Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Деяний»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 43

Воспроизведение в Малой Азии и Европе через служение Павла и его спутников

(9)

  Тексты Писания: Деян. 15:35-41; 16:1-5

  В этом сообщении мы рассмотрим стихи с 15:35 по 16:5. В Деян. 15:35-39 говорится о споре Павла с Варнавой. В 15:40 мы видим начало второго путешествия служения, которое совершил Павел. В стихах 40-41 Павел и Сила проходили Сирию и Киликию, а в 16:1-5 они пошли в Дервию и Листру.

Спор с Варнавой

  В 15:36 Павел сказал Варнаве: «Возвратимся же, посетим братьев в каждом городе, в которых мы возвестили слово Господне, и посмотрим, как они живут». Варнава намеревался взять с ними Иоанна, называемого Марком, но Павел «считал, что не подобает брать с собой этого человека, который отступил от них в Памфилии и не пошёл с ними на работу. И произошёл острый спор, так что они отделились друг от друга; и Варнава, взяв с собой Марка, отплыл на Кипр» (ст. 38-39). Варнава и Павел были людьми, чьи жизни были отданы за имя Господа (ст. 26), однако сразу же после их победы в борьбе за веру против ереси, связанной с обрезанием, между ними возник настолько острый спор, связанный с родственником одного из них, что они отделились друг от друга.

Ответственность Варнавы

  Ответственность за этот неприятный эпизод, видимо, лежит на Варнаве, так как после этого случая он больше не появляется в божественном повествовании Деяний о движении Господа в Божьем новозаветном домостроительстве. Причиной его поражения, возможно, было его природное родство с Марком, его двоюродным братом (Кол. 4:10), который в силу каких-то отрицательных причин оставил Варнаву и Павла во время их первого путешествия служения (Деян. 13:13). Марк впоследствии был восстановлен и вернулся в служение Павла (2 Тим. 4:11; Флм. 1:24), однако с Варнавой этого не произошло.

  В отношении Марка Павел проявил большую строгость. Возможно, Марк оставил их во время первого путешествия служения из-за того, что он не вынес тягот этой благовестнической работы. Тем не менее Варнава, чьё имя означает «сын воодушевления» (4:36), хотел взять с ними Марка во второе путешествие. Варнава, который, возможно, был человеком очень добрым и терпеливым, хотел дать Марку ещё одну возможность. Кроме того, поскольку Марк был двоюродным братом Варнавы, у него с Варнавой были взаимоотношения по плоти. Поскольку Павел проявил строгость, не позволив Марку отправиться во второе путешествие, между Павлом и Варнавой произошёл острый спор.

Уроки, которые нужно усвоить

  На примере спора Павла и Варнавы из-за Марка нам нужно научиться не применять наши природные добродетели в отношении Господней работы. Возможно, вы очень добры и терпеливы, но, когда вы вступаете в Господнюю работу, вам нужно забыть о своих природных доброте и терпении и следовать строгим, божественным правилам и принципам. Нельзя жертвовать божественными принципами ради своего природного существа. Если вы от природы любезны, добры, терпеливы и снисходительны, это приведёт к проблемам в Господней работе. Если вы будете держаться за такие природные добродетели, вы пожертвуете божественными принципами ради своих добродетелей.

  В 15:35-39 мы видим нечто ещё худшее, чем применение природных добродетелей в Господней работе, а именно такой серьёзный вопрос, как готовность позволить проникнуть в работу плотским взаимоотношениям. Когда такое происходит, это ужасно. Варнава ошибался и в том, что он применял свои природные добродетели в Господней работе, и, возможно, также в том, что он позволил вторгнуться в работу своим плотским взаимоотношениям с Марком.

  Во время, описанное в 15:35-39, Павел не был молодым человеком. Он, безусловно, был человеком, имевшим большой опыт в Господе. Совершенно очевидно, что вопрос о том, чтобы взять с ними Марка во второе путешествие служения, затрагивал какие-то основные принципы, и Павел чувствовал, что он не может нарушить эти принципы. В конечном итоге Варнава пошёл своим путём, взяв с собой Марка. После этого Варнава больше не упоминается в божественном повествовании о движении Бога в Его новозаветном домостроительстве. Это показывает, что Варнава был не прав.

В Сирию и Киликию

  В Деян. 15:40-41 говорится: «А Павел, избрав Силу, отправился в путь, будучи вверен братьями благодати Господней. И он проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви». Так Павел начал своё второе путешествие служения, закончившееся в 18:22. То, что Павел был вверен братьями благодати Господней, показывает, что именно он, а не Варнава, пошёл правильным путём.

В Дервию и Листру

Обрезание Тимофея

  В 16:1-5 мы видим, что Павел пришёл в Дервию и Листру. «И вот, там был один ученик по имени Тимофей, сын верующей иудейки, но отца-грека; он имел о себе доброе свидетельство от братьев в Листре и Иконии. Павел захотел, чтобы он пошёл с ним; и он взял его и обрезал его из-за иудеев, которые были в тех местах, ибо все они знали, что его отец был грек» (ст. 1Б-3). То, что Павел обрезал Тимофея из-за иудеев, показывает, что среди верующих из иудеев сохранялось сильное влияние иудаистского прошлого. Оно нарушало движение Господнего благовестия и мешало ему.

  В пятнадцатой главе Деяний решение проблемы, связанной с обрезанием, было изложено в письменном виде (15:20, 23-30), и Павел носил это письмо с собой. Указание на это содержится в Деян. 16:4: «И когда они проходили по городам, они передавали им постановления, вынесенные апостолами и старейшинами в Иерусалиме, чтобы они соблюдали их». Почему же Павел обрезал Тимофея? Сочтя Тимофея хорошим материалом для работы, Павел захотел, чтобы он пошёл с ним (16:3). Здесь сказано, что Павел «взял его и обрезал его из-за иудеев, которые были в тех местах». Обрезав Тимофея, Павел тем самым, вероятно, применил свою мудрость, чтобы ему легче было благовествовать. Никакой другой причины для обрезания Тимофея у Павла не было.

Обрезание Тимофея в свете Послания к галатам

  Нам необходимо рассмотреть обрезание Тимофея Павлом в Деян. 16 в свете того, что Павел говорит об обрезании в Послании к галатам. В Гал. 2:1-3 говорится: «Потом, через четырнадцать лет, я опять пошёл в Иерусалим с Варнавой, взяв с собой и Тита. А пошёл я согласно откровению; и я изложил им благовестие, которое я проповедую среди язычников, но изложил отдельно от других тем, кто был почитаем, — как бы не оказалось, что я тщетно бегу или бежал. Но даже Тит, который был со мной, хотя он и грек, не был принуждён обрезаться». Эти стихи указывают на то, о чём повествуется в Деян. 15. В Деян. 15 Тит не упоминается, но в Гал. 2 Павел говорит, что он взял с собой Тита в Иерусалим. Кроме того, Павел говорит, что Тит не был принуждён обрезаться. Если в Гал. 2 Тит не был обрезан, то почему в Деян. 16 Павел обрезал Тимофея во время своего второго путешествия служения? Здесь мы видим, что Павел поступал двояко. С одной стороны, Тит не был обрезан; с другой стороны, Павел обрезал Тимофея.

  В Гал. 5:2 говорится: «Вот, я, Павел, говорю вам, что если вы будете обрезываться, то Христос не принесёт вам никакой пользы». Как это слово можно применить к обрезанию Тимофея? Если Тимофей был обрезан, значит ли это, что Христос не принёс ему никакой пользы?

  Далее, в Гал. 5:4, Павел говорит: «Вы превратились в ничто, отделённые от Христа, вы, оправдывающиеся законом; вы отпали от благодати». Это серьёзное слово. Превратиться в ничто, будучи отделёнными от Христа, — значит стать ничем, будучи отделёнными от Христа, лишиться всякой пользы от Христа и, таким образом, оказаться отделёнными от Него, сделав Его бесполезным.

  В Гал. 6:14 Павел говорит: «А я отнюдь не намерен хвалиться, разве только крестом нашего Господа Иисуса Христа, через которого мир распят для меня и я для мира». В этом стихе «мир» — это не мир в общем смысле, а иудейский, религиозный мир. Как показывает следующий стих, здесь Павел говорит, что религиозный мир распят для него и он для религиозного мира. Затем, в Гал. 6:15, он объясняет: «Ибо и обрезание — ничто, и необрезание, а важно лишь новое творение». Как мы уже отмечали в другом месте, обрезание — это предписание закона, а новое творение — это творение божественной жизни с божественной природой.

  Павел также говорит об обрезании в Гал. 5:6: «Ибо в Христе Иисусе не имеет никакой силы ни обрезание, ни необрезание, а имеет силу вера, действующая посредством любви». Здесь выражение «иметь силу» указывает на энергию или практическую силу. Обрезание — это просто внешнее предписание, не имеющее силы жизни.

