Воспроизведение в Малой Азии и Европе через служение Павла и его спутников
(8)
Тексты Писания: Деян. 15:1-34
В Деян. 15:1-34 повествуется о беспокойстве, вызванном теми, кто настаивал, что человек не может быть спасён, если не будет обрезан согласно Моисееву обычаю (ст. 1). По этому вопросу в Иерусалиме было проведено совещание апостолов и старейшин (ст. 1-21). В этом сообщении мы рассмотрим, что происходило на этом совещании и каким было решение этой проблемы (ст. 22-33).
«После того как произошло долгое обсуждение, встал Пётр и сказал им: Мужи, братья, вы знаете, что Бог с первых дней избрал среди вас, чтобы через мои уста язычники услышали слово благовестия и уверовали. И Бог, Знающий сердца, засвидетельствовал о них, дав им Святого Духа, так же как и нам; и Он не сделал никакого различия между нами и ими, верой очистив их сердца» (ст. 7-9). Из сказанного Петром об очищении наших сердец верой видно, что для Бога важны не внешние законнические предписания, которые не могут очистить внутреннее существо человека, а внутреннее очищение человеческого сердца. Это перекликается с тем, что Господь подчёркивает в Мк. 7:1-23. Человеческое сердце может очистить только Святой Дух божественной жизнью, но не внешние предписания мёртвых букв.
В Деян. 15:10 Пётр продолжает: «Итак, зачем вы теперь испытываете Бога, возлагая на шею учеников ярмо, которое ни наши отцы, ни мы не смогли понести?» Этим ярмом является ярмо закона, которое было узами в рабстве (Гал. 5:1). Ярмо в рабстве, о котором говорится в Гал. 5:1, — это узы закона, которые делают соблюдающих закон рабами с обременительным ярмом на шее. Требовать от людей, чтобы они соблюдали закон рабства, — значит не только порабощать людей, но и испытывать Бога. Даже Бог не мог и не хотел заставлять человека соблюдать закон букв.
Далее, в Деян. 15:11, Пётр говорит: «Но мы верим, что благодатью Господа Иисуса мы спасены таким же образом, как и они». Эта благодать включает в себя личность Господа и Его искупительную работу (Рим. 3:24). Пётр и верующие из иудеев были спасены этой благодатью, а не соблюдением Моисеева закона. В том, что касается Божьего спасения, соблюдение закона не имеет никакого значения ни для иудеев, ни для язычников.
Недостатки свидетельства Петра
Согласно 15:7, Пётр стал говорить только после того, как произошло долгое обсуждение. На самом деле, Пётр должен был не допустить всего этого обсуждения. Он должен был сразу же сказать: «Братья, позвольте мне напомнить вам о том, что сказал нам Господь Иисус. Он сказал нам, что мы будем Его свидетелями в Иерусалиме, Иудее, Самарии и даже до края земли. Неужели вы думаете, что Господь имел в виду, что мы должны обрезать всех язычников? Конечно же, Он имел в виду не это». Если бы Пётр говорил так, присутствовавшие на совещании выслушали бы его.
В 15:7-11 Пётр говорил хорошо, но недостаточно твёрдо. Почему он не сослался на сказанное Господом в 1:8? Почему он просто напомнил им, что Бог избрал, чтобы через него язычники услышали слово благовестия и уверовали? Пётр должен был сказать: «Вы знаете, что Господь Иисус с первых дней сказал нам, что мы должны быть Его свидетелями до края земли». В Деян. 15 Пётр, возможно, всё ещё испытывал некоторый страх. Он был несмел, и он не применял ту власть, которой наделил его Глава. Если бы Пётр применил эту власть, он бы решил эту проблему и пресёк бы течение «яда» ереси. Он бы покончил с самим источником этого течения. Однако Пётр не смог должным образом справиться с своей задачей.
В 15:8 Пётр называет Бога «Знающий сердца». Это довольно слабое выражение. Пётр должен был сказать, что Бог — это Планирующий Своё домостроительство, Тот, кто образовал Своё домостроительство, Своё устроение. Павел, который был смелее Петра, именно так говорил о Боге в своих Посланиях. Разве Бог дал язычникам Святого Духа лишь потому, что Он знал их сердца? Разве это была единственная причина, по которой Он верой очистил их сердца? Разве Господь дал Петру ключи лишь для того, чтобы Бог вошёл и очистил сердца язычников? Безусловно, Пётр высказывает здесь ряд хороших мыслей, но он излагает свои мысли слишком слабо. Такая слабость может заставить нас задаться вопросом, действительно ли он в достаточной степени знал Божье домостроительство.
В 15:10 Пётр спросил: «Зачем вы теперь испытываете Бога?» Фактически, они не только испытывали Бога — они упраздняли Божье домостроительство. Ещё раз подчеркнём, что слово Петра в стихе 10 было хорошим, но оно всё равно было слабым. Пётр был ведущим апостолом, и Господь дал ему некоторую меру власти. Однако в Деян. 15 он не применил эту власть. Тем не менее мы славим Господа за свидетельство и общение Петра.
Мы уже отмечали, что Пётр должен был напомнить присутствовавшим на совещании о слове, сказанном Господом в 1:8. Кроме того, Пётр должен был засвидетельствовать им о видении, которое он увидел в Иоппии (10:9-16). Он должен был сказать: «Позвольте мне рассказать вам, что произошло со мной в Иоппии. В то время как я молился, я увидел видение: сосуд, подобный большому полотну, в котором были всякие земные четвероногие и пресмыкающиеся и небесные птицы. Потом Господь велел мне заколоть и съесть. Когда я отказался сделать это, Господь велел мне во второй и в третий раз заколоть и съесть. Господь сказал мне, чтобы то, что Бог очистил, я не считал скверным. Увидев это видение, я пошёл в Кесарию. В то время как я говорил, на тех, кто находился в доме, пал Святой Дух». Пётр должен был засвидетельствовать о слове, сказанном Господом в 1:8, о видении, которое он увидел, и о том, что произошло в доме Корнилия. Пётр должен был использовать всё это в качестве основания, чтобы сказать присутствовавшим на совещании, что им нужно забыть о законе, об обрезании и о правилах в отношении пищи, показанных в Левите. Но у Петра не хватило смелости сделать это.
Когда Господь Иисус упомянул о случаях с вдовой из Сарепты Сидонской и с сирийцем Нееманом (Лк. 4:25-27), подразумевая, что Его благовестие повернётся к язычникам, присутствовавшие в синагоге исполнились ярости и хотели убить Его. В противоположность Господу в Лк. 4 Пётр проявил большую осторожность, не посмев сказать о видении, которое он увидел. Тот факт, что Пётр не сказал о видении, данном ему Господом, возможно, указывает не только на то, что ему недоставало смелости, но и на то, что атмосфера в Иерусалиме была очень тяжёлой.
На самом деле, когда эта ересь в отношении обрезания в самом начале возникла в Иерусалиме, Пётр должен был применить тот дар, который дал ему Господь, чтобы очистить «облачность», существовавшую в Иерусалиме в отношении Божьего новозаветного домостроительства, в соответствии с откровением, которое Господь дал ему и остальным апостолам в 1:8, и в соответствии с видением, которое он получил в Иоппии в Деян. 10 относительно язычников. Если бы он сделал это, иудаистская ересь была бы пресечена в самом начале в Иерусалиме и не распространилась бы на церкви в языческом мире. Но он этого не сделал, поэтому Павел был вынужден восстать и «сделать хирургическую операцию», чтобы отсечь этот расовый «рак», который мог бы уничтожить Божье новозаветное домостроительство и убить Тело Христово.
Когда Пётр окончил своё свидетельство, присутствовавшие на совещании замолчали. Затем «они стали слушать, как Варнава и Павел рассказывали обо всех знамениях и чудесах, которые Бог совершил через них среди язычников» (ст. 12). После этого говорится об общении, предложенном Иаковом (ст. 14-21).
Его использование Ветхого Завета
В 15:13-14 Иаков сказал, после того как все замолчали: «Мужи, братья, послушайте меня. Симеон рассказал, как Бог впервые посетил язычников, чтобы взять из них народ для Своего имени». Имя «Симеон» здесь обозначает Симона (Ин. 1:40, 42).
В стихах 16-17 Иаков приводит цитату из Книги пророка Амоса, чтобы показать, что слова пророков согласны с тем, что из язычников взят народ для имени Бога: «После этого Я возвращусь и построю заново упавший шатёр Давида; и Я построю заново его развалины и восстановлю его, чтобы остальные из людей искали Господа, даже все язычники, над которыми названо Моё имя». Выражение «шатёр Давида» обозначает Израильское царство. Построить заново шатёр Давида — значит воссоздать Израильское царство.
Использование Иаковом этой ветхозаветной цитаты возвышает народ Израиля. В 1:6 апостолы спрашивали Господа Иисуса: «Господь, не в это ли время Ты воссоздаёшь царство Израилю?» Царство Израильское, которого ожидали апостолы и другие набожные иудеи, было материальным в отличие от Божьего царства жизни, которое Христос созидает посредством проповеди Своего благовестия. Когда апостолы спросили Господа о воссоздании царства Израиля, Он ответил: «Не вам знать времена или сроки, которые Отец установил Своей собственной властью. Но вы получите силу, когда сойдёт на вас Святой Дух, и будете Моими свидетелями и в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии, и до края земли» (ст. 7-8). Несмотря на то что Господь сказал такое слово, Иаков, чтобы разрешить ситуацию, описанную в Деян. 15, ещё раз возвысил народ Израиля. Слово «чтобы» в 15:17 показывает, что сначала Господь построит заново народ Израиля, а затем язычники, то есть остальные из людей, будут искать Господа.
На самом деле, отрывок из Ветхого Завета, который цитирует Иаков, не относится к ситуации, описанной в Деян. 15. Напротив, это пророчество, связанное с тем, как Господь будет строить заново народ Израиля после Своего возвращения. В то время, согласно пророчеству, все народы будут искать Господа. Похожее пророчество содержится в Зах. 8. Согласно этой главе, когда будет воссоздан народ Израиля, «будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа» (Зах. 8:22). Если мы внимательно изучим Писания, мы увидим, что в подобных отрывках Слова речь идёт не о нынешнем веке благодати, а о времени, которое наступит после возвращения Господа. В будущем веке Господь построит заново упавший шатёр Давида, то есть Он воссоздаст народ Израиля. Тогда язычники будут приходить к Израилю, чтобы искать Господа.
Когда мы подчёркиваем, что отрывок, использованный Иаковом в Деян. 15, относится к будущему веку, кто-то может сказать: «Нельзя истолковывать стихи, использованные Иаковом, таким образом. Их нужно истолковывать только в принципиальном плане. Здесь Иаков говорил, что в принципе рано или поздно Господь примет язычников». Однако в отношении ситуации, описанной в Деян. 15, недостаточно сказать, что рано или поздно язычники будут приняты. В этой главе Иаков использовал цитату из Ветхого Завета, не проявив проницательности. Он процитировал стихи, которые указывают не на нынешний век, а на будущий век. Таким образом, Иаков фактически позаимствовал цитату из Ветхого Завета.
Сравнение с использованием Ветхого Завета Господом Иисусом и Павлом
Теперь будет полезно сравнить использование Ветхого Завета Иаковом с использованием Ветхого Завета Господом Иисусом в Лк. 4. Сославшись на случаи со вдовой и с Нееманом, Господь давал понять, что Бог намерен отстранить народ Израиля и обратиться к язычникам. Упомянув эти случаи, Господь Иисус проявил смелость, и присутствовавшие в синагоге были оскорблены и хотели предать Его смерти. В сравнении с этим Иаков попытался угодить иудействующим: он не сказал им, что Бог отстранит народ Израиля, а сказал, что сначала Он построит заново народ Израиля, а потом обратится к язычникам. Если мы сравним использование Ветхого Завета Иаковом и использование Ветхого Завета Господом Иисусом, мы увидим, что Иаков цитирует Писания очень слабо.
Подобно Господу Иисусу, Павел также проявлял смелость, используя Ветхий Завет. Задумайтесь над тем, что он сделал в Деян. 13. Когда иудеи отвергли слово благовестия, Павел смело сказал: «Необходимо было, чтобы вам первым было сказано слово Божье. Так как вы отталкиваете его и не считаете себя достойными вечной жизни, вот, мы обращаемся к язычникам» (ст. 46). Затем Павел цитирует Ис. 49:6: «Я поставил тебя светом язычников, чтобы ты был для спасения до края земли». Как мы уже отмечали, в этой цитате говорится о Христе как о Божьем Слуге, которого Бог делает светом для язычников, чтобы Его спасение достигло края земли. Павел, будучи един с Христом в осуществлении Божьего спасения в Христе, применил эти пророческие слова к себе в своём служении благовествования в том смысле, что благовестие обращается от иудеев, поскольку они отвергли его, к язычникам. В Своём служении на земле Господь выразил ту же мысль, обращаясь к упрямым иудеям в Лк. 4:24-27. В Деян. 13 Павел не сказал, что они обращаются к язычникам, потому что Бог построил заново народ Израиля. Напротив, он провозгласил, что они обращаются к язычникам, потому что иудеи отвергли слово Божье.
Когда в Деян. 15 Иаков процитировал Ветхий Завет, его цитирование было тепло принято. Если бы Иаков проявил такую же твёрдость, как Господь Иисус и Павел, и процитировал бы надлежащие отрывки из Ветхого Завета о том, что Бог отстранил Израиля и посетил язычников, иудействующие сильно воспротивились бы ему.
Если мы изучим использование Ветхого Завета Иаковом, это должно помочь нам научиться должным образом изучать Библию. Нам нужно видеть то, что находится в глубинах писаного слова. Если мы действительно будем знать Библию, мы будем с полным правом критиковать то, как Иаков цитирует Ветхий Завет. Я просто не могу понять, почему Иаков не процитировал ясное и чёткое слово, сказанное Господом в 1:8, вместо того чтобы цитировать какое-то косвенное слово из Ветхого Завета. Это показывает, что он в гораздо большей степени был человеком Ветхого Завета и не был в большой степени человеком Божьего новозаветного домостроительства.
В 15:19-20 Иаков, продолжая общение, высказал своё суждение: «Поэтому я полагаю, что нужно не беспокоить тех из язычников, кто обращается к Богу, а написать им, чтобы они воздерживались от скверны идолов, блуда, того, что задушено, и крови». Это слово намного уступает тому повелению, которое Павел дал верующим в тринадцатой и четырнадцатой главах. Предположим, кто-нибудь сказал бы вам: «Дорогие святые, вы знаете, что мы живём в испорченном и развращённом поколении, полном идолопоклонства и блуда. Повелеваю вам воздерживаться от скверны идолов, блуда, от того, что задушено, и от крови». Разумеется, сегодня святым не было бы приятно услышать такое увещевание. Тем не менее именно таким было общение Иакова в Деян. 15.
В стихе 21 Иаков объясняет, на каком основании он вынес своё суждение по этому вопросу: «Ибо Моисей с древних поколений имеет в каждом городе тех, кто проповедует его в синагогах: его читают каждую субботу». Здесь мы видим, на чём основано общение Иакова. Он говорит, что при решении проблемы, вызванной иудействующими еретиками, необходимо учесть тот факт, что Моисеев закон читают в синагогах каждую субботу. Именно на этом основании Иаков повелевает язычникам воздерживаться от скверны идолов, блуда, того, что задушено, и крови. Такое решение не могло бы удовлетворить Павла, который говорит в Гал. 2:19: «Я через закон умер для закона, чтобы жить для Бога». В противоположность такому слову общение Иакова возвращает новозаветных верующих к тому, чтобы принимать во внимание закон. Отсюда видно, что заключительное слово, с которым выступил Иаков, всё ещё свидетельствовало о влиянии Моисеева закона из-за прочных иудаистских корней Иакова. Как мы увидим, влияние этих корней сохранилось даже к тому времени, когда Павел в последний раз посетил Иерусалим (Деян. 21:20-26).
Судя по тому, что Иаков говорит в своём Послании, он, очевидно, был очень религиозным. Возможно, именно по этой причине и по причине его практического христианского совершенства его считали наряду с Петром и Иоанном столпом, причём даже первым, в церкви в Иерусалиме (Гал. 2:9). Однако он не был силён в том, что касается откровения о Божьем новозаветном домостроительстве в Христе, и всё ещё находился под влиянием своего прошлого — под влиянием старой иудаистской религии, которая состояла в том, чтобы поклоняться Богу при помощи обрядов и жить в страхе перед Богом. Это доказывают слова в Деян. 21:20-24 и в Иак. 2:2-11.
Из сказанного в Иак. 2:8-11 видно, что во времена Иакова верующие из иудеев всё ещё занимались соблюдением ветхозаветного закона. Это перекликается со словами в Деян. 21:20, сказанными Павлу Иаковом и старейшинами в Иерусалиме. Иаков, старейшины в Иерусалиме и многие тысячи верующих из иудеев по-прежнему придерживались смеси христианской веры и Моисеева закона. Они даже посоветовали Павлу следовать этой полуиудаистской смеси (Деян. 21:17-26). Они не сознавали, что устроение закона полностью закончено и что следует полностью подчиниться устроению благодати. Они также не сознавали, что любое пренебрежение различием между этими двумя устроениями будет идти вразрез с Божьим устроительным управлением и нанесёт большой вред Божьему домостроительному плану по созиданию церкви как выражения Христа.
Очень жаль, что суждение Иакова было полностью основано на его набожности, на его благочестивом житии, как показывает то, что он упомянул идолопоклонство, блуд, то, что задушено, и кровь. Его суждение вовсе не было основано на управлении Божьего новозаветного домостроительства. Отсюда видно, что он полностью находился под «облачной» атмосферой своего иудаистского прошлого, а не под ясным небом Божьего новозаветного домостроительства.
В Деян. 15:22-33 описывается решение этой проблемы. Фактически, это решение было компромиссом, но это было лучше, чем ничего.
В стихах 23-29 излагается письмо, которое было написано собравшимися в Иерусалиме и послано с Павлом и Варнавой в Антиохию. В стихе 26 говорится, что Варнава и Савл были «людьми, которые подвергали опасности [букв. «отдали»] свою жизнь за имя нашего Господа Иисуса Христа». Греческое выражение, переведённое как «свою жизнь», буквально означает «свои души». Имеется в виду не только их жизнь, но и само их существо, которое они отдали за имя Господа.
В стихах 30-31 говорится: «Итак, когда их отослали, они пришли в Антиохию и, собрав всё множество людей, вручили им письмо. И те, прочитав, обрадовались воодушевлению». С одной стороны, верующие в Антиохии обрадовались, потому что им не нужно было обрезываться. С другой стороны, им всё равно нужно было соблюдать некоторые требования закона. «Лисица» закона была зарыта в землю, но «хвост» всё равно остался на виду. Таким образом, это решение, фактически, было компромиссом.
Согласно восемнадцатой главе Деяний, даже Павел не был полностью свободен от иудаистского влияния. В стихе 18 говорится: «Павел, пробыв там ещё довольно много дней, простился с братьями и отплыл в Сирию — и с ним Прискилла и Акила, — остригши голову в Кенхреях, ибо он имел обет». Это был частный обет, который давался иудеями в знак благодарности в любом месте и сопровождался стрижкой волос. Это не то же самое, что обет назорейства, который давался обязательно в Иерусалиме и сопровождался обритием головы. Павел был иудеем и соблюдал обет, но не навязывал его язычникам. Павлу следовало в соответствии с принципом его учения о Божьем новозаветном домостроительстве отказаться от всех иудейских обычаев, которые принадлежали к ветхозаветному устроению. Однако у него всё ещё был этот частный обет. Мне трудно поверить в то, что Павел, написавший Послания к римлянам и к галатам, мог тем не менее соблюдать этот обет. В принципе, в этом вопросе Павел заблуждался. Разумеется, он заблуждался далеко не так сильно, как Иаков в Деян. 21. Как мы увидим, когда Павел присоединился к людям, давшим обет назорейства, Господь не потерпел этого.
Здесь мы хотим сделать акцент на том, что решение проблемы в Деян. 15 было компромиссом. Проблема была решена, и смута была усмирена. Но корень этого яда не был отсечён. Поскольку было допущено, чтобы этот корень остался, он вновь появляется в двадцать первой главе. Та смесь, которую мы видим в Деян. 21, уже присутствовала в Деян. 15. Это религиозная смесь, смесь Божьего новозаветного домостроительства с иудаистской религией старого устроения. Эта смесь была результатом компромисса. Из-за этого компромисса проблема в Деян. 15 не была решена полностью. Тем не менее такое частичное решение было лучше, чем ничего.
Учиться противостоять сегодняшней ситуации компромисса
В принципе, сегодняшняя ситуация такая же, как в Деяниях. Сегодня по-прежнему очень много компромисса. Поэтому мы изучаем Библию не просто для того, чтобы усваивать доктрину, но и для того, чтобы получить предостережение и научиться противостоять нынешней ситуации.
В 1964 году я написал несколько гимнов о том, что Христос есть Дух. Однажды один мой знакомый, который был соработником, сказал мне: «Да, в Новом Завете действительно говорится, что Христос есть Дух. Но если мы будем учить этому, христиане этого не примут. Нам лучше не учить тому, что Христос есть Дух». Я сказал этому брату: «Оправдание верой было восстановлено через Мартина Лютера. Католическая церковь выступала против этого. Если бы Лютер решил не учить оправданию верой из-за того, что Католическая церковь не хотела принимать этого, как бы тогда вообще появилось восстановление?»
Некоторые из тех, кто когда-то был среди нас в Господнем восстановлении, свели учения брата Ни к компромиссу. Они знают, чему он учил, но, поскольку они боятся традиционного христианства, они не осмеливаются учить тому же. Вместо этого они идут на компромисс. При переводе некоторых книг брата Ни переводчики даже меняли те или иные его слова, чтобы их не осудили.
В 1964 году меня пригласили выступить в четвёртый или пятый раз перед одной христианской группой в Далласе. Брат, у которого я гостил, предупредил меня: «Брат Ли, пожалуйста, не говорите о церкви. Люди здесь не примут вашего учения о церкви. Но мы будем рады, если вы сделаете сообщения о Христе как жизни. Нам это нравится, и нам это помогает». Не сказав на просьбу этого брата ни «да», ни «нет», я ответил: «Брат, если я буду преподносить Христа как жизнь, итогом этого будет церковь. Как ты можешь просить меня преподносить Христа и ожидать, что итогом этого не будет церковь?» Потом я сказал ему, что моё служение — это преподнесение Христа и итогом этого служения всегда будет церковь.
Я делал сообщения для этой христианской группы в Далласе в течение недели. До последнего вечера конференции я не говорил о церкви. Мой говорящий дух больше не мог терпеть того, что я молчу о церкви. Мне было всё равно, пригласят ли меня ещё раз или нет. Я знал, что я должен сказать слово о церкви. Когда я попросил присутствовавших на собрании открыть 12-ю главу Послания к римлянам, брат, у которого я гостил, понял, что я намерен говорить о Теле Христовом, о церкви. Те, кто пригласил меня, были огорчены. Тем не менее я стал говорить твёрдое слово о церкви, и через это сообщение кто-то был приобретён для Господнего восстановления.
Все эти примеры учат нас остерегаться компромисса. Давайте все учиться на основе нашего изучения Деяний противостоять сегодняшней ситуации компромисса.