Воспроизведение в Иерусалиме, Иудее и Самарии через служение Петра и его спутников
(11)
Тексты Писания: Деян. 4:1-31
В третьей главе Деяний Пётр представляет Христа, Целителя, как Божьего Слугу, Святого, Праведного, Начинателя жизни, Пророка и семя, в котором благословятся все роды земли. Поскольку этот Целитель — Начинатель жизни, каждый раз, когда мы призываем Его, мы наслаждаемся временем освежения. Как Пророк, Он изрекает нам Бога, и в Нём как семени Авраама мы благословлены. Все эти аспекты Христа как чудесного Целителя предназначены для нас. Однако в Деян. 3 мы не видим, что этот Целитель предназначен для Божьего домостроительства, Божьего замысла, Божьего строения. Но в четвёртой главе Петру была дана возможность представить этого Целителя ещё шире: он представил Его как камень для Божьего строения. Относительно этого в 4:11-12 говорится: «Это камень, презренный вами, строителями, который стал главой угла. И нет ни в ком другом спасения, ибо нет и иного имени под небом, данного среди людей, которым мы должны быть спасены». В этом сообщении мы продолжим говорить о Христе как камне для Божьего строения.
Бог пришёл в воплощении, чтобы быть камнем для построения Своего вселенского жилища, но иудейские вожди, которые должны были быть строителями, презрели этот камень. Однако Бог сделал Его главой угла. Чем больше иудейские вожди отвергали Его, тем больше Бог использовал Его. Сначала Он был камнем только в общем смысле. Но после отвержения иудейскими вождями Бог в воскресении сделал Его главой угла. Сначала Он был обычным камнем. Потом иудейские вожди отвергли Его, убив Его. Но Бог почтил Его, воскресив Его из мёртвых и сделав Его особенным камнем — главой угла, краеугольным камнем, тем самым важным камнем, который соединяет стены строения. Христос — это глава угла в Божьем строении.
В Ин. 1 мы видим, что Андрей привёл своего брата, Симона Петра, к Господу Иисусу. «Иисус, взглянув на него, сказал: Ты Симон, сын Иоанна; ты будешь назван Кифа (что переводится как «Пётр»)» (ст. 42). Имя «Пётр» означает «камень». Позже, в Кесарии Филипповой, Господь Иисус спросил Своих учеников: «А вы кем Меня считаете?» (Мф. 16:15). Пётр первым провозгласил: «Ты Христос, Сын живого Бога» (ст. 16). В Своём ответе Петру Господь сказал: «Я также говорю тебе, что ты Пётр, и на этой скале Я построю Мою церковь» (ст. 18). Здесь имя «Пётр» означает «камень», то есть материал для Божьего строения. Господь Иисус как бы говорил: «Ты Пётр, камень. Я построю Мою церковь из камней».
Не может быть никаких сомнений в том, что сказанное Господом произвело на Петра глубокое впечатление, хотя и маловероятно, что он понял это тогда. Однако после того как в него был вдохнут животворящий Дух и после того как на него подул домостроительный Дух, Пётр стал человеком Духа, человеком с сущностным Духом внутри него и домостроительным Духом на нём. Будучи таким человеком, он, конечно же, начал понимать сказанное Господом о том, что он камень. Возможно, Пётр сказал про себя: «Я вспоминаю, что, когда я в первый раз встретил Господа, Он сказал, что даст мне новое имя, имя, которое означает «камень». Позже Он назвал меня Петром и сказал, что построит Свою церковь на скале. Теперь я понимаю, что говорил Господь».
Имея это понимание, Пётр в Деян. 4 мог представить Господа Иисуса как камень, презренный строителями, но ставший главой угла. Позже, когда он состарился, он написал своё первое Послание, в котором он говорил о Господе как живом камне и о верующих как живых камнях для Божьего строения: «Приходя к Нему, живому камню, отвергнутому людьми, но избранному и драгоценному у Бога, вы и сами, как живые камни, созидаетесь как духовный дом» (1 Пет. 2:4-5А). Согласно третьей и четвёртой главам Деяний, Пётр знал Целителя не только как Божьего Слугу, Святого, Праведного, Начинателя жизни, Пророка и семя, в котором благословится вся земля; он также знал Его как камень для Божьего строения.
Я думаю, что не многие на протяжении столетий учили на основе Слова тому, что Иисус Христос — это камень для Божьего строения. Он не только Слуга, Святой, Праведный, Начинатель жизни, Пророк и семя; Он камень для Божьего строения. Согласно 4:12, этот камень — Тот, в ком мы можем быть спасены. Следовательно, Он Спаситель-Камень. Как Спаситель-Камень, Он твёрдый, крепкий и надёжный. Мы можем положиться на Него и стоять на Нём. Этот камень — скала, камень основания и глава угла. В Зах. 4:7 (евр.) мы видим, что Он даже верхний камень. Христос — это материал для Божьего строения. Божье строение целиком состоит из Христа.
Спасение в имени всеобъемлющего Христа
Слыша, что мы говорим, в соответствии с Писаниями, что Христос — это глава угла, камень основания, верхний камень и даже все камни в Божьем строении, некоторые, возможно, обвиняют нас в том, что мы учим пантеизму. Это ложное обвинение. Да, мы говорим, что Христос — наша пища, наш воздух, наша вода, наш свет, наша дверь, наша одежда и наше жилище, хотя это, разумеется, не пантеизм. Разве Христос не достоин быть нашей пищей и нашим питьём? Разве Он не достоин быть нашим воздухом, нашей одеждой, нашей дверью и нашим жилищем? Разве Он не является камнем основания, главой угла, верхним камнем и всеми камнями для Божьего строения? Конечно же, Христос достоин быть всем этим. Однако сегодня некоторые сокращают достоинства Христа и ложно обвиняют как пантеистов тех, кто учит на основе Библии, что Христос всеобъемлющ, что Он всё во всём. В Новом Завете раскрывается, что Христос — это всё во всём (Кол. 3:11) и мы полнота Того, кто есть всё во всём (Эф. 1:23). Как чудесно, что мы полнота Христа, выражающая Его!
Мы спасаемся в имени Иисуса Христа, Того, кто всеобъемлющ. Знаете ли вы, почему Его имя такое сильное? Его имя сильное, потому что Он чудесный, всеобъемлющий Христос. Мы спасены в имени Иисуса Христа, а Он всеобъемлющ. Как всеобъемлющий Христос, Он Бог, человек, Отец, Сын, Дух, скала, основание, глава угла, верхний камень, дверь, наша пища, наше питьё, наша одежда, наша жизнь, наша сила, наша способность, наша функция, наше хождение, наше житие, наши слова, наше дыхание, наше зрение, наш слух. О, невозможно исчерпать всё то, чем является для нас Христос!
Из-за влияния традиции некоторые говорят, что нельзя использовать новые термины для выражения того, чем является Христос. Они утверждают, что нужно использовать только те термины, которыми пользуются отцы церкви, соборы и традиционные учения. Это накладывает большое ограничение на Божьих людей. Нам нужно пробиться через это ограничение и использовать, когда это необходимо, новые термины, чтобы передать всеобъятность Христа. Мы не должны доверяться традиционному богословию, потому что оно ограничивает нас и даже уводит нас в неверном направлении. Нам нужно увидеть в Слове все аспекты Христа. В частности, наш Христос имеет аспект того, что Он камень для Божьего строения. Аллилуйя за этот строительный камень!
Камень преткновения, разбивающий камень, воспроизводящий камень и строительный камень
Христос — это не только камень для Божьего строения; Он также камень преткновения и разбивающий камень. Господь Иисус сказал о Себе как камне преткновения и разбивающем камне: «Тот, кто упадёт на этот камень, разобьётся вдребезги; а на кого он упадёт, того раздавит в прах и развеет, как мякину» (Мф. 21:44). Для верующих Христос — камень основания, Тот, на кого они надеются (Ис. 28:16). Но для неверующих иудеев Он — камень преткновения (Ис. 8:14-15; Рим. 9:32-33), а для народов Он будет разбивающим камнем. Согласно Дан. 2:34-35, Христос как камень разобьёт народы при Своём возвращении.
Для нас, верующих, Христос не является ни камнем преткновения, ни разбивающим камнем — Он строительный камень, и даже воспроизводящий камень. Для нас Он стал строительным камнем. Сначала мы стали Его воспроизведением, а теперь Он состраивает нас вместе в Божье жилище. Он и Строитель, и материал для Божьего строения. Он Спаситель-Камень. В Божьем домостроительстве Он строит Божье вечное жилище. Для иудеев и народов Он является соответственно камнем преткновения и разбивающим камнем. Но для нас Он воспроизводящий камень и строительный камень.
От человека-глины до города-камня
В Библии камень является важным элементом. В Бытии Бог сотворил человека, состоящего из глины (Быт. 2:7). Следовательно, первый человек был человеком-глиной. Потом Бог Сам стал человеком, и этот человек был человеком-камнем. В конце Библии, в Откровении, мы видим город-камень, город, построенный из камня. Таким образом, Библия начинается с человека-глины, продолжается человеком-камнем и завершается городом-камнем. Таково Божье домостроительство.
Изучать Библию нелегко. Нам нужны определённые навыки, если мы собираемся должным образом изучать Слово Божье. Те, кому недостаёт необходимых навыков, могут, читая Деяния, обращать внимание на такие вещи, как знамения, чудеса и тень Петра (5:15). Возможно, они не обращают внимания на камень, отвергнутый строителями. Нам, однако, необходимо видеть важность Христа как строительного камня.
В начале Библии мы видим дерево жизни, реку и камень. Согласно Быт. 2, сотворив человека, Бог поместил его перед деревом жизни (ст. 8-9). Мы также читаем, что «из Эдема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки» (ст. 10). В связи с рекой в Быт. 2 говорится о золоте, бдолахе и камне ониксе (ст. 12). Это первое упоминание камня в Библии.
В Ветхом Завете мы вновь и вновь читаем о камне. Например, камни оникса были на наплечниках ефода, который носил первосвященник, и в нагрудник первосвященника были вставлены двенадцать камней (Исх. 28:8-12, 21). На этих камнях были вырезаны имена двенадцати колен Израиля. Это подразумевает, что Божьи избранные люди должны стать камнями в глазах Бога.
В Ветхом Завете мы также читаем о рассечённой скале, из которой текла вода жизни (Исх. 17:5-6). В Первом послании к коринфянам Павел говорит, что этой скалой был Христос: «Ибо пили из духовной скалы, следовавшей за ними, и скала эта была Христос» (1 Кор. 10:4).
В Ис. 8:14-15 говорится о камне преткновения. Но в Ис. 28:16 говорится: «Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень — камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утверждённый». Для Своих противников Христос является камнем, о который они претыкаются, но для нас Он является камнем основания и краеугольным камнем. Кроме того, Захария говорит о Христе как верхнем камне: «Вынесет он верхний камень при шумных восклицаниях: „Благодать, благодать на нём!“» (Зах. 4:7, евр.).
Намного больше мы читаем о камне в Новом Завете. Господь Иисус назвал Петра камнем и дал понять, что Сам Он — скала (Ин. 1:42; Мф. 16:18). Христос построит Свою церковь на этой скале из верующих как камней. В 1 Кор. 3:11 Павел говорит, что Христос — это единственное основание, которое было положено, и мы должны строить на этом основании из золота, серебра и драгоценных камней. Затем, в 1 Пет. 2:4-5, мы видим, что Господь Иисус — это живой камень и что мы и сами, как живые камни, созидаемся как духовный дом. Затем, в Откровении, Господь говорит, что победители получат белый камень, что означает, что в Его глазах они стали драгоценными камнями (Отк. 2:17). Кроме того, в Отк. 4 Бог, сидящий на престоле, имеет вид ясписа и сердолика: «Сидящий видом подобен камню яспису и сердолику» (ст. 3). В конечном итоге мы видим Новый Иерусалим, город, чей свет «подобен драгоценнейшему камню, как бы камню яспису» (Отк. 21:11), большую высокую стену из ясписа (ст. 12, 18) и двенадцать оснований, состоящих из драгоценных камней. Если мы рассмотрим этот город, мы увидим, что он состоит из золота, жемчуга и драгоценных камней. Таково ясное откровение о камне в Библии.
Многие из тех, кто учит Библии, не увидели, что камень — это важный элемент в Писаниях. Слышали ли вы когда-нибудь, что Господь Иисус — это Спаситель-Камень? Говорили ли вам когда-нибудь, что Бог имеет вид ясписа? Согласно Отк. 4, мы можем сказать, что наш Бог — это Бог-яспис. Если кто-то скажет, что такого термина нет в Библии, мы можем заметить, что в Библии не используется выражение «Триединый Бог», однако тот факт, что Бог триедин — Отец, Сын и Дух, — безусловно, содержится в Слове. Подобным образом, в Библии не используется термин «Бог-яспис», но в ней определённо показано, что Бог имеет вид ясписа. Следовательно, разве Он не Бог-яспис в самом прямом смысле?
Я хочу ещё раз призвать вас не доверяться традиционному богословию. У этого богословия слишком много ограничений, слепоты и покрывал в отношении многих вопросов, содержащихся в Библии. Мы увидели лишь небольшую часть того, что содержится в Слове. Божье откровение в Писаниях неисчерпаемо. Когда мы будем в вечности, мы, возможно, скажем: «О, как мало мы увидели!»
Изучая Библию, мы не должны быть небрежными. Напротив, мы должны следовать направляющим принципам Писаний. Если мы будем следовать этим принципам, мы убережёмся от ошибок. Хотя мы не должны быть ограничены традиционным богословием, нам тем не менее нужно руководствоваться направляющими принципами при толковании Библии. (Может быть, в другой раз мы рассмотрим, что представляют собой эти принципы.)
В Библии есть линия в отношении камня, проходящая от Быт. 2 до Отк. 22. В Быт. 2, в начале, мы видим камень оникс, а затем, в Отк. 21-22, мы видим в качестве завершения город из ясписа. И вид, и стена, и первое основание этого города содержат яспис. Как же много истины подразумевается и кроется в словах Петра, когда он говорит о Христе как о камне, отвергнутом строителями, но сделанном Богом главой угла в воскресении!