  Как можно примирить то, что Павел обрезал Тимофея, с тем, что он говорит об обрезании в Послании к галатам? При написании Послания к галатам его отношение к обрезанию было абсолютно отрицательным. В этом Послании он говорит, что если мы будем обрезываться, то Христос не принесёт нам никакой пользы, и что в Христе не имеет никакой силы ни обрезание, ни необрезание. Если отношение Павла к обрезанию было таким, то почему он обрезал Тимофея?

Гибкость Павла

  В восемнадцатой главе Деяний мы видим, что он ещё имел иудейский обет (ст. 18), частный обет, который давался иудеями в знак благодарности в любом месте и сопровождался стрижкой волос. Павел знал, что во всех главных городах Малой Азии есть иудеи. Он понимал, что, проходя по этим городам для работы среди людей, он в первую очередь будет осуществлять работу среди иудеев. Возможно, он думал, что если с ним будет необрезанный молодой соработник, то это станет большой помехой для его благовестнической работы. Таким образом, Павел, возможно, обрезал Тимофея ради своей благовестнической работы. Вероятно, он сделал это для того, чтобы получить возможность осуществлять свою работу там, где всё ещё преобладали иудейская атмосфера и иудейское окружение. Однако когда Павел отправился в Иерусалим, чтобы сражаться за истину против ереси, связанной с обрезанием, он намеренно взял с собой Тита, то есть того, кто не был обрезан.

  При изучении Деян. 16 и Гал. 2 на нас, возможно, производит впечатление гибкость Павла. Когда он отправился в Иерусалим сражаться против обрезания, он взял с собой соработника, который не был обрезан. Возможно, Павел сделал это для того, чтобы показать, что он решительно противостоит обрезанию. Как мы уже увидели, описанное в Гал. 2:1-3 было частью событий, о которых говорится в Деян. 15. Затем, сразу же после совещания в Деян. 15, Павел, собираясь отправиться для благовестия в своё второе путешествие служения, взял Тимофея и обрезал его. На месте Силы мы бы, наверное, сказали: «Павел, что ты делаешь? Ты не постоянен. Сначала ты выступаешь против обрезания, а потом ты обрезываешь Тимофея». Но мы можем сказать в защиту Павла, что он не был непостоянным, а проявлял гибкость. Возможно, то, что он обрезал Тимофея, не было неправильным. Написанное им в Послании к галатам слово о том, что ни обрезание, ни необрезание не имеет никакой силы, можно истолковать применительно к случаю с Тимофеем в Деян. 16. Это слово можно понять в том смысле, что Павел охватывал в нём как сторону обрезания, так и сторону необрезания.

Влияние традиции

  Как только в людей входит традиция, её очень трудно удалить. Кроме того, людям трудно избежать влияния сильной религиозной атмосферы. Павел работал в языческом мире, главным образом в греческой общине. Но иудеи, жившие в различных городах в Малой Азии, продолжали поддерживать там иудаистскую атмосферу, и даже Павлу было трудно освободиться от этого влияния.

  Следовало ли Павлу обрезывать Тимофея в Деян. 16? С точки зрения здравого смысла можно сказать, что в конечном итоге путь Господа будет заключаться в том, чтобы не обрезывать никого. Самое большее, что мы можем сказать о том, что Павел обрезал Тимофея, — это то, что он проявил гибкость в конкретной обстановке.

Устроительная книга

  Деяния — это очень устроительная книга. Если у нас нет проницательности, идущей от знания Божьего домостроительства, Божьего устроения, то нам будет трудно понять эту книгу. Мы славим Господа за то, что Деяния открываются нам, чтобы мы увидели все ключевые устроительные положения, содержащиеся в этой книге. Если мы увидим эти вопросы, это поможет нам в нашем изучении Нового Завета.

Церкви укрепляются и увеличиваются

  В Деян. 16:4-5 говорится: «И когда они проходили по городам, они передавали им постановления, вынесенные апостолами и старейшинами в Иерусалиме, чтобы они соблюдали их. Итак, церкви укреплялись в вере и увеличивались в числе с каждым днём». Все эти церкви были поместными церквями, то есть церквями в различных городах. Поместная церковь — это церковь, основанная в определённой местности, имеющая юрисдикцией определённый город. Такая поместная церковь показана в словах Господа в Мф. 18:17. Повествование в отношении того, что церковь основывается в своей местности, является последовательным на протяжении всего Нового Завета (Деян. 8:1; 13:1; 14:23; Рим. 16:1; 1 Кор. 1:2; 2 Кор. 8:1; Гал. 1:2; Отк. 1:4, 11).

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках