Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Деяний»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 15

Воспроизведение в Иерусалиме, Иудее и Самарии через служение Петра и его спутников

(10)

  Тексты Писания: Деян. 4:1-31

  В этом сообщении мы рассмотрим стихи с 1 по 31 из 4-й главы. В этих стихах описывается начало гонения со стороны иудейских приверженцев религии. Сказанное в Деян. 4:1-31 можно разделить на шесть частей: задержание и допрос, произведённые синедрионом (Деян. 4:1-7), свидетельство Петра (Деян. 4:8-12), запрет синедриона (Деян. 4:13-18), ответ Петра и Иоанна (Деян. 4:19-20), синедрион отпускает Петра и Иоанна (Деян. 4:21-22) и хвала и молитва церкви (Деян. 4:23-31). Рассмотрим Деян. 4:1-31 в целом, а затем перейдём к подробному рассмотрению стихов 11 и 12.

Задержание и допрос, произведённые синедрионом

  В стихах 1-2 говорится: «И когда они говорили народу, к ним подступили священники, начальник храмовой стражи и саддукеи, сильно обеспокоенные из-за того, что они учат народ и возвещают в Иисусе воскресение из мёртвых». Саддукеи были сектой внутри иудаизма (5:17). Они не верили ни в воскресение, ни в ангелов, ни в духов (Мф. 22:23; Деян. 23:8). Иоанн Креститель и Господь Иисус заклеймили и фарисеев, и саддукеев как отродье гадюк (Мф. 3:7; 12:34; 23:33). Господь предупреждал Своих учеников об опасности их доктрин (Мф. 16:6-12).

  Саддукеи были сильно обеспокоены из-за того, что Пётр и Иоанн учили народ и возвещали в Иисусе воскресение из мёртвых. В 4:2 выражение «в Иисусе» означает «в силе Иисуса и с природой и характером Иисуса».

  Петра и Иоанна поместили под стражу (ст. 3). «А на следующий день собрались в Иерусалиме их начальники, старейшины и книжники, и Анна, первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и все, которые были из первосвященнического рода» (ст. 5-6). Это было собрание иудейского синедриона (ст. 15). В четырёх Евангелиях этот синедрион, состоявший из иудейских вождей, стал самым активным противником Господа Иисуса и Его служения и осудил Его на смерть (Мф. 26:59). Теперь, в Деяниях, тот же синедрион, состоявший из тех же людей, начал гонение на апостолов и их служение (5:21; 6:12; 22:30). Отсюда видно, что иудаизм оказался в руках Божьего врага, Сатаны, дьявола, и был использован им в попытке задержать и даже сорвать движение Бога в Его новозаветном домостроительстве, направленное на осуществление Его вечного замысла, то есть на то, чтобы принести Его царство на землю, основывая и созидая церкви посредством проповеди благовестия Христа.

  Помимо первосвященника Анны, в 4:6 упомянуты Каиафа, Иоанн и Александр. Каиафа был первосвященником (Лк. 3:2). Иоанн и Александр, возможно, были родственниками первосвященника. В любом случае, они, судя по всему, занимали высокие посты среди иудеев, поскольку они упоминаются наряду с теми, кто возглавлял иудейский синедрион (Деян. 4:15).

  В Деян. 4:7 говорится: «И, поставив их посередине, они спросили: Какой силой или каким именем вы это сделали?» Их вопрос связан с исцелением хромого в третьей главе.

Свидетельство Петра

  В 4:8-12 мы видим свидетельство Петра. В стихах 8-10 говорится: «Тогда Пётр, исполнившись Святого Духа, сказал им: Начальники народа и старейшины, если нас сегодня допрашивают о благодеянии больному человеку — каким образом этот человек исцелён, то да будет известно всем вам и всему народу Израиля, что именем Иисуса Христа Назарянина, которого вы распяли и которого Бог воскресил из мёртвых, — этим именем человек этот стоит перед вами здоровый». В стихе 8 говорится, что Пётр исполнился Святого Духа внешне и домостроительно. Затем Пётр сказал им, что хромой был исцелён «именем Иисуса Христа Назарянина». Мы уже увидели, что слово «Назарянин» указывает на Того, кто был презираем иудейскими вождями (Ин. 1:45-46; Деян. 22:8; 24:5). В стихе 10 на слове «вы» сделано ударение. Здесь Пётр подчёркивает тот факт, что они распяли Господа Иисуса, но Бог воскресил Его из мёртвых.

  В стихах 11-12 Пётр продолжал: «Это камень, презренный вами, строителями, который стал главой угла. И нет ни в ком другом спасения, ибо нет и иного имени под небом, данного среди людей, которым мы должны быть спасены». Стих 11 является цитатой из Пс. 117:22. Господь Иисус тоже цитировал этот стих в Мф. 21:42, где Он давал понять, что Он — камень, предназначенный для Божьего строения (Ис. 28:16; Зах. 3:9; 1 Пет. 2:4), а «строители» — это иудейские вожди, которые должны были бы работать над Божьим строением. В Его словах открывается, что иудейские вожди отвергли Его и что Бог почтил Его для построения Своего жилища среди Своего народа на земле. Благодаря этим словам Пётр научился знать Господа как драгоценный камень, находящийся в почёте у Бога, как он и показывает в своём толковании относительно Господа в своём первом Послании (1 Пет. 2:4-7). То, что Пётр процитировал эти слова, показывает, что он проповедовал Христа не только как Спасителя для спасения грешников, но и как камень для Божьего строения. Именно такой Христос является единственным спасением для грешников, и именно Его единственным именем под небом — именем, которое иудейские вожди презрели и отвергли, а Бог почтил и возвысил (Флп. 2:9-10), — должны быть спасены грешники (Деян. 4:12).

  В стихе 11 греческое слово, переведённое как «презренный», также означает «отвергнутый» (см. Мф. 21:42). Камень, презренный, отвергнутый, строителями, стал главой угла. Греческое слово, переведённое как «глава угла», можно также перевести как «краеугольный камень». Христос — это не только камень основания (Ис. 28:16) и верхний камень (Зах. 4:7, евр.), но и краеугольный камень.

Хвала и молитва церкви

  После запрета синедриона (ст. 13-18), ответа Петра и Иоанна (ст. 19-20) и после того, как синедрион отпустил Петра и Иоанна (ст. 21-22), мы видим хвалу и молитву церкви (ст. 23-31). В стихе 23 говорится: «И когда их отпустили, они пришли к своим и сообщили всё, что им сказали главные священники и старейшины». Под «своими» понимается церковь, которая стала как бы особым народом. Призывание имени Иисуса выделяло этих людей среди иудеев и отделяло их от иудеев (9:14).

  Далее, в стихах 24-26, говорится: «И те, услышав это, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыка, Ты Тот, кто создал небо, и землю, и море, и всё, что в них, кто через Святого Духа, через уста нашего отца Давида, Твоего слуги, сказал: „Зачем неистовствовали язычники и народы замышляли тщетное? Приготовились земные цари и правители собрались вместе против Господа и против Его Христа“». Греческое слово, переведённое в стихе 24 как «Владыка», обозначает рабовладельца, того, кто имеет безраздельную власть, как в Лк. 2:29; Иуд. 1:4; Отк. 6:10; 1 Тим. 6:1-2. Слово, переведённое в стихе 25 как «неистовствовали», первоначально означало «фыркать, как лошадь», то есть вести себя высокомерно, самонадеянно.

  Далее, в стихах 27-28, говорится: «Ибо поистине собрались в этом городе против Твоего святого Слуги Иисуса, которого Ты помазал, и Ирод, и Понтий Пилат вместе с язычниками и народами Израиля, чтобы сделать то, чему Твоя рука и Твоё решение предопределили произойти». Слово «предопределили» в стихе 28 может напомнить нам об «определённом решении и предузнании Божьем» в 2:23. Распятие Господа Иисуса было намеренным исполнением божественного решения, определённого Триединым Богом.

  Согласно 4:29-31, они молились о смелости, чтобы говорить Господне слово. «И после их мольбы место, в котором они собрались, поколебалось и все исполнились Святого Духа и стали говорить слово Божье со смелостью» (ст. 31). Подобно Петру в стихе 8, они исполнились Святого Духа внешне и домостроительно.

Пётр и Иоанн перед синедрионом

  Главная мысль в Деян. 4 связана с Христом-Целителем, показанным в третьей главе. Исцеление, о котором говорится в Деян. 3, совершилось не за пределами святого города; оно произошло не просто в городе, а на территории храма. Поэтому многие из находившихся в храме оказались причастны к этому случаю. Однако правители и управляющие в иудаизме не соглашались с какой бы то ни было деятельностью, осуществлявшейся именем Того, от кого они отреклись, кого осудили на смерть и убили. Но они не могли отрицать тот факт, что хромой был исцелён и он был исцелён посредством имени Иисуса, а не способностью человека. Более того, Пётр и Иоанн были галилеянами, а не жителями Иерусалима. Они пришли из Галилеи — презираемой области. Наконец, произошло сильное волнение и иудейским вождям было трудно справиться с ситуацией. Иудейские вожди не могли уступить галилейским рыбакам и согласиться с тем, что они делали именем Того, от кого они отреклись и кого они распяли. Поэтому, будучи не в силах молчать, они собрались и держали совет.

  В Деян. 4:15 говорится: «Приказав же им выйти из синедриона, они стали совещаться друг с другом». Синедрионом назывался совет, состоявший из главных священников, старейшин, законников и книжников. Это был высший судебный орган у иудеев (Лк. 22:66; Деян. 5:27, 34, 41). Синедрион имел власть решать вопросы, не советуясь с вышестоящей властью.

  В Деян. 4 мы видим, что синедрион подошёл к вопросу о Петре и Иоанне очень осторожно. Они стали совещаться друг с другом и говорили: «Что нам делать с этими людьми? Ведь то, что через них действительно совершилось замечательное знамение, явно всем, живущим в Иерусалиме, и мы не можем этого отрицать. Но чтобы это ещё более не распространилось в народе, пригрозим им, чтобы они больше не говорили на основании этого имени ни одному человеку. — И, позвав их, они велели им вообще ничего не произносить и не учить на основании имени Иисуса» (ст. 16-18). Пригрозив им, они «отпустили их, не находя никакого способа наказать их из-за народа, потому что все прославляли Бога за то, что произошло» (ст. 21). Очевидно, опасаясь, что народ побьёт их камнями, если они накажут Петра и Иоанна, члены синедриона отпустили их.

Христос как камень для Божьего строения

  Когда Петра и Иоанна спросили, какой силой или каким именем они исцелили хромого, Пётр воспользовался этой возможностью, чтобы сказать ещё что-то о Христе как Целителе. Таким образом, в четвёртой главе Пётр фактически продолжает представлять Целителя. В третьей главе он представил этого Целителя в шести аспектах: как Божьего Слугу, как Святого, как Праведного, как Начинателя жизни, как Пророка и как семя, в котором благословятся все роды земли. Все эти аспекты Целителя предназначены нам на благо. Но в четвёртой главе Пётр представляет аспект Целителя, предназначенный прежде всего для Бога; он представляет Христа как камень для Божьего строения.

Спаситель-Камень

  В Деян. 4:12 говорится: «И нет ни в ком другом спасения, ибо нет и иного имени под небом, данного среди людей, которым мы должны быть спасены». Этот стих часто используют при благовествовании. Но слышали ли вы когда-нибудь, чтобы его использовали в связи со стихом 11? В Деян. 4:11 говорится: «Это камень, презренный вами, строителями, который стал главой угла». Эти стихи показывают, что камень в стихе 11 — это Спаситель. Камень, презренный строителями, стал главой угла, и нет спасения ни в одном другом имени. Мы можем быть спасены только в имени Иисуса, а Иисус — это камень. Это означает, что у нас есть Спаситель-Камень. В четырёх Евангелиях показан Спаситель-Царь у Матфея, Спаситель-Раб у Марка, Спаситель-Человек у Луки и Спаситель-Бог у Иоанна. В Деяниях же показан Спаситель-Камень. Наш Спаситель — не только Царь, Раб, Человек и Бог — Он также камень для Божьего строения.

  В 4:7 Петра и Иоанна спросили, какой силой или каким именем они исцелили хромого. Затем, в стихе 10, Пётр сказал: «То да будет известно всем вам и всему народу Израиля, что именем Иисуса Христа Назарянина, которого вы распяли и которого Бог воскресил из мёртвых, — этим именем человек этот стоит перед вами здоровый». Здесь Пётр смело говорит об имени Иисуса Христа. Затем, в стихе 11, он говорит, что это имя — камень, который был презрен строителями. Хотя Пётр был неучёным и невеждой (ст. 13), он тем не менее смог провозгласить, что Иисус Христос — это камень, презренный строителями. Кто был этими строителями, которые презрели этот камень? Этими строителями были вожди в синедрионе.

Построение Божьего вечного жилища

  Читая Деяния, мы до сих пор можем находиться под влиянием традиционного богословия. Вследствие этого влияния мы, возможно, понимаем только то, что имя Иисуса предназначено для спасения, что нет иного имени, данного нам, чтобы спастись. Возможно, мы не идём дальше и не задумываемся над значением камня и строителей. В частности, мы, возможно, не спрашиваем, что строили эти строители. Что они строили? Кто-то, возможно, думает, что они строили иудаизм, то есть строили религию. Однако Бог не намерен строить иудаизм или какую-либо религию.

  Иудейские вожди, строители, не знали Божье домостроительство. Подобно им, многие верующие сегодня не знают, что такое Божье домостроительство. Мы выпустили сотни сообщений Жизнеизучения, и в этих сообщениях мы рассмотрели многие вещи, касающиеся Божьего домостроительства. Мы показали, что Божье домостроительство состоит в том, чтобы построить Божье жилище во вселенной. Небо — это не постоянное Божье жилище; напротив, небо — это временное место обитания Бога. Библия ясно показывает, что Бог не удовлетворяется тем, чтобы вечно находиться на небе.

Слияние Бога с человеком

  Библия открывает нам, что у Бога есть домостроительство. Божье домостроительство — это план, устроение, управление с целью что-то осуществить. В Своём домостроительстве Бог намерен осуществить построение Своего вечного жилища. Что является вечным жилищем Бога? Вечное жилище Бога — это Его слияние с человеком, слияние Бога с человечеством. Ни небо, ни земля не являются жилищем Бога для Его удовлетворения. Ничто другое кроме слияния Бога с человеком не подходит для того, чтобы быть Божьим жилищем. Хотя в Ветхом Завете об этом говорится мало, это полностью раскрыто в Новом Завете, в частности, в Евангелии от Иоанна.

  В Ин. 1:14 говорится: «Слово стало плотью и поставило скинию среди нас». Сказанное здесь указывает на воплощение: Слово, то есть Бог (Ин. 1:1), стало плотью и поставило скинию среди нас». Выражение «поставило скинию» в этом стихе богато по своему значению. Оно означает, что Тот, кто воплотился, является самим слиянием Бога и человека. Это слияние является Божьей скинией, где Бог может обитать. Кроме того, в этой скинии Божьи избранные люди могут служить Богу и пребывать с Ним. Таким образом, в Ин. 1:14 мы видим слияние Бога с человеком в воплощении, становящееся скинией Бога, Его жилищем.

  В Ин. 14:23 Господь Иисус говорит: «Если кто-нибудь любит Меня, он будет соблюдать Моё слово, и Мой Отец будет любить его, и Мы придём к нему и сделаем у него обитель». Здесь мы видим, что Сын и Отец придут к тому, кто любит Господа Иисуса, и сделают у него обитель.

  Затем, в Ин. 15:4, Господь продолжает: «Пребудьте во Мне, и Я — в вас». Здесь Господь показывает, что Он может стать нашей обителью, местом нашего пребывания, и что нам нужно быть Его обителью. Господь как бы говорит: «Пребудьте во Мне, чтобы Я пребывал в вас. Будьте Моей обителью, чтобы Я был вашей обителью». Здесь мы видим слияние Бога и человека для взаимного жилища. Вы когда-нибудь что-нибудь слышали об этом? В традиционных богословских учениях нет такой мысли.

Строение в воскресении

  В Ин. 2:19 Господь Иисус говорит: «Разрушьте этот храм, и Я в три дня воздвигну его». Согласно Ин. 2:21, «Он говорил о храме Своего тела». Здесь Господь как бы говорит: «Вы, иудейские вожди, должны быть строителями. Но в конечном итоге вы разрушите этот храм. Однако Я в три дня построю его. В воскресении Я построю то, что вы разрушили». Это строение в воскресении включает не только Самого Иисуса Христа, но и всех, кто верит в Него. В завершение Он и все верующие будут состроены вместе в жилище Бога, которое в Новом Завете называется домом Божьим, церковью (1 Тим. 3:15).

  Теперь мы видим, что Божье домостроительство состоит в том, чтобы построить вечное жилище для Бога и для Его избранных людей. Этим жилищем фактически является слияние Бога с Его избранными людьми.

Взаимное жилище

  Мысль о том, что Бог является для нас жилищем, содержится в Ветхом Завете. Например, во Втор. 33:27 говорится: «Жилище твоё — Бог древний» (евр.). В Пс. 89:2 Моисей говорит: «Господь, Ты наше жилище во всех поколениях» (евр.). В этих стихах мы ясно видим, что Бог — это наше жилище. Однако в Ветхом Завете мы не найдём стиха, где говорилось бы, что мы, Божьи избранные люди, являемся Божьим жилищем. Но Новый Завет ясно раскрывает, что есть вселенское строение и это строение является взаимным строением Бога и Его избранных людей. Фактически, это жилище — Бог как наше жилище и мы как Божье жилище. Это чудесное жилище является Божьим строением.

  Бог намеревался использовать Моисея, царей, пророков и всех иудейских вождей, чтобы строить это жилище. Поэтому строители в Деян. 4:11 — это, судя по всему, строители Божьего вселенского жилища.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках