Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Деяний»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 41

Воспроизведение в Малой Азии и Европе через служение Павла и его спутников

(7)

  Тексты Писания: Деян. 15:1-34

  Пятнадцатая глава Деяний имеет очень важное значение с точки зрения Божьего устроения, Божьего домостроительства. Рассматривая эту главу, мы не будем обращать внимания на второстепенные детали, как это делали многие другие. Напротив, мы сосредоточимся на важных положениях, относящихся к устроительным вопросам.

  В Деян. 15:1-33 повествуется о беспокойстве, возникшем из-за обрезания. В стихах с 1 по 21 рассказывается о совещании апостолов и старейшин, проведённом в Иерусалиме. Затем, в стихах 22-33, описывается решение этой проблемы. В этом сообщении мы начнём рассматривать стихи с 1 по 33 из 15-й главы.

Ересь, связанная с обрезанием

  В Деян. 15:1 говорится: «И какие-то люди пришли из Иудеи и стали учить братьев: Если вы не будете обрезаны согласно Моисееву обычаю, вы не можете быть спасены». Эти люди, пришедшие из Иудеи, пришли с твёрдым намерением оказать иудаистское влияние на верующих из язычников.

  Утверждение, что если человек не будет обрезан согласно Моисееву обычаю, то он не может быть спасён, сводит на нет веру в Божьем новозаветном домостроительстве и является настоящей ересью. Поэтому «какие-то люди», которые учили братьев-христиан этой ереси, были, возможно, как раз теми, кого Павел в Гал. 2:4 считал лжебратьями.

  Обрезание было внешним предписанием, которое иудеи унаследовали от своих праотцев, начиная с Авраама (Быт. 17:9-14). Это предписание отличало и отделяло иудеев от язычников. Обрезание превратилось в мёртвую, традиционную формальность, простую отметку на плоти, не имеющую никакого духовного значения, и стало большим препятствием для распространения благовестия Бога согласно Его новозаветному домостроительству (Гал. 2:3-4; 6:12-13; Флп. 3:2).

  Обрезание, соблюдение субботы и особые правила в отношении пищи — это три самых строгих предписания согласно Моисееву закону, отличающих и отделяющих иудеев от язычников, которых иудеи считают нечистыми. Все эти предписания, которые имели основу в Писании, но относились к ветхозаветному устроению, стали препятствием для распространения благовестия на язычников согласно Божьему новозаветному устроению (Кол. 2:16). В Божьем новозаветном домостроительстве быть обрезанным — значит сделать Христа бесполезным для верующих (Гал. 5:2).

  В Деян. 15:1 говорится о Моисеевом обычае. Соблюдать Моисеев обычай, то есть следовать внешним предписаниям закона, — значит не только упразднять благодать Божью и делать смерть Христа напрасной (Гал. 2:21), но и возвращать верующих, которых Христос освободил, в рабство закона (Гал. 5:1; 2:4).

Павел и Варнава борются за веру

  Учение о том, что человек должен быть обрезан, чтобы получить спасение, сводит на нет искупление Христа, благодать Бога и всё новозаветное домостроительство Божье. Поэтому Павел и Варнава не могли терпеть эту ересь и у них «возникло немалое разногласие и обсуждение» (Деян. 15:2) с теми, кто пришёл из Иудеи и учил этой ереси братьев-христиан. В стихе 2 Павел и Варнава боролись за веру (Иуд. 1:3) против одной из величайших ересей, чтобы истина благовестия осталась у верующих (Гал. 2:5).

Иерусалим, источник проблемы

  На самом деле проблема этого еретического учения должна была быть решена Петром и Иаковом в Иерусалиме. Эта ересь вообще не должна была дойти до Антиохии. Прежде чем эти учителя-еретики отправились в Антиохию, они, скорее всего, распространили своё учение в Иерусалиме. Но нет никаких указаний на то, что Пётр и Иаков сделали что-либо, чтобы покончить с этой ересью.

