2, 9, 16-17; 3:4, 10-11; Отк. 2:7, 17; 3:5, 20
Прежде чем мы перейдём в этом жизнеизучении к очередному разделу Деяний, я хотел бы сказать ещё несколько слов о необходимости устроительного перехода, перехода из ветхозаветного домостроительства в Божье новозаветное домостроительство.
Исчезновение ветхозаветного домостроительства
Что касается устроительного перехода, давайте рассмотрим случай Петра. На горе преображения Пётр, заговорив первым, предложил Господу построить три шатра: один Моисею, один Илии и один Господу Иисусу (Мф. 17:4). «Пока он ещё говорил, вот, светлое облако осенило их, и вот, голос из облака говорит: Это Мой Сын, Возлюбленный, в котором Я нашёл отраду. Слушайте Его!» (ст. 5). Услышав это, ученики пали ниц. Подняв глаза, они «не увидели никого, кроме Самого Иисуса одного» (ст. 8). Моисей и Илия исчезли, и остался только Иисус. Пётр предлагал оставить Моисея и Илию, то есть закон и пророков, вместе с Христом, но Бог забрал Моисея и Илию, не оставив «никого, кроме Самого Иисуса одного». В Новом Завете не должно остаться никого, кроме Самого Иисуса. Он сегодняшний Моисей: Он вкладывает в Своих верующих закон жизни, и Он также сегодняшний Илия: Он говорит за Бога и изрекает Бога внутри Своих верующих. Таково Божье новозаветное домостроительство.
В Мф. 17:1-8 мы видим ясное откровение о том, что с приходом Иисуса время и Моисея, и Илии кончилось. Моисей и Илия представляют весь Ветхий Завет: Моисей представляет закон, а Илия представляет пророков. Согласно иудейскому обычаю, считалось, что Ветхий Завет состоит из двух основных частей: Закона и Пророков. Даже Псалмы считались частью Закона. Таким образом, то, что время Моисея и Илии кончилось, показывает, что кончилось время всего Ветхого Завета, состоящего из Закона и Пророков.
Пётр увидел видение на горе преображения — это было его переживанием, и впоследствии, в своём втором Послании, он сослался на то, что произошло на этой горе (2 Пет. 1:16-18). Почему же Пётр ничего не сказал об этом видении, когда Иаков настаивал на том, чтобы сохранить ветхозаветное домостроительство наряду с новозаветным домостроительством? Мне трудно это понять. Разве в Деян. 21 у Петра не было никаких воспоминаний о том видении, которое он увидел в Мф. 17 и о котором он впоследствии написал во 2 Пет. 1?
Разумеется, Пётр был осведомлён об исчезновении ветхозаветного домостроительства. Судя по всему, на горе преображения он глубоко осознал это. Он слышал, как голос из облака провозгласил: «Это Мой Сын, Возлюбленный, в котором Я нашёл отраду. Слушайте Его!» (Мф. 17:5). Он также видел Моисея и Илию вместе с Иисусом, а потом он видел, что Моисей и Илия исчезли и что Иисус остался один. Почему же Пётр, слышавший эти слова и видевший это видение, в Деян. 21 молчал? Почему он не встал и не сказал: «Брат Иаков, позволь мне рассказать тебе, что я слышал и видел на горе преображения. Время Моисея и Илии, Закона и Пророков, кончилось. Нам нельзя больше держаться за ветхозаветное домостроительство. Это противоречит движению Бога в Его новозаветном домостроительстве». Однако Пётр промолчал и не обратился с такими словами к Иакову в Деян. 21. Точно так же нет никаких указаний на то, что Иоанн, который был с Петром на горе преображения, что-либо сказал Иакову об этом в тот момент. Ни Пётр, ни Иоанн не встали, чтобы засвидетельствовать о видении, которое они увидели, и о повелении, которое они получили на горе преображения.
В Мф. 28:19-20А воскрешённый Христос сказал Своим ученикам: «Итак, идите и сделайте учениками все народы, крестя их в имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я заповедал вам». Слово «народы» обозначает язычников. Ученики получили повеление сделать учениками язычников, крестя их в Триединого Бога. Повеление, данное Господом ученикам в Мф. 28:19, очень весомо.
Согласно Мк. 16:15, после Своего воскресения и до Своего вознесения Господь дал повеление одиннадцати, сказав: «Идите по всему миру и проповедайте благовестие всему творению». В этом стихе слово «творение» обозначает, главным образом, различные народы, хотя и включает в себя не только это. Как и в Мф. 28:19, здесь Господь велит ученикам благовествовать всем народам, всем национальностям.
После Своего воскресения и до Своего вознесения Господь Иисус сказал ученикам ещё одно слово, чтобы показать, что благовестие должно быть проповедано всем народам. В Лк. 24:47 Он сказал им, что «Его именем должно быть проповедано покаяние для прощения грехов всем народам, начиная с Иерусалима». Если мы рассмотрим эти три повеления в конце Евангелий от Матфея, от Марка и от Луки, мы увидим, насколько они решительны, конкретны, весомы и абсолютны.
Смесь, имевшая место в Иерусалиме
Относительно смеси, имевшей место в Иерусалиме, Пётр и Иоанн молчали. Нигде не говорится, что они что-либо сделали, чтобы уменьшить эту смесь. Напротив, согласно повествованию Луки в Деяниях, только Павел нёс на себе бремя этого вопроса. Создаётся впечатление, что Петра и Иоанна этот вопрос не беспокоил. Если бы он их беспокоил, они должны были бы решительно высказаться, обратившись к Иакову, и сказать: «Иаков, ещё до того как ты был спасён, мы услышали слово и увидели видение относительно того, что время ветхозаветного домостроительства прошло».
Согласно повествованию Нового Завета, Иаков, о котором говорится в Деян. 21, был братом Господа Иисуса по плоти. Вместе с остальными братьями Господа Иаков был спасён сразу же после Его воскресения или немногим раньше этого времени. Поэтому возможно, что Иаков присутствовал, когда были даны одно или несколько повелений, о которых говорится в конце Евангелий от Матфея, от Марка и от Луки. Судя по всему, он знал, что Господь повелел ученикам благовествовать всем народам.
Почему же ученики, включая Иакова, на первый взгляд, пренебрегли словами Господа о благовествовании всем народам и уделяли такое большое внимание Ветхому Завету? И откровение, данное ученикам, и повеление Господа были ясны, конкретны, весомы и абсолютны. Следовательно, у всех учеников должна была быть ясность в отношении Божьего домостроительства. Однако в ходе того, что происходило в Иерусалиме, никто из них не обращал внимания на повеление Господа. Вместо этого они отдавали предпочтение смеси ветхозаветного устроения с Божьим новозаветным домостроительством.
В Деян. 21:19 говорится, что Павел, приветствовав Иакова и всех старейшин, «стал рассказывать по порядку о том, что Бог совершил среди язычников через его служение». Услышав это, они стали прославлять Бога (ст. 20). Затем Иаков обратился к Павлу и сказал: «Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших среди иудеев; и все они ревнители закона» (ст. 20). То, что Иаков сказал эти слова, было позором для него. Если бы я был на месте Петра и слушал эти слова, меня бы охватило глубокое чувство стыда.
В начальных главах Деяний Пётр был смелым. Пётр и Иоанн вели себя решительно, столкнувшись с противодействием синедриона. Однако в главах с пятнадцатой по двадцать первую Пётр, похоже, потерял свою смелость. Согласно сказанному Павлом в Гал. 2, Пётр даже проявлял лицемерие в отношении этой смеси. Какой жалкой была ситуация в Иерусалиме, показанная в Деян. 21! Мы все должны глубоко осознать, что представляла из себя эта ситуация. Однако мы не должны винить Петра, потому что, в принципе, сегодня мы находимся в такой же ситуации.
Можно безошибочно сказать, что со времени, описанного в Деян. 15, Павел был глубоко встревожен в духе в связи с ситуацией в Иерусалиме. Из-за своего тяжёлого бремени в отношении этого в ходе своего третьего путешествия служения он не мог забыть Иерусалим. В 19:21 он вознамерился в духе идти в Иерусалим. Намерение Павла состояло не только в том, чтобы проявить нежную заботу о нуждах бедных святых в Иерусалиме, но и в том, чтобы пообщаться с Иаковом и остальными о смеси, которая имела место там. На первый взгляд, Павел вознамерился идти в Иерусалим, чтобы передать материальную помощь от верующих из язычников верующим в Иудее. На самом же деле, в духе и сердце Павла была забота об ужасной ситуации в Иерусалиме, который был источником Господнего движения по земле. Согласно пониманию Павла, этот источник был загрязнён. Поэтому у него не было мира в отношении того, чтобы продолжать осуществлять Господне движение. Он знал, что какую бы большую работу он ни проделал в языческом мире, туда потечёт загрязнённый поток из Иерусалима. Осознавая это, Павел вознамерился в духе возвратиться к источнику с целью попытаться очистить ситуацию, избавиться от загрязнения. У него также было желание пойти оттуда в Рим и даже в Испанию, чтобы распространять благовестие для исполнения Божьего новозаветного домостроительства.
Нетерпимость, всевластие и сочувствие Господа
Создаётся впечатление, что, когда Павел в последний раз пошёл в Иерусалим, у него не было возможности исправить существовавшее там положение. Напротив, дверь оказалась плотно закрыта и в результате давления со стороны Иакова и старейшин он был поставлен в очень трудное положение. Не имея выхода, он поступил в соответствии с предложением пойти в храм, чтобы очиститься с четверыми, имевшими обет назорейства. Но, как мы увидели, Господь не потерпел этого.
В 21:23-24 Иаков сказал Павлу: «У нас есть четыре человека, имеющие на себе обет; возьми их, и очистись с ними, и оплати их расходы, чтобы они обрили себе голову. И все узнают, что в том, что им стало известно о тебе, нет ничего правдивого; напротив, ты и сам ходишь как положено, соблюдая закон». Мы уже увидели, что обет, упомянутый в стихе 23, был обетом назорейства (Числ. 6:2-5) и что очиститься с назореями означало стать назореем вместе с ними и присоединиться к ним в исполнении их обета.
Далее, в Деян. 21:26, говорится: «Тогда Павел взял тех людей и на следующий день, очищаясь с ними, вошёл в храм, уведомляя о завершении дней очищения, пока за каждого из них не будет принесено приношение». Это было чем-то крайне серьёзным. Обет назорейства не был чем-то обычным; он был особенным, конкретным и необычным. Кроме того, приношения, связанные с обетом назорейства, были конкретными. Таким образом, трудно поверить, что апостол Павел опять пошёл в храм, участвовал в обете назорейства и ждал, когда священники принесут жертвы за него и за остальных.
Согласно тому, что Павел до этого писал в Посланиях к римлянам и к галатам, он не должен был возвращаться в храм и, конечно же, он не должен был участвовать в этом обете. Поэтому не удивительно, что Господь не потерпел этой ситуации. Возможно, Павел старался сохранить мир, но Господь допустил, чтобы против Павла поднялось сильное возмущение.
То, что такой апостол, как Павел, после того как он написал Послания к римлянам и к галатам, присоединился к тем, кто имел обет назорейства, и пошёл с ними в храм, чтобы очиститься, а затем оставался в храме до тех пор, пока не пришёл священник и не принёс жертвы, было чем-то очень серьёзным. Господь потерпел частный обет Павла в 18:18, но Он не потерпел того, что Павел присоединился к имевшим обет назорейства в двадцать первой главе.
На самом деле, Павел не должен был даже давать обет, упомянутый в восемнадцатой главе. До этого, в Гал. 2:20, он провозгласил, что он распят с Христом. Там Павел как бы говорил: «Я, иудей Павел, распят с Христом. Теперь уже не я живу, а живёт во мне Христос». Однако, исполняя обет по иудейскому обычаю, Павел жил не как христианин, а как иудей, потому что он следовал не христианской практике, а иудейской.
Все верующие в Иерусалиме были иудеями. Христианами верующих впервые стали называть в Антиохии (11:26). Неужели Павел забыл слово «христианин», когда в Деян. 18 он на практике исполнял иудейский обычай? Разве должен христианин давать обет в знак благодарности так, как это делают иудеи? Если нет, то почему Павел продолжал практиковать что-то иудейское? Хотя Господь терпимо отнёсся к этой практике, Он не потерпел того, что происходило в Деян. 21, когда Павел ждал, чтобы священники принесли жертвы по завершении дней очищения.
Начиная с 21:27 мы видим особое проявление Господнего всевластия. Мы также видим сочувствие Господа. С одной стороны, Павел был верен. Он даже был готов подвергнуть опасности свою жизнь ради имени Господа (20:24; 21:13). Он был готов «умереть… в Иерусалиме за имя Господа Иисуса» (21:13). С другой стороны, Павел всё-таки был человеком и не мог перебороть себя в Деян. 21. У Господа не было никого, кто был бы лучше или вернее Павла. Поэтому Он вмешался, чтобы избавить Павла сначала от смеси в Иерусалиме, а затем от иудеев, которые составляли заговоры, чтобы убить его. В конечном итоге он был помещён под стражу римлянами, будучи отделён от неприятностей и беспокойств. Таким образом Господь дал Павлу спокойное время для написания его последних Посланий. В частности, Павлу была дана возможность написать четыре ключевых Послания: к евреям, к эфесянам, к филиппийцам и к колоссянам. Рассмотрим теперь кратко эти четыре Послания, которые следует отнести к одной группе.
В Послании к евреям мы видим, что Христос намного превосходит всё, что есть в иудаизме. В иудаизме есть Бог. Согласно Евр. 1, Христос — это Сам Бог. Кроме того, в Евр. 2 мы видим, что Христос также человек. Бог в иудаизме — это просто Бог, но Бог в Новом Завете — это и Бог, и человек, Богочеловек. Как такой Богочеловек, Христос превосходит ангелов — ещё один важный элемент иудаизма. Кроме того, в Послании к евреям раскрывается, что Христос превосходит Моисея, Иисуса Навина и священника Аарона.
Согласно Посланию к евреям, новый завет, узаконенный Христом, превосходит старый завет, узаконенный Моисеем (8:6-13), а уникальная жертва Христа превосходит старые жертвы (10:9-10, 12, 14). Сейчас Бога интересует только уникальная жертва Христа, которая положила конец всем ветхозаветным жертвам и заменила их.
В Послании к евреям Павел представляет ясную картину, показывающую, что всё ветхозаветное окончено. Теперь в Божьем новозаветном домостроительстве остаётся Иисус Христос, всеобъемлющая Личность. Получив такое видение, Павел не мог терпеть смеси такого всеобъемлющего Христа с вещами низшего порядка, относящимися к устаревшему ветхозаветному домостроительству.
В Послании к эфесянам Павел показывает, что всем верующим — и из иудеев, и из язычников — нужен дух мудрости и откровения, чтобы увидеть Божье призвание, итогом которого является церковь, Христово Тело, полнота Того, кто наполняет всё во всём (1:17-23). Далее, в Эф. 2, Павел отмечает, что все предписания, существовавшие в ветхозаветном законе, упразднены смертью Христа на кресте, чтобы в Христе иудеи и язычники были сотворены как один новый человек (ст. 14-16). В третьей главе мы видим, что богатство Христово должно стать составляющим элементом церковной жизни и что нам нужно, чтобы Христос устроил Себе дом в наших сердцах и тогда мы наполнимся ко всей полноте Триединого Бога, чтобы стать Его полным выражением (ст. 8, 17-19). В четвёртой главе Павел говорит об одном Теле, одном Духе, одном Господе и одном Боге (ст. 4-6). Тело составляется из Триединого Бога и сливается с Триединым Богом, становясь новым человеком (ст. 24). Затем в пятой главе Павел показывает, что новый человек должен быть наполнен в духе Триединым Богом, чтобы иметь жизнь, являющуюся выражением Триединого Бога в Христе (ст. 18). Наконец, в Эф. 6 мы видим, что мы должны сражаться в духовной битве за царство Божье (ст. 11). Таково краткое изложение откровения в Послании к эфесянам.
В Флп. 3:7 Павел говорит: «То, что было для меня приобретениями, это я счёл утратой из-за Христа». Павел был евреем, рождённым от евреев, фарисеем, что касается закона (3:5). Однако он счёл всё иудейское, всё ветхозаветное сором, чтобы приобрести Христа (3:8). Павел знал, что в Божьем новозаветном домостроительстве Христос должен быть всем. Поэтому Павел стремился за Христом, чтобы жить такой жизнью, в которой он был бы найден в Христе (3:9-14).
Согласно откровению в Послании к колоссянам, Христос является действительностью всего положительного. Христос — это удел, который Бог дал святым (1:12), образ Бога (ст. 15), Первородный всего творения (ст. 15), Первородный из мёртвых (ст. 18), тайна Божья (2:2), воплощение Божества (2:9), наш праздник, новомесячие и суббота (2:16-17) и наша жизнь (Кол. 3:4). В Послании к колоссянам мы видим, что Христос должен быть для нас всем. В Послании к колоссянам также ясно говорится, что в новом человеке, состоящем из всех верующих, не может быть грека и иудея, обрезания и необрезания, а всё и во всём Христос.
Если мы рассмотрим в совокупности Послания к евреям, к эфесянам, к филиппийцам и к колоссянам, мы увидим, что для такого озарённого человека, как Павел, в Божьем новозаветном домостроительстве нет ничего, кроме Христа. Однако в Иерусалиме во время своего последнего прихода туда Павел увидел смесь. Что-то от Христа было смешано с элементами ветхозаветного домостроительства.
Возвратиться к Христу как нашему дереву жизни, манне и пиру
Благодаря завершающему служению Павла (Кол. 1:25) всеобъемлющий Христос раскрыт во всей полноте. В четырнадцати Посланиях Павла, особенно в Посланиях к евреям, к эфесянам, к филиппийцам и к колоссянам, Христос показан как всё для церкви и для святых. Однако к тому времени, когда было написано Откровение, это видение всеобъемлющего Христа было почти полностью утрачено. На эту утрату указывают семь посланий в Отк. 2 и 3. Христос, Глава Тела, пришёл, чтобы призвать победителей для победы над ситуацией деградации. Победители в Откровении побеждают не просто грех, мир и плоть; они в особенности побеждают ситуацию деградации, в которой утрачено ясное видение всеобъемлющего Христа.
В Отк. 2:7 Господь Иисус говорит: «Тому, кто побеждает, — ему Я дам есть от дерева жизни, которое в раю Божьем». Далее, в 2:17, Он говорит: «Тому, кто побеждает, — ему Я дам скрытой манны и ему Я дам белый камень и на камне — написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает его». Кроме того, в 3:20 Господь говорит: «Вот, Я стою у двери и стучусь; если кто-нибудь услышит Мой голос и откроет дверь, тогда Я войду к нему и буду обедать с ним, и он — со Мной». В этих стихах говорится о дереве жизни, о скрытой манне и о том, чтобы пировать с Господом. Здесь Господь как бы говорит: «Вам нужно наслаждаться Мной и забыть внешние обычаи и формальности. Возвращайтесь непосредственно ко Мне как к вашему дереву жизни, манне и пиру. Отвернитесь от всех смесей и от того, что заменяет Меня в деградировавших церквях, и возвратитесь ко Мне как ко всему для вас».
Проблема в сегодняшней ситуации деградации состоит в том, что многие вещи заменяют собой всеобъемлющего Христа. Нам нужно отвернуться от всех замен и возвратиться непосредственно к всеобъемлющему Христу как нашему дереву жизни, нашей скрытой манне, нашему пиру и всему для нас. Нам нужно возвратиться к Нему в плане наслаждения, а не просто в плане доктрины. Нам нужно вернуться к Нему не только в плане объективного знания Его, но и в плане наслаждения Им как деревом жизни, скрытой манной и пиром.
Победить ситуацию деградации среди сегодняшних христиан и возвратиться непосредственно к дающему наслаждение Христу как нашему дереву жизни, скрытой манне и пиру — значит совершить истинный переход. Это переход из старой деградировавшей религии в современное восстановление, восстановление наслаждения всеобъемлющим Христом. Сегодня этот Христос — не только животворящий Дух (1 Кор. 15:45) — Он семикратный, усиленный Дух (Отк. 5:6).
Нам нужно получить общее видение, чтобы увидеть сегодняшнюю ситуацию деградации, а также увидеть, что Господь намерен возвратить нас к Себе, чтобы мы были полностью восстановлены и начали опять наслаждаться Им. Каждый день мы должны знать только одно: нам нужно наслаждаться Христом как деревом жизни, скрытой манной и пиром. Нам нужно наслаждаться Христом как всем для нас, даже как нашей белой одеждой (Отк. 3:5) и белым камнем (2:17), чтобы стать строительными материалами для Божьего вечного жилища. Сегодня нам нужно переживать переход от деградировавшей религии к действительности всеобъемлющего Христа в плане наслаждения.