Ответственность Петра и Иакова

  Источником беспокойства, описанного в Деян. 15, был Иерусалим. Первая группа апостолов и старейшин в Иерусалиме должна была принять меры против этого еретического учения, прежде чем оно смогло распространиться на церкви из язычников. То, что с ним не было покончено в Иерусалиме, показывает, что Пётр и Иаков имели определённые недостатки. Ответственность за сложившуюся ситуацию должна лежать на них. К тому времени, когда эта ересь распространилась в Антиохию, Павлу и Варнаве было уже слишком поздно пытаться покончить с ней. Из-за этого они были вынуждены идти в Иерусалим, чтобы коснуться источника этой проблемы.

  Читая Деяния, мы, возможно, придерживаемся неверного представления о Петре и Иакове. Возможно, мы оцениваем Петра и Иакова слишком высоко. Возможно, мы слишком возвышаем Петра, а Иакова считаем очень благочестивым и набожным. Если мы будем придерживаться такого представления о Петре и Иакове, у нас не будет надлежащей точки зрения на ситуацию, о которой повествуется в пятнадцатой главе. Другими словами, из-за нашего неверного представления и понимания мы не сможем увидеть в надлежащем свете суть проблемы в Деян. 15. Фактически, суть этой проблемы не в иудействующих еретиках, пришедших в Антиохию; суть проблемы в Петре и Иакове. Утверждать так было бы справедливо.

  В Деян. 1 показано, что Пётр присутствовал в то время, когда Господь Иисус продолжал готовить апостолов к их служению. В качестве такой подготовки Он сказал им: «Вы получите силу, когда сойдёт на вас Святой Дух, и будете Моими свидетелями и в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии, и до края земли» (1:8). В данном случае Господь назначил их Своими свидетелями не только для жителей Иерусалима и Иудеи и для народа Самарии, в котором была смешанная кровь, но и для края земли, что указывает на все земли язычников. Сказанное Господом слово очень ясно. Если Иаков, брат Господа Иисуса по плоти, не присутствовал в то время, когда это слово было сказано, он, конечно же, должен был быть знаком с ним. Лука, автор Деяний, узнал об этом слове. Разумеется, Иаков узнал о нём раньше, чем Лука. Пётр и Иаков должны были принять слово Господа о том, что они должны быть свидетелями до края земли, в качестве основы, чтобы покончить с еретическим учением, утверждавшим, что язычники должны быть обрезаны, чтобы получить спасение. Поскольку Господь уже сказал это слово, не было никакой нужды в обсуждениях и спорах. Пётр и Иаков должны были проделать тщательную работу, чтобы устранить это еретическое учение, убив его на корню в Иерусалиме.

  Если мы будем мыслить здраво и стоять на надлежащей точке зрения, читая пятнадцатую главу, мы поймём, что причиной возникшего беспокойства была небрежность Петра и Иакова. Они не сделали то, что должны были сделать; они не исполнили свою обязанность. В результате это еретическое учение существовало в Иерусалиме и даже преобладало там. Если бы оно не преобладало в Иерусалиме, как бы оно могло распространиться до Антиохии? В древние времена сообщение с далёким городом было очень медленным. Поэтому если что-то распространилось от Иерусалима до Антиохии, это было большим событием.

Не оберегают истину

  Иудействующие были настолько ревностными, что, несмотря на трудности, связанные с передвижением, они отправились в Антиохию с целью распространения своего еретического учения. Они смело учили людей, говоря: «Если вы не будете обрезаны согласно Моисееву обычаю, вы не можете быть спасены» (15:1). Как мы уже отмечали, такое учение упраздняет весь Новый Завет. Оно упраздняет искупающую смерть Христа, Его воскресение, Его вознесение и всё, чему Он учил.

  Очень трудно понять, как Пётр и Иаков могли мириться с такой ересью в Иерусалиме. Если одновременно с 15-й главой Деяний мы прочитаем 2-ю главу Послания к галатам, это поможет нам понять, какая ситуация существовала в то время. Пётр и Иаков заслуживают того, чтобы на них была возложена вина за эту проблему, потому что они не оберегали истину и не боролись за неё в достаточной мере. Из-за этого недостатка проблема ереси существовала в Иерусалиме, а затем распространилась на церкви из язычников.

Идут к апостолам и старейшинам в Иерусалим

  Согласно 15:2, у Павла и Варнавы «возникло немалое разногласие и обсуждение» с иудействующими. Не следует думать, что Павел проявил излишнюю настойчивость, допустив не только обсуждение, но и разногласие. В этой ситуации разногласие было необходимо. Как Павел мог согласиться с еретическим учением о том, что язычники не могут быть спасены, если не будут обрезаны? Он был вынужден породить разногласие с теми, кто учил этой ереси.

  В результате разногласия с учителями-еретиками Павел и Варнава и некоторые другие были назначены «идти по этому вопросу к апостолам и старейшинам в Иерусалим» (15:2). Согласно стиху 26, Павла и Варнаву считали людьми, которые отдали свою жизнь за имя нашего Господа Иисуса Христа. Церковь в Антиохии решила послать их в Иерусалим.

  Павел, Варнава и некоторые другие отправились к апостолам и старейшинам в Иерусалим не потому, что Иерусалим был штаб-квартирой Божьего движения, и не потому, что церковь в Иерусалиме была главной церковью, управлявшей другими церквями, а потому, что Иерусалим был тем источником, откуда пришло еретическое учение об обрезании. Чтобы решить эту проблему и устранить корень беспокойства, им нужно было обратиться к источнику. Согласно Божьему новозаветному домостроительству, у Божьего движения на земле нет штаб-квартиры и не существует главной церкви, подобно церкви в Риме, которая управляла бы другими церквями. Штаб-квартира движения Бога в Его новозаветном домостроительстве находится на небесах (Отк. 4:2-3; 5:1), а правит всеми церквями Христос, Глава церкви (Кол. 1:18; Отк. 2:1).

  В Деян. 15:3-4 говорится: «Итак, после того как церковь проводила их, они проходили и Финикию, и Самарию, подробно рассказывая об обращении язычников, и доставляли большую радость всем братьям. И, прибыв в Иерусалим, они были приняты церковью, апостолами и старейшинами и возвестили всё, что Бог совершил с ними». Когда Павел, Варнава и некоторые другие пошли в Иерусалим, это было движение церкви, а не их собственное движение как отдельных людей. Они действовали не сами по себе, отдельно от церкви, а совокупно, в церкви и вместе с церковью. Это было движение Тела Христова.

  В Деян. 15:5 говорится: «Но восстали среди них некоторые уверовавшие из секты фарисеев и говорили: Нужно обрезывать их и велеть соблюдать Моисеев закон». Фарисеи были строжайшей религиозной сектой среди иудеев (26:5). Эта секта образовалась около 200 г. до Р.Х. Они гордились своим выдающимся религиозным образом жизни, набожностью и знанием Писаний. Как мы уже отмечали, учение фарисеев в 15:5 упраздняло Божье новозаветное домостроительство.

  Предположим, что вы были бы одним из старейшин в церкви в Иерусалиме во времена, описанные в Деян. 15. Что бы вы сделали с теми, кто учил, что верующие в Христа должны быть обрезаны и соблюдать Моисеев закон? Встали бы вы и сказали бы смело, что такое еретическое учение недопустимо в церкви? Именно так должны были поступить старейшины в Иерусалиме.

  Самым влиятельным старейшиной в церкви в Иерусалиме был Иаков. Указание на это содержится в 12:17, где Пётр говорит: «Сообщите об этом Иакову и братьям». Отсюда видно, что Иаков был ведущим среди апостолов и старейшин в Иерусалиме. Кроме того, в Гал. 2:12 Павел говорит о том, что пришли некоторые от Иакова. Павел не сказал, что они пришли из Иерусалима — он сказал, что они пришли от Иакова. Это показывает, что Иаков занимал очень важное положение в Иерусалиме, что он был ведущим старейшиной.

Ответственность старейшин в отношении ереси

  Здесь я хотел бы задать вопрос сегодняшним старейшинам в церквях. Предположим, что какие-то люди в церкви начинают учить, что верующие сегодня должны быть обрезаны и соблюдать Моисеев закон. Что вы сделаете? Поступая должным образом, вы должны сказать: «Мы просим вас не говорить на церковных собраниях и не распространять это учение среди святых. Вы учите ереси. Если вы будете продолжать распространять эту ересь, мы не позволим вам оставаться в церкви».

  Если кто-то говорит верующим, что они должны быть обрезаны и соблюдать Моисеев закон, это упраздняет Божье новозаветное домостроительство. Это также упраздняет смерть Христа. Это делает и Христа, и Его смерть бесполезными. Именно так Павел говорит о таком учении в Гал. 2:21. В этом стихе Павел говорит, что он не упраздняет благодать Божью.

  Всем, кто учит ереси о том, что верующие должны быть обрезаны и соблюдать Моисеев закон, следует сказать, что им нужно изменить своё понимание. Иначе церковь не может принять их. Церковь может принять только тех, кто верит в нашего Спасителя Иисуса Христа, в Его искупающую смерть, в Его воскресение и вознесение и в Божье новозаветное домостроительство. С устроительной точки зрения Моисеев закон больше не существует.

  В Деян. 15:6 говорится: «И собрались апостолы и старейшины, чтобы рассмотреть это дело». В этом стихе упомянуты апостолы и старейшины. Апостолы существуют во вселенском масштабе, а старейшины — в поместном.

  Почему Павел и Варнава были посланы из Антиохии в Иерусалим, когда проблема, с которой они столкнулись, существовала в Антиохии? Они пошли в Иерусалим, потому что источник проблемы находился там. Можно сказать, что «течение» проблемы достигло Антиохии, но источник находился в Иерусалиме. Было бы неправильно устранять течение, не устранив источник. Даже если бы течение было устранено, источник всё равно остался бы. Поэтому они пошли в Иерусалим, чтобы устранить источник; они пошли туда не потому, что церковь в Антиохии рассматривала церковь в Иерусалиме как главную церковь.

Не иерархия, а председательство Святого Духа

  Точно так же Павел и Варнава не рассматривали Петра и Иакова как высокопоставленных чиновников. Если бы это было так, это означало бы, что существует иерархия. Однако никакой иерархии не существовало, и, в частности, Пётр не был «папой», как ложно утверждает католицизм.

  Здесь, в Деян. 15, мы видим единственное в своём роде совещание, в котором участвовали апостолы вселенской церкви и старейшины поместной церкви в Иерусалиме. Эти две группы занимали ведущее положение в новозаветном движении Господа на земле. На этом совещании не было председателя — председательствующим был Дух (ст. 28), пневматический Христос, Глава церкви (Кол. 1:18) и Господь всех (10:36). В Деян. 15:7 говорится: «Произошло долгое обсуждение». Это показывает, что на совещании каждый имел право высказаться. Решение было принято на основе свидетельства, которым поделился Пётр (ст. 7-11), фактов, которые изложили Варнава и Павел (ст. 12), и заключительного слова, с которым выступил Иаков, занимавший ведущее положение среди апостолов и старейшин в Иерусалиме (12:17; 21:18; Гал. 1:19; 2:9) в силу влияния, которое он оказывал на верующих своей набожностью.

Повествование об общении

  Некоторые думают, что совещание, описанное в Деян. 15, было первым церковным собором. Это ошибочное понимание. Здесь мы видим не собор, а собрание с целью общения, на котором председательствует Святой Дух. Позднее было сказано: «Святому Духу и нам показалось нужным…» (ст. 28). В данном случае не было голосования, а также не было ни автократии, ни демократии. Автократия и демократия не должны существовать в церковной жизни. Вместо этого в церковной жизни должно быть просто общение в Духе. В Деян. 15 повествуется о таком общении.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках